Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:41, контрольная работа
Особенностью культуры этого периода является и ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в многообразии школ и направлений искусства того времени.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Рубеж XIX - XX веков: предпосылки возникновения
новых направлений в русской культуре…………………………………... 4
2. Основные направления в художественной культуре
«Серебряного века»
2.1. Литература………………………….……………………………….….. 6
2.1.1. Символизм……………….………………………………………... 6
2.1.2. Акмеизм…………………………………..………………………. 8
2.1.3. Футуризм…………………………………………………………. 9
2.1.4. Имажинизм……………………………………………………… 10
2.2. «Мир искусства»…………………………………………………...….. 12
2.3. Изобразительное искусство...………….……………………………... 13
2.3.1. Модерн…………………………………………………………... 13
2.3.2. Авангард…………………………………………………………. 15
2.4. Театр и музыка……………………………….……………………..… 17
2.5. Архитектура и скульптура……………………………….…………… 19
3. Закат «Серебряного века»………………….………………………………. 21
Заключение…………………………………………………………………..… 23
Список использованной литературы………………………………………….. 24
Расцвет русского символизма пришелся на девятисотые годы, после чего движение пошло на убыль: в рамках школы больше не появляются значительные произведения, возникают новые направления – акмеизм и футуризм, символистское мироощущение перестает соответствовать драматическим реалиям ХХ века. Однако символизм положил начало модернистским течениям, стал обновляющим ферментом, давшим новое качество литературы, новые формы художественности. В творчестве крупнейших писателей ХХ века, как русских, так и зарубежных – сильнейшее влияние модернистской традиции, унаследованной от символизма.
2.1.2.
Акмеизм
Сторонники акмеизма - литературного направления, возникшего в 10-х годах ХХ века, - декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности, вещности и «радостное любование бытием».4 Религиозные поиски и желание преобразовать общество были им чужды. Они ощущали мир прекрасным и таким же хотели изобразить его в своих произведениях. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Становление акмеизма связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями нового течения были Н.Гумилёв и С.Городецкий. Они же предложили термин «акмеизм» (от греч. – «высшая степень», «вершина», «цветущая пора»): по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идет направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений. К течению присоединились А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут.
Платформой акмеистов стал журнал «Аполлон», в котором были сформулированы основные положения их программы: во-первых, конкретность, вещность, посюсторонность; во-вторых, совершенствование поэтического мастерства. Впервые эти идеи были высказана М.Кузминым еще в 1910 году. Потусторонним и туманным откровениям символистов, «непонятному и темному в искусстве» он противопоставил «прекрасную ясность». Художник, с его точки зрения, должен не замутнять, а прояснять смысл вещей, искать гармонию с окружающим, любоваться «прелестными мелочами»; он должен сосредоточиться на эстетической стороне творчества, художественном мастерстве.5 Спустя три года после публикации статьи Кузмина в «Аполлоне» появились манифесты Гумилева и Городецкого – с этого момента принято вести отсчет существованию акмеизма как оформившегося литературного течения, основанного на привязанности к обыденной жизни, уважении к простому человеческому существованию. Акмеисты предъявляют высокие требования к поэту как к творцу мысли и к слову как к материалу искусства, а к поэтическому творчеству относятся как к высшему ремеслу.
Как
литературное направление акмеизм просуществовал
около двух лет. По существу он не является
антагонистическим по отношению к символизму.
Претензии акмеистов на обновление русской
поэзии оказались несостоятельными. Они
еще более чем символисты углубили разрыв
между поэзией и читателем, замкнувшись
в узко эстетической сфере. Тем не менее,
влияния этого литературного направления
на судьбы русской поэзии ХХ века нельзя
не учитывать.
2.1.3.
Футуризм
Одновременно с акмеизмом в 10-х годах ХХ века возникло другое модернистское течение – футуризм (от лат. – «будущее»). Как и другие литературные направления того времени, он отличался неоднородностью и внутренней противоречивостью. В русской литературе существовало несколько футуристических группировок. Наиболее важной из них было объединение кубофутуристов «Гилея», члены которого именовали себя «будетлянами», т.е. людьми будущего (В.Хлебников, В.Маяковский, Д.Бурлюк, А.Крученых и др.). Близки к кубофутуристам «Гилеи» были и другие литературно-художественные объединения — «Союз молодежи», «Ослиный хвост», «Центрифуга».
Особняком стояла группа эгофутуристов, созданная И. Северяниным в 1911 г. Но в отличие от кубофутуристов, имевших четкие цели (в основном, атака на позиции символизма) и стремившихся обосновать их в своих манифестах, Северянин не имел конкретной творческой программы либо не желал ее обнародовать. Своими лозунгами он фактически провозглашает себя единственной и неповторимой поэтической личностью, что предопределило недолгое существование этого течения.
Подобно символизму, русский футуризм многое воспринял от буржуазной культуры Запада. Однако из всех групп, в начале века провозглашавших тезис: «искусство — игра», наиболее последовательно воплощали его в своем творчестве футуристы. В отличие от символистов с их идеей преображения мира искусством, они делали упор на разрушение старого мира. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством. Объявив себя создателями истинных произведений искусства, футуристы провели свою переоценку ценностей. Они полностью отвергли достижения старой культуры и религию, как ее базовый элемент, отрицали правописание. В своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» футуристы призывали: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности. <…> Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми».6 Произведения футуристов отличаются ломаным ритмом, введением свободных размеров и разговорных интонаций, отсутствием знаков препинания и крайней «заумью».
Свою враждебность господствующим общественным и литературным нравам футуристы старались подчеркнуть всеми средствами, начиная от нелепой одежды и разрисованных лиц и кончая причудливым оформлением своих сборников.
Однако
«новаторство» футуристов носило чисто
внешний характер. Если отбросить некоторые
экспериментаторские приемы, можно увидеть
в их стихах идейное однообразие и мелководье,
характерное для поэзии символистов, которую
футуристы так рьяно отрицали. Таким образом,
группировки акмеистов и футуристов, возникшие
в полемике с символизмом, на практике
оказались весьма близки ему и тем, что
в основе их теорий лежала индивидуалистическая
идея, и стремлением к созданию ярких мифов,
и преимущественным вниманием к форме.
2.1.4.
Имажинизм
Имажинизм (от лат. — «образ») — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Это была последняя нашумевшая школа в русской поэзии XX века. Так же как символизм и футуризм, имажинизм зародился на Западе, но по всей своей содержательной направленности ничего общего ни со своим западным аналогом, ни с революцией в России, не имел. Теоретическая программа имажинистов скорее перекликалась с содержанием деклараций кубофутуристов, несмотря на взаимное порицание этими группами друг друга. Имажинистами были поэты С.Есенин, Р.Ивнев, А.Мариенгоф, В.Шершеневич, а также художники Б.Эрдман, Е.Якулов.
Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашала примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. В своей Декларации имажинисты утверждали: «Образ, и только образ <...> — вот орудие производства мастера искусства <…> Только образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени. Образ — это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия».7
По существу, в их приемах, так же как и в их «образности», не было ничего особенно нового. «Имажинизм» как один из приемов художественного творчества широко использовался не только футуризмом, но и символизмом. Новым было лишь упорство, с которым имажинисты выдвигали образ на первый план и сводили к нему все в поэзии — и содержание и форму.
Во многом повлияли на развитие течения творчество С. Есенина, который входил в костяк объединения. К моменту образования группы у него уже была собственная программа, изложенная в трактате «Ключи Марии», где поэт на основании личного опыта размышлял о творчестве в целом и словесном искусстве в частности. В нем содержался ряд весьма интересных соображений об опоре на национальную стихию и фольклор. Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа — человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения. С 1921 г. Есенин начинает отходить от имажинизма.
За пять лет активной деятельности имажинисты смогли завоевать громкую, хотя и скандальную славу. Они подражали футуристическому эпатажу публики, и их акции порой выходили за пределы общепринятых норм поведения. Постоянно проходили поэтические диспуты, где мэтры нового течения доказывали окружающим превосходство новоизобретенной поэтической системы над всеми предшествующими.
Творческие разногласия имажинистов привели к тому, что группа разделилась на правое и левое крыло с противоположными взглядами на задачи поэзии, ее содержательную сторону, форму, образ. А с уходом Есенина имажинизм стал угасать. Последний коллективный сборник «Имажинисты» вышел в 1925 г.
Среди
исследователей и литературоведов до сих
пор идут споры о том, следует ли имажинизм
поместить в один ряд с символизмом, акмеизмом и футуризмом, или корректнее
было бы рассматривать это явление в ряду
многочисленных течений и объединений
20-х годов XX века, которые, развиваясь в общем
духе авангардизма, не смогли открыть принципиально
новых путей развития поэзии.
***
Были
в литературе того времени яркие индивидуальности,
которые невозможно отнести к определенному
течению – М.Волошин, М.Цветаева, И.Бунин,
Б.Пастернак. Особое место в литературе
рубежа веков заняли крестьянские поэты:
Н.Клюев, Д.Бедный, П.Радимов. Не выдвигая
четкой эстетической программы, свои идеи
они воплощали в творчестве. С крестьянскими
поэтами, особенно с Клюевым, был близок
в начале пути С.Есенин, соединивший в
своем творчестве традиции фольклора
и классического искусства.
2.2.
«Мир искусства»
Объединение «Мир искусства» было создано в 1898 году и просуществовало до 1924 года. В него входили выдающиеся художники того времени: М.Врубель, В.Серов, К.Коровин, А.Бенуа, Л.Бакст, В.Борисов-Мусатов и др. Деятельность этой группы была очень разносторонней. Художники вели активную творческую работу, издавали журнал с одноименным названием, устраивали в России и за границей художественные выставки.
В литературный отдел журнала «Мир искусства» входили известные философы, писатели и поэты: Д.Философов, Д.Мережковский, Н.Минский, В.Розанов, Л.Шестов, Вяч.Иванов, А.Белый, А. Блок, М.Кузьмин, Ф.Сологуб, В.Брюсов, К.Бальмонт.
Мирискусники контактировали с деятелями театра и музыки – К.Станиславским, Ф.Стравинским. Идеалом времени становится театр, который способен в высшей степени осуществить синтез искусств. Почти все известные русские художники начала века работали в театре: Васнецов, Врубель, Бенуа, Серов, Поленов, Левитан, Коровин.
Таким образом, «Мир искусства» воплощал в себе принцип универсализма и оставил глубокий след в развитии не только живописи и литературы, но и оперы, балета, декорационного искусства, художественной критики, выставочного дела. «Мир искусства» находился в самом центре культурной жизни России рубежа столетий, восстанавливая связь разных поколений деятелей культуры и разных сфер искусства.
Художественная ориентация объединения была связана с модерном и символизмом. Мирискусники заняли критическую позицию в отношении передвижников, считая, что те, вдохновившись идеями народничества, нанесли вред русской живописи. Искусство - самостоятельная сфера человеческой деятельности, и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний, считали мирискуссники. Они провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве и утверждали, что последнее — прежде всего выражение личности художника.
Мирискусники стремились приобщить своих зрителей и читателей к достижениям национального и мирового искусства. Художники и писатели объединения питали страсть к старине, русской мифологии, фольклору с одной стороны, и пристрастие к самым последним достижениям западной культуры - с другой. В своих картинах и на страницах журнала они открыли российскому обществу тогда мало оцененную красоту средневековой архитектуры, русской иконописи, изящество классического Петербурга, заставляли задуматься о современном звучании древних цивилизаций и заново оценить собственное художественное и литературное наследие. Их деятельность способствовали широкому распространению в русском обществе художественной культуры.
2.3.
Изобразительное искусство
2.3.1.
Модерн
Тенденции, которые определили развитие литературы «Серебряного века», были характерны и для изобразительного искусства. В то время еще плодотворно работали ведущие мастера реализма - И.Репин, В.Суриков, В.Васнецов, В.Маковский. Их традиции нашли свое развитие в ряде произведений молодого поколения художников-передвижников: А.Архипова («По реке Оке», «Обратный», «Девушка с кувшином», «Прачки»), Н.Касаткина («В коридоре окружного суда», «Уральский рабочий»).
Информация о работе Художественная культура «Серебряного века»