Число 3 в истории мировой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Помимо базового символизма единства и множественности, существует символизм, связанный с чётностью (проявлением негативного и пассивного начала) и нечётностью (положительного и активного).
Более того, серии чисел обладают символическим динамизмом, который является существенным и который нельзя не учитывать. Та идея, что 1 порождает 2, а 2 порождает 3, основывается на предпосылке, что любое бытие склонно выходить из собственных границ или противопоставлять себя противоположному. Когда имеются два элемента, то третий появляется как объединение первых двух и затем становится основой для четвертого номера – как связи между первыми тремя и так далее.
Далее на разных примерах рассмотрим значение и роль числа 3 в мировой культуре.

Оглавление

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Текстильный институт федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Ивановский государственный политехнический университет»

(Текстильный институт ИВГПУ)
Факультет дизайна и культурного сервиса
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма


Отчёт по практике





студентка гр.ТПС 1203
Турбаева И.В.
преподаватель
Белугина Г.К.



Иваново 2013




Содержание.
1.Введение.
2.Начало начал. 2.1 Исконно-Славянские символы и образы-истоки мировой культу-ры. 2.2 Роль цифры три в мировой мифологии и религии. 2.3 Три бога, три мира. 3. История и магия числа 3.
4.Число 3 - в народном творчестве. 4.1 Легенды, сказки. 4.2 Загадки, пословицы и поговорки, содержащие цифру 3.
5. Цифра три в литературе и искусстве.
6. Число 3 в живописи.
7. Эзотерическая и астрологическая характеристика числа 3.
8. Графический символ цифры 3 – треугольник.
8.1 Основные значения.
8.2 Значение треугольника – в мировых культурах.
9. «Бермудский треугольник».
10. Треугольник в логотипах, товарных знаках.
11. Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 120.01 Кб (Скачать)

Анализируя это произведение А.С.Пушкина, надо отметить, что В 30-е годы ХIХ в. в русском обществе заметно усилилась тяга к сверхъестественному, или, как тогда говорили, к «чудесному». Отзвуки этих постоянных разговоров о предсказаниях, привидениях и таинственных приметах мы можем встретить едва ли не во всех  мемуарах, охватывающих этот период, и в переписке тех лет. Безусловно, в обществе часто велись разговоры и споры на эту тему и даже импровизировались фантастические истории. «Бытовой мистицизм» нередко уживался с просвещённостью, нечто подобное мы видим и в «Пиковой даме». Действительно, в пушкинской повести обнаруживаются многие фантастические мотивы: связь азартной игры со сферой «сверхъестественного», тайна передаваемая из поколения в поколение, магические карты, суеверия, роковые предчувствия, наконец, привидение. А так как внимание Пушкина уже и раньше было сосредоточено на цифре 3 ( в этой повести к ней добавляется ещё и семёрка ), это-то и заставило его сомкнуть их в мыслях главного героя .                                                 Создавая образ Германна поэт всё время прибегает к числу три: три его козыря «расчёт, умеренность и трудолюбие»; рассказ о трёх выигрышных картах; три видения; три злодеяния.                                            Вообще в повествовании Германн фигура не однозначная. В нем всегда присутствовали два чувства, которым тяжело быть вместе. Эти чувства расчётливость и страсть игрока. А после рассказа Томского, в сознании героя фантазия перемешивается с реальностью. Впервые  строгость к самому себе подвела его. 
 
В  повести каждый герой введён с определённой целью и влияет на развитие сюжета. Каждый эпизод таит в себе скрытый смысл, загадку, которую представляет для размышления читателям Пушкин, а цифра 3 служит ему верной помощницей.   

6. Число 3 в живописи. 
 
Не обошла стороной цифра 3 и русскую живопись. Хотелось бы вспомнить такие известные картины как: «Богатыри» В.М.Васнецова, «Прометей делает статую по приказу Минервы» И.А.Акимов, «Тройка» и «Охотники на привале» В.Г.Перова и т.д. [приложение 1] 
Самое очевидное, почему упомянуты именно эти картины – это то, что в них присутствует три главных персонажа. Но это ещё не всё, покопавшись в истории их создания, наверняка можно найти несколько интересных и малоизвестных фактов. 
Так случилось например с картиной В.Г.Перова «Охотники на привале».

Это полотно одно из самых популярных картин выдающегося художника второй половины XIX века Василия Григорьевича Перова.                                              

До недавнего времени считалось, что художник написал два варианта этой картины. Но есть предположение, что автор создал три картины «Охотники на привале». И одна из них 22 года хранилась в Николаевском музее как копия…

Самая известная картина Василия Перова в позапрошлом веке произвела фурор на выставке в Европе вместе с репинской «Бурлаки на Волге». После выставки полотно купил известный коллекционер Третьяков, второй авторский вариант художник написал для царя, и сейчас он находится в Государственном Русском Музее в Санкт - Петербурге. Сенсация – третий вариант «охотников» обнаружили в Николаевском областном музее. 
Полотно исследовалось в течение двух лет. Картина написана без эскиза карандашом, а сразу красками – именно в такой манере творил Василий Перов. «Николаевская»  картина того же размера и написана в тот же 1871 год, что и работа, которая хранится в Третьяковке. А тот вариант, что Перов написал для царя и который хранится в Санкт – Петербурге, создан позже – в 1877 году,- меньше по площади. 
Результаты исследований киевские реставраторы предоставили в Третьяковскую галерею. Там согласились с выводами экспертов из Национальной художественной академии; авторство Перова пока на рассмотрении.

До сих пор остаётся загадкой личность художника. Критический реалист, передвижник Перов был другом почти всех выдающихся живописцев своего времени.                                                                            Были у него чудачества, которые, возможно объясняют, как Перов мог написать такое полотно, как  «Охотники на привале», в XIX веке. Картина прямо нашпигована зашифрованными посланиями, математическими формулами и пророческими предсказаниями.

Ещё много лет назад сотрудники Русского музея обратили внимание, что женщины – смотрительницы к концу рабочего дня собирались в зале Перова, недалеко от «Охотников на привале». Работу несколько раз перевешивали, но результат был тот же. И смотрители, и посетители музея, и экскурсии больше всего группировались и проводили время у этой картины.

Были проведены некоторые исследования, которые выявили настоящую аномалию. Температура воздуха у этой картины всегда была на 2,6 – 2,8 градусов выше, чем в остальных залах. Механические часы у картины Перова замедляли ход, а кварцевые механизмы начинали сбивать ритм и даже останавливались. Картина странно действовала и на людей.

Полотно подвергли инфракрасному излучению и рентгену. На снимке получили изображение трёх мужчин, очень сильно кого-то напоминающих. Снимок напечатали и …возникла Ялтинская конференция! Слева, чуть наклонившись вперёд, сидел Иосиф Сталин и что-то убеждённо доказывал. Напротив него, положив руки на парализованные ноги, сидел Рузвельт, а между ними, скептически глядя на Сталина, прилег Уинстон Черчилль. Наложив на картину прозрачную карту Европы, эксперты были поражены. Руки Сталина точно указывают линию открытия второго фронта, при этом правая рука упирается в побережье Нормандии, где и произошла через семьдесят с небольшим лет высадка союзного десанта.

Если подсчитать в процентном отношении площадь, занимаемую тремя фигурами охотников, к общей  площади картины, то мы получим точную цифру в процентах суммарной доли трёх стран: Англии, Америки и России в производстве вооружений по отношению ко всему остальному миру за 1945 год! Убитая дичь в правом углу картины, обведенная одной линией, странно напоминает очертания поверженной Японии. А если такой же линией соединить глаза трёх охотников, то мы получим  точную геометрию Бермудского треугольника.  

Вот такая история (возможно, требующая неоспоримых доказательств) про картину, которую каждый из нас знает со школы.

7.Эзотерическая и астрологическая  характеристика числа 3.

И последнее о чём хотелось бы упомянуть: а что же говорит эзотерическая наука нумерология о значении цифры три? 
Тройка означает неустойчивость и символизируется треугольником, который представляет собой прошлое, настоящее и будущее.                    Оно объединяет талант и весёлость и символизирует собой приспосабливаемость.

 Цифра  3 – символ триединства и созидания.                                                    Эта цифра означает особенно острый и интуитивный разум, способность быстро и легко усваивать знания. Три указывает на науку, мир искусства, спортивную жизнь, на всё, что служит отдушиной человеку, его хобби. Обладателям тройки присуща склонность к сверхспособностям: гипнозу, ясновидению, магии, гаданию. Им очень сильно помогает в жизни хорошо развитая интуиция. А если они и сами стараются её развивать, то их потенциал, практически безграничен.                             Тройка отвечает за интерес к науке, технике и технологиям.                           В науке – великие учёные. Они целеустремленные, активные и деятельные, благодаря сильному, стремительному характеру идут к цели, несмотря на трудности и препятствия, которые встают у них на пути. 
Цифра 3 – магическая цифра, которая на протяжении долгого времени была символом языческой тройственной богини, которая одновременно является в ипостаси девушки, матери и старухи.                   Тройка – это также символ созидательного мужского начала.

В астрологии  цифре три соответствует – планета Юпитер. Поэтому люди, родившиеся под этим числом смелые и рискованные, которые не бояться пуститься в разные предприятия большого масштаба, однако достаточно дипломатичные для того, чтобы не допускать промахов. Интуитивно чувствуют опасность и очень не любят показывать свои слабости.                                                                                                               Они талантливые ораторы и вожди, умеющие ярко выражать в любом виде мысли и идеи, причём в интерпретации этих людей любая мысль выглядит привлекательной. Известные актёры, учителя, торговцы, весёлые и оптимистичные, уверенные в себе внешне, но эмоционально очень ранимые. При плохих условиях могут стать интриганами, ловкими мошенниками и могут ввести в заблуждение огромное  количество людей. При хороших воздействиях – это царственные, щедрые люди, иногда даже слишком. Они уверены в том, что им принадлежит мир, и успех иногда приходит к ним сам, безо всяких усилий.

Вообще, три – это счастливое число, поэтому «тройкам» часто просто везёт. Главное, чтобы они не полагались всецело на удачу, а старались прилагать собственные усилия и не забывали об осторожности.          

8. Графический символ цифры три – треугольник.

Рассказ о числе 3 был бы не полным, если бы не был упомянут треугольник, так как эти два понятия неразрывно связаны друг с другом. Ведь геометрическим представлением этой цифры и одним из наиболее древних и мощных символов – является треугольник.

В антропоцентрическом мире или в сфере человеческих отношений треугольников «хоть пруд пруди», - от жестких строительных конструкций, даже непонятно с чего скопированных, а скорее всего, гениально придуманных людьми, - до любовных треугольников с их гармоническими колебаниями и резонансами.                                              Например, такое выдающееся изобретение как колесо можно было придумать, наблюдая за движением солнца, луны или отмерших и высохших растений «перекати-поле». Но как в сознании наших древних предков родились треугольники, воистину «тайна за семью печатями».                                                                                                               Слово «эволюция», здесь малоубедительно, хотя история этих фигур и восходит к первым шагам возникновения абстрактного мышления. Можно предположить, что методом проб и ошибок было выявлено свойство жесткости треугольника, которое стало применяться в строительном искусстве  для укрепления различных сооружений и составных деталей.                                                                                                    Треугольник – одна из первых плоских фигур. Отсюда и символ поверхности вообще. По Платону: «всякая прямолинейная поверхность состоит из треугольников» - строительных блоков космического мироздания.                                                                                                        Простейшая плоская фигура, образованная первым из всех возможных способов ограничения на поверхности определённой площади прямыми линиями. Первая из геометрических фигур, встречающаяся в древних орнаментах ( при этом следует отметить преобладание в них перевёрнутых треугольников) и строениях:  

каменная кладка из уложенных в треугольной форме плит  в горо  -   дище каменного века Лепенски-Вир на Дунае (VII тысячелетие до н.э.);                                                                                                                   треугольные вырезы на кости ещё более древнего времени;                     декоративные элементы на палеолитической и неолитической керамики в виде отдельных или сгруппированных венцом треугольников.

Наиболее часто такие изображения интерпретируются как символ небесных вод и Великой Богини как их подательницы, а в качестве их прототипа называется женский лонный треугольник. Это отчасти подтверждается тем, что образность такого треугольника нередко «подкрепляется» добавлением короткой линии, проведённой от вершины внутрь. Впрочем, многие древние орнаменты не редко включают в себя треугольники как символ гор или возделанной земли, а не вод. Не стоит также забывать и о том, что не каждый треугольник обязательно преисполнен символического смысла.

В обществах с развитой мифологией и теологией треугольники или основанные на них композиции могут соотноситься с триадами богов, триединством или иными тройственными понятиями. Этим отчасти объясняется популярность треугольника как элемента конструкции и убранства храмовых (культовых) сооружений. Важную роль в этом играет сложившаяся геометрическая символика космоса в которой все круглые формы соотносятся с небом, квадрат – с землёй, а треугольник (огонь, камень на вершине) – выступает символом устремления к горному и связи земного и небесного миров. Одна из форм треугольника в архитектуре – стрельчатый свод или «пламенеющая арка» указывает на возврат в готических формах XV века к апокалипсическим значениям, столь важным в романской иконографии.

Значительную часть всех геометрических символов составляют сочетания двух и более треугольников. Наиболее известны из них гексаграмма, образованная наложением двух треугольников и пентаграмма, известная также как «тройной треугольник Пифагора».

8.1 Основные значения.

Как линга в индийской мифологии, треугольник – прежде всего символ мужской созидательной силы, другими словами – творческой силы бога.

 


 

 

 

 

И наоборот, треугольник, вершина которого обращена вниз, - знак женского начала, плодородного лона. Согласно Агриппе Неттесгеймскому, Юнону нередко обозначали треугольником как олицетворение женщины.



 

 

 

 

Для европейских алхимиков треугольник вершиной вверх означал язык пламени, «мужской» огонь, а треугольник, обращенный вершиной вниз, - воду, что сбегает с горных вершин, с облаков вниз, к Земле. Если же наложить оба знака друг на друга, для индусов это будет означать объединение созидающего и порождающего начал, знак любви богов ко всему земному, а земного – к богам, объединения из которого во веки вечные рождается всё и вся.                                                               В Европе этот знак считали пришедшим с Востока, он был известен, в частности, как «Звезда Давида», шестигранник использовали в народных верованиях как защиту от злых сил. Другое его название – печать Соломона. По преданию, царь Соломон с помощью этого знака управлял духами, заключёнными в медный сосуд. Считается, что печать

Информация о работе Число 3 в истории мировой культуры