Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:54, доклад
Искусство древних цивилизаций наследует черты первобытной культуры, открывая и новые формы художественного творчества. На смену родовым отношениям приходит классовое общество, более прогрессивная форма социального устройства. Эксплуатация рабов порождает разделение труда физического и умственного, создает почву для развития различных форм творчества. Из среды ремесленников выделяются зодчие, скульпторы, живописцы.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО
МИРА
Искусство древних
цивилизаций наследует черты
первобытной культуры, открывая и
новые формы художественного
творчества. На смену родовым отношениям
приходит классовое общество, более
прогрессивная форма
Усложнение общественной жизни способствовало расширению образного диапазона искусства.
Художественное творчество древнейших цивилизаций тесно связано с религией, большая часть памятников культуры носят культовый характер. Идейное содержание искусства древних деспотий, возникших в 5-4 тыс. до н.э. (Египет, государства Двуречья), определяется, главным образом, требованием прославления власти богов, героев, царей. Разрабатываются также темы труда, охоты, военных баталий.
Важнейшее завоевание
художественной культуры древнего мира
— синтез искусств.
ЕГИПЕТ
Египет — одно из древнейших государств мира, а его искусство — один из самых ранних вкладов в историю культуры человечества.
Историю Древнего Египта делят на следующие периоды:
1. Додинастический (4 тыс. до н. э.)
2. Древнее царство (30-23 вв. до н. э.)
3. Среднее царство (22-18 вв. до н. э.)
4. Новое царство (16-11 вв. до и. э.)
5. Позднее время (11в-332г. до н. э.)
Примерно так
разделил историю Древнего Египта жрец
Манефон, живший в конце IV-III в. до н.
э. в Александрии.
ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ
ПЕРИОД
Для искусства
додинастического периода характерно
высокое мастерство обработки камня. Обнаруженные
в погребениях шиферные таблички для растирания
красок, украшенные рельефным изображением;
расписанные глиняные сосуды, позволяют
судить о тематике, разрабатываемой египетскими
мастерами; это: заупокойные обряды, исторические
события, военные походы. И вот здесь важное
место завоевывает образ человека. Складываются
основные каноны изображения человеческой
фигуры: широкие и сильные плечи разворачиваются
в фас, ноги и голова — в профиль, что позволяет
мастеру поставить акцент на наиболее
выразительных и ясно читаемых аспектах
человеческого облика. Значительность
властелина подчеркивается размерами
его изображения, намного превосходящими
изображение других персонажей, как, например,
в рельефе шиферной плиты фараона Нармера
(около 3 тыс. лет до н.э., Каир, Египетский
музей).
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
После объединения Египта в единое государство в конце IV — начале II тыс. до н. э. начинается расцвет египетского искусства.
В эпоху Древнего Царства в Египте появляется новый тип гробниц — ступенчатая пирамида. Первая такая пирамида построена для фараона Джосера зодчим Имхотеном (история сохранила имя мастера, что является скорее исключением, чем правилом для той эпохи) в XXVIII в. до н. э. К этому же столетию относится и возведение известных пирамид фараонов Хеопса (или Хуфу), Хефрена (илиХафра) и Микерина (Менкау-ра) в Гизе.
Самая грандиозная из них — пирамида Хеопса — построена под руководством архитектора Химеуна. Ее высота около 150 м, и сложена она из 2 млн. 300 тыс. блоков.
Непременными атрибутами египетских храмов и усыпальниц были статуи фараонов, знати, придворных писцов, выполненные в соответствии со строгими канонами (правилами), чего требовало культовое назначение статуй. Люди изображались в спокойных, как бы застывших в веках позах (это либо стоящая, либо фронтально сидящая фигура). Примерами могут служить статуя писца Каи (середина 3 тыс. до н. э., Париж, Лувр), выполненная из известняка; парный скульптурный портрет принца Рахотена и его супруги Нофрет (начало 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей).
Помимо скульптурных изваяний, украшением усыпальниц были рельефы и росписи на сюжеты, связанные с заупокойным культом, выполненные на стенах.
Подобное объединение
различных видов искусства (
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
Многочисленные
войны Древнего царства привели
к ослаблению государственной и
экономической мощи страны. Прекращается
строительство дорогостоящих
Первым памятником нового типа стал храм-усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари (XXI в. до н. э.) положивший начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени.
Повышается внимание к индивидуальным чертам портретируемого, что проявилось в портретах фараонов Сенусерта III (XIX в. до н.э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Аменемхета III (XIX в. до н. э., Москва, ГМИИ).
Росписи гробниц
и храмов приобретают большую
самостоятельность. В гробнице Хнумхотепа
в Бени-Хасане были созданы одни из
самых замечательных росписей в искусстве
Среднего царства, изображающие сцены
охоты.
НОВОЕ ЦАРСТВО
Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма прямоугольный в плане, имевший трехчастное деление: открытый двор (перестиль), колонный зал (гипостиль), святилище.
Таковы храмовые комплексы, посвященные богу Амону, в Карнаке и Луксоре.
Наивысшей точкой
в своем развитии реалистическое
изобразительное искусство
Произведения амарнского периода отличаются человечностью, лиричны и проникновенны.
Лучшее, что было
создано в этот период — скульптурные
портреты Эхнатона и его жены Нефертити.
ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ
На дальнейшем развитии египетской культуры сказались многочисленные войны, приведшие к распаду государства.
Прекращается возведение пышных усыпальниц, среди памятников этой эпохи наиболее интересны скульптурные портреты.
Завоевания Александра
Македонского в 332 г. до н. э. положили начало
новому периоду в искусстве Древнего
Египта, в художественной культуре
которого переплелись традиции прошлого
и античности.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ
ГРЕЦИИ
Греческие племена населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии. Начало формирования великой греческой культуры, занявшей особое место в истории культуры человечества, относится к первой половине I тыс. до н. э.
Перейдя от первобытнообщинного
строя к классовому обществу в
середине I тыс. до н. э. греки образовали
ряд небольших городов-
"Много в природе есть дивных сил, но сильней человека нет," — утверждал Софокл в своей трагедии "Антигона". Гимном человеку, его нравственной и физической красоте стало искусство древних греков. Человек — мера всех вещей для граждан Эллады. Произведения греческого искусства поражают своим реализмом, гармоническим совершенством, утверждением высокого нравственного начала, красоты, силы, достоинства человека. Эстетические идеалы Древней Греции и по сей день понятны нам. Одно из центральных понятий эстетики античного искусства Древней Греции — калокагатия — (от kalos — прекрасный и agathoc — хороший, добрый) — понятия означавшие внутреннее и внешнее совершенство. Слияние этического и эстетического идеалов есть характерная особенность представлений греческого народа о красоте.
Смотром духовной и физической доблести были общегреческие Олимпийские игры.
Человек — занимает
центральное место в
Искусство Древней Греции тесно связано с религией и мифологией, -Богов-покровителей и богинь греческие мастера изображали в человеческом облике, отображая в своем произведении самые прекрасные и возвышенные черты, какие только могли представить себе.
Философские взгляды,
литература и искусство Древней
Греции оказали огромное влияние
на всю последующую историю
История греческого искусства делится на следующие периоды:
1. Гомеровский (11-8 вв. до н. э.)
2. Архаика (7-6 вв. до н. э.)
3. Классика (5-4 вв. до н. э.)
4. Эллинизм (4-1 вв.
до н. э.)
ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ
XI - IX вв. до н. э. в истории Греции ученые нередко называют темными веками. Основные источники информации о жизни греков-дорийцев, сменивших на Балканском полуострове греков-ахейцев — это материалы археологических раскопок и эпические поэмы "Илиада" и "Одисея" Гомера, жившего по всей вероятности, уже в VIII в. до н. э. и поэтому многие события той эпохи, быт, реалии жизни, отраженные в поэмах могут быть искажены, пропущены через призму мироощущения человека более, позднего времени. По имени поэта Гомера, ставшего единственным летописцем этого времени и жившего в конце древнейшего периода в истории Греции и называется первый этап исторического развития Эллады (так древние греки называли свою страну).
Именно в этот
период складываются основы греческой
мифологии и народной эпической
поэзии. Поэтическая фантазия древнего
народа населила мир сказочными существами:
в реках жили речные нимфы, в лесах путник
мог встретить дриад, в горах — ореад,
морские пучины наводняли — нереиды и
океаниды. Козлоногие сатиры и кентавры
(полулюди-полукони) в представлении древних
греков были их соседями на этой земле.
А миром, в котором то соперничая и враждуя,
то мирно сосуществуя, жили люди и сказочные
герои, правили мудрые бессмертные боги,
жившие тоже по соседству — на вершине
горы Олимп. Человек был подобен богу,
а боги представлялись прекраснейшими
и мудрейшими из людей. Такое очеловечивание
богов делало их близкими и доступными
человеку, помогало верить в свои собственные
силы.
АРХАИКА
В период архаики
появились все важнейшие
Развиваются наука, литература, философское мышление, театр. Наступает время первого расцвета греческого искусства. Складывается греческий архитектурный ордер (система пропорционального соотношения между несомыми и несущими частями постройки) ставший одним из важнейших элементов архитектурных сооружений последующих столетий.
Практически все достижения архитектуры того времени как конструктивные, так и декоративные связаны со строительством храмов. Храм, посвященный богу-покровителю города, строился на деньги города-полиса, и, таким образом, принадлежал всему обществу. Номинально оставаясь жилищем бога, он служил -земным, общественным целям: был хранилищем городской казны, художественных ценностей, считавшихся достоянием всего города-полиса. Храм возводился на самом высоком месте, обычно на акрополе, доминируя над городскими постройками, в центре городской площади, служившей местом общественных собраний, празднеств, религиозных шествий.
Восхищаясь сегодня мраморной белизной величественных руин древнегреческих святынь, мы забываем, что античные мастера покрывали храмы многоцветными росписями. Шедевры греческого зодчества гордились своим полихромным (многоцветным) убранством, блистая на солнце множеством красок: синей, красной, зеленой, золотой. Время уничтожило многоцветный наряд древних храмов, но даже время не властно над совершенством форм античных сооружений.
Эпоха архаики — время рождения греческой монументальной скульптуры. Статуи высекали из различных пород камня, дерева, делали из обожженной глины — терракоты. Наивысшее достижение архаической скульптуры — разработка образа человека в статуях богов и богинь, героев, воинов-куросов, девушек-кор.
Через все архаическое искусство проходит образ куроса ("курое" — в переводе с греческого "юноша"). Высекая из мрамора обнаженную фигуру (по мнению древних греков совершенство человека можно было раскрыть через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало) скульптор стремился подчеркнуть характерные признаки атлетически развитого тела — широкие плечи, узкую талию, крепкие ноги с четко выраженными выступами коленных чашечек, напоминающие могучие столбы. Статуя, которую мастер создавал по заказу жителей города-полиса, должна была выразить представление общества о красоте мужественного и энергичного человека, способного в трудный для города час защитить свою родину от врага, стихии, быть может от гнева богов.