Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 08:39, реферат
Важнейшей задачей архитектуры у греков, как и всякого вообще народа, было строительство храмов. Оно породило и выработало художественные формы, которые перешли потом к сооружениям всякого рода. Во все продолжение исторической жизни Греции её храмы постоянно сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и римлянами
Наряду с подобными
святилищами греческого типа, римляне
сооружали, в честь некоторых
божеств, круглые храмы, составляющие
их собственное изобретение, вводя
в них, однако, многие греческие элементы.
Из храмов, относящихся к рассматриваемому периоду, можно указать на сохранившиеся до известной степени Храм Портуна — псевдопериптер с портиком тяжёлого ионического стиля и на круглый храм Весты, обставленный 20 колоннами ещё не вполне выработавшегося римско-коринфского стиля, с низкой конусообразной крышей из мраморных черепиц.
Реконструкция
театра Помпея
В числе сооружений нерелигиозного характера этого же периода заслуживают внимания в особенности:
Табуларий (лат. Tabularium) — здание значительного размера, построенное в 78 году до н. э. для помещения государственного архива и выходившее на форум фасадом, который представлял 11 аркад с дорическими колоннами;
трёхъярусный деревянный театр М. Скавра (58 г до н. э.), вмещавший в себе до 80 000 зрителей и украшенный 360 мраморными колоннами и множеством бронзовых статуй,
первый каменный
театр, возведённый в 55 г. до н. э. на
Марсовом поле и увенчанный на вершине
своих градин (зрительных скамей) храмом
Венеры Победительницы (Venus Victrix).
Все эти здания исчезли, точно так же, как следовавшие за ними постройки Юлия Цезаря: форум с храмом Венеры Родительницы (Venus Genitrix), колоссальный каменный амфитеатр, над которым растягивался шёлковый покров (velum) для защиты зрителей от солнечных лучей, базилика Юлия и каменный театр, оконченный при Августе, который назвал его, в честь своего зятя, театром Марцелла.
[править]
Третий период
Пантеон
Колизей
Третий, самый
блестящий период истории Римского
зодчества начинается со времени
захвата Августом полновластия над республикой
и продолжается до смерти императора Адриана,
то есть до 138 года нашей эры.
В это же время
римляне начинают широко применять
бетон. Появляются новые типы зданий,
например базилики, где совершались
торговые сделки и вершился суд, цирки,
где происходили соревнования колесниц,
библиотеки, места для игр, для прогулок,
окруженные парком. Возникает новый тип
монументального сооружения — триумфальная
арка. Совершенствование техники арочного
строительства способствует активному
возведению акведуков, мостов. Типично
римскими, однако, являются изобилующие
скульптурными изображениями триумфальные
арки и колонны, возведенные в честь имперских
побед и завоеваний. Ещё более впечатляет
римское инженерное мастерство при строительстве
дорог, мостов, акведуков, канализаций
и укреплений.
Римское искусство
уступало греческому искусство в
изяществе пропорций, но не в техническом
мастерстве. К этому периоду относится
сооружение двух самых известных
римских памятников: Колизея (самого
большого амфитеатра античного мира) —
одного из многих грандиозных сооружений,
воздвигнутых римлянами по всей империи,
а также Пантеона, храма во имя всех богов.
Стены, потолки и полы общественных зданий,
а также дворцов императоров и богатых
домов частных лиц украшались росписью
или мозаикой. В архитектуре римлянам
также недоставало греческого чувства
стиля и вкуса, но они были более искусны
с технической точки зрения в сооружении
арок, сводов и куполов. Строительство
велось в огромных траншеях, поскольку
обширная империя нуждалась в поражающих
воображение общественных зданиях.
Римляне восхищались
греческим искусством и подражали
ему, расширив его влияние на запад
и север Европы. Многие греческие
архитекторы известны нам благодаря
римлянам, которые заказывали себе
копии, пережившие в итоге свои оригиналы.
Римские мастера значительно уступали
грекам, но у них была собственная глубоко
реалистичная скульптурная традиция,
шедшая, вероятно, от манеры исполнения
портретных бюстов предков, которые римляне
хранили в своих домах не в качестве произведений
искусства, а информации о том, как выглядели
их праотцы. Простота и в то же время яркая
индивидуальность римского портретного
искусства делают его очень привлекательным.
В течение этого
периода все прежде наметившиеся
типы зданий приходят в полное развитие,
достигают удивительной величественности,
высшего изящества и поразительной роскоши,
хотя в их формы и детали прокрадываются
элементы, занесённые с Востока и Египта.
Август довершил
многие архитектурные предприятия
предшествовавшего времени и с пышностью
восстановил в Риме 82 храма, запущенных
и полуразвалившихся. Исполняя свой обет,
данный в битве при Акциуме, он соорудил
обширный форум своего имени с великолепным
храмом в честь Марса-Мстителя. Уцелевшие
остатки зданий этого форума — три коринфские
колонны, часть стены храмовой целлы и
несколько плафонных кассетонов — могут
считаться прекраснейшими остатками Римской
архитектуры. Ещё более замечательный
и притом несравненно лучше сохранившийся
её памятник представляет собой выстроенный
в 26 г до н. э. Пантеон Агриппы. Август, ещё
при своей жизни, воздвиг себе надгробный
мавзолей, от которого остались теперь
только груды камня — гигантский памятник,
занимавший на Марсовом Поле площадь в
3400 м² и состоявший из нескольких уступов,
возвышавшихся один над другим и усаженных
деревьями; на его вершине стояла колоссальная
бронзовая статуя императора. Не довольствуясь
постройками в самом Риме, о котором он
с полным правом мог говорить, что «принял
этот город кирпичным, а оставил мраморным»,
Август наделил многие другие места империи
более или менее изящными зданиями, каковы,
например, храм Августа и Ромы в Пуле (в
Истрии), прекрасно сохранившийся храм
Мезон Карре в Ниме, триумфальные ворота
в Римини, Сузе, Аосте и т. п.
После смерти Августа
строительные предприятия в Риме на некоторое
время уменьшились; тем не менее, Тиберий
начал сооружать храм Кастора и Поллукса,
впоследствии довершенный Калигулой;
бедные остатки этого некогда красивого
и пышного здания — три колонны с частью
его основания и их антаблемента — стоят
теперь в южной части форума. Клавдий построил
акведук своего имени, доставлявший в
Рим воду реки Анио с Сабинских гор — громадное
сооружение длиной более 10 км, тянущееся
через римскую Кампанию и состоящее из
обширных арок, поддерживающих канал,
по которому неслась вода. Нерон, после
известного пожара Рима, на его дымящихся
развалинах построил «Золотой дом», который
должен был превзойти великолепием все,
что было создано до той поры архитектурой
и декоративным искусством; это гордое
здание после смерти тирана было разрушено
негодовавшим на него народом.
После воцарения
Флавиев, архитектурная деятельность
снова усилилась, и императоры этой
фамилии наделили Рим и его
провинции множеством зданий, не уступающих
своими размерами появившимся в эпоху
Августа, и даже превосходящими их в отношении
роскоши. Веспасиан начал сооружать в
вечном городе храм Марса и знаменитый
Колизей, оконченный в 70 г н. э. Титом. Кроме
Колизея, из построек этого государя важнейшими
были термы его имени и дворец, возведённый
им для себя. При Домициане Рим украсился
триумфальными воротами, увековечивавшими
память о победах Тита над иудеями и о
разорении им Иерусалима — сооружением,
любопытным в особенности потому, что
в нём мы впервые видим совершенно определившийся,
характеристичный тип римских триумфальных
арок, которые строились и раньше, но не
с такой соразмерностью частей и с меньшим
убранством, а также потому, что полуколонны,
украшающие собой эти ворота, представляют
первый известный пример капителей стиля
композита. Сверх того, Домициан начал
строить новый форум (лат. Forum Transitorium), заключавшийся
между Forum Romanum и Августовым и оконченный
Нервой, который назвал его своим именем.
Траян соорудил
другой форум, своей величиной и
роскошью превосходивший все существовавшие
до того времени. Любимый архитектор императора
— Аполлодор Дамасский — поместил в середине
этого форума обширную базилику (basilica
Ulpia) о девяти нефах и громадную, уцелевшую
доныне колонну в честь Траяна, с обвивающим
её барельефным изображением эпизодов
его похода против даков. Кроме входных
ворот в тот же форум, были воздвигнуты
на нем ещё другие, из дорогого пентелийского
мрамора, но они были впоследствии разрушены
и их материал употреблён на триумфальную
арку императора Константина. Не ограничиваясь
Римом, Траян украсил роскошными сооружениями
многие другие города, причём в большинстве
случаев пользовался услугами того же
Аполлодора; особенно много произведено
построек для общественной пользы на родине
императора, в Испании.
Римская архитектура
ещё более оживилась в
[править]
Четвёртый период
Храм Антонина и Фаустины
Рим, Римский форум
Термы Каракаллы
Триумфальная арка Константина
Развалины базилики
Максенция
После Адриана
римское зодчество быстро клонится
к упадку, вдаётся в вычурность мотивов,
излишество украшений, в смешение самых
разнородных форм и в иррациональность
их употребления. Наступает четвёртый,
последний период истории римской архитектуры,
продолжающийся до окончательной победы
христианства над язычеством (с 138 по 300
гг.). И в это время, каждый император старается
оставить по себе память каким-либо значительным
сооружением. Антонин Благочестивый строит
в Риме храм Антонина и Фаустины; Марк
Аврелий — колонну своего имени по образцу
Траяновой; Септимий Север — тяжёлые,
обременённые архитектурными и скульптурными
украшениями триумфальные ворота в подражание
арке Тита, а также небольшой, но гармоничный
по пропорциям и благородно-красивый по
деталям храм Весты в Тиволи. Каракалла
наделяет Рим необычайно обширными и роскошными
общественными банями, Аврелиан — колоссальным
храмом Солнца. При Диоклетиане построены
термы, ещё более вместительные и великолепные,
чем бани Каракаллы, но представлявшие
собой, по конструкции и расположению,
только сколок с них. Не менее колоссален
был сооружённый этим императором в Спалато
(в Далмации) дворец, из камней которого
выстроена впоследствии значительная
часть этого города.
Важнейшими постройками
Константина Великого в старой столице
его империи были триумфальные ворота,
имеющие три пролёта и украшенные скульптурными
рельефами, взятыми с ворот Траяна, и базилика,
основание которой было, впрочем, положено
ещё Максенцием, — последний прекрасный
памятник римской архитектуры, могущий
выдержать сравнение с наилучшими созданиями
её цветущей поры. То было величественное
здание о трёх нефах внутри, стройное по
пропорциональности своих частей, роскошно
отделанное, благородное, хотя в его деталях
уже проявились признаки упадка искусства.
Чем дальше, тем сильнее проникали в последнее восточные влияния, стремление к напыщенности и изысканности, заглушавшее предания классической эпохи. Особенно красноречиво свидетельствуют о том сооружения, появившиеся при последних императорах в таких отдалённых краях их владений, как Сирия и Аравия: впалые или вздутые поверхности, капризно изгибающиеся или ломающиеся линии, изобилие украшений нередко вычурных, фантастичность форм, — таковы главные черты этой римско-восточной архитектуры. Некоторые из её произведений до сей поры удивляют своими размерами, массой употреблённого на них дорогого материала, техническим мастерством своей конструкции, но также и причудливым нарушением стильности. Таковы, например, остатки храма Ваала в Гелиополе (Баальбек), развалины храмов и колоннад в Пальмире, уцелевшие фасады погребальных пещер в местности Петры, некогда цветущего города Каменистой Аравии и некоторые др.