Искусство Древнего Мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 06:00, реферат

Краткое описание

История искусства в истории человечества представляет собой сложную картину развития различных национальных школ, течений, стилей и традиций, не знающих временных и географических границ, благодаря чему в ступенчатых формах православных храмов, богатством декора, не уступающих образцам французского барокко, прослеживаются геометрически аскетичные линии Египетских пирамид, а русские иконы смотрят на нас глазами ликов, написанных кистью византийского художника.

Файлы: 1 файл

культура древнего египта.docx

— 46.64 Кб (Скачать)

    Обилие  золотых изделий поражает воображение. Золота в Египте было «больше, чем песка морского»: кроме золотых месторождений в самом Египте, его привозили из Нубии и других покорённых стран. Серебра было меньше, и ценилось оно дороже. Во времена Тутанхамона сохраняются тысячелетние традиции Египта - его священные символы, иконография, но больше нет ни следа строгой простоты форм, геометризма силуэтов, к которым тяготело искусство Древнего царства. Теперь формы изделий тянутся, как цветочные стебли, а материалы полупрозрачны, как лепестки. Среди сокровищ Тутанхамона много сосудов и светильников из алебастра, сквозистого, нежно-белого с золотистым оттенком, уподобленных лотосам, лилиям. Ложа и кресла сконструированы с таким расчётом, чтобы тело в них покоилось и нежилось: сиденья мягко вытянуты,  приспособлены для подушек, подлокотники - для рук, лежащих без напряжения, расслабленно. Декор изыскан: много ажурных вставок, цветных инкрустаций, ножки кресел заканчиваются львиными лапами, ножки складного стульчика - утиными головками, держащими в клювах нижние перекладины, сидения имитирует свисающую звериную шкуру.

    Саркофаг  с мумией Тутанхамона оставлен в  его гробнице в Долине Царей. Все  найденные там сокровища хранятся в Каирском музее.

    Вскоре  после кончины Тутанхамона в  Египте воцарилась новая, 19-династия. Она  выдвинула прославленных царей-завоевателей, первое место среди них принадлежало Рамсесу II, покорителю хеттов, правившему в течение шестидесяти лет. При нём вновь развернулось грандиозное строительство, чему способствовал приток богатств из завоёванных стран. Была завершена архитектура храма Амона в Карнаке, начатого при Аменхотепе3,воздвигнут величественный Рамессеум - комплекс, включавший в себя и дворец, и заупокойный храм Рамсеса. И совсем удивительное, прежде всего по своей трудоёмкости, сооружение - храм, вырубленный в скале Абу Симбел. Залы, колонны, статуи - всё высекалось из скального массива, в том числе четыре 20-метровые статуи Рамсеса2 на фасаде. В 1960-х годах этот невиданный пещерный храм был разобран и  на отдельные блоки и перенесён на 30 метров выше, чтобы спасти его от затопления при строительстве Асуанской плотины.

    Рамсес  II культивировал древнейшие традиции египетского искусства, угасавшие в амарнскую эпоху, - торжественно-монументальный стиль, подавляющую грациозность сооружений, могущественное величие статуй фараона-бога. Но это была уже нарочитая архаизация, от которой веяло холодом; органичность монументальных образов Древнего царства оказывалась невозобновимой. А в произведениях менее официозных и масштабных, в рельефах и росписях, сохранялось влияние амарнского искусства - его экспрессия, динамика, свободное обращение с канонами. Показателен рельеф с плакальщиками - один из шедевров московского собрания. Он создан в эпоху 19-й династии в Мемфисе. «Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов. Теперь это не процессия, а толпа; фигуры теснятся, смешиваются, их ритм усложнился - одни согнуты, другие падают наземь, третьи запрокинулись назад. Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо. Рельеф не возвышается над фоном, он врезан в поверхность, причём одни линии очень сильно углублены, подчёркнуты, другие проведены легко - так достигается беспокойная игра теней и усиливается ощущение пространственной сложности композиции.

    Подобные  вещи были последним словом египетского  реализма, а храм в Абу Симбел с его колоссами - последней вспышкой египетского монументального гения. Дальше линия развития постепенно затухает. После Рамсеса II и при следующих династиях началась полоса тяжелых и длительных войн, завоеваний Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В 7 веке до нашей эры египетская монархия на время вновь объединилась вокруг саисских правителей, возродилось и её искусство в традиционных формах. Саисское искусство высоко по мастерству, но склонно к повторению старых образцов, в нём не былой жизненности, ощущается усталость, иссякание творческой энергии.

    Всемирно-историческая роль Египта в то время была исчерпана  и всё ярче разгоралась восходящее солнце Эллады.

     Позднее Время.

     На  дальнейшем развитии египетской культуры сказались многочисленные войны, приведшие к распаду государства.

     Прекращается  возведение пышных усыпальниц, среди  памятников этой эпохи наиболее интересны  скульптурные портреты.

     Завоевания  Александра Македонского в 332 г. до н.э., положили начало новому периоду в искусстве Древнего Египта, в художественной культуре которого переплелись традиции прошлого и античности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 

    Но  ещё очень долго, даже когда Египет перестал быть самостоятельным государством, его многотысячелетняя культура исподволь питала культуру Среднеземноморья. Египетский город Александрия в 4 веке до нашей эры стал местом скрещения и синтеза греческой и египетской культур; правивший Александрией правитель македонской династии Птолемеев называл себя фараоном, «избранником Ра, любимцем Амона». Знаменитая Александрийская библиотека и Александрийский музей - храм муз и оплот науки - были обязаны своим существованием не только грекам, но и египтянам, обладавшими обширными познаниями в астрономии, математике, ремёслах и искусстве. Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, геометрии Герона, исследовании дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика седьмого века нашей эры Анания Ширанского. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов, и проводили много лет у них в ученичестве.

    «Огромная роль Древнего Египта в истории мировой  культуры до сих пор ещё не оценена  должным образом, - пишет русский  египтолог М. Э. Матье. - Ряд открытий в науке и технике всё ещё приписывается то грекам, то арабам, ибо мы узнаём о появлении этих открытий из античных или средневековых арабских источников, не подозревая подчас о том, что, в сущности, речь идёт о плодотворном использовании культурного наследия древности». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

    1. Алексеева В.В. «Что такое искусство?», М., «Советский художник», 1991г.
    2. Васильев А.А. «История средних веков», М., «Республика», 1994г.
    3. Литература и искусство. Универсальная энциклопедия школьника. Сост. Воротников А.А., Минск, «Валев», 1995г.
    4. Серия «Малая история искусств», М., «Искусство».
    5. «Искусство средних веков». Тяжелев Е.В., Сапоцинский О., 1975г.
    6. Культурология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999г.

Информация о работе Искусство Древнего Мира