Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 06:00, реферат
История искусства в истории человечества представляет собой сложную картину развития различных национальных школ, течений, стилей и традиций, не знающих временных и географических границ, благодаря чему в ступенчатых формах православных храмов, богатством декора, не уступающих образцам французского барокко, прослеживаются геометрически аскетичные линии Египетских пирамид, а русские иконы смотрят на нас глазами ликов, написанных кистью византийского художника.
Обилие золотых изделий поражает воображение. Золота в Египте было «больше, чем песка морского»: кроме золотых месторождений в самом Египте, его привозили из Нубии и других покорённых стран. Серебра было меньше, и ценилось оно дороже. Во времена Тутанхамона сохраняются тысячелетние традиции Египта - его священные символы, иконография, но больше нет ни следа строгой простоты форм, геометризма силуэтов, к которым тяготело искусство Древнего царства. Теперь формы изделий тянутся, как цветочные стебли, а материалы полупрозрачны, как лепестки. Среди сокровищ Тутанхамона много сосудов и светильников из алебастра, сквозистого, нежно-белого с золотистым оттенком, уподобленных лотосам, лилиям. Ложа и кресла сконструированы с таким расчётом, чтобы тело в них покоилось и нежилось: сиденья мягко вытянуты, приспособлены для подушек, подлокотники - для рук, лежащих без напряжения, расслабленно. Декор изыскан: много ажурных вставок, цветных инкрустаций, ножки кресел заканчиваются львиными лапами, ножки складного стульчика - утиными головками, держащими в клювах нижние перекладины, сидения имитирует свисающую звериную шкуру.
Саркофаг
с мумией Тутанхамона оставлен в
его гробнице в Долине Царей. Все
найденные там сокровища
Вскоре
после кончины Тутанхамона в
Египте воцарилась новая, 19-династия. Она
выдвинула прославленных царей-
Рамсес II культивировал древнейшие традиции египетского искусства, угасавшие в амарнскую эпоху, - торжественно-монументальный стиль, подавляющую грациозность сооружений, могущественное величие статуй фараона-бога. Но это была уже нарочитая архаизация, от которой веяло холодом; органичность монументальных образов Древнего царства оказывалась невозобновимой. А в произведениях менее официозных и масштабных, в рельефах и росписях, сохранялось влияние амарнского искусства - его экспрессия, динамика, свободное обращение с канонами. Показателен рельеф с плакальщиками - один из шедевров московского собрания. Он создан в эпоху 19-й династии в Мемфисе. «Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов. Теперь это не процессия, а толпа; фигуры теснятся, смешиваются, их ритм усложнился - одни согнуты, другие падают наземь, третьи запрокинулись назад. Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо. Рельеф не возвышается над фоном, он врезан в поверхность, причём одни линии очень сильно углублены, подчёркнуты, другие проведены легко - так достигается беспокойная игра теней и усиливается ощущение пространственной сложности композиции.
Подобные вещи были последним словом египетского реализма, а храм в Абу Симбел с его колоссами - последней вспышкой египетского монументального гения. Дальше линия развития постепенно затухает. После Рамсеса II и при следующих династиях началась полоса тяжелых и длительных войн, завоеваний Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В 7 веке до нашей эры египетская монархия на время вновь объединилась вокруг саисских правителей, возродилось и её искусство в традиционных формах. Саисское искусство высоко по мастерству, но склонно к повторению старых образцов, в нём не былой жизненности, ощущается усталость, иссякание творческой энергии.
Всемирно-историческая роль Египта в то время была исчерпана и всё ярче разгоралась восходящее солнце Эллады.
На дальнейшем развитии египетской культуры сказались многочисленные войны, приведшие к распаду государства.
Прекращается возведение пышных усыпальниц, среди памятников этой эпохи наиболее интересны скульптурные портреты.
Завоевания
Александра Македонского в 332 г. до н.э.,
положили начало новому периоду в искусстве
Древнего Египта, в художественной культуре
которого переплелись традиции прошлого
и античности.
Заключение.
Но ещё очень долго, даже когда Египет перестал быть самостоятельным государством, его многотысячелетняя культура исподволь питала культуру Среднеземноморья. Египетский город Александрия в 4 веке до нашей эры стал местом скрещения и синтеза греческой и египетской культур; правивший Александрией правитель македонской династии Птолемеев называл себя фараоном, «избранником Ра, любимцем Амона». Знаменитая Александрийская библиотека и Александрийский музей - храм муз и оплот науки - были обязаны своим существованием не только грекам, но и египтянам, обладавшими обширными познаниями в астрономии, математике, ремёслах и искусстве. Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, геометрии Герона, исследовании дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика седьмого века нашей эры Анания Ширанского. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов, и проводили много лет у них в ученичестве.
«Огромная
роль Древнего Египта в истории мировой
культуры до сих пор ещё не оценена
должным образом, - пишет русский
египтолог М. Э. Матье. - Ряд открытий
в науке и технике всё ещё приписывается
то грекам, то арабам, ибо мы узнаём о появлении
этих открытий из античных или средневековых
арабских источников, не подозревая подчас
о том, что, в сущности, речь идёт о плодотворном
использовании культурного наследия
древности».
Список
литературы