Древний Восток как историко-культурная целостность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 16:47, реферат

Краткое описание

Современный человек находится в иных условиях, чем все предыдущие поколения. Неразумное отношение к природе, обострение отношений между различными социальными группами, нациями, этносами, противоречия между человеком и техникой ставят человечество на грань катастрофы. Нужны согласованность и взаимопонимание, качественные изменения в сознании людей, в приоритетах культурных ценностей.

Оглавление

Введение

1. Социально-экономическое устройство Древнего Востока

2. Развитие Культуры Древнего Востока

3. Индийская, как одна из самобытных культур Древнего Востока

3.1 Ведическая эпоха

3.2. Магадхско- маурийский период

4. Развитие религии в Древней Индии

5. Китайская культура

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Древникй Восток.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Характерной чертой искусства Древнего Востока является и его каноничность. Выработка  канонов - обязательных норм построения изображения - объяснялась рядом  причин. Относительная медленность  художественного развития приводила  к необходимости закреплять достижения в изображении человеческого тела и найденных композиционных приемов. Искусство оставалось связанным с законами ремесленного производства. Образцы, созданные мастерами, передавались для повторения ремесленникам, а древневосточные религии с их строгой обрядностью превращали раз выработанную иконографию божества или царя в канон, отступление от которого расценивалось как святотатство.

Однако, невзирая на каноничность древневосточной художественной культуры, нельзя не учитывать, что в ее рамках происходило поступательное движение художественного мышления и именно древневосточный тип привел на определенном этапе к появлению античного типа, заложившего фундамент, на котором возвышается здание современной мировой художественной культуры. 

3. Индийская, как одна из самобытных культур Древнего Востока

Вклад индийской культуры в общую культуру человечества поистине огромен. С очень раннего времени индийская цивилизация находилась в тесных культурных контактах со многими странами Востока, а также с античным миром. Достижения индийской культуры оказали значительное воздействие на культуру ряда стран, особенно на иранскую и арабскую культуры.

Археологические и литературные источники свидетельствуют, что культурная традиция Индии насчитывает  около пяти тысячелетий. История индийской культуры начинается в III тысячелетии до н.э. В 20-х годах XX столетия в долине реки Инд были обнаружены следы древнейшей цивилизации - современницы Египта, Шумера, Вавилона. Основные центры этой цивилизации - города Мохенджо-Даро и Хараппа (названия современные), отсюда - название: Хараппская цивилизация. Эта древнейшая цивилизация имела письменность, которая представлена надписями на печатях. До настоящего времени письменность остается нерасшифрованной, что не дает возможности составить полного представления об этой цивилизации, событиях ее истории и культуре.

Данные археологических  исследований показывают, что хараппская культура достигла высокого для того времени уровня. Города имели правильную геометрическую планировку, дома, построенные из обожженного кирпича, поднимались на высоту двух - трех этажей, была разработана система вентиляции и водоснабжения. Получили развитие различные виды ремесла, в том числе и ювелирное. Искусство представлено прекрасными памятниками скульптурной пластики, керамики.

Уникальная Хараппская цивилизация погибла в конце  П тысячелетия до н.э. по каким-то неясным до сих пор причинам, ученые выдвигают ряд версий - иноземное  вторжение, инфекционные болезни и  др. Но древнейшая культура Хараппы и Мохеджо-Даро оказала определенное воздействие на позднейшую культуру Индии; ее черты, в частности, можно проследить в классическом индийском искусстве. 
 
 

3.1. Ведическая эпоха

В XII - XI вв. до н.э. на территорию Индии вторгаются с  севера индоиранские племена ариев. Этот период принято называть арийским или ведическим, так как история развития индийского общества находит свое отражение в Ведах - летописях, эпосе, гимнах и жреческих кодексах. Ведические тексты считались и считаются в Индии священными, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли.

Одной из характерных  черт ведийской религии является политеизм - в эпоху Ригведы, например, насчитывали 33 божества. Почитались различные  силы и явления природы (солнце, луна, небо, гром, ветер и т. д.). Если в раннем периоде не было строгой иерархии богов, храмов, священных изображений, наследственных жрецов, то в следующий за Ригведой период (поздневедический) происходит усложнение религиозных обрядов. На первое место среди божеств все явственнее выдвигается Брахман, формируется жреческое сословие, представители которого наблюдают над строгим исполнением обрядов и ритуалов.сторонах жизни древних ариев.

И в настоящее  время индийскую культуру нельзя понять без учета такого феномена, как кастовая система. Истоки этой системы - в ведическом периоде: в древнеиндийском обществе существовали четыре основные варны (каста - это более поздний португальский термин): брахманы (жрецы); кшатрии (воины, защитники, правители); вайшьи (земледельцы, торговцы, ремесленники); шудры - рабы, слуги. Каждая из варн имела четко сформулированные нормы поведения, жестко регламентировались отношения между ними. Брахманы занимали ведущее положение в обществе: приносили жертвы богам, совершали обряды, служили советниками у царей, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания.

В поздневедический период наряду с новыми сборниками гимнов появляется и другая ведическая литература - прежде всего упанишады. Сам термин «упа-ни-шад» означает «сидеть  возле», то есть быть у ног учителя, внимать его поучениям и откровениям. В упанишадах, основная часть которых возникла в VIII - VI вв. до н.э., обнаруживаются первые формы философского мышления. Упанишады содержат новое истолкование явлений мира, согласно которому в качестве первоосновы бытия выступает Брахман. Но это не бог - творец, это высшая абсолютная реальность, абстрактный принцип, предназначенный для постижения вечной, вневременной и надпространственной сущности мира. Каждая индивидуальная душа - Атман - является проявлением, частью Брахмана.

В упанишадах было положено начало характерной для  всей религиозно-культурной традиции Индии концепции бесконечной цепи перерождений. Суть этой концепции - сансары - в том, что смерть - это не конец, не достижение блаженства или успокоения. Душа человека вновь и вновь возвращается в мир, вселяясь каждый раз в новое тело. С концепцией сансары тесно связано положение о карме. Сумма злых и добрых дел каждого человека (его карма) определяет форму последующего перерождения.

Круговорот жизни  вечен, все в мире ему подчиняется. Но тот, кто осознает единство, тождество  Атмана и Брахмана, освобождается  из бесконечной цепи перерождений и возносится над жизнью и смертью. Его индивидуальная душа возвращается в Брахман, где остается вечно, выйдя из-под влияния кармы. Это есть путь богов (деваяна). Такой путь был возможен для аскетов-отшельников, отрекающихся от мирской жизни. Следует отметить, что в индийской культуре с древнейших времен получила распространение практика отшельничества. Аскеты (или шраманы) удалялись от мира и проводили долгие годы в благочестивых размышлениях, поисках истины.

Ведические тексты позволяют делать выводы о развитии научных знаний в астрономии, математике, медицине. Еще в ведический период были разработаны: календарь, состоящий из 12 месяцев (по 30 дней); способы построения различных геометрических фигур, способы лечения болезней глаз, сердца (в текстах упоминается около 300 наименований органов человеческого тела); учение о долголетии («аюрведа»).

В целом ведическая эпоха внесла значительный вклад  в формирование оригинальной индийской  культуры. Впоследствии всю философию, религию, науку, правила поведения стали возводить к Ведам. Вся более поздняя индийская мысль была наследием ведических традиций.

3.2. Магадхско-маурийский период

Значительное  место в историко-культурном развитии Индии занимает магадхско-маурийский период (середина I тысячелетия до н. э. - I в. до н.э.), который отмечен созданием (впервые в истории Индии) объединенного государства. В III веке до н. э. под властью царя Ашоки объединяется практически вся территория Индии. Данный период отмечен экономическим и культурным подъемом страны. Именно в эту эпоху появляется письменность (VI - V вв. до н. э.), получает дальнейшее развитие наука, возникает театр. Была составлена первая грамматика древнеиндийского языка (санскрита).

4. Развитие религии в Древней Индии

Важнейшие изменения происходят в духовной жизни. В VI веке до н.э. в Индии появляются реформаторские религиозные движения: буддизм и джайнизм, которые разработали свои религиозно-философские учения об освобождении от кармы и сансары. Джайнизм никогда не выходил за пределы Индии, хотя сохраняет своих приверженцев в этой стране и в настоящее время. А буддизм вышел за пределы Индии и стал одной из мировых религий.

Основателем буддизма считается царевич Сиддхартха Гаутама Шакьямуни. Сын правителя из племени шакьев (по преданию состоявшего из одних кшатриев), Сиддхартха родился в 563 г. до н.э. в местечке Лумбини (современный Непал). В возрасте 29 лет он отказался от власти, семьи и всех земных радостей и стал аскетом - шраманом, странствующим в поисках истины. По истечении семи лет странствующему Гаутаме открылась истина, и с тех пор он стал Буддой («достигшим просветления», «просветленным»).

Уже в LV-Ш вв. до н.э. буддизм широко распространился по всей территории Индии, при царе Ашоке из династии Маурьев (III в. до н.э.) он стал официальной религией. Буддизм во многом следовал тем религиозно-философским принципам, которые были разработаны в предшествующую эпоху (стремление к слиянию духовного начала с Абсолютом в поисках освобождения). Однако в буддизме было и нечто новое. Успех в проповеди Будды во многом определялся тезисом о жизни как страдании, который импонировал широким социальным слоям. Можно утверждать, что культурная роль буддизма связана прежде всего с тем, что он акцентировал внимание на внутреннем мире человека.

Значение буддизма для развития культуры Индии состоит и в том, что его распространение способствовало развитию письменности (запись высказываний Будды), литературы (поэзии и драмы), архитектуры, живописи.

В отличие от предшествующего периода, буддийская эпоха (вторая половина I тысячелетия до н. э.) оставила множество культовых памятников из камня; это - стамбхи, ступы, чайтьи. Стамбхи - монолитные колонны, которые царь Ашока воздвигал на местах, связанных с историей буддизма, - завершались символическими фигурами животных. Ступы - буддийские храмы - представляли собой массивные сооружения, которые покоились на круглом (в плане) основании. В центре ступы в небольшом реликварии (часто вырезанном из хрусталя) хранились останки Будды или буддийских святых. Каждая ступа была обнесена каменной оградой с воротами, ориентированными по четырем сторонам света; увенчана шпилем, с острия которого, считалось. Будда возносится в нирвану.

Третий вид  культовых памятников буддизма - чайтьи ( скальные храмы). Один из великолепнейших в Индии и в мире пещерный храм в Карли вырублен в скале на глубину 40 метров. Продолговатый зал чайтьи делится двумя рядами мощных колонн на три нефа - просторный средний и узкие боковые (структура чайтьи очень напоминает христианскую базилику), на противоположном конце храма находится небольшая ступа.

Храмовые сооружения были богато украшены множеством скульптур. В ранней период истории буддизма изображений Будды не было, а его  учение проповедовалось в виде символов - колеса законов «чакра», «зонтиков» (например, семь зонтообразных дисков на шпиле ступы означали семь ступеней с земли на небо), священного дерева «бодхи». Но во II в. до н. э. на воротах и оградах ступ возникают рельефы по мотивам джатак - рассказов о перерождениях Будды. И только в первых веках нашей эры появляются его скульптурные изображения.

Появление скульптур  Будды связано с новым направлением буддизма - махаяной («махаяна» - большая повозка»), когда вовлечение в буддизм все новых слоев населения вынудило приблизить его к привычным формам религиозного сознания. Если ранний буддизм - хинаяна («малая повозка») - требовал отречения от земной жизни, монашеского созерцания, то махаяна облегчала мирянам путь к спасению, внедрив культ бодхисатв - индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих это, чтобы помочь другим. Образы бодхисатв были созданы и в скульптуре, и в живописи. Выдающимся памятником древнеиндийской живописи является живопись Аджанты. Там, начиная со II в. до н.э., на протяжении девяти веков было создано 29 пещерных храмов, стены, потолки и колонны которых расписаны сценами из буддийских преданий и легенд, украшены скульптурой и резьбой. Удивляет неистощимая фантазия живописцев, разнообразие тем и сюжетов.

Однако буддизм не вписался в социально-кастовую систему индийского общества и был вытеснен другой религией - индуизмом. Но буддизм, передвинув сферу своего влияния на восток, способствовал формированию самобытных, оригинальных культур Японии, Кореи, Вьетнама, Китая.

Индуизм сложился на основе переработанных, во многом упрощенных, религиозно-философских представлений Вед. Индуизм, собственно, нельзя называть единой религией: это целая совокупность религий, весьма друг от друга отличающихся. Обязательных для всех индусов догматов очень мало: это признание священного авторитета Вед, учение о карме и сансаре, вера в богоустановленность каст. Важнейшими из многочисленных богов индуизма считаются трое (тримурти) - Брахма, Шива, Вишну. Брахме отводится роль создателя и управителя мира, Шива олицетворяет разрушение, а Вишну воспринимается как бог-охранитель. Подавляющее большинство индуистов делится на шиваистов и вишнуитов.

Следует отметить, что индуизм представляет собой  не только религию, но в целом индийский  образ жизни, включая всю сумму  жизненных принципов и норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, мифов и легенд, будней и праздников.

С религией была очень тесно связана повседневная жизнь индийцев, традиции которых  сохранились до XX века. Одной из важнейших  традиций является ахинса - неубиение  животных существ (от мясной пищи сначала отказывались аскеты, а в дальнейшем - представители высших каст). Не менее значительной традицией является чистоплотность. Вода играла важную роль в религиозных ритуалах. Омовение являлось ежедневной ритуальной обязанностью человека, а также выступало как главный момент многих религиозных праздников. Исполнение многочисленных бытовых семейных обрядов сопровождало индийца всю жизнь. Религия регламентировала правила поведения людей при рождении детей, вступлении в брак, приеме пищи, путешествиях, принятии даров, совершении торговых сделок и т. д.

Информация о работе Древний Восток как историко-культурная целостность