Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 14:23, курсовая работа
Человек – не только творец культуры, но и её творение. Наши потребности, способности и умения (даже те, которые обусловлены биофизиологической природой), являются даром культуры и ею обработаны. Чем богаче у человека состав потребностей, способностей и умений, чем он более духовен, тем выше уровень его культуры.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие «культура». Функции культуры. 4
1.1 Понятия и основные элементы культуры 4
1.2 Функции культуры 9
ГЛАВА 2. Духовная жизнь общества как мера развития культуры 15
2.1 Понятие и структура духовной жизни общества 15
2.2 Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности. …………………………….. 17 ГЛАВА 3. Роль и место человека в творении культуры 26
3.1 Культура как реализация человеческого творчества 26
3.2 Человек в процессе культуротворчества 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Наука имеет своей целью рациональную
реконструкцию мира на основе постижения его существенных
Наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни. Культура развивается в противоречивом единстве с цивилизацией [17]. Творческий потенциал и гуманистические ценности культуры способны реализоваться лишь с помощью цивилизации, но однобокое развитие цивилизации способно привести к забвению высших идеалов культуры. Сущность, человеческое значение культуры, закономерности ее существования и развития изучаются в культурологии.
Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда — многообразие культур и форм культурного развития. Однако сложившаяся культура легко обретает подобие самостоятельной жизни: она закреплена в символических формах, которые достаются каждому поколению в готовом уже виде и выступают как общезначимые образцы. Складывается надындивидуальная логика культуры, не зависящая от прихоти отдельного человека и определяющая мысли и чувства большой группы людей. Поэтому справедливо будет сказать, что и культура творит человека. Однако эта формула будет верна постольку, поскольку мы помним, что культура сама есть продукт человеческого творчества: именно человек через культуру открывает и изменяет мир и самого себя [18]. Человек есть творец, и лишь в силу этого обстоятельства — творение культуры.
Здесь есть не только научная, но и этическая
проблема: что самоценно — человек или
культура? Иногда говорят о самоценности культуры, но это справедливо
лишь в том смысле, что вне культуры человек
не может осуществить себя в качестве
человека, реализовать свой духовный потенциал.
Но в конечном счете ценность культуры
есть производное от самоценности человека.
Через культуру человек может приобщиться
к творческим достижениям множества гениев,
делая их трамплином для нового творчества.
Но это приобщение осуществляется лишь
тогда, когда человек начинает не просто
созерцать культурные символы, а оживлять
культурные смыслы в собственной душе
и собственном творчестве. Культура и
ее смыслы живут не сами по себе, а лишь
через творческую активность вдохновленного
ими человека. Если же человек отворачивается
от культурных смыслов, то они умирают,
и от культуры остается символическое тело,
Безусловно, в обыденной жизни трудно
заметить зависимость культуры от человека,
скорее налицо обратная зависимость. Культура
является основанием человеческого творчества,
но она же и удерживает его в своих смысловых
рамках, в плену своих символических образцов.
Но в переломные моменты, в эпохи великих
культурных переворотов вдруг обнаруживается,
что старые смыслы уже перестают удовлетворять
человека, что они стесняют развившийся
человеческий дух. И тогда человеческий
дух вырывается из плена старых смыслов
для того, чтобы построить новое основание
для творчества. Такой переход к новым
смысловым основаниям есть дело гения;
талант же решает лишь те проблемы, которые
не требуют выхода за пределы имеющегося
культурного фундамента. Талантливый
человек часто приходит к самым неожиданным
открытиям, ибо он развивает общие основания
глубже и дальше, чем это способны сделать
большинство людей. Но шагнуть за пределы
— это удел лишь гения. «В гениальности
— всегда безмерность. (...) Гениальность
от «мира иного», — писал Бердяев.
Новые смысловые основы создаются индивидуальным творчеством, они рождаются в глубинах человеческой субъективности. Однако, чтобы отсюда родилась новая культура, надо, чтобы эти смыслы были закреплены в символических формах и были признаны другими людьми в качестве образца, стали смысловыми доминантами. Этот процесс носит социальный характер и, как правило, протекает болезненно и драматично. Смысл, рожденный гением, испытывается в опыте других людей, иногда «редактируется», чтобы его легче было принять в качестве символа веры, научного принципа или нового художественного стиля. А поскольку признание новых смысловых оснований происходит в острых столкновениях с приверженцами старой традиции, то счастливая судьба нового смысла вовсе не означает счастливой судьбы для его творца.
При определении понятия «культура» в сложившейся научной парадигме выделяются контекстуальные отношения культуры и природы, культуры и культа, культуры и религии, культуры и традиции, культуры и цивилизации. В целом под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни, социальных отношениях и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [20].
На 43–й сессии международной конференции «Вклад образования в развитие культуры» (Женева, 1992) приняли такое определение: культура — это совокупность отчетливо выявленных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, присущих обществу или социальной группе. Наряду с искусством и литературой она охватывает образ жизни, основные права человека, системы ценностей, традиций, веры [21].
А. В. Муханова считает, что в широком смысле слова «культура» — это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего человечества. Развитие культуры неотделимо от истории развития цивилизации и определяется множеством факторов, но всегда творцом культуры остается человек [22]. Далее автор отмечает, что новая культура не может возникнуть на пустом месте, она должна быть построена на тех культурных ценностях, которые уже созданы всемирной историей. В связи с этим очень актуальным становится изучение процессов овладения культурой, механизмов приобщения к достижениям культуры. В настоящее время выделено три типа трансляции культуры:
— обучение старшими поколениями младших;
— обучение у своих сверстников;
— приобщение к культуре, когда старшие поколения учатся у своих детей.
Как отмечает Н. Н. Захожая, культура — это достижения человеческого общества в процессе его эволюции. К ней относятся как материальные объекты, технологические процессы, так и духовные ценности, развитые в многосторонней человеческой деятельности. Каждый человек испытывает влияние природных условий, уровня социального и технического развития общества и культуры. Культура воздействует на человека, формируя его личность, но и человек, в зависимости от обстоятельств, способностей, собственной активности, в большей или меньшей степени воздействует на культуру. В целом степень развития культуры является показателем развития общества либо отдельной социальной группы, а уровень овладения личности культурой — критерий культурного развития [23].
В работах В. М. Межуева подчеркивается, что действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного человека, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т. д. В человеческой деятельности невозможны ни «чистая материальность», ни «абсолютная духовность». П. А. Сорокин считал, что проникнуть в духовное содержание культуры можно, лишь постигнув лежащие в ее основе духовные ценности. Сущность и функции художественной культуры в жизненном мире человечества раскрываются в работах М. С. Кагана.
Анализируя место художественного освоения мира в структуре человеческой деятельности, он обосновывает тезис о том, что искусство выступает как центральная подсистема культуры и форма ее самосознания (в отличие от науки и философии, которые являются ее сознанием). Человек у Кагана выступает, с одной стороны, как творец культуры, создающий в своей опредмечивающей деятельности ее предметное бытие, а с другой — как творение культуры, развивающееся благодаря распредмечивающей деятельности, которая позволяет ему овладевать культурой и участвовать в ее дальнейшем развитии [24].
Полноценное понимание культуры не представляется возможным без выявления творчески созидающего начала, деятельного субъекта, творца культуры. Человек и культура — объекты развивающиеся, обогащающиеся и творящие друг друга. Из субъектов культуры выделяют два основных понятия — индивидуальность и личность. Личность — это системное качество, характеризующееся активностью, стремлением субъекта расширять сферу деятельности. Индивидуальность — необходимая черта личности. Но индивид, обладающий индивидуальными качествами, — это еще не обязательно целостная, неповторимая личность. Поэтому задача культуры — помочь индивидуальности свободно совершенствоваться.
Характерным для современных исследователей культуры является взгляд на культуру как на жизненно необходимую среду, вне которой невозможно существование человека, развитие его духовных качеств. Сам человек является не только объектом культуры, но и образует активное субъектное, творческое начало, постоянно обогащающее культурные формы [25].
Таким образом, культура выступает в целом как явление синкретическое, как фон гармонических отношений человека с обществом, природой и самим собой, как синтез созданных человеком материальных и духовных ценностей, как необходимое условие его гармоничной взаимосвязи с окружающим миром. Поскольку культура неотделима от человека — субъекта культуры и сам человек формируется в процессе адекватного ее прочтения в ходе деятельности как культурно–историческое существо, то это взаимодействие и составляет основу его формирования, так как в процессе усвоения и присвоения культуры он образовывается, воспитывается, развивается интеллектуально, духовно–нравственно и художественно–эстетически.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диалектико-материалистическая философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, развитие творческих сил и способностей личности. Важнейшей детерминирующей характеристикой культуры является ее качественная сторона. Любое выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков, степени развития человека. Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Собственно сам процесс формирования человека протекает как культурно-исторический процесс. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. Можно сказать, что культура - это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоздаваемый им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни, "вторая" искусственно созданная человеком природа. Там, где есть человек, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми - там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке.
Само становление личности есть не что иное, как результата культурной эволюции индивида. Только усваивая и соединяя в себе определенную долю общественной культуры, человек становится личностью и персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой собственный мир, как богатство своего "Я".
Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность внешнее, материализованное выражение культуры, индивид обретает человеческое качество, становится способным сам участвовать в культуротворческой деятельности. Культура - это процесс развития человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в человеке, характеристика развития человека как человеческого существа, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и мысли.
По мнению большинства современных социологов и философов, занимающихся проблемой культуры, в структуре данного феномена можно выделить два класса элементов. Первый класс включает в себя идеи, ценности, которые направляют и координируют поведение и сознание людей в их групповой и индивидуальной жизни. Второй класс элементов состоит из социальных институтов и учреждений культуры, благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе, доходят до каждого его члена. Если первый класс элементов характеризует культуру как систему эталонов общественного поведения людей, то второй - как систему, осуществляющую социальный контроль над ценностями и идеями. К последнему классу относятся системы просвещения и образования, средств массовой информации и коммуникации, различные виды культурного сервиса.
Культуру принято разделять на материальную и духовную. Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной культуры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а материальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения человеческого духа. Они связаны между собой так, как и две обозначенные выше области производства- материального и духовного, причем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую, определяющую роль.
Являясь выражением способов и норм социальной организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры, воплощающаяся в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее важная функция культуры называется коммуникативно-репродуктивной. Она заключается в трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности от поколения к поколению, чем обеспечивается непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Продукты культуротворческой деятельности подвергаются своеобразной проверке, социальному отбору: одни из них сразу входят в культурный оборот и становятся составляющей культурного прогресса, для других требуется время, чтобы они были осознаны и включены в социальную практику. Социальной функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех культурных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поколения и тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция культуры называется ценностно-ориентационной.
Нельзя сводить культуру лишь к результатам деятельности, это и сама деятельность, именно так предстает перед нами культура мировоззренческая, политическая, технологическая, производственная, культура человеческого общения, культура экологическая, правовая и художественная. Культура данной эпохи поэтому включает в себя и результаты, и способы деятельности, причем не только творческой, но и репродуктивной. Деятельность выступает как составляющая и источник культуры тогда, когда она носит общественный характер, когда ее продукты имеют смысл не только для данного индивида, но и для других людей. Таким образом, культура является продуктом общественной деятельности, независимо от того в какой форме - коллективной или индивидуальной - она осуществлялась. Поэтому главный родовой признак культуры - это неприродный, деятельностный, общественный источник ее происхождения и развития. Под этим источником подразумевается общественный труд, который носит всеобщий характер.