Число 3 в истории мировой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Помимо базового символизма единства и множественности, существует символизм, связанный с чётностью (проявлением негативного и пассивного начала) и нечётностью (положительного и активного).
Более того, серии чисел обладают символическим динамизмом, который является существенным и который нельзя не учитывать. Та идея, что 1 порождает 2, а 2 порождает 3, основывается на предпосылке, что любое бытие склонно выходить из собственных границ или противопоставлять себя противоположному. Когда имеются два элемента, то третий появляется как объединение первых двух и затем становится основой для четвертого номера – как связи между первыми тремя и так далее.
Далее на разных примерах рассмотрим значение и роль числа 3 в мировой культуре.

Оглавление

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Текстильный институт федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Ивановский государственный политехнический университет»

(Текстильный институт ИВГПУ)
Факультет дизайна и культурного сервиса
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма


Отчёт по практике





студентка гр.ТПС 1203
Турбаева И.В.
преподаватель
Белугина Г.К.



Иваново 2013




Содержание.
1.Введение.
2.Начало начал. 2.1 Исконно-Славянские символы и образы-истоки мировой культу-ры. 2.2 Роль цифры три в мировой мифологии и религии. 2.3 Три бога, три мира. 3. История и магия числа 3.
4.Число 3 - в народном творчестве. 4.1 Легенды, сказки. 4.2 Загадки, пословицы и поговорки, содержащие цифру 3.
5. Цифра три в литературе и искусстве.
6. Число 3 в живописи.
7. Эзотерическая и астрологическая характеристика числа 3.
8. Графический символ цифры 3 – треугольник.
8.1 Основные значения.
8.2 Значение треугольника – в мировых культурах.
9. «Бермудский треугольник».
10. Треугольник в логотипах, товарных знаках.
11. Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 120.01 Кб (Скачать)

Три вершины тут видны,                                                                                  Три угла, три стороны, -                                                                                    Ну, пожалуй, и довольно! -                                                                                Что ты видишь? … 
                                      (треугольник)                              

5.Цифра три в литературе и искусстве.

Как пестрят числами произведения наших любимых поэтов и писателей, и цифре 3 в них отведено достойное место.

В песчаных степях аравийской земли                                                                 Три гордые пальмы высоко росли.                                                                 Родник между ними из почвы бесплодной,                                                     Журча, пробивался водою холодной,                                                                    Хранимый, под сенью зелёных листов,                                                              От знойных лучей и сыпучих песков.                                                      

                              («Три пальмы» М.Ю.Лермонтов)

Утроенный мотив, да и сама цифра 3 звучит и в сказке П.П.Ершова «Конёк – Горбунок». 
«У старинушки три сына 
Старший умный был детина,   
Средний сын и так и сяк, 
Младший вовсе был дурак».                                                                                                                            

«Стало в третий раз смеркаться,                                                                          Надо младшему сбираться»…

«Слушай: завтра на заре                                                                                 На широком на дворе                                                                                         Должен челядь ты заставить                                                                         Три котла больших поставить»…           
Существует ещё величайшее множество произведений, где используется цифра 3 , вот некоторые из них:                                                                                              -«Три танкиста».                                                                                                  -«Три мушкетёра».                                                                                          -«Трое в лодке, не считая собаки».                                                                 -«Три сестры».                                                                                                                                                    -«Три вопроса».                                                                                                 -«Властелин колец».

Особое внимание хотелось бы уделить творчеству А.С.Пушкина, ведь самым  распространённым числом в его произведениях, является цифра 3.

Александр Сергеевич Пушкин очень интересовался происхождением арабских цифр. Он думал, что все они могли получиться из квадрата, пересечённого  диагоналями. А вот сделанная им запись: 
                                                      AD – цифра 1;                                                                                                                                                                                                                    


                                                      ABDC – цифра 2 ;


                                                      ABECD – цифра 3;

                                                      ABD + AE – цифра 4 . 

                                                      Следует, однако, признать, эта гипо-                            
                                                      теза поэта для объяснения формы

наших цифр не имеет никакого исторического обоснования.

Сказки А.С.Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но сразу вошли в детское чтение. Художественные средства пушкинской сказки неразрывно связаны с его поэтическим мировосприятием. Он был против вычурности и заумности стиха и стремился приблизиться к народной поговорке с её афоричностью.

Читая сказки А.С. Пушкина уже с первых строк встречаешься с цифрой 3. Например:                                                                                                         «Негде, в тридевятом царстве,                                                                                В тридесятом государстве,                                                                            Жил – был славный царь Дадон».

«Три девицы под окном                                                                                 Пряли поздно вечерком».

«Жил старик со своею старухой                                                                          У самого синего моря;                                                                                     Они жили в ветхой землянке                                                                            Ровно тридцать лет и три года».

Поэт не случайно использует именно это число, ведь цифра 3 очень  часто использовалась в народном фольклоре, а Пушкин очень много и внимательно изучал народную поэзию. Он записывает песни и обряды, заставляет свою няню снова рассказывать её сказки, знакомые ему ещё с детства.

Так, написанная осенью 1830 года в Болдино «Сказка о попе и работнике его Балде» представляет собою во многом близкую к подлиннику обработку народной сказки.

С виду глупый работник Балда соглашается работать всего за  3 щелка, но щелк щелку ведь рознь, особенно если у Балды  такой огромный кулак.                                                                                              Жадный поп, считая себя умным и хитрым, надеется на «русский авось».                                                                                                                       Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет «погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года». Чтобы показать «русское лукавство» ума Балды, Пушкин использует традиционный утроенный мотив сказок – поединок с чёртом.  Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал:                                                                                                                        -  в первый раз Балда «море морщил»;                                                             - во второй раз «наделал такого шуму, что всё море смутилось и волнами так и расходилось».                                                                             Три раза мерился Балда с «посланным бесёнком», причём с каждым последующим разом его нетерпение возрастает.                                     Первые два задания придумал чертёнок: «кто скорее из нас обежит около моря», «кто далее палку бросит». А третье задал сам Балда:            - «Теперь моя череда,                                                                                       Условия сам назначу…

Кобылу подыми-тка ты,                                                                                       Да неси её полверсты…»                                                                                   Победа достается Балде легко и весело, не зря испугались его черти. Теперь очередь за попом:                                                                                       «А поп, завидя Балду, вскакивает,                                                                     За попадью прячется,                                                                                         Со страху корячится.

…С первого щелка 
Прыгнул поп до потолка;                                                                                    Со второго щелка                                                                                             Лишился поп языка;                                                                                       А с третьего щелка                                                                                           Вышибло ум у старика.»     

Итак, в начале 19 –ого века ещё не приобрела научной направленности работа по собиранию фольклора, а Пушкин уже проник как художник в природу устной народной поэзии и очень точно  выразил её особенности. Числительные выполняют не только информативную роль, но и экспрессивную функцию. Число 3 оказывается «движущей пружиной» сказок, с каждым последующим разом действие разворачивается по нарастающей и кульминация достигается  с третьего раза.

События в сказках складываются по тройственной схеме, с повторяющимися словесными фразами, в них звучит утроенный мотив. Следующий пример не стал исключением. В сказке о царе Салтане, написанной в 1831 году уже с первой строчки читаем:                                   «Три девицы под окном                                                                                        Пряли поздно вечерком».                                                                              Только желание третьей девицы, родить для батюшки–царя богатыря, пришлось ему по нраву: «Речь последней по всему полюбилася        ему». 
Так же как и в народных сказках, у Пушкина из трёх сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом и хитростью заставили  они бросить в океан младшую сестрицу с сыном. Но свершилось чудо «мать с младенцем спасена; землю чувствует она».А на третий день царица с царевичем уже правили на острове Буяне.  

«В тот же день стал княжить он                                                                   И нарёкся: князь Гвидон».                                                                                                                    Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза лебедь превращает его в насекомое. Сначала он становится комаром, затем мухой, а потом превращается в шмеля. В царстве своего отца царя Салтана Гвидон узнаёт о трёх чудесах, которые впоследствии   появляются в его княжестве на острове Буяне. Это :

«Белка там живёт ручная,                                                                                 Да затейница какая!                                                                                       Белка песенки поет,                                                                                               Да орешки всё грызёт…»                                                                                  Тридцать три богатыря (цифра 33 здесь содержит в себе значение множества).                                                                                                       «И очутятся на бреге,                                                                                   В чешуе, как жар горя,                                                                                        Тридцать три богатыря.»                                                                               И в завершении последнее чудо – царевна-Лебедь.       

Цифра три в сказках наталкивает читателей на мысль о волшебстве, о совершенстве, ведь на третий раз желания исполняются.

Рассуждая далее о роли тройки в произведениях Александра Сергеевича, особо стоит отметить его повесть «Пиковая дама», где число «три» стало роковым для главного героя.

«Пиковая дама» - светская повесть с мистическими элементами. Сюжет произведения обыгрывает излюбленную поэтом тему непредсказуемой судьбы, фортуны, рока. А так как внимание  А.С.Пушкина   давно обращено на числительные, то и цифре три здесь отведено достойное место.

Молодой военный инженер немец Германн ведёт скромную жизнь и копит состояние, он даже не бреет в руки карт и ограничивается только наблюдением за игрой. До сих пор тремя его козырями были - расчёт, умеренность и трудолюбие. Его приятель Томский рассказывает историю, о том, как его бабушка – графиня, будучи в Париже, проиграла крупную сумму в карты. Она попыталась взять взаймы у графа Сен-Жермена, но вместо денег тот раскрыл ей секрет трёх выигрышных карт. Графиня, благодаря секрету, полностью отыгралась. 
Германн, соблазнив её воспитанницу, Лизу, проникает в спальню к графине, а затем мольбами и угрозами пытается выведать заветную тайну. Увидев Германна, вооружённого пистолетом (который, как выяснилось впоследствии, оказался незаряженным), графиня умирает от сердечного приступа. Спустя три дня, на похоронах Германну мерещится, что покойная графиня открывает глаза и бросает на него взгляд. Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты («тройка, семёрка, туз») принесут ему выигрыш, но он не должен ставить больше одной карты в сутки. Три карты становятся для Германна навязчивой идеей; стройную девушку он сравнивает с тройкой червонной. У него спрашивали: «который час», он отвечал: - «без пяти минут семёрка». Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семёрка, туз – преследовали его во сне, принимая всевозможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком.    «Все мысли его слились в одну, - воспользоваться тайной, которая дорого ему стоила…»

В Петербург приезжает знаменитый картёжник миллионер Чекалинский. Германн ставит весь свой капитал на тройку, выигрывает и удваивает его. На следующий день он ставит все свои деньги на семёрку, выигрывает и опять удваивает капитал. На третий день Германн ставит деньги (уже около двухсот тысяч)  на туза. Выпадает туз. Германн думает, что победил но Чекалинский говорит, что дама проиграла. Каким-то невероятным образом Германн обдёрнулся: поставил деньги вместо туза на даму. Он видит на карте усмехающуюся и подмигивающую пиковую даму, которая напоминает ему графиню. Разорившийся Германн попадает в лечебницу для душевнобольных, где ни на что не реагирует и поминутно «бормочет необыкновенно скоро: - Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, туз!..»

Информация о работе Число 3 в истории мировой культуры