Искусство Древнего мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:26, реферат

Краткое описание

Ещё за долго до того, как появились античные шедевры человечество восхищалась прекрасными образами, созданными другими людьми и другими цивилизациями.
Сооружение древнего Египта на много веков старше Греческих. Глядя на величественные руины этих совершенных творений искусства, соединявших величию масс с изяществом и точностью деталей, можно представить себе, какое восхищение они вызывали у греков.

Оглавление

Ведение
1.Амарный период.
2. Эпоха Нового царства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Амарный.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

    Содержание

    Ведение

    1.Амарный  период.

    2. Эпоха Нового царства

    Заключение

    Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение.

    Ещё за долго до того, как появились античные шедевры человечество восхищалась прекрасными образами, созданными другими людьми и другими цивилизациями.

    Сооружение  древнего Египта на много веков старше Греческих. Глядя на величественные руины этих совершенных творений искусства, соединявших величию  масс с изяществом и точностью  деталей, можно представить себе, какое восхищение они вызывали у  греков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Амарный  период.

    Египетская  держава не была всегда монолитной и могущественной. Общие внутренние противоречия – баснословная роскошь  правящей верхушки и нищета народа, противоречие самой верхушки, ибо  власть фараона сталкивалась с властью жрецов – служителей культа бесчисленных египетских богов – и с властью правителей областей, - подчас расшатывали всю структуру египетского государства. А войны с соседями, соперничество других мощных государств порой ставили под угрозу целостность империи фараонов. Но все же крепка была её внутренняя спайка, раз эта империя в течение чуть ли не тридцати веков, всякий раз оправляясь от удара, продолжала олицетворять высшую ступень человеческой цивилизации того времени.

    Среднему  царству, т. е. правлению XI, XII династий, предшествовали нашествию чужеземцев, междоусобные распри, временный распад древнего государства на отдельные области. Грандиозное строительство во славу предшествовавших фараонов отвлекало массы земледельческого населения от производительного труда, ослабляя тем самым экономическую мощь страны.

    Происходит  некая переоценка ценностей, сопровождающая заострением критической мысли, стремлением расширить область  познания.

    В заупокойный культ вводится моральный  момент: вступающий в загробный мир должен предстать перед судьёй мёртвых – Осирисом. Сам этот культ с его заботами о «благосостоянии» умершего начинает распространяться и на средние классы.

    В месте с тем в литературе, особенно расцветшей в эпоху Среднего царства, иногда даже ставиться под сомнение сама возможность загробной жизни. Ведь ещё на рубеже Древнего и Среднего царств в «Беседе разочарованного со своим духом» неким мыслителем были высказаны такие суждения: «человек каждый таит лицо от братьев своих. Нет праведны, и земля предоставлена творящим беззаконьем. Грех поражает землю, и нет ему конца… Смерть стоит передо мной сегодня подобно выздоровлению, подобно аромату лотоса, подобно возвращению человека из похода к дому своему».

    Фараон  по-прежнему обожествляется. Но пирамиды строятся уже не из камня, а из кирпича – сырца, что не так разорительно. Зато личность фараона возвеличивается, так сказать, с ещё большей наглядностью, чем в древнем царстве. Статуи царей уже предназначены не только для усыпальниц, они воздвигаются в храмах и под открытым небом, чтобы весь народ, глядя на них, сильнее проникался сознанием незыблемости царской власти, несколько поколебленной в эти века.

    В Эрмитаже мы можем любоваться статуей  фараона Аменемхета III из черного гранита – прекраснейшим образом скульптуры Среднего царства. На голове – убор фараонов: полосатый платок с выпуклым изображением священной змеи надо лбом. Подобно фараону Древнего царства Хефрену, он царственно восседает на троне. Но он ещё более индивидуален, чем Хефрен: пристальный взгляд глубоко посаженых глаз, все властное, энергичное выражение лица с широкими ноздрями и скулами выдают крутой нрав этого царя, так что, кажется нам, с изваяния медленно исчезает печать непостижимости. Но, пожалуй, самое значительное из дошедших до нас из ваяний Среднего царства – голова фараона Аменемхета. Что то изменилось в незыблемой некогда невозмутимости царского лика. Острая игра светотени на чёрном камне разительно выявляет индивидуальные черты этого владыки, в котором угадываешь проницательный ум, какое-то внутреннее сомнение и скрытую грусть. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Эпоха Нового царства 

    Царствовавший в начале XIV века до нашей эры фараон Аменхотеп IV решил именоваться Эхнатоном, что значить «Дух Атона, и перенёс столицу из древних Фив в ново построенным им город Ахетатон, что значить горизонт Атона» (Нине на месте этого города находится небольшое селение Телль-Амарна, от чего и весь период египетской истории связанный с Эхнатоном называется амарнский).

    Такие удивительные поступки этого фараона  отнюдь  не были случайны.

    Египетское  многобожие, при котором чуть ли не каждая область чтила своего бога, не способствовало духовному подчинению Египту покорённых племён. Жреческое сословие располагало огромными материальными средствами, а своей ролью в государстве ущемляло самодержавную власть фараона. Храмам принадлежали целые города. Опираясь на мелких рабовладельцев и на новую, служивую знать, фараон решил нанести удар непомерно разбогатевшему жречеству, а вместе с ним всей высшей потомственной знати, склонной к неповиновению. Реформы, им осуществлённые, следует признать по тому времени прогрессивными.

    Эхнатон установил единобожие, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Культ всех прочих богов был отменён, их храмы  закрыты, храмовое имущество конфисковано, власть жрецов, и, в первую очередь, самых могущественных – фиванских, сокрушена, во всяком случае, на какое-то  время.

    Подлинная революция совершённая Эхнатоном, естественно, должна была отразиться на искусстве. Разрыв с деревней религиозной традиции знаменует в искусстве отход от застывшей идеализации царского образа, обновление не столько канонов и стиля, как самого внутреннего содержания художественного произведения. То новое, что отличает искусство Амарный можно определить как большую подвижность фигур, подчёркнутую правдивость изображения (даже с передачей физических изъянов), живопись от дельных образов и всей композиции (вначале даже несколько беспокойную и утрированную), внесение в искусство вместе с неведомым до толе динамизмом таких мотивов, как лирика, задушевность, даже интимность, при ещё возросшем стремлении к изысканности, изяществу, преходящих в манерность.

    Вот, например, роспись, изображающая обнажённых маленьких царевен дочерей Эхнатона, играющих, сидя на мягких подушках, у ног родителей. Уют и тихая радость, которыми согрета эта композиция, не принуждённость поз, проглядывающая сквозь их стилистическую условность, - нечто дотоле неведомое великому искусству Египта.     

    На  гробнице фараона-реформатора выгравировано  прелестное послание, по-видимому, адресовано жене его – Нефертити:

    Я люблю сладкое дыхание твоего рта,

    Я каждый день восторгаюсь твоей красотой.

    Моё желание – слышать твой прекрасный голос,

    Звучащий  словно шелест северного ветра.

    Молодость возвращаться ко мне от любви к  тебе,

    Дай мне твои руки, что держат твой дух,

    Чтобы я смог принять его и жить им.

    Называй меня миом именем вечно, а мне 

    Без тебя всегда [чего-нибудь] не будет хватать.

    И вот перед нами сама Нефертити.

    О знаменитом её портрете в царской  тиаре из раскрашенного известняка было сказано, что это самое восхитительное из всех женских изображений.

    И действительно, тонкость и женственность  черт точеного лица, глубина и ясность  переживаний, сияющие в прекрасных глазах, чуть открытые нежные губы, естественно-величавая посадка головы, царственная изящность облика и его чудесная духовная раскрепощённость наполняют нашу душу восторгом, «Как гений чистой красоты», сама жизнь светится нам в этом дивном изваянии.

    В Телль-Амарне были открыты мастерские скульпторов, создававших портреты по гипсовым маскам, снятым с живых  и мёртвых, и среди них мастерская «начальника скульпторов» Тутмеса, в котором оказался чудесный незаконченный  портрет этюд Нефертити. Очевидно, гениальный скульптор работал с натуры, этюд, за этюдом совершенствуя творимый им образ. Портретное сходство в сочетании с законченным строгим стилем! Не просто копия с натуры и не просто отвлеченная стилизация, а подлинно высокое достижение изобразительного искусства.

    …Реформы  Эхнатона оказались недолговечными. Слишком сильны были старые навыки: приёмникам смелого фараона пришлось согласиться на примирение со жречеством и родовой знатью. Культы старых богов были восстановлены. Но, несмотря на противодействие жрецов, живительная струя амарнского искусства не иссякла полностью, так что всё искусство Нового царства можно разделить на два периода: до и после Амарны.

    В ноябре 1922 г. весь мир облетело сенсационное известие: английскому археологу Картеру удалось после долгих поисков обнаружить в «Долине царей» тщательно скрытую усыпальницу фараона Тутанхамона, в которой оказались несметные художественные сокровища.

    Сказочная роскошь погребения Тутанхамона поражает современного человека. А между тем этот фараон, преёмник Эхнатона, царствовал очень не долго и умер, когда ему не было и двадцати лет, ничем особо себя не прославил. Слава увенчала имя Тутанхомона уже в наши дни: из всех царских усыпальниц Египта лишь его почти полностью уцелела по своими сокровищами, хотя и её постели посетили грабители. Невиданное великолепие! Но для Египта Нового царства оно было, вероятно, обычным. Ещё пышнее и богаче были начисто разграблены впоследствии усыпальницы могучих фараонов-завоевателей, имена которых при жизни прогремели на весь мир…

    Описанный нами рельеф на крышке ларца, изображающий царя и царицу, даёт уже представление  о художественном уровне предметов, найденных в усыпальнице Тутанхамона. На спинке золотого трона мы видим  столь же поэтическое их изображения (сколько ласковой заботливости в жесте юной царицы!) с инкрустациями из золотого стекла. Роспись одного из ларца показывает фараона на колеснице, охотящегося на львов или поражающего врага; эти сцены исполнены поразительным для египетского искусства динамизмом, стремителен и не удержим бег царских коней. А вот и сама парадная колесница царя остро реалистическим рельефным изображением коленопреклонённых врагов. И столь же типичны на посохе фараона азиат из слоновой кости и негр их чёрного дерева, символизирующие северных и южных противников Египта. На спинке кедрового кресла ажурной резьбой дана эмблема вечности в виде застывшей на коленях фигуры с протянутыми в обе стороны руками.

    Всё это – подлинные шедевры не только прикладного, но и изобразительного искусства в их стилевом единстве.

    Гробы, вложенные один в другой, с крышкой, изображающей царя в виде Осириса. В своей книге об открытии гробницы Тутанхамона археолог Г. Картер пишет, что он был буквально порадован величием третьего, внутреннего, гроба: «Этот чудесный уникальный памятник – гроб длиной 1,85 метра, тончайшей работы, сделанный из листового золота толщиной 2,5 до 3,5милиметра, - представлял собой массивный «слиток» чистого драгоценного метала… Долина!.. Ограбление царских гробниц легче понять, если измерить степень соблазна золотым гробам Тутанхомона…».  

       Изумительная  по своему совершенству золотая маска  царя с инструкцией из лазурита. Мумия царя, на которой Картер насчитал сотни украшений (на каждый палец покойника был надет золотой футляр). Портретная голова Тутанхамона, как бы вырастающая из цветка лотоса. Статуэтка фараона на чёрном леопарде и его же скульптурное изображение в саркофаге. Символы загробного мира: позолоченная голова священной коровы и змеиное божество. Позолоченные статуэтки богинь-охранительниц. Бог загробного мира Анубис в виде шакала, охраняющий вход в сокровищницу. «Небесные барки» для следования за солнцем по небосводу… И ещё многие и многие изваяния и художественные предметы, дающие яркое представление о верованиях и мечтах древних египтян. Сундуки и ларцы, наполнены драгоценностями, бесчисленные опахала, ожерелья, перстни, амулеты, скарабеи – изображение священного жука. И на всём печать Амарны (хотя Тутанхамон и перенёс свою столицу обратно в Фивы), печать изящества, самого высокого и утончённого мастерства.

Информация о работе Искусство Древнего мира