Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 13:52, курсовая работа
Помимо базового символизма единства и множественности, существует символизм, связанный с чётностью (проявлением негативного и пассивного начала) и нечётностью (положительного и активного).
Более того, серии чисел обладают символическим динамизмом, который является существенным и который нельзя не учитывать. Та идея, что 1 порождает 2, а 2 порождает 3, основывается на предпосылке, что любое бытие склонно выходить из собственных границ или противопоставлять себя противоположному. Когда имеются два элемента, то третий появляется как объединение первых двух и затем становится основой для четвертого номера – как связи между первыми тремя и так далее.
Далее на разных примерах рассмотрим значение и роль числа 3 в мировой культуре.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Текстильный институт федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Ивановский государственный политехнический университет»
(Текстильный институт ИВГПУ)
Факультет дизайна и культурного сервиса
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Отчёт по практике
студентка гр.ТПС 1203
Турбаева И.В.
преподаватель
Белугина Г.К.
Иваново 2013
Содержание.
1.Введение.
2.Начало начал. 2.1 Исконно-Славянские символы и образы-истоки мировой культу-ры. 2.2 Роль цифры три в мировой мифологии и религии. 2.3 Три бога, три мира. 3. История и магия числа 3.
4.Число 3 - в народном творчестве. 4.1 Легенды, сказки. 4.2 Загадки, пословицы и поговорки, содержащие цифру 3.
5. Цифра три в литературе и искусстве.
6. Число 3 в живописи.
7. Эзотерическая и астрологическая характеристика числа 3.
8. Графический символ цифры 3 – треугольник.
8.1 Основные значения.
8.2 Значение треугольника – в мировых культурах.
9. «Бермудский треугольник».
10. Треугольник в логотипах, товарных знаках.
11. Заключение.
Соломона является мощным амулетом,
способным защитить своего обладателя
от влияния злых духов. [приложение 3]
Итак, перечислим некоторые основные
значения, а затем подробнее остановимся
и посмотрим, что символизировал собой
треугольник в разных мировых культурах:
8.2 Значение треугольника в мировых культурах.
В Древнем Египте треугольник был
прямоугольным и являлся воплощением
триады духовной воли, любви и высшего
разума человека. Вертикальная сторона
египетского треугольника составляла
три единицы длины, основание – четыре,
а гипотенуза – пять ( 3:4:5 ). Толковалась
эта геометрическая фигура следующим
образом: вертикальную сторону соотносили
с мужским началом, основание - с женским,
а гипотенуза символизировала плод их
союза. Вот как высказывался по этому поводу
Плутарх: «Они сравнивают вертикальную
сторону (прямоугольного треугольника)
с мужчиной, горизонтальную – с женщиной,
а гипотенузу - с их потомком: Озирис как
начало, Изида как середина хранилища
и Гор как завершение».
Не малую роль играет треугольник и в античной культуре. Философ Ксенократ рассматривал равносторонний треугольник как «божественный», равнобедренный как «демонический», а «разносторонний» как «человеческий» (несовершенный).
Именно в пифагорейской школе установлена взаимосвязь между религией и математикой, которая начиная с далёкого, времени оказывала сильнейшее влияние на человеческое мышление. По-видимому, они первые, кто осознал творческую силу математики. Их открытие, что две струны производят гармоническое звучание при условии, если длины струн находятся в определённом рациональном отношении, показало им значение математики для понимания явлений природы. В учении пифагорейцев было много мистицизма, для нас почти непонятного, но сделав математику частью своей религии, они затронули решающий пункт в развитии человеческого мышления.
Платон знал о пяти правильных геометрических телах, открытых пифагорейцами, и о том, что их можно сопоставить с элементами Эмпедокла. Наименьшие части элемента земли он ставил в связь с кубом, наименьшие части элемента воздуха – с октаэдром, элементы огня – тетраэдром, элементы воды – с икосаэдром. Не было элемента, соответствующего додекаэдру. И тогда Платон ввёл пятый элемент – эфир, предполагаемо самый легкий и как бы наименее материальный из всех. С этим элементом он и соотнёс додекаэдр. [приложение 2] Правильные геометрические тела в некотором отношении можно сравнить с атомами; однако Платон категорически отрицал их неделимость. Он конструировал свои правильные тела из двух видов треугольников: равностороннего и равнобедренного прямоугольного. Именно эти два типа треугольников, не сводимых друг к другу, и являются предельными элементами, или «буквами» мира вещей. Соединяя их, он получал грани правильных тел. Этим объясняется частичное превращение элементов друг в друга. Правильные тела можно разложить на треугольники, а из этих треугольников можно построить новые правильные тела. Например, тетраэдр и два октаэдра можно разложить на 20 равносторонних треугольников. Эти последние можно вновь соединить и получить икосаэдр, то есть один атом огня и два атома воздуха в сочетании дают один атом воды.
Треугольники нельзя считать материей. Это именно геометрические фигуры. Только в том случае, если треугольники объединены в правильные тела, возникает частица материи.
Так же в греческом алфавите есть буква, имеющая вид треугольника. Это «дельта» ( ), которая считается дверью жизни, символом женского начала и плодородия. В пифагорейской системе она выступает символом создания космоса, а равносторонний треугольник – символом Афины, как богини мудрости.
В тибетском тантризме, комбинация
двух равносторонних треугольников в
виде гексаграммы, представляет собой
«проникновение в женское мужского огня».
В китайском умозрении треугольник
не играет значительной роли и почти всегда
выступает как «символ женского начала»,
ассоциируемый со «срамным треугольником»,
но это далеко не единственное его значение.
Так же у китайцев треугольник с подвешенными
мечами символизирует – восстановление.
Ацтеки использовали изображение соединённых
прямого и опрокинутого треугольника
в качестве символа временного цикла.
В древних мексиканских рукописях символ,
сходный с заглавным «А», является знаком
понятия «год».
Вожди племён североамериканских индейцев
носили на груди символ власти: равносторонний
треугольник.
В индуизме – это обозначение материнского лона. Треугольники, обращённые вершинами вверх и вниз – шакта и шакти, лингам и йони, Шива и его Шакти. Изолированное изображение женского начала в такой форме встречается редко: обычно представлено сочетание мужского и женского символов как указание на дуализм обоих первопринципов, через взаимодействие которых развертывается процесс созидания мира. В этом качестве треугольники широко представлены в разнообразных мандалах и янтрах, из которых наиболее известна
Шри-янтра-мандала, центр которой образован девятью взаимно пересекающимися, взаимно проникающими треугольниками.
Перевёрнутый треугольник частый не
икононический символ животворной
силы богини Дурги.
Иудаизм. Равносторонний треугольник по древнееврейской
традиции символизирует совершенство.
Знак Бога; глаз, вписанный в треугольник,
символизирует Иегову.
Ислам. Пользуясь двумя соединенными друг с другом треугольниками, арабские архитекторы строили эллипс и вычерчивали купола своих зданий.
В христианстве равносторонний треугольник,
часто в сочетании с тремя кругами, точками
или дугообразными выступами у своих сторон,
служит символом Троицы в единении и равенстве
составляющих её лиц – Отца, Сына и Святого
Духа. Иногда этот символ составляли из
трёх переплетённых между собой рыб. Символ
троицы по католической традиции составлялся
их трёх малых треугольников, вписанных
в один большой с кругами на вершинах.
Три эти круга означают триединство, но
каждый круг независим и совершенен сам
по себе. Эта схема иллюстрировала принцип
триединства и вместе с тем индивидуальности
каждого составляющего Святой Троицы.
угольник глаз, появился в Европе в XVII
веке.
Считается, что он восходит к солярному
глазу Гора древних египтян.
Этот знак получил широкое распространение
в барочной архитектуре,
украшая фронтоны роскошных католи-
ческих костёлов. В XIX веке он появил-
ся и на православных храмах, например
на фронтоне Казанского собора в Санкт-
Петербурге. Христианство рассматривало
Треугольник лежит и в основе готической архитектуры, не только как символ Троицы: пламенеющая готическая арка задаёт тему огня и развивает апокалипсическую тему.
В астрологии на четыре треугольника/тригона
в соответствии с учением о «четырёх элементах»
подразделяются знаки зодиака, по три
знака в каждом тригоне.
тригон огня – Овен,
Лев, Стрелец;
тригон земли – Бык, Дева, Козерог;
тригон воздуха - Близнецы, Весы, Водолей;
тригон воды – Рак, Скорпион, Рыбы.
В ритуально-магической практике треугольник
часто вписывается в патакли или магический
круг, обычно в качестве защиты или изоляции
некоторого пространства от нежелательных
воздействий.
Знаменитая «абракадабра», выписанная
в форме перевёрнутого треугольника, известна
так же как «магический треугольник христианских
теософок», которыми этому магическому
заклинанию приписаны необыкновенные
свойства.[РАТП]
В психологии равносторонний треугольник
– самая динамичная из геометрических
фигур, ассоциирующаяся с опасностью,
экспансией и агрессией, стремительным
и разрушающим (пронизывающим, рассекающим)
препятствия движением. Последнее значение
ещё более проступает в случае с остроконечными
равнобедренными треугольниками, которые
в качестве зримого образа движения и
направления сближаются с символикой
луча. Поскольку объекты, имеющие форму
треугольника, привлекают и мобилизуют
внимание, она широко используется в качестве
основы для различных предупреждающих
знаков (дорожных, технологических) и указателей.
Сочетания треугольника и квадрата обычно
рассматриваются как воплощение различных
аспектов борьбы между центральными (внутренними)
побудительными импульсами «элементами
духа», и периферическими составляющими
(внешняя упорядоченность); взаимодействие
личности и социальной среды.
В астрономии так же есть упоминания
о треугольнике.