Художественная культура «Серебряного века»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:41, контрольная работа

Краткое описание

Особенностью культуры этого периода является и ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в многообразии школ и направлений искусства того времени.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3

1. Рубеж XIX - XX веков: предпосылки возникновения
новых направлений в русской культуре…………………………………... 4

2. Основные направления в художественной культуре
«Серебряного века»

2.1. Литература………………………….……………………………….….. 6
2.1.1. Символизм……………….………………………………………... 6
2.1.2. Акмеизм…………………………………..………………………. 8
2.1.3. Футуризм…………………………………………………………. 9
2.1.4. Имажинизм……………………………………………………… 10

2.2. «Мир искусства»…………………………………………………...….. 12

2.3. Изобразительное искусство...………….……………………………... 13
2.3.1. Модерн…………………………………………………………... 13
2.3.2. Авангард…………………………………………………………. 15

2.4. Театр и музыка……………………………….……………………..… 17

2.5. Архитектура и скульптура……………………………….…………… 19

3. Закат «Серебряного века»………………….………………………………. 21

Заключение…………………………………………………………………..… 23

Список использованной литературы………………………………………….. 24

Файлы: 1 файл

Серебряный век.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Московский  Государственный Технический Университет

Гражданской Авиации 

Кафедра связей с общественностью 
 
 
 
 
 

Контрольная работа №2

по дисциплине «Культурология»

на тему:  

«Художественная культура «Серебряного века» 
 
 
 
 

Выполнил  студент1 курса

Заочной формы обучения

___________________________________

Шифр  ЭКД-000000

Специальность 000000

Проверил:

_____________________________

_____________________________ 
 
 
 
 
 

Москва - 2010

 Содержание 
 

     Введение…………………………………………………………………………  3 

  1. Рубеж XIX - XX веков: предпосылки возникновения

          новых направлений в русской  культуре…………………………………... 4 

  1. Основные  направления в художественной культуре

          «Серебряного века» 

         2.1. Литература………………………….……………………………….….. 6

                2.1.1. Символизм……………….………………………………………... 6

                2.1.2. Акмеизм…………………………………..………………………. 8

                2.1.3. Футуризм………………………………………………………….  9

                2.1.4. Имажинизм……………………………………………………… 10

        

         2.2. «Мир искусства»…………………………………………………...….. 12 

          2.3. Изобразительное искусство...………….……………………………... 13

                2.3.1. Модерн…………………………………………………………... 13

                2.3.2. Авангард…………………………………………………………. 15 

          2.4. Театр и музыка……………………………….……………………..… 17 

          2.5. Архитектура и скульптура……………………………….…………… 19 

    3. Закат «Серебряного века»………………….………………………………. 21 

    Заключение…………………………………………………………………..… 23 

    Список  использованной литературы………………………………………….. 24 
     
     

Введение 

     Конец XIX – начало XX столетия в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с Золотым пушкинским веком, «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но вошло в литературный оборот окончательно в 60-е годы ХХ столетия.

     Рубеж веков – сложный и противоречивый период в развитии русского общества. Это было время крупных перемен: смена государственного строя, закат классической культуры XIX века, возникновение новых направлений и течений, определивших культуру XX века. Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции прошлого и новаторские тенденции. Происходит активный поиск новых путей развития, перенимаются и дополняются прогрессивные идеи запада. Пестрота направлений и школ – отличительная черта русской культуры рубежа веков.

     Особенностью  культуры этого периода является и ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в многообразии школ и направлений искусства того времени.

     Задачи  данной работы:

  • определить предпосылки возникновения новых направлений в русской культуре на рубеже XIX - XX веков;
  • обозначить основные художественные направления и наиболее ярких представителей в литературе, живописи, театре и музыке, архитектуре и скульптуре «Серебряного века»;
  • проанализировать причины заката «Серебряного века».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Рубеж XIX - XX веков:

предпосылки возникновения новых направлений в русской культуре  

     Русско-японская и первая мировая войны, три революции, реформы Витте, Столыпина, появление  общероссийского представительного  органа – Думы,  образование политических партий, гражданская война – даже простое перечисление самых основных исторических событий показывает  насколько напряженными, противоречивыми и судьбоносными для России были конец  XIX – первая четверть XX века, «Серебряный век» русской культуры.

     Россия  переживает время ускоренного развития, из аграрной превращается в крупную капиталистическую державу. Капитализация способствует бурному развитию городской культуры.  Продолжается количественный рост образовательных учреждений и числа учащихся в них. Очень  модными среди молодежи становятся «кружки  самообразования», на базе которых в дальнейшем будут образованы такие объединения, как «Мир искусства». Интеллигенция активно берется за ликвидацию безграмотности: появляются общества грамотности, народные университеты,  рабочие просветительские общества. Из высококвалифицированных рабочих формируется новый слой  «рабочей аристократии».

     Научные достижения второй половины XIX – начала XX века  сломали устоявшиеся стереотипы, заставили Россию двигаться по ускоренному пути модернизации. Русские ученые и изобретатели - И.Павлов, И.Мечников, К.Тимирязев, И.Мичурин, А.Попов, И.Жуковский, И.Сикорский и др. - совершили открытия величайшей важности в области естествознания и точных наук.

     Важной  чертой развития культуры рубежа веков  является мощный подъем гуманитарных наук. «Второе дыхание» обрела история, в которой заблистали имена В.Ключевского, С.Платонова, Н.Рожкова и др. Подлинных вершин достигает философская мысль, которая мучительно искала ответы на «больные вопросы» российской действительности, пытаясь соединить несоединимое - материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.

     Приметой  времени становится кинематограф, появившийся в России весной  1896 г. Сначала в кинотеатрах демонстрировались иностранные фильмы. А уже в 1907–1908 гг. возникло собственное кинопроизводство (фирмы А.Дранкова и А.Ханжонкова).

     На  фоне общего подъема отсутствие или  слишком медленные изменения  в социально-политической сфере вызывали всеобщее недовольство. Раскол в обществе, ощущение близких потрясений с одной стороны, демократизация и, в связи с этим, стремительный взлет науки, художественного творчества – с другой, определили противоречивый  характер развития культуры в конце XIX – XX века.

     Поиск новых путей  развития русской культуры связан и с усвоением прогрессивных веяний западной культуры. Предпосылки возникновения новых направлений в искусстве – в кризисе, поразившем Европу во второй половине XIX века. Переоценка ценностей недавнего прошлого выразилась в бунте против узкого материализма и натурализма, в большой свободе религиозно-философских исканий. Система христианских ценностей, на которых покоилась европейская цивилизация, была расшатана, но и новый «Бог» – вера в разум, в науку – оказался ненадежен. Потеря ориентиров рождала ощущение отсутствия опор, ушедшей из-под ног почвы.

     На  излете XIX века Европа достигла небывалого технического прогресса, наука дала человеку власть над окружающей средой и продолжала развиваться гигантскими темпами. Однако оказалось, что научная картина мира не восполняет возникающих в общественном сознании пустот, обнаруживает свою недостоверность. Выявленные прежде «однозначные закономерности» были подвергнуты существенному пересмотру, сознание ошибочности, неполноты прежнего знания вело к поиску новых путей постижения действительности.

     Рубеж веков стал временем поисков абсолютных ценностей, глубочайшей религиозной  впечатлительности. А присутствовавшие в то время ожидание «конца света», «заката Европы», гибели цивилизации обостряли метафизические настроения, заставляя дух торжествовать над материей. «Это был ряд попыток, порой истинно героических, найти безукоризненно верный сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства»1.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные направления в художественной культуре

«Серебряного века» 

2.1. Литература 

     2.1.1. Символизм 

     С хронологической точки зрения, «Серебряный век» укладывается в короткий временной отрезок с 90-х годов ХIХ века до 20-х годов ХХ века. Начало ему было положено небольшой группой литераторов, называвших себя «символистами». Символизм (от фр. – «знак», «опознавательная примета») как эстетическое течение сформировался во Франции в 1880–1890 гг. и получил широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран. Однако в отличие от западного символизма, оставшегося литературно-художественным явлением, в России он претендовал на выполнение универсальных мировоззренческих функций в общественной и культурной жизни государства.

     Принято различать «старших» и «младших»  символистов. «Старшие» (И.Анненский, В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский, Н.Минский, Ф.Сологуб и др.), пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» (А.Белый, А.Блок, Вяч.Иванов, С.Соловьев и др.) - на первый план выдвигали философские и теософские искания. К символистам были близки М.Волошин, М.Кузмин, А.Добролюбов, И.Коневской, А.Волынский, В.Розанов, А.Бенуа и др.

     В 90-х годах XIX века символисты в России выступили с идеей произвести переоценку всех ценностей. В отличие от укрепившейся в то время идеологии народников, провозглашающей приоритет коллективного начала над личностным, символисты вывели человека за пределы общества и стали рассматривать его как самостоятельную величину, равную по значению обществу и Богу. Ценность индивидуума они определяли богатством и красотой его внутреннего мира. Мысли и чувства человека были превращены в объекты исследования и стали основой творчества. Внутренний мир человека рассматривался как результат его духовного развития.

     Традиционному познанию мира символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества, которое базируется на тайных смыслах, доступных лишь художнику-творцу. Недосказанность, потаенный смысл – характерная черта произведений символистов. Символ – вот центральная эстетическая категория нового течения. Принципиальное отличие символа от художественного образа – его многозначность. Символ не доступен окончательному толкованию. На русской почве эта особенность символа была удачно определена Федором Сологубом: «Символ – окно в бесконечность».2  Движение и игра смысловых оттенков создают неразгадываемость, тайну символа, он таит в себе целый ряд значений – подчас противоположных, разнонаправленных. «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своём значении», - считал теоретик символизма Вячеслав Иванов.3

     Символисты и литераторы, близкие к ним, занимались формированием эстетического вкуса публики. В их ведении были журналы («Весы», «Золотое руно», «Аполлон») и издательства («Скорпион», «Оры», «Мусагет», «Гриф», «Сирин», «Шиповник»). Они открывали читателю в своих работах мир русской и западноевропейской литературы, знакомили с шедеврами мирового искусства.

     Символистское движение придавало большое значение восстановлению связей с потусторонним миром, что выразилось в частом обращении символистов к «тайнам гроба», в возрастании роли воображаемого, фантастического, в увлечении мистикой, языческими культами, магией, оккультизмом. Особой притягательностью для символистов обладали мифы и сюжеты, отмеченные печатью неестественных страстей, гибельного очарования, предельной чувственности, безумия (Огненный ангел В.Брюсова, образ Офелии в стихах Блока), гибридные образы (кентавр, русалка, женщина-змея), указывавшие на возможность существования в двух мирах. Художественные произведения, в которых затрагивались ранее запрещенные темы: индивидуализм, аморализм, эротизм, демонизм - провоцировали публику, заставляли ее обращать внимание не только на политику, но и на искусство, на человека с его чувствами, страстями, светлыми и темными сторонами его души. Под воздействием символистов изменилось отношение общества к духовной деятельности.

Информация о работе Художественная культура «Серебряного века»