Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:39, реферат
Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат. humanus – «человечный») – течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. В Италии, а затем на протяжении второй половины XV-XVI вв. распространилось в других европейских странах. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности.
Введение
1. Периодизация
2. Проторенессанс
3. Раннее Возрождение
3.1. Скульптура
3.2. Живопись
4. Высокое Возрождение
4.1. В Средней Италии
4.2. В Венеции
5. Позднее Возрождение
Заключение
Список литературы
Министерство образования Российской Федерации
Иркутский
Государственный технический
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
«Культурология»
на тему:
«Искусство эпохи Возрождения в
Италии»
Выполнила:
студентка
гр.
Проверил:
Иркутск
2008
Содержание
Введение
1. Периодизация
2. Проторенессанс
3. Раннее Возрождение
3.1. Скульптура
3.2. Живопись
4. Высокое Возрождение
4.1. В Средней Италии
4.2. В Венеции
5. Позднее Возрождение
Заключение
Список литературы
Введение
Искусство Возрождения
«человечный») – течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. В Италии, а затем на протяжении второй половины XV-XVI вв. распространилось в других европейских странах. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий не ограниченными духовными и творческими возможностями.
Гуманистов вдохновляла
Искусство еще не совсем
В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической Красотой, в своём стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.
Формирование ренессансной
Феррара,
Генуя, Милан и позже всех, во второй
половине XV в., — богатая
купеческая Венеция. В XVI в. столицей
итальянского Возрождения стал
Рим.
1.
Периодизация
Из-за переходного характера эпохи Возрождения
хронологические рамки этого исторического
периода установить довольно
трудно. Периодизация Возрождения
определяется верховной ролью изобразительного
искусства в его культуре. Если
основываться на признаках,
которые в последствии будут
указаны (гуманизм, антропоцентризм,
модификация христианской традиции,
возрождение античности), то
хронология будет выглядеть
так: вводный период, Проторенессанс,
«эпоха Данте и Джотто», ок.1260-1320,
частично совпадающий с периодом дученто
(XII-XII вв.) и треченто (XIII-XIV
вв.), Раннее Возрождение (кватроченто
XIV-XV вв.), когда новые тенденции
активно взаимодействуют с готикой, преодолевая
и творчески преобразуя ее, а
также Высокое и Позднее Возрождение
(чинквеченто XV-XVI вв.).; особой
фазой которых стал маньеризм.
2.
Протенессанс
В итальянской культуре XIII – XIV вв. на фоне еще сильных византийских
и готических традиций стали появляться черты нового искусства – будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (т.е. подготовившим наступление Ренессанса; от греч. «протос» – «первый»).
Аналогичного переходного
стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме.
В итальянской культуре
Треченто.
Со второй половины XIII - в начале XIV в. в борьбе с местными феодалами
крепнет флорентийское бюргерство. Флоренция одной из первых превращается в богатую республику с конституцией, принятой в 1293 г., с быстро формирующимся буржуазным бытом и складывающейся буржуазной культурой. Почти сто пятьдесят лет просуществовала Флорентийская республика, нажившая богатства в торговле шерстью и шелком и прославившаяся своими мануфактурами.
Изменения в искусстве Италии,
прежде всего, сказались в
были подготовлены скульптурными работами мастера Никколо Пизано (около 1220 – между 1278 и 1284). Он родился на юге, в Апулии, но, работая в Пизе, так сроднился с городом, что получил прозвище Пизано, с которым вошел в историю итальянского искусства. В его работах прослеживается явное влияние античности. Он, несомненно, изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла не ее дальнейшее формирование. Кафедра из белого, розово-красного и темно-зеленого мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон. По средневековой традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов.
Никколо Пизано использовал здесь традиционные сюжеты и мотивы, однако, кафедра принадлежит уже новой эпохе.
Никколо стал основателем
Новые веяния проникают и в живопись Италии. В течение некоторого времени значительная роль в этой области принадлежала художникам Рима. Римская школа выдвинула одного из крупнейших мастеров Проторенессанса - Пьетро Каваллини (между 1240 и 1250 – около 1330).
Подобно тому, как Никколо
Пизано реформировал
Однако со второго десятилетия XIV века художественная жизнь в Риме
замерла. Ведущая роль в итальянской живописи перешла к флорентийской школе.
Флоренция в течение двух столетий была чем-то вроде столицы художественной жизни Италии и определяла главное направление развития ее искусства.
Рождение проторенессансного искусства Флоренции связывают с именем Ченни ди Пеппо, прозванного Чимабуэ (ок.1240-ок.1302).
Но самым радикальным
кротости, смирении и извечной всепоглощающей материнской любви ("Оплакивание"). Сцены полны внутренней напряженности, как, например, "Воскрешение Лазаря", иногда пронзительны в своем трагизме, как композиция "Несение креста".
Трактуя евангельские эпизоды как события человеческой жизни, Джотто
помещает его в реальную обстановку, отказываясь при этом от соединения в одной композиции разновременных моментов. Композиции Джотто всегда пространственны, хотя сцена, на которой разыгрывается действие, обычно не глубока. Архитектура и пейзаж в фресках Джотто всегда подчинены действию. Каждая деталь в его композициях направляет внимание зрителя к смысловому центру.
Джотто заложил основу искусства Возрождения. Хотя он не был