Древний Восток как историко-культурная целостность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 16:47, реферат

Краткое описание

Современный человек находится в иных условиях, чем все предыдущие поколения. Неразумное отношение к природе, обострение отношений между различными социальными группами, нациями, этносами, противоречия между человеком и техникой ставят человечество на грань катастрофы. Нужны согласованность и взаимопонимание, качественные изменения в сознании людей, в приоритетах культурных ценностей.

Оглавление

Введение

1. Социально-экономическое устройство Древнего Востока

2. Развитие Культуры Древнего Востока

3. Индийская, как одна из самобытных культур Древнего Востока

3.1 Ведическая эпоха

3.2. Магадхско- маурийский период

4. Развитие религии в Древней Индии

5. Китайская культура

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Древникй Восток.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

В жизнь каждого  индийца прочно вошли предания и  мифы, став важной составной частью индуизма. К "Великому эпосу" Индии  принадлежат две поэмы - "Махабхарата" и "Рамаяна". Они складывались на протяжении нескольких веков. "Махабхарата" (самая длинная в мире эпическая поэма) повествует о многолетнем соперничестве двух царских родов Кауравов и Пандавов, о 18-дневной битве, в которой участвовали цари и воины, боги и герои. В “Рамаяне” рассказывается о походе на остров Ланку царя Рамы с целью освобождения своей жены Ситы, захваченной злым демоном Раваной. По мнению ряда ученых, в "Рамаяне" запечатлен факт проникновения ариев с севера на территорию современной Шри Ланки.

Эпические поэмы - это яркое и красочное полотно, на котором изображены живые люди и боги с их мыслями и страстями, волей и энергией, чувствами и переживаниями, представлениями о добре и зле, желании и долге. "Махабхарата" и "Рамаяна" оказали огромное воздействие на многие поколения индийцев, на формирование их представлений о богах и героях, общественные и нравственные идеалы. Индийцы и сейчас любят поэмы, многие стихи из них знают на изусть.

Первые века нашей эры ознаменовались важнейшими научными достижениями. Особое развитие получили математика, астрономия, медицина, химия. Появляются научные трактаты по различным научным дисциплинам. Больших успехов добились индийские ученые в астрономии. Знали о движении светил, о причинах затмений Солнца и Луны. Арьябхата высказал гениальную идею о вращении Земли вокруг своей оси. Брахмагупта (за много столетий до Ньютона) полагал, что падение предметов происходит по причине земного притяжения.

5. Китайская культура

Как и индийская, китайская культура относится к  числу тех культур Востока, которые, возникнув в глубокой древности, устояли перед натиском времени, сохраняли свои исходные черты и принципы на протяжении всего средневековья и Нового времени. Более того, невозможно разобраться, понять современную культуру Китая и Индии, не имея представлений об их глубинных основаниях, лежащих в далеком прошлом.

Древнекитайское общество представляло собой типичную восточную деспотию. Во главе государства  стоял наследный монарх, и именно ему подчинялись и религия, и  наука. Однако монархия в Древнем Китае носила патриархальный характер, и монарх наделялся скорее правами и обязанностями отца большого семейства. И само рабство во многом тоже было патриархальным.

Поэтому в древнекитайской  культуре очень важную роль играет культ предков. Не менее важную роль играет и небо, далеко не случайно китайцы называли свою империю Поднебесной. Отличительной чертой китайской мифологии является превращение мифологических персонажей в реальных деятелей, живших якобы в глубокой древности. Это в сущности первопредки, ставшие культурными героями.

В эпоху Чжоу (XII-V вв. до н.э.) окончательно складывается культ Неба (Тянь). Небо рассматривается  в качестве высшего начала, власти которого подчиняется буквально  все. Согласно представлениям древних  китайцев, воля неба открывалась в различных гаданиях и предзнаменованиях. Именно этим объясняется широкое распространение гаданий и их разнообразие в древнекитайской культуре.

Мифология давала и определенное объяснение происхождению  мира. Первоначально, как считалось, существовал хаос, в бесформенном мраке которого родились два духа (или бога) – инь и ян. Именно они и занялись упорядочением мира, т.е. превращением хаоса в космос. Инь и ян - темные и светлые начала. Первоначально инь означало теневой (северный), а ян – освещенный (южный) склон горы. Впоследствии инь становится символом женского начала, севера, тьмы, смерти и др., а ян – символом мужского начала, юга, света, жизни и др. по всей вероятности, эта символика тесно связана с древними культами плодородия. В эпоху Чжоу небо начинает толковаться как воплощение ян, а земля – как воплощение инь. Рождение мира тогда становится результатом взаимодействия инь и ян, а это не что иное, как разновидность священного брака Земли и Неба.

Традиционализм  древнекитайской культуры был тесно  связан с подавлением индивидуальности. Все неповторимо личностные проявления порицались, а действия в соответствии с заданными традицией образцами рассматривались как проявление высшей доблести. Такая система ценностей вела к бюрократизации всей общественной жизни и культуры в целом. Традиционность и стабильность очень надолго становятся приоритетами китайской культуры. Главное в культуре Древнего Китая – не индивид, не личность, а «целое» - коллектив, общество, государство. Общественный идеал древнекитайской культуры – Порядок.

Специфика древнекитайской  культуры состоит в том, что если в других культурах разные культы последовательно преодолеваются и  поэтому значительно ослабляются, здесь мирно сосуществуют почти  в неизменном виде с ценностями и  структурами принципиально иного типа, резкие контрасты отсутствуют.

В Древнем Китае  возникла весьма своеобразная письменность. Каждое слово здесь изображалось отдельными пиктограммами. Затем пиктограммы  упрощаются и схематизируются. Они  начинают изображать уже не весь предмет, а только какую-то его характерную часть или черту, тем самым, становясь менее наглядными. Шел процесс создания логограмм и для обозначения абстрактных понятий. Великим изобретением китайцев была бумага, на которой стали писать с помощью волосяной кисточки.

Переход к оседлости  в «территориальном царстве» объединил  в единое целое множество родов, говоривших на своих языках. Поэтому  понимание устной речи в границе  единой территории было весьма затруднительно или даже невозможно. В результате логографическое письмо оказывается объединяющим элементом культуры.

Значительные  успехи в Древнем Китае были достигнуты в астрономии и математике. Уже  в эпоху Шан (Инь) (XVIII-XII вв. до н.э.) делались наблюдения за звездами и  появились начальные формы календаря. В период Чжаньго (V-III вв. до н.э.) календарная система была усовершенствована. В период Хань (206-220 гг. до н.э.) была составлена карта звездного неба.

В V-IV вв. до н.э. древние  китайцы начали писать на шелке. Но этот материал был слишком дорогим, и из-за этого не смог стать распространенным материалом для письма.

В VI-V вв. до н.э. китайские  монахи начали печатать с деревянных гравюр различные иконы, амулеты, тексты. Тогда же у китайцев постепенно появляется множество книг и начинается формирование библиотек. Основой китайской образованности было так называемое «Пятикнижие» («У-Цзин»). В нем была сведена в систему и записана («кодифицирована») вся система ценностей и мировоззренческих установок древнекитайской культуры. С «Пятикнижием» была неразрывно связана древнекитайская философия, внимание которой было направлено на достижение единства человека и Неба. Обычно выделяют четыре философские школы:

1. конфуцианство,

2. даосизм,

3. моизм,

4. школа закона («легизм»).

Учение Конфуция (Конфуций, по-китайски Кун Фу-цзы (551-479 гг. до н.э.)) многослойно и включает в себя элементы философии, религии, этики. В центр своих рассуждений Конфуций ставит человека, но не как индивида, а как члена общества. Общество, согласно Конфуцию, должно управляться только с помощью моральных норм. Целью всех его усилий была гуманность, предполагающая любовь к людям.

Центральным понятием даосизма, как видно из его названия, было «дао», что означает «путь», «учение», «мировой закон» и др. Данное философское  учение интересует прежде всего цикличность  бытия, постоянство в изменении, которое предполагает движение по кругу, постоянное чередование тьмы (инь) и света (ян). Повсюду господствует принцип «вечного возвращения». Реальным считается лишь то, что не возникает и уничтожается, а повторяется. Считалось, что новое не нужно и недопустимо, должно повторяться прошлое. Оно не исчезает, а лишь отходит в Небытие, откуда вновь регулярно возвращается.

Что касается моизма, то основатель этой философской школы  Мо-цзы (ок.475-395гг. до н.э.) сделал главным  предметом своей проповеди принцип  «всеобщей любви», который противостоит конфуцианскому принципу гуманности. «Воля неба»- высший принцип для моистов. В своё время моизм ценился наряду с конфуцианством, но он просуществовал всего два века. Причины исчезновения моизма до конца не ясны.

Значительно большее  воздействие на китайскую культуру оказал легизм. Он поставил в центр внимания административно-правовые управления государством. Легистам политика представлялась несовместимой с моралью,и их идеалом является жестко сконструированное деспотическое государство. Эти идеи были реализованы во время правления Цинь Шихуанди (246-210гг. до н.э.),что в культурном отношении привело Китай к катастрофе. После смерти Цинь Шихуанди влияние концепций легизма значительно слабеет и они сливаются с идеями конфуцианства. Начиная с эпохи Хань легизм прекратил свое существование в качестве самостоятельного философского течения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Я попытался  осветить все аспекты такого важного  в культурологии вопроса, как  «Восток, как тип культуры». Что-то я уже знал из представленного материала, а с чем-то я столкнулся впервые.

В заключение хочется добавить, что если на Западе под культурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктов  человеческой деятельности, то на Востоке  в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

Гуревич П.С. Культурология. - М. : Гардарики, 2001.

Васильев Л.С. История религий Востока: Учебное  пособие для вузов. М., 1988.

Древние цивилизации. М., 1989.

Любимов Л.Д. Искусство  Древнего мира. М., 1980.

Информация о работе Древний Восток как историко-культурная целостность