Джек Лондон

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:05, реферат

Краткое описание

Джон Гриффит Чейни родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. Мать будущего писателя, Флора Веллман, была учителем музыки и увлекалась спиритизмом, утверждая, что у неё установлена спиритическая связь с индейским вождём. Она забеременела от астролога Уильяма Чейни, с которым совместно жила некоторое время в Сан-Франциско. Узнав о беременности Флоры, Уильям стал настаивать на том, чтобы она сделала аборт, но она категорически отказалась и в порыве отчаяния попыталась застрелиться, однако только слегка ранила себя.

Оглавление

I. Биография………………………………………………………….3

II. Анализ и оценка творчества Джека Лондона………………...7

2.1. Северные рассказы…………………………………………11

2.2. «Зов предков». «Белый клык»……………………………15

2.3. «Мартин Иден»……………………………………………..18

III. Последний этап…………………………………………………24

IV. Библиография…………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Джек Лондон..doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Тогда и приобретет свою притягательность та поэзия стойкости, которая была наверное, доминирующим началом художественного мира Лондона. Тогда откроется, какой огромный пласт проблематики разведывал он, размышляя в своих сказаниях, поднятых до символики, над теми приобретениями и утратами, которые всегда сопутствуют цивилизации. Проверенные временем, рассказы Лондона окажутся той исходной точкой, откуда берет начало сегодняшняя проза.

 

2.1. Северные рассказы.

 

Северные рассказы  были первыми  произведениями молодого Лондона, имевшими большой успех у читателей. Эти рассказы рисуют исключительно яркий, своеобразный мир, полный действия, энергии, человеческой активности. Множество людей разных характеров, возрастов, национальностей, вероисповеданий выступает в них. Золотоискатели, охотники, погонщики собак, проводники, авантюристы, бродяги. По своему содержанию рассказы отличаются большим разнообразием. Одни из них посвящены человеческому героизму, другие - человеческой жестокости. Они говорят о приключениях, о борьбе с природой, о страсти к золоту, о воле к жизни, о вере в человека. Одна из ведущих тем северных рассказов Лондона - это тема романтического противопоставления природы и цивилизации.

Капиталистическому обществу с  его собственнической моралью писатель противопоставляет дикий, суровый Север, где жизнь труднее, но свободнее, где людям легче дышать. Показательна история Нийла Боннера из рассказа "История Ждис-Ук".  Попав в северную глушь и проведя там пять лет, он очищается от всего пошлого и поверхностного. Север отучает его от лени, от легкомысленных воззрений, прививает ему любовь к труду. Боннер становится другим человеком, с другими взглядами на жизнь: "Его  новая философия  была проста: честная жизнь ведет к спасению; исполненный долг - оправдание жизни; человек должен жить честно и исполнять свой долг для того, чтобы работать".

Мысль о благотворном воздействии  Севера  весьма настойчиво звучит в  сборнике "Смок Беллью". Изнеженный, избалованный Смок  приезжает на Аляску и затем перерождается. Север создает из него мужественного и смелого человека.

В этих рассказах подчеркивается, что общество развращает людей, делает их алчными, корыстными, а жизнь на лоне природы очищает и исправляет их. Север как бы оказывается мерилом истинной ценности человека, помогает выяснить, на что способен и к чему годен, может ли жить в новых условиях. Человек, попавший на Север, должен забыть свои прежние привычки и приобрести новые, отвечающие изменившимся  условиям жизни. Он должен расстаться со своими прежними идеалами, отречься от прежних богов, отречься от тех правил морали, которыми до сих пор руководствовался в своих поступках.

О том, к чему приводит несоблюдение норм северной жизни, весьма красноречиво говорит трагическая судьба Перси  Катфера и Картера Уэзерби ( "В  далеком краю"). Причина их гибели кроется в том, что у них отсутствовало чувство товарищества, не было настоящего мужества, готовности бороться с трудностями.

Лондон неодинаково относится  к своим героям. Обычно он очень четко разграничивает свои симпатии и антипатии. Одних одобряет, других любит, третьих порицает.

Во многих его рассказах звучит тема разлагающего влияния денег  на человеческую психику. В погоне за богатством люди превращаются  в фанатиков и изуверов. Таков Джекоб Кент из "Человека со шрамом" (один из первых юмористических рассказов о Клондайке, написанный с дьявольским юмором шутника-ирландца, который не прочь "проехаться" и по адресу покойника на поминках). Самовольно вселившись в хижину, не имевшую хозяина, он собирает плату с путников, останавливающихся в ней. Алчность его становится болезнью, убивающей в нем все человеческое. Кент превращается в одержимого.

Похож на него и Рассмунсен из "Тысячи дюжин", который одержим идеей обогащения, ради которой он не щадит ни проводников, ни собак, ни собственного здоровья.

Собственническим отношениям Джек Лондон противопоставляет "северную" мораль, основанную на товарищеском доверии и честности. Тяжелый путь совершает Наас ("Северная Одиссея") до хижины  Мэйлмюта Кида. Раненый, умирающий от голода, он напрягается до предела и все-таки достигает цели, чтобы сдержать слово и возвратить взятое в долг золото. "Автор, пожалуй, чересчур свободно использует ходовой приисковый жаргон, да и, вообще говоря, далеко не отличается изысканностью выражений, но стилю его присущи свежесть и кипучая сила. Яркими мазками рисует он муки голода, холода и тьмы; отраду, которую среди враждебных стихий находят люди в товариществе, и истинные человеческие достоинства, проявляющиеся в суровой борьбе с природой. Рассказ убеждает читателя, что сам автор испытал эту жизнь" - вот что было написано о рассказе "Северная Одиссея" в отзыве "Атлантического ежемесячника".

Положительный герой северных рассказов - образ собирательный. В нем сочетаются разные индивидуальные особенности, свойственные многим персонажам. Так, у Хичкока, героя рассказа "Там, где расходятся дороги", преобладают бескорыстие и храбрость. Материальный расчет в его глазах не играет никакой роли. Ради спасения девушки индианки он готов рискнуть жизнью.

Более разносторонне  обрисован Мэйлмют Кид - один из главных  лондоновских героев, фигурирующий во многих рассказах. Он хорошо знает быт и нравы Севера, пользуется огромным авторитетом среди товарищей и во всех спорных случаях обычно становится арбитром, слово которого имеет решающее значение.

Как правило, все положительные герои - сильные, смелые люди, не отступающие перед трудностями и опасностями. Все они отличаются большой активностью. Твердая воля, упорство в достижении цели - одна из характерных особенностей лондоновского героя. Это было подчеркнуто Горьким. "В Мурманске некто сказал мне:"Здесь хорошо читать Джека Лондона". Этими словами выражена очень верная мысль. На суровом берегу Ледовитого океана, где зимой людей давит полярная ночь, от человека требуется величайшее напряжение воли к жизни, а Джек Лондон - писатель, который хорошо видел, глубоко чувствовал творческую силу воли и умел изображать волевых людей".

Рядом с мужчинами  со страниц северных рассказов встают замечательные женские образы. Во многих рассказах ( "По праву священника", "Женское презрение", "Мужество женщины" и др.) женщины занимают центральное место и являются подлинными героинями. Лондон ценит у женщин упорство, силу воли, способность преодолевать трудности.

Герои его наделены чертами  романтической исключительности. Это бунтари-одиночки, стремящиеся изменить свое положение в жизни, но не саму жизнь. Протест их против общества носит индивидуалистический характер и не затрагивает основ существующего порядка. Утверждая свою личность, они борются с враждебными силами природы, и в этой борьбе побеждает сильный. Лондон видел в этом проявление вечного закона природы, управляющего не только животным миром, но и общественными отношениями.

Перенося биологические  законы в область социальных отношений, Лондон приходит иногда к неправильным, реакционным выводам, оправдывая власть сильного над слабым, господство "высшей расы" над "низшими".Это наложило свою печать на многие его произведения. Нередко поэтизация сильной и независимой личности превращается в произведениях Лондона в апологию индивидуализма и авантюристического делячества. Таков, например, его роман "Дочь снегов".В "Дочери снегов" у него наметились две слабости, очень серьезные. …во-первых, представление о превосходстве англосаксонской расы и, во-вторых, неспособность облечь в плоть и кровь, реально изобразить женщину, не принадлежащую к рабочему сословию.

Фрона Уэлс, по замыслу  Джека, - типичная  женщина ХХ века: сильная без жесткости, умная, но не сухая, отважная и в то же время не утратившая женского обаяния - словом, женщина, способная работать, думать, жить, бороться и шагать по трудным дорогам наравне с лучшими из мужчин. Ей несвойственны черты, который автор терпеть не мог в женщинах: сентиментальность, отсутствие логики, кокетство, слабость, страхи, невежество. Пытаясь создать образ достойной подруги героя ХX века, он двигался по зыбкой, неизведанной почве.

Хуже всего выглядит Фрона там, где она начинает говорить языком лондоновских социологических очерков, излагая шовинистические бредни, который Джек подчерпнул у Киплинга и проглотил не разжевывая.

По вине этой англосаксонской близорукости в искаженном виде стал представляться ему и социализм - именно та область, в которой он прежде всего стремился хранить честность и верность истине.

 

2.2. «Зов предков». «Белый клык».

 

Значительное место  в творчестве Лондона занимают его рассказы, повести и романы о животных. К ним относятся рассказы "Бурый волк", "Меченый", повести "Белый клык", "Зов предков", роман "Майкл - брат Джерри" и другие.

Лондон был превосходным знатоком животных, он с большой  любовью и мастерством рисует их нравы и поведение в различных жизненных условиях. Многие его произведения о животных проникнуты глубоким социальным смыслом.

К циклу северных рассказов  близко примыкают две повести  о животных:"Зов предков" (1903) и "Белый клык" (1906). В них Лондон изображает животных с таким мастерством, которое редко можно встретить в мировой литературе."Зов предков" был задуман как рассказ о собаке на три-четыре тысячи слов. Через четыре дня намеченные тысячи были написаны, и Джек с изумлением обнаружил, что это только начало; рассказ разрастался, в нем зазвучали такие ноты, о которых он и не помышлял. Он решил назвать его "Зов предков"; пусть себе растет, куда вздумается: сейчас его вещь - госпожа, а он - слуга, остается лишь писать и писать. Он забросил все - друзей, семью, долги, новорожденную, гранки, для него существовал только его Бак, помесь сенбернара с шотландской овчаркой; пес, который жил себе да жил на ранчо в долине Санта-Клара, как дворянин в своем поместье, пока его не сцапали и не отправили пароходом в первобытные снеговые пустыни Клондайка

Сначала мы видим ленивого добродушного пса, ведущего сытое существование и беспечно взирающего на окружающий мир. Но вот он оказывается на Севере. Тут иная обстановка, которая резко меняет характер собаки. Бак встречает множество разных людей, по-разному относящихся к нему, переносит много испытаний. В новых условиях у него исчезают лень и добродушие. Север способствует выработке новых качеств: силы, смелости, решительности. В конце повести перед нами уже не прежняя большая  сонная собака, а Бак - борец, решительный, активный.

Исключительно глубокое проникновение в психологию животных, прекрасное знание их инстинктов позволили создать Лондону одно из лучших произведений в анималисткой литературе.

Очень сильно звучат в повести гуманистическое мотивы. Писатель решительно выступает за гуманное отношение к животным. Животные для него не только помощники человека, но самые близкие друзья и товарищи. Ему ненавистны те люди, которые жестоки к ним. На примере Бака он показывает, что побои озлобляют животных, делают их врагами человека. И наоборот, доброта, справедливость в отношении к животным развивают в них лучшие качества: любовь, преданность, чувство долга.

Как и в северных рассказах, в "Зове предков" Север романтически противопоставляется цивилизации. Лондон опять уводит читателей на снежные просторы Арктики, где жизнь грубее, примитивнее, но в тоже время проще и понятнее. Когда Бак попадает на Север, он познает радости упорного труда, борьбы и победы, чего никогда не испытывал на Юге. Новые условия жизни пробуждают в нем древние инстинкты, голос крови, он постепенно забывает о прошлом, только любовь к золотоискателю Торнтону продолжает по-прежнему жить в его сердце…

Спустя три года Лондон создает второе замечательное произведение о животных - "Белый клык" "Белый клык" является продолжением темы, начатой в "Зове предков". Вместо того чтобы, повинуясь голосу первобытных инстинктов, уйти то мира цивилизации, Белый клык покидает  дикую глушь, чтобы жить с человеком. Эта книга, пусть она и не поднимается до уровня "Зова предков", - трогательный и красивый рассказ, внушающий то радостное волнение, которое испытываешь, столкнувшись с первоклассным произведением. Действие "Зова предков" начиналось в цивилизованном мире, в "Белом клыке" изображается крайний Север. Первая повесть заканчивалась уходом Бака к волкам. Исходная точка второй - описание волчьей стаи. "Это будет товарищ "Зову предков",- писал автор о своем замысле. - Начинается с другого конца, эволюция вместо регресса, цивилизация вместо одичания. Ни в коем случае не должен быть продолжением, но скорее новой собачьей повестью, примерно тех же размеров, повестью-товарищем".

По сравнению с "Зовом  предков" в "Белом клыке" расширены  границы повествования, дано более полное изображение жизни животного мира.

В американской литературе еще не было книг, которые с таким  мастерством рассказывали бы о жизни животных. Не говоря о том, что обращение к этой теме требовало специальных знаний, поражает умение автора проникнуть в мир природы, понять психологию животных.

Анализируя повести  о животных, нельзя преувеличивать значение  биологической философии жизни; она преобладает, когда речь идет о животных, о мире природы.

По иным законам живет  человеческое общество. Биологическая философия жизни не применима к нему. Ни в "Зове предков", ни в "Белом клыке" нет примеров, подтверждающих, что Лондон якобы проводит аналогию между миром природы и человеческим обществом. Писатель выступает против отношений, основанных на праве сильного, не только между людьми, но и между животными. Многие ошибки в понимании и трактовке произведений могут происходить из-за того, что читатель не замечает противоречивости самого Лондона. С одной стороны, писатель действительно говорит о законе клыка и дубины. Бак, попав  к перекупщику собак, сразу испытывает на себе силу дубины. То же самое можно сказать о Белом клыке, когда он оказывается у Серого Бобра. Но в том-то и заключается пафос повестей, что они протестуют против дубины, которая символизирует жестокость, несправедливость, равнодушие. Суждение зверства и жестокости по отношению к животным звучит не только в "Зове предков" и "Белом клыке", но и во многих других рассказах. Рассказы и повести Джека Лондона по-настоящему человечны, согреты большой теплотой как по отношению к людям, так и к животным.

Информация о работе Джек Лондон