Стоечно-балочная
конструкция явилась основой создания новой
тектонической системы, возникшей в результате
стремления к рациональной и художественно
совершенной композиции сначала в дереве,
а затем в камне. Возникли закономерные
взаимосвязи и определен порядок расположения
основных элементов этой конструкции,
установлены правила их пластической
и декоративной разработки. Общий композиционный
строй системы получил позднее название классического
ордера.
В греческом ордере отразилась зависимость
характера пластики и пропорций системы
от двух неразрывных сторон ее тектонического
строя - художественной и конструктивной.
Различия систем нашли выражение в двух
основных ордерах)древнегреческой архитектуры
- дорическом и ионическом.
Название ордеров связано с местами их
возникновения. Сформировались ордера
в основном в архаический период, но наибольшего
совершенства их формы достигли в классическую
эпоху. Первый-более прост, массивен, монументален,
нагружен, внутренне напряжен; второй
- более легок, изящен, пластически богат,
не столь нагружен и менее напряжен. В
пластике и пропорциях ордеров нашли известное
символическое отражение поиски образов
по подобию строения человека -антропоморфизм, свойственный в целом
греческому искусству. Древнеримский
теоретик архитектуры Витрувий, ссылаясь на мнение греческих
авторов, сравнивает дорический ордер
с "крепостью и красотой мужского тела",
ионический ордер - с "утонченностью
женщин, их украшениями и соразмерностью".
Каменные ордера несут на себе следы более
древней деревянной системы, ясные и логичные
формы которой были переосмыслены конструктивно
и художественно при переходе на новый
материал.
Дорический ордер подобно своему деревянному
прототипу имел три основные части: основание -стереобат), несущие опоры - колонны и несомую конструкцию - антаблемент.
Ствол колонны в целях устойчивости сужается
кверху и увенчанкапителью. Назначение последней
- создать более удобный переход от горизонтальных
балок к вертикалям колонн. Квадратная
плита капители (абака)) поддерживается круглой плитой
в виде перевернутого усеченного конуса
(эхин)), который обеспечивает равномерную
передачу нагрузки на колонну по всему
ее сечению. Антаблементчленится на три основные
части, конструктивная необходимость
которых ясно выявлена в деревянном ордере.
Нижнюю часть представляет несущая балка
- архитрав). На нее опирались концы поперечных
балок, торцы которых, по-видимому, облицовывались
деревянными планками, а промежутки иногда
заполнялись терракотовыми плитами с
нанесенной на них живописью или барельефом.
Эта горизонтальная полоса нашла пластическое
отражение и в антаблементе каменного
ордера в средней полосе фриза), в котором чередуются плиты
с вертикальными врезами - триглифами) и промежутки -метопы), иногда украшенные барельефами). Верхняя часть антаблемента
-карниз) нависает над всей конструкцией,
предохраняет ее от дождевой влаги, и своей
четкой горизонталью завершает композицию.
В каменном ордере основные
конструктивно-необходимые элементы деревянной
системы символически трактованы, как
их пластическое отражение в системе.
При этом пластическая разработка ордера
подчеркивает тектоническое значение
основных элементов. Обработка колонн
вертикальными желобами - каннелюрами)оттеняет функцию несущих вертикальных
опор. Утончение ствола кверху (энтазис)) не только придает устойчивость
колонне, но и делает ее "живой", по-скульптурному
пластичной. Энтазис имеет форму упругой
кривой линии, отчего создается впечатление
внутренней напряженности колонны, как
бы "сплюснутой" под тяжестью антаблемента.
С помощью различного начертания профиля эхина) образно выявлялась степень
"напряженности" капителей колонн.
Зрительной конструктивности ордера подчинялась
и разработка декоративных деталей: скульптурные
вставки допускались только в полосе фриза), а архитрав) всегда оставался гладким. Так
же строго разрабатывались карнизные
плиты. На нижней их грани триглифам отвечали
выступы с каплями (мутулы)). |