Искусство Древнего Мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 06:00, реферат

Краткое описание

История искусства в истории человечества представляет собой сложную картину развития различных национальных школ, течений, стилей и традиций, не знающих временных и географических границ, благодаря чему в ступенчатых формах православных храмов, богатством декора, не уступающих образцам французского барокко, прослеживаются геометрически аскетичные линии Египетских пирамид, а русские иконы смотрят на нас глазами ликов, написанных кистью византийского художника.

Файлы: 1 файл

культура древнего египта.docx

— 46.64 Кб (Скачать)

     Введение.

 

                                          «Искусство есть одно из средств 

                                          общения между людьми».

                                                           Г. В. Плеханов. 
 

     На  протяжении всей истории человек  и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в  чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства.

     Помощь  в познании мира через эмоциональное  восприятие его, расширение кругозора, пробуждение творческих сил, формирование духовного облика человека – функции искусства. Момент обращения человека к художественному творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Искусство не существует вне времени и общества, по своему содержанию оно социально и неразрывно связано с национальной традицией и эпохой.

     Художник, переосмыслив увиденное, по-своему разгадав тайны бытия, с помощью системы художественных образов старается передать свое мироощущение, вовлекая нас в сложный процесс самопознания, заставляя работать не только наши глаза, мозг, но и воображение, мобилизующее к действию наши духовные силы.

     История искусства в истории человечества представляет собой сложную картину развития различных национальных школ, течений, стилей и традиций, не знающих временных и географических границ, благодаря чему в ступенчатых формах православных храмов, богатством декора, не уступающих образцам французского барокко, прослеживаются геометрически аскетичные линии Египетских пирамид, а русские иконы смотрят на нас глазами ликов, написанных кистью византийского художника.

     В своей работе я хотела бы провести вас по основным вехам развития искусства в Древнем Египте и показать, как человек, изменяясь, творил новое, нечто отличное от прежнего, как его творения изменяли самого творца, как рождались и умирали цивилизации, и что осталось вечным напоминанием об их существовании.

     Искусство Древнего Мира.

     Искусство древних цивилизаций наследует  черты первобытной культуры, открывая и новые формы художественного творчества. На смену родовым отношениям приходит классовое общество, более прогрессивная форма социального устройства. Эксплуатация рабов порождает разделение труда физического и умственного, создает почву для развития различных форм творчества. Из среды ремесленников выделяются зодчие, скульпторы, живописцы.

     Усложнение  общественной жизни способствовало расширению образного диапазона искусства.

     Художественное  творчество древнейших цивилизаций  тесно связано с религией, большая часть памятников культуры носят культовый характер. Идейное содержание искусства древних деспотий, возникших в 5-4 тыс. до н.э. (Египет, государства Двуречья), определяется, главным образом, требованием прославления власти богов, героев, царей. Разрабатываются также темы труда, охоты, военных баталий.

     Важнейшее завоевание художественной культуры древнего мира – синтез искусств.

     Египет.

     Египет  – одно из древнейших государств мира, а его искусство – один из самых  ранних вкладов в историю культуры человечества.

     Историю Древнего Египта делят на следующие  периоды:

     1. Додинастический (4 тыс. до н.э.).

     2. Древнее царство (30-23 вв. до н.э.).

     3. Среднее царство (22-18 вв. до н.э.).

     4. Новое царство (16-11 вв. до н.э.).

     5. Позднее время (11в-332г. до н.э.).

     Примерно  так разделил историю Древнего Египта жрец Манефон, живший в конце IV-III в. до н.э. в Александрии.

     Додинастический период.

     Для искусства додинастического периода  характерно высокое мастерство обработки камня. Обнаруженные в погребениях шиферные таблички для растирания красок, украшенные рельефным изображением; расписанные глиняные сосуды, позволяют судить о тематике, разрабатываемой египетскими мастерами; это: заупокойные обряды, исторические события, военные походы.

     И вот здесь важное место завоевывает  образ человека. Складываются основные каноны изображения человеческой фигуры: широкие и сильные плечи разворачиваются в фас, ноги и голова – в профиль, что позволяет мастеру поставить акцент на наиболее выразительных и ясно читаемых аспектах человеческого облика. Значительность властелина подчеркивается размерами его изображения, намного превосходящими изображение других персонажей, как, например, в рельефе шиферной плиты фараона Нармера (около 3 тыс. лет до н.э., Каир, Египетский музей).

     Древнее Царство.

     После объединения Египта в единое государство  в конце IV – начале II тыс. до н.э. начинается расцвет египетского искусства.

     В эпоху Древнего Царства в Египте появляется новый тип гробниц – ступенчатая пирамида. Первая такая пирамида построена для фараона Джосера в XXVIII в. до н.э. К этому же столетию относится и возведение известных пирамид фараонов Хеопса (или Хуфу), Хефрена (илиХафра) и Микерина (Менкау-ра) в Гизе.

    Самая грандиозная из них – пирамида Хеопса – построена под руководством архитектора Химеуна. Ее высота около 150 м, и сложена она из 2 млн. 300 тыс. блоков. Это по истине необычайный памятник непреклонной воли фараона и многолетнего каторжного труда сотен тысяч рабов. К пирамидам примыкали низкие заупокойные храмы, у подножия рядами располагались гробницы придворных и родичей фараона - так называемые «мастаба» (буквально: «каменные скамьи»). И храмы и мастаба рядом с пирамидами выглядели очень маленькими и издали не были заметны, а треугольники пирамид на фоне неба виднелись отовсюду как напоминание о вечности. Длинная прямая дорога вела к ним с востока, от плодородных долин, орошаемых Нилом: дорога от обители жизни к безмолвному миру песков и гробниц. Границу пустыни и сейчас сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицо фараона Хефрена,- прадед всех бесчисленных египетских сфинксов. Он создан не только руками людей, но и самой пустыней: люди обтесали и обработали скалу, похожую по форме не тело лежащего льва. Так делали, как мы помним, их первобытные предки.

    Во  времена египетских  фараонов, когда  вдоль извилистых берегов Нила высились огромные храмы, присутствие богов ощущалось по всюду, даже среди заселявших землю животных. Лежащий в иле гиппопотам хранил дух Таурта, помогающего при деторождении. Беззвучно скользящий в тёмной воде Нила крокодил был воплощением Себека, хранителя речной жизни. Грациозная кошка, греющаяся в лучах солнца на камнях храма, была богиней удовольствия Баст. Даже затерявшаяся в тине лягушка наделялась божественными качествами. Все, кто умел летать, плавать или бегать, обладали недоступными простым смертным способностями. Неудивительно, что верховные божества принимали порой искаженный облик людей, которыми им приходилось управлять. Осирис, верховный бог творения и власти, выглядел как человек. Его брат Сет, бог беспорядка и хаоса, олицетворял собой зло. Он имел тело человека и голову гиены, существа, живущего смертью. Супруга Осириса, царица Исида, правительница ветров, была женщиной-соколом. Каждый год её широкие сверкающие крылья приносили живительные дыхания весны.    

    Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным  временам, когда поклонялись тотему - зверю, покровителю племени. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анубис с головой шакала, павиан Тот - бог мудрости и письма, львиноголовая богиня войны Сохмет. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывая им почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, даже крокодилов. Поэтому нас не должно удивлять особое, изысканное мастерство анимализма у египетских художников. Изображают ли они важного павиана или поджарую собаку с сосцами, отягчёнными молоком, или передают дикую грацию кошки - эти изображения по-своему совершенны.

    Высшем  культом - был культ солнечного божества, грозного и благого, дающего жизнь и испепеляющего. Круг - подобие солнечного диска  - постоянно встречается в египетских орнаментах. Обелиск - архитектурная форма, впервые созданная в Египте, - символизировал солнечный луч.

    Воплощением солнечного божества, побеждающего силы мрака, был Бог Гор, светлый сокол, сын Осириса. Миф об Осирисе и  Горе особенно важен для понимания египетского искусства.

    Интересно, как фабула старого мифа была переосмыслена  в рабовладельческой монархии Египта, и как соединялись с культом фараонов и представлениями о загробной жизни.

    Когда царь умирал и на его место короновался  другой, устраивалась традиционная мистерия: нового царя объявляли богом, воплощением Гора. А похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивая его богиней Исидой и его воскресения. В Древнем царстве осирийские ритуалы относились только к особе фараона: впоследствии они распространились более широко и стали частью погребальной церемонии всякого знатного и богатого человека. Только рядовых общинников и рабов - хоронили без всяких церемоний: их просто зарывали в песок.

     Умершего  вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный  амулет - фигурку жука-скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя ан суде Осириса, куда тот должен был явиться. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всём похожая на земную. Чтоб покойник мог счастливо жить за гробом, его надо снабдить всем, чем он обладал на земле. Всем - вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что, кроме души и тела, есть ещё нечто промежуточное - призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в неё, - тогда, и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причём портрет должен был быть очень похожим - иначе как же Ка опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта. Египетские портреты своеобразны: они с удивительной силой передают индивидуальные черты, но выражение лица остаётся отвлечённым, психологически не расшифрованным. Переходящие переживания не интересовали: ведь изображался человек, освобождённый от времени, идущий в вечность. По крайней мере, в Древнем царстве портреты были спокойно-бесстрастными

     Непременными  атрибутами египетских храмов и усыпальниц были статуи фараонов, знати, придворных писцов, выполненные в соответствии со строгими канонами, чего требовало культовое назначение статуй. Люди изображались в спокойных, как бы застывших в веках позах. Примерами могут служить статуя писца Каи (середина 3 тыс. до н.э., Париж, Лувр), выполненная из известняка; парный скульптурный портрет принца Рахотена и его супруги Нофрет (начало 3 тыс. до н.э., Каир, Египетский музей).

     Помимо  скульптурных изваяний, украшением усыпальниц были рельефы и росписи на сюжеты, связанные с заупокойным культом, выполненные на стенах.

     Подобное  объединение различных видов  искусства (архитектуры, скульптуры и живописи) специалисты называют синтезом искусств.

     Среднее Царство.

     Многочисленные  войны Древнего царства привели  к ослаблению государственной и экономической мощи страны. Прекращается строительство дорогостоящих пирамид. Ведется поиск новых типов храмов и усыпальниц.

     Первым  памятником нового типа стал храм-усыпальница  Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари (XXI в. до н.э.), положивший начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени.

     Повышается  внимание к индивидуальным чертам портретируемого, что проявилось в портретах фараонов Сенусерта III (XIX в. до н.э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Аменемхета III (XIX в. до н.э., Москва, ГМИИ).

     Росписи гробниц и храмов приобретают  большую самостоятельность. В гробнице Хнумхотепа в Бени-Хасане были созданы одни из самых замечательных росписей в искусстве Среднего царства, изображающие сцены охоты.

     В искусстве Среднего многое изменилось. Египетская религия была сравнительно гуманной: она никогда не требовала человеческих жертв. Она требовала только искусства. Не палачи, а художники обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие. Множество небольших статуэток - «ушебти» - заменяли покойному слуг. На стенах гробницы располагались фризами росписи и рельефы с изображением вереницы земных событий: тут были войны, захват пленных, отдых властелина в кругу семьи, труд его рабов, труд ремесленных мастерских. В утаённых, замурованных погребальных камерах искусство развёртывало длинную и подробную повесть о земной жизни. И всех этих рельефов, статуй и росписей никто не видел, никто ими не любовался, - и не увидел бы, если бы не пытливость археологов, начавших в 19 веке исследования египетских захоронений.

Информация о работе Искусство Древнего Мира