Число 3 в истории мировой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Помимо базового символизма единства и множественности, существует символизм, связанный с чётностью (проявлением негативного и пассивного начала) и нечётностью (положительного и активного).
Более того, серии чисел обладают символическим динамизмом, который является существенным и который нельзя не учитывать. Та идея, что 1 порождает 2, а 2 порождает 3, основывается на предпосылке, что любое бытие склонно выходить из собственных границ или противопоставлять себя противоположному. Когда имеются два элемента, то третий появляется как объединение первых двух и затем становится основой для четвертого номера – как связи между первыми тремя и так далее.
Далее на разных примерах рассмотрим значение и роль числа 3 в мировой культуре.

Оглавление

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Текстильный институт федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Ивановский государственный политехнический университет»

(Текстильный институт ИВГПУ)
Факультет дизайна и культурного сервиса
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма


Отчёт по практике





студентка гр.ТПС 1203
Турбаева И.В.
преподаватель
Белугина Г.К.



Иваново 2013




Содержание.
1.Введение.
2.Начало начал. 2.1 Исконно-Славянские символы и образы-истоки мировой культу-ры. 2.2 Роль цифры три в мировой мифологии и религии. 2.3 Три бога, три мира. 3. История и магия числа 3.
4.Число 3 - в народном творчестве. 4.1 Легенды, сказки. 4.2 Загадки, пословицы и поговорки, содержащие цифру 3.
5. Цифра три в литературе и искусстве.
6. Число 3 в живописи.
7. Эзотерическая и астрологическая характеристика числа 3.
8. Графический символ цифры 3 – треугольник.
8.1 Основные значения.
8.2 Значение треугольника – в мировых культурах.
9. «Бермудский треугольник».
10. Треугольник в логотипах, товарных знаках.
11. Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 120.01 Кб (Скачать)

 Соломона является мощным амулетом, способным защитить своего обладателя от влияния злых духов. [приложение 3]                                              


                                               


Итак, перечислим некоторые основные значения, а затем подробнее остановимся и посмотрим, что символизировал собой треугольник в разных мировых культурах:                                                                                 - божество, его созидательная (творческая сила) – равно мужская или женская;                                                                                                                    - огонь, пламя, жар, солнце, мужское начало, лингам, шакта, духовный мир – в прямом положении;                                                                            - вода, дождь, холод, луна, женское начало, матка, йони, шакти, тело – чаще всего опрокинутый;                                                                                          - Великая Мать как родительница, «материнское лоно космоса», жизнь;                                                                                                                   - божественная  милость, плодородие, плодовитость, природа, благополучие, гармония, (королевская) власть;                                                            - плоскость – первая из плоских фигур;                                                            - число три, троичность, Троица, триединая природа вселенной, различные триады: любовь, истина, мудрость; Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух.          

8.2 Значение треугольника  в мировых культурах.

                                               

В Древнем Египте треугольник был прямоугольным и являлся воплощением триады духовной воли, любви и высшего разума человека. Вертикальная сторона египетского треугольника составляла три единицы длины, основание – четыре, а гипотенуза – пять ( 3:4:5 ). Толковалась эта геометрическая фигура следующим образом: вертикальную сторону соотносили с мужским началом, основание - с женским, а гипотенуза символизировала плод их союза. Вот как высказывался по этому поводу Плутарх: «Они сравнивают вертикальную сторону (прямоугольного треугольника) с мужчиной, горизонтальную – с женщиной, а гипотенузу - с их потомком: Озирис как начало, Изида как середина хранилища и Гор как завершение».                                                        Многие века египетский треугольник активно применялся для построения прямых углов землемерами и архитекторами, например, в виде шнура разделённого отметками (узлами) на 12 = 3+4+5 частей, а также для создания иных схем пропорциональности.

Не малую роль играет треугольник и в античной культуре.                Философ Ксенократ рассматривал равносторонний треугольник как «божественный», равнобедренный как «демонический», а «разносторонний» как «человеческий» (несовершенный).

Именно в пифагорейской школе установлена взаимосвязь между религией и математикой, которая начиная с далёкого, времени оказывала сильнейшее влияние на человеческое мышление. По-видимому, они первые, кто осознал творческую силу математики. Их открытие, что две струны  производят гармоническое звучание при условии, если длины струн находятся в определённом рациональном отношении, показало им значение математики для понимания явлений природы. В учении пифагорейцев было много мистицизма, для нас почти непонятного, но сделав математику частью своей религии, они затронули решающий пункт в развитии человеческого мышления.

Платон знал о пяти правильных геометрических телах, открытых пифагорейцами, и о том, что их можно сопоставить с элементами Эмпедокла. Наименьшие части элемента земли он ставил в связь с кубом, наименьшие части элемента воздуха – с октаэдром, элементы огня – тетраэдром, элементы воды – с икосаэдром. Не было элемента, соответствующего додекаэдру. И тогда Платон ввёл пятый элемент – эфир, предполагаемо самый легкий и как бы наименее материальный из всех. С этим элементом он и соотнёс додекаэдр. [приложение 2]    Правильные геометрические тела в некотором отношении можно сравнить с атомами; однако Платон категорически отрицал их неделимость. Он конструировал свои правильные тела из двух видов треугольников: равностороннего и равнобедренного прямоугольного. Именно эти два типа треугольников, не сводимых друг к другу, и являются предельными элементами, или «буквами» мира вещей.  Соединяя их, он получал грани правильных тел. Этим объясняется частичное превращение элементов друг в друга. Правильные тела можно разложить на треугольники, а из этих треугольников можно построить новые правильные тела. Например, тетраэдр и два октаэдра можно разложить на 20 равносторонних треугольников. Эти последние можно вновь соединить и получить икосаэдр, то есть один атом огня и два атома воздуха в сочетании дают один атом воды.

Треугольники нельзя считать материей. Это именно геометрические фигуры. Только в том случае, если треугольники объединены в правильные тела, возникает частица материи.

Так же в греческом алфавите есть буква, имеющая вид треугольника. Это «дельта» (      ), которая считается дверью жизни, символом женского начала и плодородия. В пифагорейской системе она выступает символом создания космоса, а равносторонний треугольник – символом Афины, как богини мудрости.


 
В тибетском тантризме, комбинация двух равносторонних треугольников в виде гексаграммы, представляет собой «проникновение в женское мужского огня».

В китайском умозрении треугольник не играет значительной роли и почти всегда выступает как «символ женского начала», ассоциируемый со «срамным треугольником», но это далеко не единственное его значение. Так же у китайцев треугольник с подвешенными мечами символизирует – восстановление.                                                                              «Сань Цзяо фу», или «Треугольное Заклинание», представляет собой листок бумаги, на котором написаны заклинания, сложенный в форме треугольника.

Ацтеки использовали изображение соединённых прямого и опрокинутого треугольника в качестве символа временного цикла. 
В древних мексиканских рукописях символ, сходный с заглавным «А», является знаком понятия «год». 
Вожди племён североамериканских индейцев носили на груди  символ власти: равносторонний треугольник.                                                             В Африке женщины туарегов также украшали себя большими пластинами из равносторонних треугольников.

В индуизме – это обозначение материнского лона. Треугольники, обращённые вершинами вверх и вниз – шакта и шакти, лингам и йони, Шива и его Шакти. Изолированное изображение женского начала в такой форме встречается редко: обычно представлено сочетание мужского и женского символов как указание на дуализм обоих первопринципов, через взаимодействие которых развертывается процесс созидания мира. В этом качестве треугольники широко представлены в разнообразных мандалах и янтрах, из которых наиболее известна

Шри-янтра-мандала, центр которой образован девятью взаимно пересекающимися, взаимно проникающими треугольниками.

Перевёрнутый треугольник частый не икононический  символ животворной силы богини Дурги.                                                                                         Красный треугольник остриём вверх служит символом огня ( Теджас ). Треугольник с пчелой на нём или на его вершине – символ Шивы Мадхери-«обходительного».                                                                              В буддизме: чистое пламя и Три Драгоценности – Будды, Дхарма и Сангха.

Иудаизм. Равносторонний треугольник по древнееврейской традиции символизирует совершенство. Знак Бога; глаз, вписанный в треугольник, символизирует Иегову.                                                                                  Каждая буква еврейского алфавита имеет свое значение. «Далет» - означает дверь, ворота, а также материнское лоно, ту «дверь» из которой выходит жизнь. В этом значении «далет» соответствует индийской «йони».

Ислам. Пользуясь двумя соединенными друг с другом треугольниками, арабские архитекторы строили эллипс и вычерчивали купола своих зданий.

В христианстве равносторонний треугольник, часто в сочетании с тремя кругами, точками или дугообразными выступами у своих сторон, служит символом Троицы в единении и равенстве составляющих её лиц – Отца, Сына и Святого Духа. Иногда этот символ составляли из трёх переплетённых между собой рыб. Символ троицы по католической традиции составлялся их трёх малых треугольников, вписанных в один большой с кругами на вершинах. Три эти круга означают триединство, но каждый круг независим и совершенен сам по себе. Эта схема иллюстрировала принцип триединства и вместе с тем индивидуальности каждого составляющего Святой Троицы.                                                                           Треугольный нимб – атрибут Бога-Отца как Триединого Бога, первого лица Троицы. [приложение 3]                                                                                                      В раннюю христианскую эпоху треугольник как символ Троицы использовали манихеи, поэтому Августин Блаженный его в этом значении отрицал. Однако вскоре треугольник встал в один ряд с такими символами как рука, голова и имя Бога. Позднее к треугольнику прибавляется Око Божье, как символ божественного всеведения ( Провидения ). Символ, графически представляющий собой  вписанный в тре- 
угольник глаз, появился в Европе в XVII веке.

Считается, что он восходит к солярному глазу Гора древних египтян.    Этот знак получил широкое распространение в барочной архитектуре, 
                                                   украшая фронтоны роскошных  католи-                   


                                                  ческих костёлов. В XIX веке он появил-


                                                  ся и на православных храмах, например


                                                   на фронтоне Казанского собора в Санкт-   


                                                  Петербурге. Христианство рассматривало            


                                                   Его как символ Святой Троицы. Одновре-


                                                    менно этот символ  использовался  и ма -       

                                                    сонами, которые трактовали его  как символ абсолюта, просвещения  и высшего знания. У масонов «глаз провидения» располагается над стулом мастера ложи, чтобы таким образом напоминать о всепроникающей во все тайны мудрости Творца. Среди символических трактовок «Всевидящего Ока» наиболее распространены следующие:                                                                                      -треугольник – тройственность космоса, его стороны – Свет, Тьма и Время (основание);                                                                                               -треугольник – вечность, вершины – прошлое, настоящее, будущее;         -формула: «Правильно думать, правильно говорить, правильно делать»;                                                                                                                        -лозунг: «Свобода, Равенство, Братство»;                                                             -божественные достоинства – Мудрость, Сила, Красота;                                    -три царства природы;                                                                                          -три фазы человеческой жизни – рождение, жизнь и смерть.                                       

Треугольник лежит и в основе готической архитектуры, не только как символ Троицы: пламенеющая готическая арка задаёт тему огня и развивает апокалипсическую тему.

В астрологии на четыре треугольника/тригона в соответствии с учением о «четырёх элементах» подразделяются знаки зодиака, по три знака в каждом тригоне. 
       тригон огня – Овен, Лев, Стрелец;                                                                                        

       тригон земли – Бык, Дева, Козерог;

       тригон воздуха -  Близнецы, Весы, Водолей;

       тригон воды  – Рак, Скорпион, Рыбы.

В ритуально-магической практике треугольник часто вписывается в патакли или магический круг, обычно в качестве защиты или изоляции некоторого пространства от нежелательных воздействий. 
Знаменитая «абракадабра», выписанная в форме перевёрнутого треугольника, известна так же как «магический треугольник христианских теософок», которыми этому магическому заклинанию приписаны необыкновенные свойства.[РАТП] 
В психологии равносторонний треугольник – самая динамичная из геометрических фигур, ассоциирующаяся с опасностью, экспансией и агрессией, стремительным и разрушающим (пронизывающим, рассекающим) препятствия движением. Последнее значение ещё более проступает в случае с остроконечными равнобедренными треугольниками, которые в качестве зримого образа движения и направления сближаются с символикой луча. Поскольку объекты, имеющие форму треугольника, привлекают и мобилизуют внимание, она широко используется в качестве основы для различных предупреждающих знаков (дорожных, технологических) и указателей.                                            Треугольник соотносится с такими свойствами характера как ригидность и эгоцентризм, проявлениями которых могут быть не только уверенность и стойкость, но и  жёсткость, упрямство, несговорчивость, резкость, самоутверждение любой ценой. 
Сочетания треугольника и квадрата обычно рассматриваются как воплощение различных аспектов борьбы между центральными (внутренними) побудительными импульсами «элементами духа», и периферическими составляющими (внешняя упорядоченность); взаимодействие личности и социальной среды.

В астрономии так же есть упоминания о треугольнике.                                В начале XVII века знаменитый астроном Кеплер составил диаграмму соединения планет Сатурна и Юпитера. Так в астрономии называют расположение планет, при котором для земного наблюдателя эклиптические долготы равны нулю, а сами небесные тела находятся близко друг к другу или даже перекрываются. Кеплер представил это явление  в виде треугольника, который вращается по зодиакальному кругу,            

Информация о работе Число 3 в истории мировой культуры