Индо - буддийский тип восточной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении многих веков Индия привлекает внимание европейских историков, философов, этнографов, оставаясь при этом едва ли не самой загадочной и экзотической страной со сложной и самобытной культурой, в которой соединились различные политеистические и монотеистические религии, сложные этнические и общественные отношения, художественные практики. Может показаться, что культура Индии не заслуживает особенного внимания, потому что в ней общественное неотделимо от духовного, духовное от политического. Однако это должно наоборот дать толчок к глубокому изучению наследия индийской культуры. Все это позволяет говорить о индо-буддийском типе культуре как о самостоятельном явлении, не имеющем прямых аналогов в мировой истории.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….. 3
1. Индо-буддийский тип культуры……………………………………………. 4
2. Мировое значение индо-буддийского типа культуры…………………….. 4
3. Особенности миропонимания в индо-буддийской культуре……………... 5
4. Этика в индо-буддийской культуре………………………………………… 7
5. Религия в индо-буддийской культуре……………………………………… 8
6. Религиозно-философские системы Индии………………………………… 9
6.1 Брахманизм……………………………………………………………… 10
6.2 Буддизм………………………………………………………………….. 12
6.3 Индуизм…………………………………………………………………. 18
7. Заключение………………………………………………………………….. 21
8. Словарь ключевых понятий и терминов ………………………………….. 22
9.Список использованной литературы……………………………………….. 25

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 65.10 Кб (Скачать)

Религиозный ритуал в сангхе предполагает декламацию монахами текстов, чтение и заучивание канона, медитации, проповеди монахов, предназначенные для мирян. Отправной момент медитации - размышление над любыми несовершенствами мира. Основной элемент ритуала для мирян - дана - подношение монахам. Она составляет основу «морального капитала» мирянина, который наращивается также всеми добродетельными поступками в соответствии с дхармическими предписаниями.

Сангха проводит пышные богослужения под звуки труб и барабанов. Монахи, одетые в фантастические костюмы, разыгрывают целые спектакли-пантомимы. Устраиваются многолюдные процессии. В ритуал включен обход монахами окрестного села с чашами для подаяний. Единственный вид жертвы, допускающийся буддизмом, - подача милостыни.

Организация буддизма. Буддийская община организационно рыхла, аморфна, но чрезвычайно влиятельна. Доля монахов  в странах буддизма составляет 1,5-3%, но влияние их огромно. Высшие чины монашества считаются воплощением  бога. Буддийский монах низшего ранга  называется бхикку («нищий»), высшего - тхер. Монахи делятся на постоянных и временных.

Влияние буддизма на культуру . Влияние буддизма на культуру Индии и других стран чрезвычайно широко и многообразно.

Появление и распространение  буддизма явилось катализатором  всех творческих сил Дальнего Востока. Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока - ведической религии в Индии, которая  затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуцианства в Китае, составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.

Прежде всего, буддизм  оказал огромное влияние на восточную  архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.

С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. Строились  буддийские пагоды - многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийской архитектура придавала национальной архитектуре стран Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.

Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи. Для этого у них  было достаточно досуга, и жили они  в окружении мирной природы, благоприятствующей душевному покою. Вот почему садовое  искусство того времени тесно  связано с храмами и монастырями. Из Индии буддийский храмовый сад  перекочевал в другие страны, в  Китае, Корее, Японии дал жизнь садам нового типа.

Развитие скульптуры проявилось, прежде всего, в создании для храмов и монастырей величественных и изящных  скульптур Будд и Бодхисаттв. Эти  скульптуры также стали традиционными  для Индии, Китая, Японии и др. стран.

Буддийские монастыри  веками были одними из главных центров  культуры стран Дальнего Востока. Здесь  проводили свое время, искали вдохновения  и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах  и библиотеках монастырей накоплены  бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов - переводчиков, компиляторов, переписчиков.

Китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатания. Размножения текста с помощью матриц - досок с вырезанными  на них зеркальными иероглифами.

Искусство чаепития впервые  возникло в буддийских монастырях, как бодрящее средство для многочасовых медитаций.

Буддизм оказал глубокое влияние  на становление принципов традиционного  восточного искусства. Прежде всего, следует  отметить тесную связь между незавершенностью в восточном искусстве и философско-религиозным  сознанием Востока. Именно буддизм  с его учением о вечно изменяющемся чувственном мире дал художнику  важный методологический принцип, позволивший  ему создать неповторимый мир  образов восточного искусства. Благодаря  буддизму на Востоке незавершенность  есть универсальный принцип, пронизывающий  как традиционное, так и современное  искусство, причем художники исходят  из принципа «природа - мера красоты» в  противоположность европейскому «человек - мера красоты».

В буддизме особенно ярко проявляется  изначальное значение образного  слова, которое придает его философско-этическим  абстракциям эмоциональную убедительность и «достоверность». И вообще для  буддизма характерно тяготение к притчам, к образной метафоре и сравнению. Доминирующее значение образного слова в буддизме неизбежно требовало его реализации в действии, поэтому он очень активно использует различные формы национальных, народных художественных традиций, в том числе театр. Например, в Японии буддизм почти полностью ассимилировал древний театр «Но», наполнив его своим содержанием.

Современные исследователи  отмечают, что под влиянием древних  традиций и буддизма в искусстве  Востока очень сильны декоративные принципы. Декоративность особенно проявляется  в изображении сцен из жизни куртизанок знаменитой школы Матхура средневековой индии, в бесконечных вариациях знаменитого скульптора японского средневековья Энки, создавшего пять тысяч скульптурных изображений Будды, в движениях и одеждах танцовщиц и танцовщиков ритуальных танцев и т.д.

Влияние же буддизма на западные страны, до XIX века не было сколько-нибудь заметным. С развитием науки и  техники, в странах Западной Европы усиливается брожение умов и развивается культурный кризис.

Перенесение буддизма с родной индийской почвы в культуру и  повседневную жизнь Китая может  считаться одним из наиболее значительных событий в истории религии. Оно  означало, что страна с собственной  древней культурой приняла более  развитую религию, обладающую своим  письменным каноном, учением, моралью и культом.

Буддизм проник в Китай  из Индии преимущественно в своей  северной форме Махаяны во II в. Процесс  его укрепления и развития в Китае  был сложен и длителен. Потребовались  многие века и огромные усилия поколений  проповедников и переводчиков, чтобы  выработались и вошли в обиход китайские эквиваленты индо-буддийских понятий и терминов. Кроме того, многое в буддизме с его восприятием  жизни как страдания и зла  противоречило распространенным в  Китае конфуцианским нормам этики  и принципам поведения; только содействие параллельно формировавшегося религиозного даосизма, в свою очередь щедро  черпавшего из сокровищницы индо-буддийской мудрости, помогло буддистам укрепиться на китайской земле. Неудивительно, что первые буддийские общины воспринимались в Китае лишь как одна из сект даосизма.

Свободные от налогов и  притеснений покровительствовавших им властей, буддийские монастыри притягивали к себе и крестьян, и беглых странников, изгнанных со своей земли кочевниками, и богатых аристократов, искавших покоя и уединения. Буддизм становился силой и многие императоры как южных (китайских), так и северных («варварских») династий искали его поддержки, а некоторые признавали его официальной государственной идеологией.

 

                                              Индуизм

Религия распространена в  одной стране мира - Индии, где ее приверженцами являются более 80% населения.

В своем развитии индуизм  прошел три исторические стадии:

- ведизм (древняя политеистическая  религия, запечатленная в Ведах  и предполагавшая обильные жертвоприношения; среди ее богов - Дьяус (главный бог), Агни (огня), Варуна (водных стихий), Кама (любви), Индра (грозы, дождя), Митра (солнца), Сома и т.д.);

- брахманизм (на первое  место среди богов выдвигается  Брахман, уходят в прошлое обильные  жертвоприношения, место жертвоприношений  занимает магия, выдвигаются жрецы-брахманы); - индуизм как итог соперничества  брахманизма и буддизма, с заимствованиями  из буддизма, но ориентированный  на касты; упрощенный синтез  предшествующих религиозно-философских поисков (с IV - V вв.).

Учение индуизма. В индуизме нет единого учения и единого  культа: «Индуизм как вера расплывчат, аморфен, многосторонен; каждый понимает его по-своему.». Допускается вера во что угодно. Нет обязательного, предписываемого для всех, пути.

В брахманизме Брахман - высшая абсолютная реальность, высшая сила, тот, кто владеет душами. Атман - каждая индивидуальная душа, часть Брахмана. Мир, воспринимаемый чувствами, непостоянен, непрочен, это эманация Абсолюта. Отказ  от всего материального, иллюзорного, сосредоточение на всем духовном, растворение  в Абсолюте открывают путь к спасению, к освобождению от цепи перерождений. Идеал Упанишад - слияние с Брахманом, достижение блаженства.

Наиболее известные литературные памятники, содержащие основополагающие идеи индуизма - Веды (сборники священных  гимнов и заклинаний, датируются 25-7 вв. до н.э.), тексты-брахманы (появляются в Х- VII вв. до н.э.) - пояснения и  комментарии к Ведам, араньяки (лесные книги), Упанишады (философские тексты, возникшие из араньяков (наиболее ранние - в VIII - VI вв.), эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна, Пураны. Наибольшей популярностью пользуется часть эпической поэмы Махабхарата под названием Бхагавад-Гита («Песнь господа»).

Культ индуизма. Разные течения  индуизма поклоняются разным богам. Сохраняются боги ведизма и брахманизма, вошли в пантеон и буддийские божества. По традиции насчитывают  до трех миллионов богов индуизма. Они неопределенны, фантастичны, сливаются друг с другом, перевоплощаются. Здесь и р б кшасы - демоны, питающиеся живыми существами, подданные бога богатств Васс б ваны, и б суры - противники брахманистских богов, и якши - полубоги, силы природа, олицетворенные в человеческих образах. Бог-владыка - ишвара, другие боги - дэва или дэви (богини). Среди богов - три основных (тримурти): Шива, Вишну и Брахма: Шива - бог-разрушитель и созидатель, жизненная сила, мужское начало, гроза демонов, покровитель аскетов; Вишну - бог-охранитель, бог добра и справедливости, мягкий и простой. Имеет множество аватар: Рамы, Кришны, Будды, Иисуса Христа и т.д.; Брахма - бог-творец, созидатель всего из первоначального Единства Высшей Реальности и Вечности.

Популярность Брахмы ушла в прошлое. Наиболее популярные боги - Шива и Вишну. Соответственно два  основных течения индуизма - шиваизм и вишнуизм. Наиболее популярная аватара Вишну - Кришна («черный»), в эпосе - колесничий и советник воина Арджуны, затем пастушок-проказник. Распространено также поклонение богиням-матерям - шактизм. Основная масса индусов знает несколько богов, поклоняется богиням-матерям, священным животным, духам леса, рек, горам, камням.

Сегодня во всех неоиндуистских движениях происходит замещение мифологических божеств историческими лицами-вероучителями (Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо, Сатья Саи Баба), а также Абсолютом. Сатья Саи Баба - представитель неоиндуизма. Будда здесь - одна из аватар Вишну. Системообразующее понятие индуистской культовой практики - ритуальная чистота. От мирянина требуется поддерживать ритуальную чистоту исполнением дхармы. Дхарма предполагает жертвоприношения, пуджи (молитвы), паломничества и обряды (свадьбы, первого кормления, пострижения ребенка, наречения имени), пять ежедневных жертвоприношений - богам, предкам, людям, духам и Брахме. Широко распространены мантры - священные заклинания, брахман в форме звука. Мантра пробуждает орудия божества.

Повседневные дхармические деяния приравниваются к принесению жертвы. Истоки дхармических предписаний - в системе понятий, сложившихся в древности при описании жертвоприношения. Другие разновидности жертвоприношений - чтение ведических гимнов (мантры) и джапа-медитации - многократные повторения имен богов, гостеприимство, пища для живых тварей, возливание в домашний очаг топленого масла или молока, обеты, паломничества. В индуизме не осуждалось религиозное самоубийство как разновидность жертвоприношения. Предпочтительные способы самоубийства - огонь и вода, в джайнизме - голод.

Исключительную роль в  регуляции поведения играют обряды. Свадебный обряд. Обряд зачатия  ребенка (ритуальная ванна, священные  формулы, ритуальные прикосновения). Защитительный  обряд во время беременности (напиток  из всего того, что дает корова). Обряд  при родах (чтение ведийских гимнов). Обряды взросления ребенка (на третьем  году выбривают голову, в 8-14 лет, в  зависимости от касты, вручают священный  шнур). Огромное число священников, музыкантов, танцовщиц обслуживало  религиозные ритуалы. На статуи божеств  выливались ведра молока, апельсинового  сока, разбивались сотни кокосовых  орехов. Храмы содержались сотнями  деревень. В настоящее время в  неоиндуизме утверждается установка на освобождение мирской жизни от всеобъемлющей обрядности.

Организация индуизма. В  индуизме нет строгой организационной  структуры, нет церкви как организации. Вместе с тем сегодня наблюдается  тенденция к упорядочению структуры  и централизации, создаются всеиндийские религиозные организации.

К приверженцам индуизма относятся:

-святые (сидху или садху) и аскеты, в т.ч. профессиональные йоги как ветвь; они живут в шалашах возле скульптур богов, в храмах, где совершают пуджи, в ашрамах;

- монахи (саньяси), живущие в монастырях (матхи);

 

- миряне. Сложились три  типа организационных связей: -домашний жрец - группа семей (особо религиозные семьи приглашают жреца ежедневно);

- храмовый жрец - посетители храмов;

- гурэ - объединение его приверженцев.

Религиозные обители гуру и святых называются ашрамами. Миссия Рамакришны - наиболее известный ашрам Индии. Сегодня в Индии сущестует смесь ашрамов традиционных и неорелигиозных.

Одна из сект индуизма - сикхизм. Конфликт сикхов и индусов - явление  нового времени. Со стороны сикхов - это борьба за сохранение своей самобытности в процессе модернизации Индии. Эмигранты, лишенные индийского гражданства, выдвинули  требование создания Халистана, извне направляет беспорядки, организует убийства политических деятелей.

 

 

 

 

 

 

                                          Заключение

Информация о работе Индо - буддийский тип восточной культуры