Древнегреческий ордер

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:08, реферат

Краткое описание

Стоечно-балочная конструкция явилась основой создания новой тектонической системы, возникшей в результате стремления к рациональной и художественно совершенной композиции сначала в дереве, а затем в камне. Возникли закономерные взаимосвязи и определен порядок расположения основных элементов этой конструкции, установлены правила их пластической и декоративной разработки. Общий композиционный строй системы получил позднее название классического ордера.

Файлы: 1 файл

Древнегреческий ордер.docx

— 61.61 Кб (Скачать)

Древнегреческий ордер

1 2 

Стоечно-балочная конструкция явилась основой создания новой тектонической системы, возникшей в результате стремления к рациональной и художественно совершенной композиции сначала в дереве, а затем в камне. Возникли закономерные взаимосвязи и определен порядок расположения основных элементов этой конструкции, установлены правила их пластической и декоративной разработки. Общий композиционный строй системы получил позднее название классического ордера.  
 
В греческом ордере отразилась зависимость характера пластики и пропорций системы от двух неразрывных сторон ее тектонического строя - художественной и конструктивной. Различия систем нашли выражение в двух основных ордерах)древнегреческой архитектуры - дорическом и ионическом. Название ордеров связано с местами их возникновения. Сформировались ордера в основном в архаический период, но наибольшего совершенства их формы достигли в классическую эпоху. Первый-более прост, массивен, монументален, нагружен, внутренне напряжен; второй - более легок, изящен, пластически богат, не столь нагружен и менее напряжен. В пластике и пропорциях ордеров нашли известное символическое отражение поиски образов по подобию строения человека -антропоморфизм, свойственный в целом греческому искусству. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий, ссылаясь на мнение греческих авторов, сравнивает дорический ордер с "крепостью и красотой мужского тела", ионический ордер - с "утонченностью женщин, их украшениями и соразмерностью". 
 
Каменные ордера несут на себе следы более древней деревянной системы, ясные и логичные формы которой были переосмыслены конструктивно и художественно при переходе на новый материал. 
 
Дорический ордер подобно своему деревянному прототипу имел три основные части: основание -стереобат), несущие опоры - колонны и несомую конструкцию - антаблемент. Ствол колонны в целях устойчивости сужается кверху и увенчанкапителью. Назначение последней - создать более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн. Квадратная плита капители (абака)) поддерживается круглой плитой в виде перевернутого усеченного конуса (эхин)), который обеспечивает равномерную передачу нагрузки на колонну по всему ее сечению. Антаблементчленится на три основные части, конструктивная необходимость которых ясно выявлена в деревянном ордере. Нижнюю часть представляет несущая балка - архитрав). На нее опирались концы поперечных балок, торцы которых, по-видимому, облицовывались деревянными планками, а промежутки иногда заполнялись терракотовыми плитами с нанесенной на них живописью или барельефом. Эта горизонтальная полоса нашла пластическое отражение и в антаблементе каменного ордера в средней полосе фриза), в котором чередуются плиты с вертикальными врезами - триглифами) и промежутки -метопы), иногда украшенные барельефами). Верхняя часть антаблемента -карниз) нависает над всей конструкцией, предохраняет ее от дождевой влаги, и своей четкой горизонталью завершает композицию. 
 
В каменном ордере основные конструктивно-необходимые элементы деревянной системы символически трактованы, как их пластическое отражение в системе. При этом пластическая разработка ордера подчеркивает тектоническое значение основных элементов. Обработка колонн вертикальными желобами - каннелюрами)оттеняет функцию несущих вертикальных опор. Утончение ствола кверху (энтазис)) не только придает устойчивость колонне, но и делает ее "живой", по-скульптурному пластичной. Энтазис имеет форму упругой кривой линии, отчего создается впечатление внутренней напряженности колонны, как бы "сплюснутой" под тяжестью антаблемента. С помощью различного начертания профиля эхина) образно выявлялась степень "напряженности" капителей колонн. Зрительной конструктивности ордера подчинялась и разработка декоративных деталей: скульптурные вставки допускались только в полосе фриза), а архитрав) всегда оставался гладким. Так же строго разрабатывались карнизные плиты. На нижней их грани триглифам отвечали выступы с каплями (мутулы)).


Древнегреческий ордер

1 2 

 
Огромную роль в образной характеристике ордерных композиций играли пропорциональные соотношения основных элементов ордера: отношения толщины колонны к ее высоте иинтерколумнию), высоты архитрава и всего антаблемента к высоте колонны и т. д. При возведении ранних построек архаического периода греческие строители, еще не овладев в полной мере возможностями каменных стоечно-балочных конструкций, придавали ордеру чрезмерно грузные формы: антаблемент делался тяжелым, достигая порою почти половины высоты колонн. Последние в расчете на большую нагрузку делались массивными и устанавливались близко друг к другу. Сооружения производили впечатление приземистости и тяжеловесной силы (храм Аполлона в Сиракузах, храмы в Селинунте и др.). Овладевая механическими свойствами камня, применяя прочные породы известняка и мрамора, зодчие облегчают ордер, добиваются более стройных и гармоничных пропорций. Вместе с тем зодчие использовали те или иные пропорции для придания зданиям различных образно-эмоциональных качеств. 
 
Ионический ордер резко отличается от дорического пропорциями и деталями. Колонна имеет профилированную базу) и капитель) со спиралеобразными волютами). Горизонтальные членения капители украшены глубоким орнаментом с преобладанием в них яйцевидных деталей -иоников). Архитрав делится на три выступающие друг над другом полосы - фасции). Фриз не имелтриглифов), но иногда сплошь покрывалсябарельефом). Карниз часто украшался узкой полосой из иоников и завершался профилем в виде четвертного вала, иногда с тонко прорисованным орнаментом. Резко выступающая прямоугольная плита поддерживалась профилем в виде каблучка. В разработке карниза постепенно намечается деление на венчающую выносную часть и нижнюю - поддерживающую. Профили и детали ордера разрабатывались с ювелирной тонкостью и моделировались индивидуально. Пропорции ионических колонн отличаются от пропорций дорического ордера большей стройностью, а система в целом - легкостью и пространственностью. 
 
И дорический, и ионический ордера использовались в Древней Греции в широком диапазоне построек - от небольших галерей) жилых зданий до грандиозных портиков) храмов. Исходя из предельного размера каменной балки и архитрава были устрановлены закономерные связи междуинтерколумнием) и пропорциями колонны (ее диаметром и высотой), согласно которым была определена зависимость пропорционального строя ордера от абсолютной величины. Однако на практике часто отклонялись от этого правила в соответствии с решением конкретных идейно-художественных задач. 
 
К концу 5 в. до н.э. возник третий архитектурный ордер, коринфский. Его колонны столь же изящны, как колонны ионического ордера, а антаблемент более пышный. Коринфская капитель напоминает перевернутый колокол, составленный из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам. По-видимому, этот ордер впервые был применен в храме Аполлона в Бассах. В усовершенствованном виде мы встречаем его в круглом храме в Эпидавре; в самом конце 4 в. до н.э. коринфский ордер был использован при создании памятника Лисикрата в Афинах.




Информация о работе Древнегреческий ордер