Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:41, контрольная работа
Особенностью культуры этого периода является и ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в многообразии школ и направлений искусства того времени.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Рубеж XIX - XX веков: предпосылки возникновения
новых направлений в русской культуре…………………………………... 4
2. Основные направления в художественной культуре
«Серебряного века»
2.1. Литература………………………….……………………………….….. 6
2.1.1. Символизм……………….………………………………………... 6
2.1.2. Акмеизм…………………………………..………………………. 8
2.1.3. Футуризм…………………………………………………………. 9
2.1.4. Имажинизм……………………………………………………… 10
2.2. «Мир искусства»…………………………………………………...….. 12
2.3. Изобразительное искусство...………….……………………………... 13
2.3.1. Модерн…………………………………………………………... 13
2.3.2. Авангард…………………………………………………………. 15
2.4. Театр и музыка……………………………….……………………..… 17
2.5. Архитектура и скульптура……………………………….…………… 19
3. Закат «Серебряного века»………………….………………………………. 21
Заключение…………………………………………………………………..… 23
Список использованной литературы………………………………………….. 24
Московский
Государственный Технический
Гражданской
Авиации
Кафедра
связей с общественностью
Контрольная работа №2
по дисциплине «Культурология»
на тему:
«Художественная культура
«Серебряного века»
Выполнил студент1 курса
Заочной формы обучения
______________________________
Шифр ЭКД-000000
Специальность 000000
Проверил:
_____________________________
_____________________________
Москва - 2010
Содержание
Введение……………………………………………
новых направлений в русской
культуре…………………………………... 4
«Серебряного века»
2.1. Литература………………………….………………………
2.1.1. Символизм……………….……………………………………
2.1.2. Акмеизм…………………………………..……………………
2.1.3. Футуризм…………………………………………………………
2.1.4. Имажинизм……………………………………………………… 10
2.2. «Мир искусства»………………………………………………….
2.3. Изобразительное искусство...………….……………………………..
2.3.1. Модерн…………………………………………………………..
2.3.2. Авангард…………………………………………………………
2.4. Театр и музыка……………………………….……………………..…
17
2.5. Архитектура и скульптура……………………………….……………
19
3. Закат
«Серебряного века»………………….……………………………….
21
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………..
24
Введение
Конец XIX – начало XX столетия в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с Золотым пушкинским веком, «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но вошло в литературный оборот окончательно в 60-е годы ХХ столетия.
Рубеж веков – сложный и противоречивый период в развитии русского общества. Это было время крупных перемен: смена государственного строя, закат классической культуры XIX века, возникновение новых направлений и течений, определивших культуру XX века. Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции прошлого и новаторские тенденции. Происходит активный поиск новых путей развития, перенимаются и дополняются прогрессивные идеи запада. Пестрота направлений и школ – отличительная черта русской культуры рубежа веков.
Особенностью культуры этого периода является и ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в многообразии школ и направлений искусства того времени.
Задачи данной работы:
1. Рубеж XIX - XX веков:
предпосылки
возникновения новых
направлений в русской
культуре
Русско-японская
и первая мировая войны, три революции,
реформы Витте, Столыпина, появление
общероссийского
Россия переживает время ускоренного развития, из аграрной превращается в крупную капиталистическую державу. Капитализация способствует бурному развитию городской культуры. Продолжается количественный рост образовательных учреждений и числа учащихся в них. Очень модными среди молодежи становятся «кружки самообразования», на базе которых в дальнейшем будут образованы такие объединения, как «Мир искусства». Интеллигенция активно берется за ликвидацию безграмотности: появляются общества грамотности, народные университеты, рабочие просветительские общества. Из высококвалифицированных рабочих формируется новый слой «рабочей аристократии».
Научные достижения второй половины XIX – начала XX века сломали устоявшиеся стереотипы, заставили Россию двигаться по ускоренному пути модернизации. Русские ученые и изобретатели - И.Павлов, И.Мечников, К.Тимирязев, И.Мичурин, А.Попов, И.Жуковский, И.Сикорский и др. - совершили открытия величайшей важности в области естествознания и точных наук.
Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук. «Второе дыхание» обрела история, в которой заблистали имена В.Ключевского, С.Платонова, Н.Рожкова и др. Подлинных вершин достигает философская мысль, которая мучительно искала ответы на «больные вопросы» российской действительности, пытаясь соединить несоединимое - материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.
Приметой времени становится кинематограф, появившийся в России весной 1896 г. Сначала в кинотеатрах демонстрировались иностранные фильмы. А уже в 1907–1908 гг. возникло собственное кинопроизводство (фирмы А.Дранкова и А.Ханжонкова).
На фоне общего подъема отсутствие или слишком медленные изменения в социально-политической сфере вызывали всеобщее недовольство. Раскол в обществе, ощущение близких потрясений с одной стороны, демократизация и, в связи с этим, стремительный взлет науки, художественного творчества – с другой, определили противоречивый характер развития культуры в конце XIX – XX века.
Поиск новых путей развития русской культуры связан и с усвоением прогрессивных веяний западной культуры. Предпосылки возникновения новых направлений в искусстве – в кризисе, поразившем Европу во второй половине XIX века. Переоценка ценностей недавнего прошлого выразилась в бунте против узкого материализма и натурализма, в большой свободе религиозно-философских исканий. Система христианских ценностей, на которых покоилась европейская цивилизация, была расшатана, но и новый «Бог» – вера в разум, в науку – оказался ненадежен. Потеря ориентиров рождала ощущение отсутствия опор, ушедшей из-под ног почвы.
На излете XIX века Европа достигла небывалого технического прогресса, наука дала человеку власть над окружающей средой и продолжала развиваться гигантскими темпами. Однако оказалось, что научная картина мира не восполняет возникающих в общественном сознании пустот, обнаруживает свою недостоверность. Выявленные прежде «однозначные закономерности» были подвергнуты существенному пересмотру, сознание ошибочности, неполноты прежнего знания вело к поиску новых путей постижения действительности.
Рубеж
веков стал временем поисков абсолютных
ценностей, глубочайшей религиозной
впечатлительности. А присутствовавшие
в то время ожидание «конца света», «заката
Европы», гибели цивилизации обостряли
метафизические настроения, заставляя
дух торжествовать над материей. «Это
был ряд попыток, порой истинно героических,
найти безукоризненно верный сплав жизни
и творчества, своего рода философский
камень искусства»1.
2. Основные направления в художественной культуре
«Серебряного
века»
2.1.
Литература
2.1.1.
Символизм
С хронологической точки зрения, «Серебряный век» укладывается в короткий временной отрезок с 90-х годов ХIХ века до 20-х годов ХХ века. Начало ему было положено небольшой группой литераторов, называвших себя «символистами». Символизм (от фр. – «знак», «опознавательная примета») как эстетическое течение сформировался во Франции в 1880–1890 гг. и получил широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран. Однако в отличие от западного символизма, оставшегося литературно-художественным явлением, в России он претендовал на выполнение универсальных мировоззренческих функций в общественной и культурной жизни государства.
Принято
различать «старших» и «
В 90-х годах XIX века символисты в России выступили с идеей произвести переоценку всех ценностей. В отличие от укрепившейся в то время идеологии народников, провозглашающей приоритет коллективного начала над личностным, символисты вывели человека за пределы общества и стали рассматривать его как самостоятельную величину, равную по значению обществу и Богу. Ценность индивидуума они определяли богатством и красотой его внутреннего мира. Мысли и чувства человека были превращены в объекты исследования и стали основой творчества. Внутренний мир человека рассматривался как результат его духовного развития.
Традиционному познанию мира символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества, которое базируется на тайных смыслах, доступных лишь художнику-творцу. Недосказанность, потаенный смысл – характерная черта произведений символистов. Символ – вот центральная эстетическая категория нового течения. Принципиальное отличие символа от художественного образа – его многозначность. Символ не доступен окончательному толкованию. На русской почве эта особенность символа была удачно определена Федором Сологубом: «Символ – окно в бесконечность».2 Движение и игра смысловых оттенков создают неразгадываемость, тайну символа, он таит в себе целый ряд значений – подчас противоположных, разнонаправленных. «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своём значении», - считал теоретик символизма Вячеслав Иванов.3
Символисты и литераторы, близкие к ним, занимались формированием эстетического вкуса публики. В их ведении были журналы («Весы», «Золотое руно», «Аполлон») и издательства («Скорпион», «Оры», «Мусагет», «Гриф», «Сирин», «Шиповник»). Они открывали читателю в своих работах мир русской и западноевропейской литературы, знакомили с шедеврами мирового искусства.
Символистское движение придавало большое значение восстановлению связей с потусторонним миром, что выразилось в частом обращении символистов к «тайнам гроба», в возрастании роли воображаемого, фантастического, в увлечении мистикой, языческими культами, магией, оккультизмом. Особой притягательностью для символистов обладали мифы и сюжеты, отмеченные печатью неестественных страстей, гибельного очарования, предельной чувственности, безумия (Огненный ангел В.Брюсова, образ Офелии в стихах Блока), гибридные образы (кентавр, русалка, женщина-змея), указывавшие на возможность существования в двух мирах. Художественные произведения, в которых затрагивались ранее запрещенные темы: индивидуализм, аморализм, эротизм, демонизм - провоцировали публику, заставляли ее обращать внимание не только на политику, но и на искусство, на человека с его чувствами, страстями, светлыми и темными сторонами его души. Под воздействием символистов изменилось отношение общества к духовной деятельности.
Информация о работе Художественная культура «Серебряного века»