Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:08, контрольная работа
На протяжении многих веков Индия привлекает внимание европейских историков, философов, этнографов, оставаясь при этом едва ли не самой загадочной и экзотической страной со сложной и самобытной культурой, в которой соединились различные политеистические и монотеистические религии, сложные этнические и общественные отношения, художественные практики. Может показаться, что культура Индии не заслуживает особенного внимания, потому что в ней общественное неотделимо от духовного, духовное от политического. Однако это должно наоборот дать толчок к глубокому изучению наследия индийской культуры. Все это позволяет говорить о индо-буддийском типе культуре как о самостоятельном явлении, не имеющем прямых аналогов в мировой истории.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
1. Индо-буддийский тип культуры……………………………………………. 4
2. Мировое значение индо-буддийского типа культуры…………………….. 4
3. Особенности миропонимания в индо-буддийской культуре……………... 5
4. Этика в индо-буддийской культуре………………………………………… 7
5. Религия в индо-буддийской культуре……………………………………… 8
6. Религиозно-философские системы Индии………………………………… 9
6.1 Брахманизм……………………………………………………………… 10
6.2 Буддизм………………………………………………………………….. 12
6.3 Индуизм…………………………………………………………………. 18
7. Заключение………………………………………………………………….. 21
8. Словарь ключевых понятий и терминов ………………………………….. 22
9.Список использованной литературы……………………………………….. 25
Религиозно-философские системы Индии
В созерцательно-психологической философии древней Индии есть два фундаментальных деления разнообразных направлений и школ
. 1. Настика (он не существует, его нет) и астика (он есть, существует), различающиеся пониманием трансцендентного. Первый тип философских школ не признает существование трансцендентного мира (фактически бога) и жизнь после смерти. Второй - признает. Однако, это не совпадает полностью с различением теизма и атеизма. Различение настики и астики является исторически более ранним.
2. Позже возникает различение
ортодоксальных и
Направления астики совпадают с ортодоксальными школами. Среди неортодоксальных есть как астики, так и настики. Традиции религиозной философии являются доминирующими в индийской философии, не случайно самые известные и дошедшие до наших дней ее ветви: индуизм и буддизм, - превратились в религиозные системы. Поскольку буддизм со временем практически уходит из Индии в более северные страны, то традиции астики и ортодоксии, приведшие, в конце концов, к возникновению индуизма, определяют характер исторического развития индийской философии.
Познание человека - это осознание Бога в себе и освобождение от всего, что нас ограничивает.
Борьба за выживание и
освоение новой среды обитания нашла
свое отражение в так называемой
ведической литературе. Речь идет об обширном
наборе текстов, которые составлялись
в течение ряда исторических эпох.
"Веды" - история и регламент
определенного этапа жизни
"Ведийский" период
подготовил "брахманский" период
развития культуры и заложил
основания для формирования ее
души - философии. В этот период
происходят существенные
Верховное положение жрецов обусловило перекомпоновку ведической литературы, изменение ее направленности. Выделяются Ригведа (знание гимнов), Брахманы (руководство ведическим ритуалом) и Упанишады (своеобразный комплекс ведической идеологии - мировоззрения).
Уже в Брахманах встречаются высказывания о происхождении и возникновении мира, рассматривается положение о воде как первосубстанции. Но характер этих высказываний свидетельствует, что Брахманы продолжают линию мифологии, выступают своеобразным ее правопреемником.
Для брахманизма, как мы называем учение Упанишад, фактически ничего нет, кроме Бога. На самом деле вся природа - и низвергающиеся водопады, и неподвижные вершины гор, и пестрый мир живых существ, и тигр, крадущийся по джунглям, и стая взлетающих птиц, и идущий человек - это все сон, сновидение Единого Бытия. Брахман из себя это выпустил, а потом вновь в себя вберет. (Любопытно, что некоторые современные астрономы, касаясь проблемы космологии, считают, что Вселенная, которая сейчас расширяется - вы все знаете об этом, - когда-нибудь снова сойдется в одну точку, и все будет вращаться по кругу, снова и снова) Упанишады отвергают кровавые жертвы, но не отвергают традиционных обрядов. Важно почитать Высшее в себе и в людях, чтобы в конце концов вернуться к нему.Брахман - это субстанция "бытия мира", это то, из чего все возникает и куда все возвращается. "Брахман - это бессмертие, Брахман - впереди, Брахман - позади, справа и слева, он простирается вверх и вниз..."
В это же время Атман употребляется как субстанция человека, одного из компонентов "бытия в мире". Атман соотносится с Брахманом как субъективный дух соотносится с объективным, абсолютным духом. Будучи носителем субъективного духа, человек обретает индивидуальное, универсальное и космическое бытие. В этом качестве Атман - начало, основа и завершение сущего; тождество Брахману воплощенному, смертному в отличие от Брахмана абсолютного, истинного и бессмертного.
С учением о соотношении Брахмана и атмана тесно связана концепция круговорота жизни (сансара) и закона воздаяния (карма). Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Человек не может избавиться от перевоплощения. Причем в последующих воплощениях душа входит в такую телесную оболочку, которую человек заслужил своими поступками в прошлой жизни. Тот, кто совершал добро, кто жил в согласии с моралью, кто воспринимал земную жизнь как тлен и суету, родится в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья. Тот, чьи действия не разумны, в будущей жизни выступает как член низшей варны. Его ждет не мокша (освобождение), а карма (воздаяние).
Покидая тело и повинуясь сансаре, атман стремится пройти дорогой отцов. Но только тот атман, который осознает свое тождество с брахманом, освобождается из бесконечной цепи перерождений и возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью. Благодаря осознанию и познанию тождества атмана с брахманом, душа человека освобождается из-под влияния кармы, ибо этот атман дороге отцов предпочитает путь богов.
Таким образом, атман выступает не только "генетическим", но и сознательным началом.
Основной философический смысл Упанишад - это не только их рационализированность в поисках основы бытия, но и попытка рассмотреть вопрос о взаимоотношении мира и человека.
С осознанием тождества "Я" с атманом, а через него с Брахманом связывается высшее состояние человека, его способность не только разделить дорогу отцов, но и избрать путь богов. Он может добиться мокши и избежать кармы. И хотя в Упанишадах человек не выступает в качестве субъекта, но даже через свою объективность он задает антропоморфность всему миру. Поскольку человек смертный, то и все, что его окружает, имеет преходящий характер. Другими словами, "бытие в мире" призрачно, иллюзорно. Оно - майя, его познание бессмысленно, ибо оно преходяще. Такая мировоззренческая установка формировала и соответствующее отношение к миру.
Знакомство с Упанишадами как историческим памятником ведийской литературы свидетельствует, что это уже не мифология, но еще и не философия.
В середине I тысячелетия
до новой эры углубляется
Буддизм возник в середине I тыс. до н.э. К этому времени брахманизм погряз в громоздких обрядах, усложнилась кастовая система. Окрепшие небрахманские касты в середине 1 тыс. до н.э. чувствовали свой более низкий статус по сравнению с брахманами. Появились оппозиционные течения - буддизм и джайнизм. Буддизм в противоположность кастовым устоям выдвинул принцип социального равенства.
Учение буддизма. В истоках
учение буддизма связано с брахманизмом.
Оно представляет собой текучую
комбинацию идей, с трудом поддающуюся
оспариванию. Буддизм принимает
идеи кармы, сансары, дхармы, идеала освобождения
от оков материального существования
- общие для индо-буддийского
Суть раннего буддизма - в учении о страдании как о всеобщем законе бытия. Учение содержит четыре благородные истины: привязанность к существованию есть страдание; причина страдания - жажда наслаждения, существования и гибели; способ уничтожения страдания - полное бесследное уничтожение жажды наслажения, прекращение страданий достигается уничтожением желаний; существует путь уничтожения желаний - восьмеричный путь.
Признак освобождения от бытия - убежденность в том, что все мимолетно, эфемерно, несущественно.
Самая глубокая причина страданий - незнание того, что привязанность к иллюзорному миру приводит к несчастьям: «Уничтожение желаний побеждает любую печаль». Освобождение от всех привязанностей, высшая цель жизни, называется нирваной. Ясного понимания нирваны в буддизме нет. Никогда не было единой концепции нирваны. Не совсем ясна связь перехода в нирвану с просветлением и с моментом физической смерти. Но ее суть - высшее состояние человеческого духа, полная свобода от страстей и желаний. Спасение от страданий есть уход в мир высшей реальности. Одно из описаний - высшая, девятая степень экстаза - бессознательное состояние, подобное глубокому сну, длящемуся до семи дней.
Слово «нирвана» буквально означает «затухание» или «остывание». Индивидуальное сознание достигает нирваны, когда всякое относительное существование распадается. Это - потусторонний мир молчания. В одном смысле это - самоугасание, в другом - абсолютная свобода. Это - потухание звезды в блестящем восходе солнца или таяние белого облака в летнем воздухе. Мысль о том, что нирвана - уничтожение, является, согласно Будде, «дурной ересью». Будда не пытается дать определение нирваны, поскольку это коренное начало всего и как таковое неопределимо.
В буддизме Зло - привязанность к жизни, Добро - мироотвержение. Основа основ учения буддизма - путь из мира страданий в бессмертие - это путь освобождения от привязанностей и достижения высшей мудрости. В ХХ в. происходит реформация учения: ориентация на активность в миру, на «земную нирвану», а буддизм трактуется как средство укрепления духа и самодисциплины.
Одна из основ учения буддизма - дхармическая картина мира. Все в мире состоит из дхарм. Успокоить свои волнующиеся дхармы означает взять жизнь в свои руки. Смерть - это распад данного комплекса дхарм, рождение - восстановление нового комплекса.
Другой важнейшей составляющей учения буддизма является концепция срединного пути: «Тот, следуя которому люди стремятся лишь к удовольствиям и вожделению, низок, груб, неблагороден, бесполезен, а тот, который ведет к умерщвлению плоти, приносит страдания и также неблагодарен, бесполезен.»
Источники учения буддизма - Трипитака, Джатаки, Дхаммапада. Трипитаки (санскр. «три корзины закона») включают: Виная-питака (корзина дисциплины) или устав монашеской жизни, Сутта-питака (корзина изречений) или несложные для усвоения тексты в форме притч, бесед, легенд, афоризмов, Абхидхамма-питака (корзину высшей дхаммы) или теологическая трактовка вероучения - тексты философские и психологические, недоступные для большинства простых бхикку. Текст Трипитаки вырезан на мраморных плитах в Мандалае.
Буддизм имеет множество форм. Насчитывают до 30 течений буддизма. Среди направлений буддизма - хинаяна («малая колесница») или тхеравада («истинное учение»), монашеская форма буддизма. В ней утверждается, что спастись может только монах. Малая колесница способна доставить в обитель блаженства лишь самых достойных. На первом месте среди целей не нирвана, а рай. Махаяна («большая колесница») - мирская форма буддизма. Спастись может любой мирянин, каждый может стать бодхисатвой. Этика более альтруистична. Бодисатва («существо, стремящееся к пробуждению»), достигнув нирваны, сознательно не уходит от людей, оставаясь в мире сансары, чтобы помочь другим. Здесь есть рай и ад. Обитатели рая становятся бодисатвами. Пребывание в рае и аде - остановка перед кармическим перерождением.
Культ буддизма. Будда, дхарма и сангха - три сокровища и три культа буддизма.
Культ Будды. Будда в дословном переводе - «пробужденный», «просветленный», т.е. осознавший иллюзорность собственного «я», постигший четыре благородные истины. Постоянный эпитет Будды - Татхагата (один из переводов - «открывший истину»). Другие эпитеты - Всеблагой, Великосущий, Всезнающий, Десятисильный и т.д.
Культ Будды - это культ сверхчеловека, достигшего просветления собственными усилиями. Легендарная личность, реальность которой недоказана, Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, согласно легенде жил в 623-543 гг. до н.э. Это был индийский царевич Сиддхартха из знатного рода Готама из племени шакьев. Буддийские будды многочисленны. Считается, что легендарный Будда был седьмым по счету. Кроме того в число будд в разных версиях буддизма вошли и брахманистские боги, и боги народов, принявших буддизм. Исследователи насчитывают у народов, заимствовавших буддизм, 995 будд-мироправителей, 95 будд-грехоочистителей и т.д. Пантеон включает и ведических богов. В ламаизме, течении буддизма, утвердились шесть разрядов божеств: Будды, Божества-хранители, будды в человеческом облике, бодхисаттвы, воздушные путешественницы, докшиты (хранители закона), боги местности, покровители отдельных гор, рек, родников и т.д.
Текущая кальпа (период времени) оценивается буддистами как буддоносная: будда появляется раз в пять тысяч лет.
Будда может спастись по-настоящему только со всем миром. Когда все станут просветленными, появится последний Будда - Майтрейя.
В хинаяне утвердился культ бодисаттв, будды - на втором плане.
Культ Дхаммы (Дхармы). Дхамма в буддизме - не только исполнение обязанностей и мировой порядок, но и учение буддизма. Божественное концентрируется не в боге, а в дхамме/дхарме - мировом порядке, и в учении, отражающем этот порядок.
Культ Сангхи. Сангха - община монахов в рамках монастыря, группы монастырей, секты или группы монахов. Она является символом мироотказа. Монахи - воплощение бога. Монахи - посредники между верующими и бодхисатвами. В ХХ в. происходит секуляризация сангхи и в противовес этому - рост отшельничества.
Информация о работе Индо - буддийский тип восточной культуры