Древнегреческий театр

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 01:07, реферат

Краткое описание

Истоки греческого театра.
Греческая драма и театр генетически восходят к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач), произошли от празднеств в честь Диониса, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии.

Файлы: 1 файл

Древнегреческий театр.docx

— 23.78 Кб (Скачать)

Древнегреческий театр.

Истоки греческого театра.

Греческая драма  и театр  генетически восходят к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач), произошли от празднеств в честь Диониса, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии.

При всей примитивности и  простоте древних игровых обрядов  в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия - сочетания  музыки, танца, песни, слова: Дифирамбы  и фаллические песни исполнялись  хором и запевалой и сопровождались танцами. Это было началом театрального диалога и действия. Запевала (буквально  – зачинатель – у Аристотеля) своими репликами и мимическими  действиями побуждал хор к диалогу.

Во 2-й половине 6 в. до н.э. из хора выделился особый исполнитель  – актер, которым был сам драматург. Импровизацию сменил точно фиксированный  текст. 

 

 

 

Древнегреческая драматургия – родилась из обрядовых праздников в честь бога Диониса, связанная с зимним умиранием и весенним возрождением природы. В основе этой игры  лежал импровизационный дифирамб - диалог хора и запевалы (зачинателя), составляющий неотъемлемую часть культа Диониса.

           Аристотель (Поэтика, гл 4) писал,  что дифирамб делился на две  части: «зачин» солиста и последующей  партии хора.

Трагедия  ведет свое начало от запевал дифирамба, а комедия – от запевал фаллических песен.

Арион – первый поэт,(6 в. до н.э.) придавший дифирамбу организованную литературную форму.

        Трагедия. (Tragodia – греч. от греч. Tragos – козел (которого приносили в жертву богу Дионису) и dia - песнь , tragoedia – лат.)Дальнейшее развитие трагедии связано с именем Феспида (2-я по. 6 в. до н.э.).  Считается, что именно он ввел первого актера(гипокрита), исполнявшего ряд небольших речей-повествований, ведущего диалог с хором, выражавшим реакцию на эти речи в своих песнях.

         У хора была преобладающая  роль, что придавало трагедии  характер патетической оратории. Такой вид трагедии сохранялся  до первой четверти 5 в. до н.э., в ранних произведениях Эсхила в том числе.

         Вместе с развитием Афинской  демократии, повышения активности  демоса, роли отдельного человека - в трагедию вводится морально-этическая  проблематика.  В эпоху Греко-персидских  войн драматургия отражает противостояние  государственного греческого демократизма  восточному деспотизму. Героем трагедий  становится человек, борющийся  за справедливость с внешними силами, с богами. Эсхил превращает трагедию в подлинную драму введением второго актера.

        Дальнейшее  повышение интереса к человеческой  личности в древнегреческой драматургии  связано с творчеством Софокла и его младшего современника Еврипида. В трагедиях Софокла главный конфликт происходит между действиями человека, смело вступающего в борьбу за выполнение своего морального долга с божественной силой, подчиняющей себе людей. Софокл наделяет своих  героев такими качествами, как благородство, честность, верность нравственным принципам свободного демократического общества. Теперь божественная сила, правящая миром подвергается критике. Внутренний мир человека становится более интересным для драматургов и зрителей. В пьесах появляются бытовые элементы.

       Введение  третьего актера дало возможность  Софоклу и Еврипиду значительно  углубить психологическую характеристику  действующих лиц, многосторонне  показать их взаимоотношения  и соответственно сократить роль  хора.

        До  конца 5 в.до н.э. трагедия сохраняла  двусоставность, свидетельствующую  о ее исконной связи с хоровым  дифирамбом.

Аристотель о трагедии  

 

        Трагедия  обычно начиналась с пролога,  который у Эсхила еще носит  характер сюжетной экспозиции, а  у  Софокла и Еврипида превращается  в сравнительно большую драматическую  сцену. Затем следовал парод – вступительная песня хора. Ранние трагедии Эсхила («Просветительницы», «Персы») начинались непосредственно с парода. В дальнейшем речевые сцены-эписодии чередовались с хоровыми песнями-стасимами, которые составлялись из симметричных строф, иногда замыкаемых эподом.  Заключительная часть трагедии – эксод в ранних произведениях Эсхила  и в «Эвменидах» представляет собой также большие хоровые партии. У Софокла и Еврипида хору принадлежит всего лишь несколько завершающих стихов, обычно носящих характер назидания, которым предшествует большая речевая сцена с участием нескольких действующих лиц. Наряду с перечисленными элементами композиции в трагедии используются такие формы, как коммос – совместная партия актеров и хора , и монодия – сольная партия.

 

 

 

           Обычно трагедии в Древней  Греции представлялись зрителям  на праздновании Великих Дионисий  в составе тетралогии, состоящей из трех трагедий и одной сатировской драмы. У Эсхила трагедии были связаны единством содержания, а позднее каждая трагедия стала самостоятельным произведением.  

 

Комедия рождалась из фаллических песен, обличающих пороки отдельных членов общества, которые нарушали сложившиеся принципы жизни родоплеменного коллектива.

Аристотель сообщает в "Поэтике" (гл. 4), что комедия (от греч. т.шо; - гулянка, толпа гуляк и аоо) - пою; букв. - пение на гулянке или пение  гуляк) возникла из импровизации и вед„т  сво„ начало от запевал фаллич. песен, к-рые исполнялись в честь Диониса. Первые сведения о Д. а. к. относятся  приблизительно к 487 до н. э. (упоминание о Хиониде, первом известном Аристотелю авторе комедий). Ок.464 до н. э. комедия  была впервые допущена к представлению  на гос. празднествах.

 Аристотель говорит,  что смешное – часть безобразного: смешное – это некоторая ошибка  и безобразие, никому не причиняющее  страдания и ни для кого  не пагубное. Комическая маска  есть нечто  безобразное и  искаженное, но без выражения  страдания (Поэтика, гл.5)

Считается, что комедия  произошла от Песни (Won dia), исполнявшейся участниками обрядово-обличительного коммоса («комодии, т.е. песни комоса). Другим источником комедии послужили шуточные бытовые сценки с участием традиционных типов фольклорного фарса. В начале 5 в. до н.э. комедия вошла в состав Великих Дионисий и вобрала оба элемента – хоровой и драматический.

Аристотель говорит в «Поэтике» о том, что об истории комедии менее известно, чем о трагедии. «Сначала на неё просто не обращали внимания: хор комиков только уже впоследствии стал давать архонт, а сперва он составлялся из любителей. Уже в то время, когда она имела некоторую определенную форму, упоминаются впервые имена ее творцов. Но кто ввел маски, пролог, кто увеличил число актеров и т.п., неизвестно, Обрабатывать фабулы стали Эпихарм и Формий; в таком виде [комедия] впервые перешла [в Грецию] из Сицилии, а из афинских комиков первый Кратет, оставив ямбические стихотворения, начал общую разработку диалога и фабул.»(гл. 5)

В схолиях к сочинению древнегреческого филолога Дионисия Фракийского (170 – 90) давались объяснения по разновидностям комедии: «Считалось, что существует три   разновидности комедии.  Одна зовется древней, с самого начала явно обличительная; средняя, прорицавшая намеками, и новая, вообще этого не делающая, не считая выпадов по адресу рабов и чужеземцев. Представителей древней комедии было много, самый знаменитый и деятельный из них – Кратин. Некоторое время спустя к древней комедии присоединилисьЕвполид и Аристофан. Было много поэтов и в средней комедии, самый знаменитый  - некий Платон… точно так же и в новой писали многие, самый знаменитый – Менандр.» (Аристофан, с.892)

Сохранились и стихотворные свидетельства: («Филологичечская»  поэма римского грамматика Диомеда .2-я полю 4 в.до н.э.):

Комедии три были разновидности:

Начальная, срединная, последняя.

И в первой не скрывали порицания –

Начало положил  ему Сусарион.

В срединной порицанье  было скрытое;

Её поэты: Евполид, Кратин, Гермипп,

Аристофан, а также  Ферекрат, Платон.

Но и в последнем  облике комедии

Брань оставалась скрытой: чужеземцев лишь,

Рабов она касалася и варваров.

Её творцами Филемон  был и Менандр. 

 

Дион Хрисостом (40-102)(греческий оратор и философ из Прусы (Вифиния))говорил, что «афиняне привыкли высмеивать всякие гадости и для того собирались в театр, клянусь Зевсом, чтобы из выбранили, установив состязания и победы для тех, кто лучше всего это делал; они изобрели это не сами, но по совету бога» (Арист. С. 893) 

 

Древняя аттическая  комедия  развивалась в условиях афинской демократии и носила политический характер. В ней постоянно затрагивались вопросы государственного. устройства, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, её внешней политики, общественного воспитания детей и юношества, в карикатурном виде выводились представители власти, поэты, философы. Обязательной принадлежностью Д. а. к. являлся хор, состоявший из 24 чел. и разделявшийся на 2 полухория. На построении Д. а. к. отразилось происхождение её из сельских празднеств в честь Диониса; существ, частью был агон - словесное состязание главных действующих лиц, и парабаса - непосредственное обращение хора к зрителям. Художественного расцвета Д. а. к. достигла в творчестве Аристофана (до нас дошло полностью 11 комедий, написанных им). Среди предшественников и современников Аристофана - К ратин, Кратет (период расцвета их творчества,- сер. 5 в. до н. э.), Ферекрат (ок. 437), Фриних (ок. 429), Евполид и Платон (годы Пелопоннесской войны). Произведения этих авторов сохранились лишь в отрывках. Поражение Афин в Пелопоннесской войне, учреждение правительства "тридцати тиранов" (404-403 г.г. до н. э.) и уничтожение демократических учреждений создало неблагоприятные условия для развития политической комедии. Хотя демократические учреждения в Афинах после гражданской войны были восстановлены (в 403 г.до н. э.), Афины перестали играть важную роль в Греции, прекратилась бурная политическая жизнь, борьба партий, и Д. а. к. утеряла питающую её почву.

Средняя аттическая комедия  получила распространение в Афинах в 4 в. до н. э. Поражение Афин в Пелопоннесской войне (431-404 до н. э.) значительно ослабило размах политической сатиры. В С. а. к. личные выпады против политических деятелей встречались лишь эпизодически; чаще высмеивались представители различных философских школ (Платон и его последователи, пифагорейцы, киники и др.). Характерной чертой С. а. к. являлось изображение повседневной жизни и бытовых типов: поваров, торговцев рыбой, параситов, обжор, чужеземцев, гетер и т. д. Другой существенный признак С. а. к.- мифологические травести, пародия на миф, либо на его обработку в трагедиях. В композиционном отношении С. а. к. отличалась большей однородностью, чем древняя аттическая комедия. В ней почти отсутствовали партии хора, выступления которого превратились в интермедии, не связанные с ходом действия. Соответственно исчезли характерные для древней комедии части - парод, парабаса, агон, эксод, возросло значение разговорных эписодиев, в которых главное место занимали речевые ритмы (ямбические триметры и трохеия. тетраметры, реже - анапесты).Ни одна С. а. к. не дошла до нас целиком. Сохранились только имена (ок. 50) поэтов (Анаксандрид, Антифан, Евбул, Алексид, Тимокл и др.), фрагменты различных величины и назв. ок. 700 пьес.

Новая аттическая комедия – поздний вид литературной комедии в Др.Греции, существующий на завершающем этапе развития древнегреческой комедии (последняя четв. 4 – 1-я пол. 3 вв.до н.э.. На характере Н.а.к. резко сказались изменения , происшедшие в жизни Древнегреческих Полисов в связи с утратой независимости и подчинения македонскому господству.  В Н.а.к. совершенно исчезают характерные для древней аттической комедии  злободневная сатира на политических деятелей и высшие слои общества, фольклорная фантастика. Персонажи Н.а.к. четко делятся на две категории; шутовской элемент вносят «низкие» персрнажи – параситы, гетеры, вороватые и болтливые повара и единственный представитель более высоких слоев – «хвастливый воин», трактуемый Н.а.к. с откровенной издевкой. Жизнь «респектабельных» членов общества показывается в тонах морализующей бытовой драмы. Современные политические деятели попадают в Н.а.к. в редких случаях. Фабула Н.а.к. находится в кругу бытовых отношений, повторяет одни и те же стереотипные мотивы (брошенные дети,  через много лет узнавание и найденные родителями, тайная любовь и т.п.). Н.а.к. по форме существенно отличалась от древней комедии: роль хора низведена до дивертисмента в антрактах, число актеров не ограничивалось тремя, возросло и стабилизировалось количество образов-масок (старики, молодые люди, старые женщины, рабы и т.д.). В Н.а.к. углубилась психологическая разработка образов. Внутренняя связь между частями комедии стала более тесной. Н.а.к. откликалась на злободневные проблемы повседневной жизни: взаимоотношения отцов и детей, супругов, отношение к рабам и чужестранцам, к традициям и религии. Крупнейший представитель Н.а.к. – Менандр. Н.а.к. оказала большое влияние на др-римскую комедию.

Сатировская драма - жанр др.-греч. драматургии. Возник из обрядовых сел. празднеств в честь бога Диониса. С установлением в Афинах (ок. 500 до н. э.) тв„рдого порядка в организации театр. состязаний на Великих Дионисиях С. д. стала обязат. частью этих состязаний и исполнялась в качестве 4-й, заключит. пьесы тетралогии, Первым драматургом, придавшим С. д. сценич. форму, в античности считался П ратин из Флиунта (5 в. до н. э.). Жанр С. д. известен по одному сохранившемуся произв.- "Киклоп" Еврипи-да - и по немногочисленным фрагментам: из "Следопытов" Софокла, из двух С. д. Эсхила и из С. д. др.-аттич. трагиков. Непременный участник С. д.- хор сагиров - озорных и хвастливых лесных демонов. Часто изображалось их нападение на нимфу или богиню ; иногда сатиры сами попадали в плен к разл. чудовищам (напр., к Киклопу), откуда их освобождал могучий или хитроумный герой (Геракл, Тесей, Одиссеи). В обрисовке богов и героев С. д. охотно использовала бытовые элементы, сближавшие её с сицилийской и средней аттической комедией. Юмористич. колорит С. д. помогал разрядить напряжение, возникавшее после показа трагедий, и возвращал зрителя в атмосферу весеннего празднества Диониса. С сер. 4 в. С. д. уже не являлась обязательным завершением тетралогии. Сохранились отрывки из С. д. 4 и 3 вв. до н. э. и сведения об эпизодич. пост. С. д. в антич. т-рах вплоть до 2 в. н. э.

Информация о работе Древнегреческий театр