Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 01:07, реферат
Истоки греческого театра.
Греческая драма и театр генетически восходят к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач), произошли от празднеств в честь Диониса, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии.
Древнегреческий театр.
Истоки греческого театра.
Греческая драма и театр генетически восходят к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач), произошли от празднеств в честь Диониса, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии.
При всей примитивности и
простоте древних игровых обрядов
в них уже можно заметить ростки
будущего театрального действия - сочетания
музыки, танца, песни, слова: Дифирамбы
и фаллические песни
Во 2-й половине 6 в. до н.э. из хора выделился особый исполнитель – актер, которым был сам драматург. Импровизацию сменил точно фиксированный текст.
Древнегреческая драматургия – родилась из обрядовых праздников в честь бога Диониса, связанная с зимним умиранием и весенним возрождением природы. В основе этой игры лежал импровизационный дифирамб - диалог хора и запевалы (зачинателя), составляющий неотъемлемую часть культа Диониса.
Аристотель (Поэтика, гл 4) писал,
что дифирамб делился на две
части: «зачин» солиста и
Трагедия ведет свое начало от запевал дифирамба, а комедия – от запевал фаллических песен.
Арион – первый поэт,(6 в. до н.э.) придавший дифирамбу организованную литературную форму.
Трагедия. (Tragodia – греч. от греч. Tragos – козел (которого приносили в жертву богу Дионису) и dia - песнь , tragoedia – лат.)Дальнейшее развитие трагедии связано с именем Феспида (2-я по. 6 в. до н.э.). Считается, что именно он ввел первого актера(гипокрита), исполнявшего ряд небольших речей-повествований, ведущего диалог с хором, выражавшим реакцию на эти речи в своих песнях.
У хора была преобладающая
роль, что придавало трагедии
характер патетической
Вместе с развитием Афинской
демократии, повышения активности
демоса, роли отдельного человека
- в трагедию вводится морально-
Дальнейшее
повышение интереса к
Введение
третьего актера дало
До конца 5 в.до н.э. трагедия сохраняла двусоставность, свидетельствующую о ее исконной связи с хоровым дифирамбом.
Аристотель о трагедии
Трагедия
обычно начиналась с пролога,
который у Эсхила еще носит
характер сюжетной экспозиции, а
у Софокла и Еврипида
Обычно трагедии в Древней
Греции представлялись
Комедия рождалась из фаллических песен, обличающих пороки отдельных членов общества, которые нарушали сложившиеся принципы жизни родоплеменного коллектива.
Аристотель сообщает в "Поэтике"
(гл. 4), что комедия (от греч. т.шо; - гулянка,
толпа гуляк и аоо) - пою; букв.
- пение на гулянке или пение
гуляк) возникла из импровизации и вед„т
сво„ начало от запевал фаллич. песен,
к-рые исполнялись в честь
Аристотель говорит,
что смешное – часть
Считается, что комедия произошла от Песни (Won dia), исполнявшейся участниками обрядово-обличительного коммоса («комодии, т.е. песни комоса). Другим источником комедии послужили шуточные бытовые сценки с участием традиционных типов фольклорного фарса. В начале 5 в. до н.э. комедия вошла в состав Великих Дионисий и вобрала оба элемента – хоровой и драматический.
Аристотель говорит в «Поэтике» о том, что об истории комедии менее известно, чем о трагедии. «Сначала на неё просто не обращали внимания: хор комиков только уже впоследствии стал давать архонт, а сперва он составлялся из любителей. Уже в то время, когда она имела некоторую определенную форму, упоминаются впервые имена ее творцов. Но кто ввел маски, пролог, кто увеличил число актеров и т.п., неизвестно, Обрабатывать фабулы стали Эпихарм и Формий; в таком виде [комедия] впервые перешла [в Грецию] из Сицилии, а из афинских комиков первый Кратет, оставив ямбические стихотворения, начал общую разработку диалога и фабул.»(гл. 5)
В схолиях к сочинению древнегреческого филолога Дионисия Фракийского (170 – 90) давались объяснения по разновидностям комедии: «Считалось, что существует три разновидности комедии. Одна зовется древней, с самого начала явно обличительная; средняя, прорицавшая намеками, и новая, вообще этого не делающая, не считая выпадов по адресу рабов и чужеземцев. Представителей древней комедии было много, самый знаменитый и деятельный из них – Кратин. Некоторое время спустя к древней комедии присоединилисьЕвполид и Аристофан. Было много поэтов и в средней комедии, самый знаменитый - некий Платон… точно так же и в новой писали многие, самый знаменитый – Менандр.» (Аристофан, с.892)
Сохранились и стихотворные свидетельства: («Филологичечская» поэма римского грамматика Диомеда .2-я полю 4 в.до н.э.):
Комедии три были разновидности:
Начальная, срединная, последняя.
И в первой не скрывали порицания –
Начало положил ему Сусарион.
В срединной порицанье было скрытое;
Её поэты: Евполид, Кратин, Гермипп,
Аристофан, а также Ферекрат, Платон.
Но и в последнем облике комедии
Брань оставалась скрытой: чужеземцев лишь,
Рабов она касалася и варваров.
Её творцами Филемон был и Менандр.
Дион Хрисостом (40-102)(греческий оратор и философ из Прусы (Вифиния))говорил, что «афиняне привыкли высмеивать всякие гадости и для того собирались в театр, клянусь Зевсом, чтобы из выбранили, установив состязания и победы для тех, кто лучше всего это делал; они изобрели это не сами, но по совету бога» (Арист. С. 893)
Древняя аттическая комедия развивалась в условиях афинской демократии и носила политический характер. В ней постоянно затрагивались вопросы государственного. устройства, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, её внешней политики, общественного воспитания детей и юношества, в карикатурном виде выводились представители власти, поэты, философы. Обязательной принадлежностью Д. а. к. являлся хор, состоявший из 24 чел. и разделявшийся на 2 полухория. На построении Д. а. к. отразилось происхождение её из сельских празднеств в честь Диониса; существ, частью был агон - словесное состязание главных действующих лиц, и парабаса - непосредственное обращение хора к зрителям. Художественного расцвета Д. а. к. достигла в творчестве Аристофана (до нас дошло полностью 11 комедий, написанных им). Среди предшественников и современников Аристофана - К ратин, Кратет (период расцвета их творчества,- сер. 5 в. до н. э.), Ферекрат (ок. 437), Фриних (ок. 429), Евполид и Платон (годы Пелопоннесской войны). Произведения этих авторов сохранились лишь в отрывках. Поражение Афин в Пелопоннесской войне, учреждение правительства "тридцати тиранов" (404-403 г.г. до н. э.) и уничтожение демократических учреждений создало неблагоприятные условия для развития политической комедии. Хотя демократические учреждения в Афинах после гражданской войны были восстановлены (в 403 г.до н. э.), Афины перестали играть важную роль в Греции, прекратилась бурная политическая жизнь, борьба партий, и Д. а. к. утеряла питающую её почву.
Средняя аттическая комедия получила распространение в Афинах в 4 в. до н. э. Поражение Афин в Пелопоннесской войне (431-404 до н. э.) значительно ослабило размах политической сатиры. В С. а. к. личные выпады против политических деятелей встречались лишь эпизодически; чаще высмеивались представители различных философских школ (Платон и его последователи, пифагорейцы, киники и др.). Характерной чертой С. а. к. являлось изображение повседневной жизни и бытовых типов: поваров, торговцев рыбой, параситов, обжор, чужеземцев, гетер и т. д. Другой существенный признак С. а. к.- мифологические травести, пародия на миф, либо на его обработку в трагедиях. В композиционном отношении С. а. к. отличалась большей однородностью, чем древняя аттическая комедия. В ней почти отсутствовали партии хора, выступления которого превратились в интермедии, не связанные с ходом действия. Соответственно исчезли характерные для древней комедии части - парод, парабаса, агон, эксод, возросло значение разговорных эписодиев, в которых главное место занимали речевые ритмы (ямбические триметры и трохеия. тетраметры, реже - анапесты).Ни одна С. а. к. не дошла до нас целиком. Сохранились только имена (ок. 50) поэтов (Анаксандрид, Антифан, Евбул, Алексид, Тимокл и др.), фрагменты различных величины и назв. ок. 700 пьес.
Новая аттическая комедия – поздний вид литературной комедии в Др.Греции, существующий на завершающем этапе развития древнегреческой комедии (последняя четв. 4 – 1-я пол. 3 вв.до н.э.. На характере Н.а.к. резко сказались изменения , происшедшие в жизни Древнегреческих Полисов в связи с утратой независимости и подчинения македонскому господству. В Н.а.к. совершенно исчезают характерные для древней аттической комедии злободневная сатира на политических деятелей и высшие слои общества, фольклорная фантастика. Персонажи Н.а.к. четко делятся на две категории; шутовской элемент вносят «низкие» персрнажи – параситы, гетеры, вороватые и болтливые повара и единственный представитель более высоких слоев – «хвастливый воин», трактуемый Н.а.к. с откровенной издевкой. Жизнь «респектабельных» членов общества показывается в тонах морализующей бытовой драмы. Современные политические деятели попадают в Н.а.к. в редких случаях. Фабула Н.а.к. находится в кругу бытовых отношений, повторяет одни и те же стереотипные мотивы (брошенные дети, через много лет узнавание и найденные родителями, тайная любовь и т.п.). Н.а.к. по форме существенно отличалась от древней комедии: роль хора низведена до дивертисмента в антрактах, число актеров не ограничивалось тремя, возросло и стабилизировалось количество образов-масок (старики, молодые люди, старые женщины, рабы и т.д.). В Н.а.к. углубилась психологическая разработка образов. Внутренняя связь между частями комедии стала более тесной. Н.а.к. откликалась на злободневные проблемы повседневной жизни: взаимоотношения отцов и детей, супругов, отношение к рабам и чужестранцам, к традициям и религии. Крупнейший представитель Н.а.к. – Менандр. Н.а.к. оказала большое влияние на др-римскую комедию.
Сатировская драма - жанр др.-греч. драматургии. Возник из обрядовых сел. празднеств в честь бога Диониса. С установлением в Афинах (ок. 500 до н. э.) тв„рдого порядка в организации театр. состязаний на Великих Дионисиях С. д. стала обязат. частью этих состязаний и исполнялась в качестве 4-й, заключит. пьесы тетралогии, Первым драматургом, придавшим С. д. сценич. форму, в античности считался П ратин из Флиунта (5 в. до н. э.). Жанр С. д. известен по одному сохранившемуся произв.- "Киклоп" Еврипи-да - и по немногочисленным фрагментам: из "Следопытов" Софокла, из двух С. д. Эсхила и из С. д. др.-аттич. трагиков. Непременный участник С. д.- хор сагиров - озорных и хвастливых лесных демонов. Часто изображалось их нападение на нимфу или богиню ; иногда сатиры сами попадали в плен к разл. чудовищам (напр., к Киклопу), откуда их освобождал могучий или хитроумный герой (Геракл, Тесей, Одиссеи). В обрисовке богов и героев С. д. охотно использовала бытовые элементы, сближавшие её с сицилийской и средней аттической комедией. Юмористич. колорит С. д. помогал разрядить напряжение, возникавшее после показа трагедий, и возвращал зрителя в атмосферу весеннего празднества Диониса. С сер. 4 в. С. д. уже не являлась обязательным завершением тетралогии. Сохранились отрывки из С. д. 4 и 3 вв. до н. э. и сведения об эпизодич. пост. С. д. в антич. т-рах вплоть до 2 в. н. э.