Индо - буддийский тип восточной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении многих веков Индия привлекает внимание европейских историков, философов, этнографов, оставаясь при этом едва ли не самой загадочной и экзотической страной со сложной и самобытной культурой, в которой соединились различные политеистические и монотеистические религии, сложные этнические и общественные отношения, художественные практики. Может показаться, что культура Индии не заслуживает особенного внимания, потому что в ней общественное неотделимо от духовного, духовное от политического. Однако это должно наоборот дать толчок к глубокому изучению наследия индийской культуры. Все это позволяет говорить о индо-буддийском типе культуре как о самостоятельном явлении, не имеющем прямых аналогов в мировой истории.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….. 3
1. Индо-буддийский тип культуры……………………………………………. 4
2. Мировое значение индо-буддийского типа культуры…………………….. 4
3. Особенности миропонимания в индо-буддийской культуре……………... 5
4. Этика в индо-буддийской культуре………………………………………… 7
5. Религия в индо-буддийской культуре……………………………………… 8
6. Религиозно-философские системы Индии………………………………… 9
6.1 Брахманизм……………………………………………………………… 10
6.2 Буддизм………………………………………………………………….. 12
6.3 Индуизм…………………………………………………………………. 18
7. Заключение………………………………………………………………….. 21
8. Словарь ключевых понятий и терминов ………………………………….. 22
9.Список использованной литературы……………………………………….. 25

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 65.10 Кб (Скачать)

                                                Содержание:

Введение ……………………………………………………………………….. 3

1. Индо-буддийский тип культуры……………………………………………. 4

2. Мировое значение индо-буддийского типа культуры…………………….. 4

3. Особенности миропонимания в индо-буддийской культуре……………... 5

4. Этика в индо-буддийской культуре………………………………………… 7

5. Религия в индо-буддийской культуре……………………………………… 8

6. Религиозно-философские системы Индии………………………………… 9

    6.1 Брахманизм……………………………………………………………… 10

    6.2 Буддизм………………………………………………………………….. 12

    6.3 Индуизм…………………………………………………………………. 18

7. Заключение………………………………………………………………….. 21

8. Словарь ключевых понятий и терминов ………………………………….. 22

9.Список использованной  литературы……………………………………….. 25 

                                                        Введение

На протяжении многих веков  Индия привлекает внимание европейских  историков, философов, этнографов, оставаясь  при этом едва ли не самой загадочной и экзотической страной со сложной  и самобытной культурой, в которой  соединились различные политеистические и монотеистические религии, сложные  этнические и общественные отношения, художественные практики. Может показаться, что культура Индии не заслуживает  особенного внимания, потому что в  ней общественное неотделимо от духовного, духовное от политического. Однако это должно наоборот дать толчок к глубокому изучению наследия индийской культуры. Все это позволяет говорить о индо-буддийском типе культуре как о самостоятельном явлении, не имеющем прямых аналогов в мировой истории. Количество издаваемых книг об Индии говорит об актуальности этой темы для европейской науки. Конечно, наибольший интерес всегда представляла индийская философия в ее широком понимании: ведическая (Веды, Упанишады, Брахманы), буддийская (Типитака, Палийский канон). Сочинения и идеи индийских мыслителей не всегда понятны европейцам, для которых Индия остается одной из самых экзотических стран.

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Индо-буддийский тип культуры

Главной отличительной чертой этого типа культуры является слияние  религии и философии. Главными в  учении Будды (основатель буддизма) являются нравственные нормы поведения человека. Через нравственность, размышление  и созерцание человек может достичь  истины, прийти к своему совершенству. Для индо - буддийской культуры характерны культ Будды, монашество, аскетизм, отрешенность от мира, индивидуализм, метафизичность представлений о  мире.

 

            Мировое значение индо-буддийского типа культуры

Письменные древнеиндийские  памятники стали известны на Западе в XVII-XVIII веках. Европейцев потряс открывшийся  мир высокой духовности этой культуры. "Загадочность", "мистицизм", "сокровенность" - вот как говорили о ней европейцы. Гегель назвал ее "Грезящий дух". Карамзин, Никитин, Шиллер, Гейне, Гете, Гюго, Кант, Шопенгауэр, Гессе, Бальмонт, Верещагин, Н. Рерих и многие другие проявляли огромный интерес к этой культуре. Оценки же были во многом противоречивые - созерцательность, пассивность, застойность, с одной стороны, и восхищение, преклонение - с другой. Сторонники европоцентризма возражали даже против самого термина "цивилизация" применительно к Индии в древности, полагая, что все наиболее значительные достижения индо-буддийская культура получила под влиянием греко-римского мира.

Но существует и иная позиция - востокоцентризм. Ее сторонники преувеличивают роль восточной культуры в развитии мировой цивилизации и рассматривают Восток как единственный источник высших духовных достижений.

Здесь необходимо отметить, что европоцентризм и востокоцентризм - крайности в оценках этой культуры. Разные типы культур должны не противопоставляться, а дополнять друг друга.

 

Культура Древней Индии  оказала сильное влияние на русскую  культуру. Известны памятники русской  литературы, в которых обнаруживаются заимствования из древнеиндийской  традиции. Например, "Повесть о  Варлааме и Иоасафе" представляет собой переработку жития Будды в христианско-догматическом духе. Через византийскую культуру происходило влияние древнеиндийской культуры на русскую. В более позднее время некоторые исследователи даже делали предположение о единых корнях индийской и русской культур.

 

             Особенности миропонимания в индо-буддийской культуре

1. Космическое  мировидение. Все существующее в мире, в т.ч. человек, - частицы единого всеобъемлющего целого, единого организма Космоса/Абсолюта/Брахмана: «Люди, вещи, мы сами, события, боги, титаны, ангелы - это единый божественный Брахман.» Брахман - это «реальность-сознание-блаженство (ананда)». Живое безличное и всеобъемлющее целое пронизывает все сущее. Все одухотворено.

Космос - живой одухотворенный мир. Самопогруженное сомнамбулическое сознание существует во всей материи, нет ничего неодушевленного. Жизнь каждого живого существа соответствует ритму бытия. В индуизме все животные имеют душу и должны вести себя праведно. Человеческая жизнь воспринимается неразрывно с космической как единая космо-человеческая жизнь. Поддерживается вера в духовный порядок космического масштаба. Этим объясняются многие необычные для европейца факты индийской культуры. Например, до 1930 г. заработная плата в Индии не была собственностью личности. Космическое мировидение имеет множество проявлений. Одно из них - учение о гунах - чувственно невоспринимаемых силах природы, пронизывающих все существующее: «Деятельность, регулируемая и исполняемая без привязанности, без любви или ненависти и без желания что-либо получить взамен считается деятельностью в гуне добродетели.» «Деятельность, на которую затрачиваются большие усилия, выполняемая тем, кто ищет удовлетворения своим желаниям и проистекающая из чувства ложного эго, называется деятельностью в гуне страсти.» «Деятельность, совершаемая в иллюзии, в пренебрежении наставлениям шастр, без заботы о влекомых за нею рабстве, насилии или причиняемых другим страданиях считается принадлежащей к гуне невежества.»

2. Религиозно-этическая доминанта. Праведная жизнь, поддерживающая божественный космический порядок находится в центре внимания индо-буддийского типа ментальности. Как и все бесчисленные частицы космоса, человек поддерживает порядок выполнением предписанных ему обязанностей. Процессы природы неразрывны с поведением человека. Нормы поведения равнозначны религиозным предписаниям. Правые нормы не развиты. Поведение подчиняется религиозно-этическим предписаниям. Индо-буддийская культура - царство этики и религии.

3. Основные понятия в картине мира - дхарма, карма, сансара, мокша.

Дхарма, букв. «то, что держит», это обязанности живых существ, определенные их положением в единой космической семье. Для человека обязанности определяются кастой, профессией, полом, возрастом. Но религиозно-этические законы относимы и к животным. Все животные имеют душу и обязаны ыполнять свой долг. В индийском эпосе есть рассказ о мудром зайце, который встретил голодного брахмана и, зная, что тот не сможет его убить, бросился в костер, предварительно отряхнувшись от насекомых.

Карма - сумма праведных  и неправедных дел живого существа, определяющая его судьбу в последующих  перерождениях. Карма определяет физический облик, пол, нравственный облик и  проч. в последующих воплощениях. Последствия совершенного зла нельзя исправить покаянием и молитвой. Только накапливая благонравие и добрые поступки можно пройти перевоплощения от лягушки к человеку, от низшей касты к высшей, от высшей касты к Абсолюту. Конечный смысл и цель всех перевоплощений - соединение с Абсолютом.

Следствия кармического мировоззрения - безропотность и терпеливость по отношению к социальному неравенству  и угнетению, заботливое доброжелательное отношение ко всему живому.

Сансара - повторяющиеся  циклы рождения и смерти в материальном мире.

Мокша - преодоление закона кармы, освобождение от оков материального  существования, от желаний, выход из круговорота рождений и смертей, слияние с Абсолютом. «Смерть  навсегда» в материальном мире и вечное блаженство.

4. Равновесие двух полюсов жизненных целей. На одном полюсе жизненный целей, заявленных в кульуте, - отрешенность от мира, аскетизм, самоуглубленность. Посох отшельника стал одним из символов индо-буддйской культуры.

На другом полюсе - жизнерадостность, гедонизм, беззаботность. Гедонизм никогда  не осуждался традиционными этическими нормами. Двахарлал Неру охарактеризорвал индийцев как «народ, легко и радостно принимавший жизнь». Он писал: «Это был беззаботный народ, уверенный в себе и гордый своими традициями, народ, блуждавший в поисках таинственного, выдвигавший много вопросов, касавшихся природы и человеческой жизни, народ, придававший большое значение созданным им нормам и ценностям, но легко и радостно принимавший жизнь и встречавший смерть без особой боязни.»

5. «Бегство от мира» как высшая жизненная цель. Высшей жизненной целью провозглашается освобождение от привязанности к чему бы то ни было. Блаженство и высшее удовлетворение видится в погружении в себя и состоянии полной отрешенности. Поэтому разрабатываются утонченные методы психологического самонаблюдения, медитации, освобождения «от себя». Неслучайно лингвисты заметили, что именно в языке санскрита больше всего психологических терминов.

В то же время в собственных  глазах эта культура предстает как  устремленная в мир. Мир для индийского миропонимания - это прежде всего Мировая душа = Брахман = Абсолют = Космос. Погружаясь в себя, человек соединяется с таинственной космической духовностью. Кроме того предполагается, что высшая цель достижима лишь для единиц из миллионов людей, а большинство не способно отрешиться от желаний и страстей. Загонять желания вглубь опасно. Поэтому «Не пренебрегай благополучием. Не пренебрегай величием. Не пренебрегай учением и обучением» (Упанишады).

6. Склонность к теоретизированию, интровертность - способность погружаться в себя. Индо-буддийский тип ментальности обращен на внутренний мир человека, на индивидуальный поиск и в то же время на познание единства микро- и макромира, природы и человека. Д.Неру отметил. что индийцам свойственна «неповоротливость ума там где дело касается фактов.» Они склонны интересоваться туманными абстракциями. Один из исследователей индо-буддийской культуры отметил Ольденбург отметил: европеец только в тюрьме и ссылке вникает в вечные вопросы, а индиец смотрит на суетливую жизнь как на тюрьму, из которой можно выйти только путем искания.

 

                             Этика в индо-буддийской культуре

В индо-буддийской культуре моральный капитал определяет престиж  и влияние человека. Предписываемыми  ключевыми добродетелями являются:

- самообладание, воздержанность, умеренность, самоограничение;

- неприменение насилия,  непричинение вреда живому, всепрощение, смирение, терпение, правдивость;

- развитие трансцендентного  знания, преданность возвышенным  мыслям.

 

Ненасилие - одно из ведущих  предписаний дхармы. Оно предполагает ненасилие не только по отношению  к человеку, но и к животным. Не только в физическом смысле, но и  в моральном: «Где бы не возникала  ссора, где бы вам не противостоял оппонент, покоряйте его с любовью.». Норма ненасилия объясняет тот факт, что многие индийцы - вегетарианцы.

Мораль требует всегда и везде совершать добрые дела, направленные на освобождение живых  существ от неведения и страданий. Стратегия освобождения от страстей и желаний - желания нужно нейтрализовать, а не подавлять. Одной из особенностей индо-буддийской этики является ее своеобразный индивидуализм. Человек индивидуально и напрямую общается с космосом. Одиночна медитация, еда, танец.

 

                           Религия в индо-буддийской культуре

Индо-буддийская культура - это царство религии: - религиозно-нравственный свод правил поведения и важнейшие обряды выполняются большинством населения; - большинство праздников носит религиозный характер, посвящается отдельным богам, группам богов, мифологическим героям. Например, праздник Холи посвящен Вишну в образе Кришны. Праздник Шиврати посвящен Шиве. Праздник Басора - в честь богини Ситла, спасающей от оспы. Наг-панчли - в честь бога-змеи, кобры. Есть праздник победы Рамы над демоном. Их элементы - праздничные богослужения, жертвоприношения цветов, фруктов, сластей, домашних животных и т.д.;

- философия, искусство,  литература глубоко религиозны;

- традиционный индийский  календарь носит религиозный  характер, в нем выделяются год  ангела, год Брахмы, год Кешавы, год Махадевы, год Ишвары и т.д.;

- в постройках представлено  множество храмов, иногда тысячи  в одном городе. Существует бесчисленное множество объектов обожествления: животные (корова, обезьяна, кобра, мифическая птица Гаруда, слон, белка, тотемные животные); источники вод (Ганг и Джамна - места самых многолюдных паломничеств, совершающихся раз в 12 лет); камни; растения; души предков; герои эпоса; легендарные мудрецы (риши, первое место среди них занимают 7 главных авторов ведических гимнов - махариши); полубоги и духи (гандхавы - небесные воины, апсары - небесные красавицы и танцовщицы, якши - покровители лесов, ракшасы - демоны хорошие и плохие); боги и богини.

Условно выделяют две основные религии: индуизм и буддизм.

Индуизм - религия, одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира (ок. 95% всех индуистов - в Индии). Сформировалась в 1-м тыс. н. э. Является результатом развития ведической религии и брахманизма и процесса дальнейшей ассимиляции народных верований. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений, и соблюдением кастовых бытовых правил .

Буддимзм - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Условность объясняется, во-первых, тем, что на родине индо-буддийской культуры - Индии нет понятий «религия»  или «индуизм». Религией европейские ученые обозначают то, что в представлениях индийцев есть дхарма, т.е. порядок как космическое и нравственное явление, включающий в себя следование предписаниям: обрядовым, культовым, моральным Во-вторых, условность определяется размытостью многочисленных школ и сект внутри буддизма и индуизма, так что некоторые секты индуизма различаются заметнее, чем буддизм и индуизм. Буддизм и индуизм сходны в многообразии сект, синкретизме, слиянии с повседневным образом жизни людей. Буддизм впитал в себя предшествующие проиндуистские учения и в свою очередь учение Будды срослось с учением индуизма. В храмах Ориссы джайнские и буддийские святые помещены рядом с брахманистскими богами. Индуизм заимствовал элементы культа, искусства и даже святилища буддизма. Народные версии буддизма неотличимы от индуизма. В Индии культурологи включают буддизм в брахманистско-индуистскую традицию. Тем не менее сохраняется европейская традиция разделения этих религий.

Информация о работе Индо - буддийский тип восточной культуры