Художественная культура «Серебряного века»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:41, контрольная работа

Краткое описание

Особенностью культуры этого периода является и ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в многообразии школ и направлений искусства того времени.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3

1. Рубеж XIX - XX веков: предпосылки возникновения
новых направлений в русской культуре…………………………………... 4

2. Основные направления в художественной культуре
«Серебряного века»

2.1. Литература………………………….……………………………….….. 6
2.1.1. Символизм……………….………………………………………... 6
2.1.2. Акмеизм…………………………………..………………………. 8
2.1.3. Футуризм…………………………………………………………. 9
2.1.4. Имажинизм……………………………………………………… 10

2.2. «Мир искусства»…………………………………………………...….. 12

2.3. Изобразительное искусство...………….……………………………... 13
2.3.1. Модерн…………………………………………………………... 13
2.3.2. Авангард…………………………………………………………. 15

2.4. Театр и музыка……………………………….……………………..… 17

2.5. Архитектура и скульптура……………………………….…………… 19

3. Закат «Серебряного века»………………….………………………………. 21

Заключение…………………………………………………………………..… 23

Список использованной литературы………………………………………….. 24

Файлы: 1 файл

Серебряный век.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

     Еще один знак театрализации жизни «Серебряного века» – возникновение множества литературных и художественных кабаре. В Петербурге наиболее популярны были театры-кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов», в Москве – «Летучая мышь». Организованный в 1908 г. Н.Балиевым театр-кабаре «Летучая мышь» вырос непосредственно из веселых капустников МХАТа, где начинал актерскую карьеру Балиев. Репертуар «Летучей мыши» состоял из театральных миниатюр, оперетт и вполне серьезных спектаклей. Здесь отдыхал и развлекался артистический мир Москвы. В 1920 г. Балиев с лучшей частью труппы эмигрировал. 
 
 
 

2.5. Архитектура и скульптура      

     Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX - XX веков произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа, такие как банки, магазины, фабрики, вокзалы. Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн.

     Ярким примером модерна в России было творчество Ф.Шехтеля. Он строил доходные дома, здания торговых фирм,  вокзалы, особняки  (особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве). Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля, и рациональному. Он отходит от традиционных схем архитектуры, применяя асимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз – все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме. В декоративной отделке используются такие характерные для модерна приемы, как цветные витражи,  опоясывающий здание мозаичный фриз с растительным орнаментом и повторение этих орнаментов в рисунке балконных решеток и уличной ограды. Эти же мотивы использованы при отделке интерьера, например, в форме мраморных перил лестницы. Мебель и декоративные детали интерьеров здания составляют единое целое с общим замыслом сооружения – превратить бытовую среду в своего рода архитектурный спектакль, близкий атмосфере символических пьес.

     В Москве этот стиль ярко выражен в творчестве одного из создателей русского модерна Л.Кекушева (Доходный дом Исакова на Пречистенке).

     В отличие от модерна с его попытками перевернуть все устоявшиеся правила и представления, неоклассицизм и неорусский стиль строились на уже хорошо известных архитектурных принципах прошлых лет.

     Неоклассицизм появился в начале века как антитеза декоративной избыточности модерна. Опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель лёгкая, изящная, прямые линии. Лидером неоклассицизма был И.Фомин — страстный приверженец русского зодчества конца XVIII — начала XIX века. Затем сторонники традиционалистского пути стали всё чаще обращаться к первоисточникам русского классицизма — итальянскому ренессансу. Ведущими представителями этого направления выступали В.Щуко, А.Белогруд, М.Перетяткович, М.Лялевич.

     В это же время появляется неорусский стиль. На сооружениях этого направления лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна – архитектурного стиля, распространенного на рубеже XIX-XX веков в Северной Европе. В поисках монументальной простоты архитекторы обращались и к древним памятникам Новгорода и Пскова, и к традициям зодчества русского Севера. В этом стиле работали А.Щусев, В.Васнецов и др.

     Разнообразием отличается и русская скульптура этого периода. Лучшие традиции реалистической скульптуры второй половины XIX века в своих произведениях воплотил С.Волнухин (памятник первопечатнику И.Федорову).

     Подобно архитектуре скульптура рубежа веков  освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано  с влиянием импрессионизма. Черты нового метода – «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом. Импрессионистское направление в скульптуре выразил П.Трубецкой (памятник Александру III). В своих работах он  не  стремился  к  фотографической  точности, ему важнее было передать впечатление от  натуры. Ухватив образ, поняв своего героя, он лепил быстро, легко, артистично, почти не глядя на натуру. Любимыми персонажами  Трубецкого были балерины, подростки, породистые собаки – утончённые и хрупкие, наивные и  незащищённые.

     Гуманистическим пафосом, а подчас и глубоким драматизмом отличается творчество С.Коненкова. В своих ранних произведениях он стремился  запечатлеть   образ   человека   труда (бронзовый «Каменобоец»; «Крестьянин» и  «Славянин», выполненные в мраморе). Позднее Коненков увлекся сказочной, народной тематикой. Появились такие  оригинальные произведения, как «Лесовик», «Великосил», «Стрибог». Все они были  выполнены в дереве. Коненкову удалось ввести в  скульптуру  народные  мотивы,  которые находили воплощение в резьбе на избах, кустарных игрушках и других произведениях прикладного искусства.

     Самобытная  трактовка импрессионизма присуща  творчеству А.Голубкиной. Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством сострадания к людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями.       

     Нужно отметить, что по целостности подхода и ансамблевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей.             

3. Закат «Серебряного века» 

     Модернистские течения провозгласили искусство «чистой формы», которое должно освободиться из «плена» содержания. Такой «плен» они считали гибельным для искусства. Однако всем своим творчеством модернисты продемонстрировали обратное. Придавая форме самодовлеющее значение, нарочито усложняя ее, символисты, акмеисты и футуристы тем самым лишали ее ясности, жизненности и, следовательно, доступности массам. Тем самым они невольно подтвердили правильность слов В.Белинского: «Когда форма есть выражение содержания, она связана с ним так тесно, что отделить ее от содержания - значит уничтожить самое содержание, и наоборот: отделить содержание от формы — значит уничтожить форму».8

     Сила  реалистического искусства заключается  в том, что оно утверждает форму  как выражение содержания, объективно отражающего действительность. Символисты же превратили первоэлемент литературы — язык — в средство беспредметной игры звуками, рифмами, прокладывая тем самым путь «зауми» футуристов.

     Старые деятели культуры, убежденные, что искусство «вырастает из духовной глубины человека», отрицательно относились к авангарду. Они не считали его искусством. Негативное отношение к авангарду укрепилось в их сознании после того, как многие футуристы заявили о своей поддержке новой власти, а большевики, в свою очередь, признали футуризм как искусство.

     Отношение большевиков к авангарду было двояким. Новая власть ставила в заслугу авангардистам борьбу с «упадочной» буржуазной культурой, но не могла принять ухода к беспредметности и «зауми». Она делала ставку на искусство, понятное всем. Ориентация на массы была одной из главных установок большевиков.

     Октябрьская революция вызвала дифференциацию в среде акмеистов и определила их различные пути в послереволюционные годы: одни закончили путь в лагерях и эмиграции; другие замолчали, не имея общего языка с советским народом. Ряд поэтов (С.Городецкий, А.Ахматова, М.Зенкевич) вошли в советскую поэзию, испытав на себе влияние новой, социалистической действительности. В своем творчестве советских лет они отошли от эстетических принципов акмеизма, которые оказались чуждыми новой эпохе.

     Характерной особенностью развития русской поэзии первых десятилетий XX века являлось то, что каждое литературное направление рождалось под знаком непримиримой борьбы, соперничества со своими предшественниками. И если начало 1910-х годов прошло под знаком «преодоления символизма» акмеистами и футуристами, то возникший в конце десятилетия имажинизм обозначил конечной целью своей борьбы «преодоление футуризма», с которым он, по сути, состоял в родственных отношениях.

     С 1920-х годов авангард утрачивает прежний пафос противостояния, вступает в союз с модерном, устанавливает контакт с массовой культурой. Кризис авангарда, к середине ХХ века в значительной мере растратившего свою былую «революционную» энергию, явился стимулом для формирования постмодернизма как основной ему альтернативы. В дальнейшем в процессе формирования тоталитарной культуры в советской России все постсимволистские явления перестали существовать, и были вытеснены под давлением пролетарской культуры.

     В течение нескольких десятилетий  после своего заката искусство «Серебряного века» воспринималось как декаданс и безвкусие, лишь в последней трети ХХ века оценки стали меняться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     «Серебряный век» занимает совершенно особое место  в российской культуре. Это время  духовных поисков и блужданий, значительно обогатило все виды искусств и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. Никогда не было в русском искусстве такого количества направлений, группировок, объединений, ассоциаций, как в эту эпоху. Они выдвигали свои творческие теоретические программы, отрицали предшественников, враждовали с современниками, пытались предсказать будущее.

     Художественная  культура «Серебряного века» противоречива и многогранна. Ее неповторимость обусловлена конфликтом эпох, который с одной стороны представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, с другой – выходом в обновленную жизнь, возможностью достичь небывалых творческих достижений. На направленность и сложность поэтических исканий и художественной культуры в целом свою печать наложила историческая действительность между двумя революциями (1905—1917 гг.). На пороге нового века начали меняться глубинные основы жизни, порождая крушение старой картины мира. Традиционные регуляторы существования – религия, мораль, право – не справлялись со своими функциями, в рамках классики не умещалось то новое, что диктовала историческая и социально-политическая эпоха. Так зародился век модерна.

     «Серебряный век» в русской культуре – понятие всеобъемлющее, т.к.  он охватил не только все сферы творчества, но и непосредственно жизнь людей той эпохи. Искусство, философия, религия – все взаимосвязано, тенденции к взаимопроникновению различных видов не только художественной, но и духовной деятельности в целом налицо. Глобализация истории, глобализация культуры – таковы главные характеристики культуры «Серебряного века».

     Достижения  русского искусства «Серебряного века» огромны и имеют мировое значение. Литература, живопись, театр и музыка, архитектура и скульптура стали своеобразным прологом искусства XX столетия. Две мировые войны, политические взрывы и революции, установление жесткого авторитарного режима в России в значительной мере определяют развитие отечественной культуры XX столетия. Но ее истоки — в блестящем расцвете художественной культуры «Серебряного века». 
 
 
 

Список  литературы и Интернет-источников 
 

    1.    Балакина Т.И. История русской культуры. – М.: «Аз», 1996

    2.    Бердяев Н.А. Русская идея. – М.: «Сварог и К», 1997.

    3. Волков А.А. Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период. – М.: «Просвещение», 1964 г. 

    4.   Культурология. Учебное пособие. Составитель и отв. редактор А.А. Радугин. - М.: «Центр», 2001.

    5.    Онлайн энциклопедия «Кругосвет». http://www.krugosvet.ru

    6.    Рапацкая Л.А.  Художественная культура России. – М.: «Владос», 1998

Информация о работе Художественная культура «Серебряного века»