Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 14:23, курсовая работа
Человек – не только творец культуры, но и её творение. Наши потребности, способности и умения (даже те, которые обусловлены биофизиологической природой), являются даром культуры и ею обработаны. Чем богаче у человека состав потребностей, способностей и умений, чем он более духовен, тем выше уровень его культуры.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие «культура». Функции культуры. 4
1.1 Понятия и основные элементы культуры 4
1.2 Функции культуры 9
ГЛАВА 2. Духовная жизнь общества как мера развития культуры 15
2.1 Понятие и структура духовной жизни общества 15
2.2 Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности. …………………………….. 17 ГЛАВА 3. Роль и место человека в творении культуры 26
3.1 Культура как реализация человеческого творчества 26
3.2 Человек в процессе культуротворчества 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки и т.д.
Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, "срез" духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включаю щей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру. Особое место в системе духовной культуры занимает религия. Учитывая сложность одновременного восприятия сразу всех составляющих духовной культуры, попытаемся выяснить общую основу, объединяющую в единое целое все ее стороны, а именно: что понимается под культурой в целом.
В самом широком смысле этого слова культуру можно рассматривать как развивающуюся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе развития общества. Каждый этап развития человеческой истории характеризуется своим, присущим лишь ему уровнем материальных, политических и духовных потенций и достижений человечества, всех его отношений с действительностью: экономических, политических, теоретических, нравственных, эстетических и т.д.
Сохраняя и передавая самую разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура является одновременно и результатом, и средством развития личности и общества.
Иными словами, культура - это исторически определенный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, зафиксированный, функционирующий и развивающийся в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, а также соответствующих организаций и учреждений, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе.
Духовная культура в ряду явлений культуры занимает особое место. Она нарастает на основе общественного бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние практически на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного бытия она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и определенной общественно-экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. Таким образом, духовную культуру можно рассматривать в этом качестве как нечто единое целое, присущее нации, государству, региональной группе государств.
В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Будучи включенными в бытие человека и общества, в материальную и духовную жизнь, они играют существенную роль в социальной деятельности по освоению и преобразованию мира, служат своеобразными ориентирами в этом процессе. Главная цель и главная функция духовной культуры состоит в формировании определенного типа человеческой личности в интересах общества, в регулировании поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры - формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.
При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции.
Но создание ценностей духовной жизни, духовная культура вообще не могут развиваться вне народа, который и является ее основным творцом и потребителем. Таким образом, духовная культура развивается народом. Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.
Таким образом, культура есть то, что одновременно и формирует всю духовную жизнь общества, и то, что формируется самой этой духовной жизнью. Это диалектическое единство культуры и духовной жизни общества оказывает определяющее воздействие на формирование и развитие личности человека, поскольку человек через достижения культуры развивается интеллектуально, определяется социально и развивается духовно.
Здесь есть не только научная, но и этическая
проблема: что самоценно — человек или
культура? Иногда говорят о самоценности культуры, но это справедливо
лишь в том смысле, что вне культуры человек
не может осуществить себя в качестве
человека, реализовать свой духовный потенциал.
Но в конечном счете ценность культуры
есть производное от самоценности человек.
Через культуру человек может приобщиться
к творческим достижениям множества гениев,
делая их трамплином для нового творчества.
Но это приобщение осуществляется лишь
тогда, когда человек начинает не просто
созерцать культурные символы, а оживлять
культурные смыслы в собственной душе
и собственном
творчестве. Культура и ее смыслы живут
не сами по себе, а лишь через творческую
активность вдохновленного ими человека.
Если же человек отворачивается от культурных
смыслов, то они умирают, и от культуры
остается символическое тело, из
Безусловно, в обыденной жизни трудно
заметить зависимость культуры от человека,
скорее налицо обратная зависимость. Культура
является основанием человеческого творчества,
но она же и удерживает его в своих смысловых
рамках, в плену своих символических образцов.
Но в переломные моменты, в эпохи великих
культурных переворотов вдруг обнаруживается,
что старые смыслы уже перестают удовлетворять
человека, что они стесняют развившийся
человеческий дух. И тогда человеческий
дух вырывается из плена старых смыслов
для того, чтобы построить новое основание
для творчества. Такой переход к новым
смысловым основаниям есть дело гения;
талант же решает лишь те проблемы, которые
не требуют выхода за пределы имеющегося
культурного фундамента. Талантливый
человек часто приходит к самым неожиданным
открытиям, ибо он развивает общие основания
глубже и дальше, чем это способны сделать
большинство людей. Но шагнуть за пределы
— это удел лишь гения. «В гениальности
— всегда безмерность. (...) Гениальность
от «мира иного», — писал Бердяев [13].
Новые смысловые основы создаются индивидуальным творчеством, они рождаются в глубинах человеческой субъективности. Однако, чтобы отсюда родилась новая культура, надо, чтобы эти смыслы были закреплены в символических формах и были признаны другими людьми в качестве образца, стали смысловыми доминантами. Этот процесс носит социальный характер и, как правило, протекает болезненно и драматично. Смысл, рожденный гением, испытывается в опыте других людей, иногда «редактируется», чтобы его легче было принять в качестве символа веры, научного принципа или нового художественного стиля. А поскольку признание новых смысловых оснований происходит в острых столкновениях с приверженцами старой традиции, то счастливая судьба нового смысла вовсе не означает счастливой судьбы для его творца.
Существует множество культур (типов культуры), реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую рациональность, свою нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах. Смыслы одной культуры не переводятся без остатка на язык другой культуры, что иногда трактуется как несоизмеримость различных культур и невозможность диалога между ними [14]. Между тем такой диалог возможен в силу того, что у истоков всех культур общий творческий источник — человек с его универсальностью и свободой. В диалог вступают не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры очерчивают специфические смысловые и символические границы.
Во-первых, богатая культура несет в себе массу скрытых возможностей, позволяющих перебросить смысловой мост к другой культуре; во-вторых, творческая личность способна выйти за пределы ограничений, налагаемых исходной культурой. Поэтому, будучи творцом культуры, человек способен найти способ диалога между различными культурами [15].
Каждая культура неповторима, и у каждой культуры есть свои истины. Но тогда как оценить степень развития культуры? Может быть, признать все культуры абсолютно равноправными? Многие культурологи выступают с такой точкой зрения. Однако, на наш взгляд, есть критерии оценки культуры. Эти критерии вытекают из того факта, что первичной ценностью является человек, развитие его личности и свободы. Поэтому степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству человека и возможностям, предоставляемым ею для творческой самореализации человека как личности.
Человек по-разному может реализовать
свое творческое начало, и полнота его
творческого самовыражения достигается через создание
и использование различных культурных
форм. Каждая из этих форм обладает своей
«специализированной» смысловой и символической
системой. Мы кратко охарактеризуем лишь
подлинно всеобщие формы духовной культуры,
в каждой их которых по-своему выражается
суть человеческого бытия.
Миф есть не только исторически первая
форма культуры, но и измерение душевной
жизни человека, сохраняющееся и тогда,
когда миф утрачивает свое абсолютное
господство. Всеобщая сущность мифа состоит
в том, что он представляет собой бессознательное
смысловое породнение человека с силами
непосредственного бытия, будь то бытие
природы или общества. Если миф выступает
как единственная форма культуры, то это
породнение приводит к тому, что человек
не отличает смысл от природного свойства,
а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной.
Все одушевляется, и природа выступает
как мир грозных, но родственных человеку
мифологических существ — демонов и богов.
Религия также выражает потребность
человека в ощущении своей причастности
к основаниям бытия. Однако теперь свои
основания человек ищет уже не в непосредственной
жизни природы. Боги развитых религий
находятся в сфере потустороннего (трансцендентного).
В отличие от мифа, здесь обожествляется
не природа, а сверхприродные силы человека
и, прежде всего, дух с его свободой и творчеством.
Помещая божественное по ту сторону
природы и понимая его как сверхъестественный
абсолют, развитая религия освобождала
человека от мифологической слитности
с природой и внутренней зависимости от
стихийных сил и страстей.
Нравственность возникает после того,
как уходит в прошлое миф, где человек
внутренне сливался с жизнью коллектива
и контролировался различными магическими
табу, программировавшими его поведение
на уровне бессознательного. Теперь человеку
требуется самоконтроль в условиях относительной
внутренней автономности от коллектива.
Так возникают первые нравственные регулятивы
— долг, стыд и честь. С повышением внутренней
автономности человека и формированием
зрелой личности возникает такой нравственный
регулятив, как совесть. Таким образом,
нравственность появляется как внутренняя
саморегуляция в сфере свободы, и нравственные
требования к человеку растут по мере
расширения этой сферы. Развитая нравственность
есть реализация духовной свободы человека,
она основана на утверждении самоценности
человека независимо от внешней целесообразности
природы и общества.
Искусство есть выражение потребности
человека в образно-символическом выражении
и переживании значимых моментов своей
жизни. Искусство создает для человека
«вторую реальность» — мир жизненных
переживаний, выраженных специальными
образно-символическими средствами. Приобщение
к этому миру, самовыражение и самопознание
в нем составляют одну из важнейших
Философия стремится выразить мудрость
в формах мысли (отсюда и ее название, которое
буквально переводится как «любовь к мудрости»).
Философия возникла как духовное преодоление
мифа, где мудрость была выражена в формах,
не допускающих ее критическое осмысление
и рациональное доказательство. В качестве
мышления философия стремится к рациональному
объяснению всего бытия. Но будучи одновременно
выражением мудрости, философия обращается
к предельным смысловым основам бытия,
видит вещи и весь мир в их человеческом
(ценностно-смысловом) измерении [16].
Таким образом, философия выступает как
теоретическое мировоззрение и выражает
человеческие ценности, человеческое
отношение к миру. Поскольку мир, взятый
в смысловом измерении, есть мир культуры,
то философия выступает как осмысление,
или, говоря словами Гегеля, теоретическая
душа культуры. Многообразие культур и
возможность разных смысловых позиций
внутри каждой культуры приводят к многообразию
спорящих между собой философских учений.
Наука имеет своей целью рациональную
реконструкцию мира на основе постижения его существенных
Наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.Культура развивается в противоречивом единстве с цивилизацией [17]. Творческий потенциал и гуманистические ценности культуры способны реализоваться лишь с помощью цивилизации, но однобокое развитие цивилизации способно привести к забвению высших идеалов культуры. Сущность, человеческое значение культуры, закономерности ее существования и развития изучаются в культурологии.
Существует множество культур (типов культуры), реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую рациональность, свою нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах. Смыслы одной культуры не переводятся без остатка на язык другой культуры, что иногда трактуется как несоизмеримость различных культур и невозможность диалога между ними. Между тем такой диалог возможен в силу того, что у истоков всех культур общий творческий источник — человек с его универсальностью и свободой. В диалог вступают не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры очерчивают специфические смысловые и символические границы.
Во-первых, богатая культура несет в себе массу скрытых возможностей, позволяющих перебросить смысловой мост к другой культуре; во-вторых, творческая личность способна выйти за пределы ограничений, налагаемых исходной культурой. Поэтому, будучи творцом культуры, человек способен найти способ диалога между различными культурами.
Каждая культура неповторима, и у каждой культуры есть свои истины. Но тогда как оценить степень развития культуры? Может быть, признать все культуры абсолютно равноправными? Многие культурологи выступают с такой точкой зрения. Однако, на наш взгляд, есть критерии оценки культуры. Эти критерии вытекают из того факта, что первичной ценностью является человек, развитие его личности и свободы. Поэтому степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству человека и возможностям, предоставляемым ею для творческой самореализации человека как личности.
Человек по-разному может реализовать
свое творческое начало, и полнота его
творческого самовыражения достигается
через создание и использование различных
культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей «специализированной»
смысловой и символической системой. Мы
кратко охарактеризуем лишь подлинно
всеобщие формы духовной культуры, в каждой
их которых по-своему выражается суть
Миф есть не только исторически
первая форма культуры, но и измерение
душевной жизни человека, сохраняющееся
и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное
господство. Всеобщая сущность мифа состоит
в том, что он представляет собой бессознательное
смысловое породнение человека с силами
непосредственного бытия, будь то бытие
природы или общества. Если миф выступает
как единственная форма культуры, то это
породнение приводит к тому, что человек
не отличает смысл от природного свойства,
а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной.
Все одушевляется, и природа выступает
как мир грозных, но родственных человеку
мифологических существ — демонов и богов.
Религия также выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека и, прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей.
Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы — долг, стыд и честь. С повышением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив, как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека, она основана на утверждении самоценности человека независимо от внешней целесообразности природы и общества.
Искусство есть выражение потребности
человека в образно-символическом выражении
и переживании значимых моментов своей
жизни. Искусство создает для человека
«вторую реальность» — мир жизненных переживаний, выраженных специальными
образно-символическими средствами. Приобщение
к этому миру, самовыражение и самопознание
в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой
Философия стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»). Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении, есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских учений.