Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 14:23, курсовая работа
Человек – не только творец культуры, но и её творение. Наши потребности, способности и умения (даже те, которые обусловлены биофизиологической природой), являются даром культуры и ею обработаны. Чем богаче у человека состав потребностей, способностей и умений, чем он более духовен, тем выше уровень его культуры.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие «культура». Функции культуры. 4
1.1 Понятия и основные элементы культуры 4
1.2 Функции культуры 9
ГЛАВА 2. Духовная жизнь общества как мера развития культуры 15
2.1 Понятие и структура духовной жизни общества 15
2.2 Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности. …………………………….. 17 ГЛАВА 3. Роль и место человека в творении культуры 26
3.1 Культура как реализация человеческого творчества 26
3.2 Человек в процессе культуротворчества 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Таким образом, во всем многообразии
функций культуры можно выделить такие “профильные” направления, как социально-интегративное,
организационно-регулятивно-
Духовность - сложное понятие. Дух (лат. spiritus, буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) - в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию. Оно использовалось, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии.
Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека. В диалектико-материалистической философии понятие духовной жизни приобрело более широкий смысл как умственная деятельность. Поэтому можно дать следующее определение: духовная жизнь общества представляет собой умственную деятельность людей, направленную на преобразование общественного бытия. В целом духовная жизнь включает в себя такие виды духовной деятельности, как занятие различными видами искусства (литература, живопись, музыка, театральная деятельность); деятельность в системе образования и воспитания; научная деятельность и др. Все виды духовной жизнедеятельности являются результатом функционирования общественного сознания.
Духовная сфера является самой возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека. Именно здесь рождается и реализуется то, что, прежде всего, отличает человека от других живых существ, дух, духовность. Основой духовной жизни, ее определяющими началами являются такие идеальные начала, как добро, истина, красота.
Духовная жизнь общества и человека - сложный феномен. Не случайно русский философ Франк С. Л. считал, что чрезвычайно трудно распутать живой клубок духовной жизни и проследить сплетение образующих его отдельных нитей - морально-философских мотивов и идей; здесь можно наперед рассчитывать лишь на приблизительную точность [11]. Духовная жизнь общества и человека появилась сразу вместе с появлением человека на Земле. В своем воображении мы можем представить абстрактный образ первого человека. Первобытный человек имел первобытный духовный мир, который состоял из религиозных, нравственных, эстетических чувств.
К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.
Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность.
Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т. д.
Все это принимает вид и значение соответствующих духовных ценностей, в качестве которых могут выступать те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, наконец, само духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат, скажем, в семье, производственном и ином коллективе, в межнациональном общении и в обществе в целом.
Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности. Последние предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.
Разумеется, духовные потребности имеют ту или иную социальную направленность. Последняя определяется характером существующих общественных отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и других, уровнем духовной культуры людей, их социальными идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Помноженные на волю людей духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества.
Существенной стороной духовной жизни общества является духовное потребление. Речь идет о потреблении духовных благ, т. е. тех духовных ценностей, о которых упоминалось выше. Их потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т. д., формируют соответствующие потребности. Тем самым богатство предметов и явлений духовной культуры общества выступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека.
Духовное потребление может быть в какой-то мере стихийным, когда оно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. К ним он приобщается самостоятельно, хотя это происходит под влиянием всего уклада жизни данного общества. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т. д. Происходит манипулирование их сознанием. Это приводит к некому усреднению и стандартизации потребностей и вкусов многих людей.
Отвергая всякое манипулирование личностным и групповым сознанием, надо признать целесообразным и в принципе прогрессивным сознательное формирование потребностей в подлинных духовных ценностях - познавательных, художественных, нравственных и других. В этом случае потребление духовных ценностей будет выступать как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей.
Встает задача повышения уровня культуры духовного потребления. В данном случае потребителя нужно воспитывать путем приобщения к настоящей духовной культуре. Для этого надо развивать и обогащать духовную культуру общества, сделать ее доступной и интересной для каждого человека.
Производство и потребление духовных ценностей опосредуется духовными отношениями. Они реально существуют как отношения человека непосредственно к тем или иным духовным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей - их производства, распространения, потребления, защиты [12].
Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями. Исходя из этого, можно выделить такие виды духовных отношений, как познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает. Духовные отношения - это прежде всего отношения интеллекта и чувств человека к тем или иным духовным ценностям и в конечном счете - ко всей действительности. Они пронизывают духовную жизнь общества от начала до конца. Установившиеся в обществе духовные отношения проявляются в повседневном межличностном общении людей, в том числе семейном, производственном, межнациональном и т. д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоционально-психологический фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.
Культура – это сумма материальных, творческих
и духовных достижений народа или группы народов. Понятие культуры многогранно
и вбирает в себя, как глобальные явления
бытия, так и отдельные его частные явления.
В широком смысле культура – это уровень
материального и духовного развития общества.
В частных смыслах, культура – это и некие
вечные духовные ценности, и степень образованности
общества, и его политическая культура,
и его бытовая культура, и материальная
культура, и нравственное или эстетическое
развитие народа и т.д. Если же говорить
о культуре, как об элементе духовной жизни
общества, то здесь культура более всего
понимается как некий двоякий процесс
творческой деятельности человека, который
содержит:
1. Опредмечивание
человеческого духа, то есть процесс воплощения
духовного богатства человека в:
– материальных объектах культуры (материальные
ценности и произведения искусства);
– в духовных объектах культуры (язык,
мораль, традиции, идеи, устои, философские
системы, идеалы и т.д.).
2. Распредмечивание объектов
Таким образом, культура, как феномен духовной
жизни общества, это диалектическое взаимодействие
процессов опредмечивания человеческого
духа и процессов распредмечивания объектов
культуры в едином процессе создания человеком
материальных и духовных ценностей общества.
Соответственно культуру можно разделить
на две сферы: материальную и духовную.
Материальная культура подразделяется
на:
1. Производственно-
–технология материального производства;
–вещественные результаты материального производства;
–способы деятельности человека в материальном производстве и производственный опыт.
2. Культуру воспроизводства
– сфера формирования социальных условий
для матери и ребенка;
– сфера мероприятий по формированию
приемлемых условий для материально-социального
существования человека;
– сфера интимных отношений между мужчиной
и женщиной.
Духовная культура подразделяется на:
1. Процессы духовного
2. Процессы социально-политического обустройства
общества – право, различные системы власти,
политические идеалы и стратегии, социальные
доктрины, эргономика, методы научной
организации труда, физкультура и спорт
и т.д.
Таким образом, культура есть то, что одновременно и формирует всю
духовную жизнь общества, и то, что формируется
самой этой духовной жизнью.
Это диалектическое единство культуры
и духовной жизни общества оказывает определяющее
воздействие на формирование и развитие
личности человека, поскольку человек
через достижения культуры развивается
интеллектуально, определяется социально
и развивается духовно. Именно через приобщение
к культурному наследию общества человек
получает возможности для личного развития,
для эффективной социализации и для реализации
своих жизненных планов.
Становление
и развитие социально успешной и духовно
здоровой личности человека через культуру
происходит в силу того, что феномен культуры
базируется на признании безусловных
ценностей и идеалов, присущих человеческому
бытию. Если личность приобщается к культуре,
то её становление и развитие определяется
приоритетом общечеловеческих нравственных
ценностей, здоровыми эстетическими вкусами
и значительным интеллектуальным багажом.
В противоположность этому, если человеческая личность тяготеет не к культуре, а к нигилизму, то есть к отрицанию безусловных ценностей и идеалов, то становление и развитие такой личности приобретает уродливые формы или вообще задерживается на низком уровне.
Таким образом, можно сказать, что культура является средством ориентации
человеческой личности на главные ценности
человеческого общества – на гуманизм,
свободу, духовное здоровье и творческое
отношение к жизни.
Именно содержанием этих ценностей отличается
подлинная культура – сумма духовных
достижений человечества, основанная
на непреходящих идеалах прекрасного,
нормах нравственности, духовном здоровье
и престиже активного интеллекта.
Своеобразные идеалы и ценности могут
быть характерными, однако, и для массовой
культуры, если она, хоть в слабой форме, но, все-таки, будет
выражать в себе основное содержание подлинной,
классической культуры.
Идеалы и ценности подлинной культуры
во многом обусловлены особенностями
той или иной национальной культуры или
исторической эпохи, однако существуют
и универсальные, общечеловеческие ценности,
которые преодолевают время и национальные
границы. К ним в первую очередь относятся:
уважение к жизни человека, к его достоинству
и свободе, понятия долга, чести, справедливости,
совести, почитания предков и своей истории,
милосердие, сострадание, оберегание домашнего
очага, любовь, дружба, умение видеть и
создавать прекрасное.
Именно умение видеть и создавать прекрасное дает человеку один из основных внешних критериев подлинной культуры – утонченность и изящество её форм. В этом смысле подлинная культура противоположна извращенности, грубости, распущенности, примитивности, чрезмерности, утрированности, фальши и вульгарности.
Подлинная культура характеризуется
не скандальностью, броскостью, или оригинальностью своих форм, а их гармоничностью, глубокой
выразительностью, соразмерностью, красотой,
изяществом, функциональностью, благородством, чистотой
Культура формируется в процессе человеческой
деятельности, и культура есть продукт
полностью человеческий.
По форме воздействия на социальные процессы общества и на самого человека, культурная деятельность подразделяется на:
1. Практическую, в составе которой
выделяются:
– материально-преобразовательная культурная
деятельность, направленная на изменение природы и улучшение материального
бытия человека;
– творчески-созидательная, направленная
на создание эстетических объектов культуры;
– социально-преобразовательная, меняющая
социальную реальность.
2. Духовную деятельность, направленную
на изменение человеческого сознания
и духовного мира человека.