Буддизм: история возникновения, основные идеи, влияние на культуру

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:50, контрольная работа

Краткое описание

Не прекращающиеся по сих пор споры о сущности буддизма как идеологического явления вплоть до вопроса о правомерности признания его религией имеют своей основой известное своеобразие буддизма в ряду других религий Мы не считаем, однако, пра¬вильной характеристику этой религии как «уникаль¬ной», к которой неприложимы общие понятия и критерии марксистско-ленинского религиоведения.
Ряд признаков, характеризующих своеобразие буд¬дизма как религиозной системы, указывался выше. Отметим здесь еще один, заключающийся в том, что все стороны и все элементы буддизма как религии в нем гипертрофированы и «преувеличены».
В пантеоне буддизма - не просто боги, а беско¬нечное количество богов!" Столь же неисчислимы свя¬тые, воплощены, перевоплощены, кандидат в Буд-ды. Количество священных книг буддизма значитель¬но больше, чем в любой другой, религии. Исключи¬тельно велико число служителей культа - священни¬ков, монахов. Но гипертрофированность в буддизме не только количественная, она относится и к содер¬жанию его верований и представлений. Буддийские чудеса потрясающе чудесны и предельно фантастич¬ны; таковы же и представления о загробной жизни, о рае и аде. До невероятных размеров раздуто и бого¬словие буддизма, тесно связанное с философией. Ве¬лико и многообразие философских школ, связываю¬щих себя с буддизмом, что и дало многим исследо¬вателям повод к тому, чтобы признавать последний не религией, а философией. Но философия остается философией, а религия - религией! То же можно ска¬зать и об этике, которая, опять - таки некоторыми авто¬рами, признается сущностью буддизма, «отменяющей» характеристику последнего как религии. Аналогично другим религиям, буддизм дает этике религиозную санкцию, что вовсе не сводит его к одной лишь этике. Интересно, однако, что обычное во всех религиях противоречие между проповедуемыми нормами морали, с одной стороны, и этической практикой церквей, их деятелей и просто верующих - с другой, доведено в буддизме до предельной остроты и в этом смысле опять - таки гипертрофировано.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 3
1. Буддизм, история возникновения…………………………………. 4
2. Жизнь Гаутамы - Будды……………………………………………. 6
3. Ядро, учения буддизма…………………………………………...... 10
4. Бог и устройство мира в буддизме………………………………… 12
5. Община и начало культа в буддизме……………………………… 15
6. Буддистские книги………………………………………………..... 16
7. Разделение буддизма……………………………………………..... 18
8. Ламаизм……………………………………………………………… 22
9. Буддизм в России………………………………………………........ 25
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………. 27
11. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………..... 29

Файлы: 1 файл

Культурология оригинал.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

  22

были  бежать из страны. Таким образом  возникла парадоксальная ситуация: буддизм распространился по окрестным странам, а в самой Индии его влияние совсем ослабло. На сегодняшний день в Индии всего несколько процентов населения исповедуют буддизм.

  8. Ламаизм

  Буддизм распространялся на север в виде махаяны. Движение происходило через Непал, а далее - в Китай, Монголию и Тибет - горную и труднодоступную страну в центре Азии. Тибет и до сих пор остается загадочной и малоизученной страной, которая ныне находится в составе Китая. В древнейшие времена там существовала некая шаманская (от тунгусск. колдун, знахарь) религия, ее отголоски сохранились до сегодняшнего дня. Буддийские миссионеры (многие из которых бежали из завоеванной Индии) нашли здесь хорошую почву для проповеди. Как это часто бывает, махаянистское учение доложилось на местные верования, стало сосуществовать с ними. Был и третий элемент, внесший свою специфику в общий процесс складывания новой религии, - тантризм, или ваджраяна (букв, алмазная колесница). Тантра уже упоминалась в связи с обзором буддийских книг. Это мистическое учение, изложенное в особом буддийском писании - каноне. Текст Тантры необыкновенно объемен и включает в себя тысячи фрагментов, главным образом особых заклинаний (тайных мантр). Таким образом, три элемента - местная религия Тибета, махаяна и тантризм, слившись в некое единое целое, - породили фактически новую религию - ламаизм, родственную буддизму.

   Название  этой религии происходит от слова «лама» (букв, высший). Лама - это учитель - наставник, монах, прошедший первые ступени монашеского обучения и посвящения. Существуют разные категории и звания тибетских лам. Сами тибетцы не называют свою религию ламаизмом, пользуясь термином «путь» или «закон», либо называя себя по имени конкретных сект, на которые  

   23

распадается ламаизм. Ламаисты настаивают, что именно они прямые последователи буддизма, единственно правильно трактующие учение Будды.

   Ламы  признают учение о сансаре, нирване, карме, «колесе жизни», но в их учении гораздо больше мистического, потаенного. Согласно учению тибетцев, любой человек может стать богом, большая роль при этом отводится помощи Бодхисаттв. Детально разработано учение о рае и аде. Ламаисты верят в наступление «царства божьего» на земле, которое станет

итогом  последней решительной схватки  с силами зла. Где-то далеко в горах, по их мнению, находится таинственная страна Шамбала, откуда явится в мир Пятый Будда - Майтрея, он и победит сатану. Затем наступит «желтая эра» (желтый - это цвет буддизма). Многие люди верили в реальность существования Шамбалы и пытались найти ее в Гималаях, на Памире и Алтае. По древним описаниям она могла бы находиться где-то на территории Средней Азии.

   Тибетский буддизм отличается очень сложной  обрядовостью. Богослужения (хуралы) продолжительны и состоят из молитв, жертвоприношений, музыки, исполняемой на традиционных музыкальных инструментах и хором. В особые дни тибетцы разыгрывают сложные представления - мистерии, которые называются дам. Смысл их - изгнание злых духов, борьба с силами зла. Участники цама наряжаются в яркие костюмы и надевают устрашающие маски птиц и звероголовых божеств, танцуют, устраивают пантомимы либо ведут сложные диалоги между собой. В этом обряде особенно явно проявляется добуддийская религия Тибета.

   Большую роль играют молитвы. Чтобы не повторять  их многократно, тибетцы делают своеобразные «мельницы» - цилиндры с молитвами, приводимые в движение ветром или водой. Они вращаются, и молитва тем самым повторяется огромное количество раз.

   Тибетцы считают, что умерший человек  не сразу воплощается в новое  тело, а некоторое время скитается  между мирами (это состояние называется бард).

   24

На этом веровании основан погребальный обряд, в ходе которого лама освобождает  душу через голову умершего и читает около него специальные ритуальные тексты «Книги мертвых». В них подробно описаны видения умирающих и  дается их истолкование.

   Тибетские ламы великолепно усвоили многие приемы воздействия на человеческую душу и тело. Над всей культурой и религией Тибета распространен ореол загадочности и всемогущества. Издавна людей всех стран и культур привлекает чудодейственная тибетская медицина, основанная на психическом и физическом воздействии в сочетании с лечением травами и особыми лекарственными веществами.

   Особенностью  тибетского ламаизма является также  и то, что с XVII в. на его основе было создано теократическое государство (от гр. теос бог и кратос власть, что вместе означает форму правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, церкви). Уже в XV в. тибетской религиозной жизнью стал управлять носитель двух титулов  - далай-лама (букв, океан-учитель, т.е. учитель, чьи знания бесконечны, как океан) и панчен-лама (учитель - великое знание). Панчен-лама - это наставник и учитель далай-ламы. Оба они считаются живыми воплощениями божеств. В истории Тибета 14 человек носили титул далай-ламы, однако, с точки зрения верующих, это один человек, воплощавшийся последовательно в каждом из 14 далай-лам. После смерти предыдущего носителя этого титула

среди мальчиков, родившихся спустя 49 дней, но не позднее двух лет, находят (по особым признакам) того, в кого воплотился предыдущий далай-лама. До 16 - 18 лет новый духовный вождь получает образование в монастыре, после чего занимает престол.

  Начиная с V Далай-ламы (XVII в.) в руках этих иерархов находилась вся власть в  Тибете (хотя формально Тибет входил в состав Китая). Во времена коммунистического Китая Тибет оставался практически независимым, однако в 50-х гг. КНР начала наступление на права тибетцев. В 1959 г. в ответ на

  25

ограничение их прав тибетцы подняли восстание, которое жестоко подавила китайская армия. Нынешний Далай-лама (XIV по счету) бежал в Индию, где сейчас и находится его резиденция. Он лауреат Нобелевской премии, автор книг и статей. Далай-лама XIV неоднократно посещал СССР и Россию. Тибет и его столица Лхаса до сих пор оккупированы Китаем, который пытается искоренить ламаизм и китаизировать эту территорию.

9. Буддизм в России

   В XVII - XVIII вв. монгольские и тибетские ламы активно распространяли буддизм (в его северной разновидности) среди бурят (народа, близкого и родственного монголам) и тувинцев. Эти народы жили в то время отчасти кочевым образом, у них были очень сильны традиции местного шаманизма, который слился с буддийским учением, что особенно сильно ощущается в Туве. В Сибири возникло множество ламаистских монастырей - дацанов (первоначально это было название отделения буддийского учебного заведения, а потом стало означать просто монастырь). Среди бурят буддизм широко распространился в Забайкалье (восточная Бурятия), дальше на север и на запад он почти не проник. При Екатерине II была создана должность верховного ламы, а его резиденцией стал самый крупный в дореволюционной России Гусиноозерский дацан. Сейчас в России действуют два дацана. Самый большой - Иволгинский в Бурятии (недалеко от Улан-Удэ), в котором размещается духовное управление буддистов нашей страны, второй дацан находится в Читинской области. На пожертвования забайкальских бурят в 1915 г. был построен храм в Петербурге. Как и большинство храмов, при советской власти он был закрыт, а сейчас возвращен верующим.

   Второй  регион распространения буддизма ламаистского направления - прикаспийские степи. Сюда принесли его калмыки, перекочевавшие в низовья Волги в XVI в. из Китая. К сожалению, храмовых памятников калмыцкого буддизма осталось очень мало (почти все они были деревянными). В

   26

калмыцком языке монастырь называется хурулом. Замечательное каменное здание такого хурула сохранилось в селе Тюменевка (Астраханская область). Оно стоит на высоком берегу Волги, привлекая взоры туристов. Буддизм был основательно представлен в XIX в. в

Астрахани - многонациональном и пестром южно-российском торговом городе.

   В годы советской власти калмыкам выпала тяжелая доля и религия предков  основательно забылась. Сейчас здесь  идет возрождение религиозной жизни  и восстанавливаются уцелевшие храмы.

  Множество верующих и просто любопытных собирается в дацанах на буддийские праздники (хуралы), посвященные рождению и уходу в нирвану Будды, приходу «грядущего Будды», кончине основателя ламаизма Цзовхавы и др. На церемониях горят многочисленные свечи, читаются молитвы. Самая интересная их часть - театрализованные шествия, когда ламы надевают традиционные церемониальные облачения и совершают обряды, уходящие своими корнями в глубокую древность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не прекращающиеся по сих пор споры о сущности буддизма как идеологического явления вплоть до вопроса о правомерности признания его религией имеют своей основой известное своеобразие буддизма в ряду других религий Мы не считаем, однако, правильной характеристику этой религии как «уникальной», к которой неприложимы общие понятия и критерии марксистско-ленинского религиоведения.

   Ряд признаков, характеризующих своеобразие  буддизма как религиозной системы, указывался выше. Отметим здесь еще один, заключающийся в том, что все стороны и все элементы буддизма как религии в нем гипертрофированы и «преувеличены».

   В пантеоне буддизма  - не просто боги, а бесконечное количество богов!" Столь же неисчислимы святые,  воплощены, перевоплощены, кандидат в Будды. Количество священных книг буддизма значительно больше, чем в любой другой, религии. Исключительно велико число служителей культа - священников,  монахов. Но гипертрофированность в буддизме не только количественная, она относится и к содержанию его верований и представлений. Буддийские чудеса потрясающе чудесны и предельно фантастичны; таковы же и представления о загробной жизни, о рае и аде. До невероятных размеров раздуто и богословие буддизма, тесно связанное с философией. Велико и многообразие философских школ, связывающих себя с буддизмом, что и дало многим исследователям повод к тому, чтобы признавать последний не религией, а философией. Но философия остается философией, а религия - религией! То же можно сказать и об этике, которая, опять - таки некоторыми авторами, признается сущностью буддизма, «отменяющей» характеристику последнего как религии. Аналогично другим религиям, буддизм дает этике религиозную санкцию, что вовсе не сводит его к одной лишь этике. Интересно, однако, что обычное во всех религиях противоречие между проповедуемыми нормами морали, с одной стороны, и этической практикой церквей, их деятелей и просто верующих - с другой, доведено в буддизме до предельной остроты и в этом смысле опять - таки гипертрофировано. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гуревич, П.С. Культурология: учебник. – М., 2005.

2. Крывелев А. И. История религий: очерки в 2 т. Т. 2 / Ин – т этнографии им. 3. Миклухо Н. Н. – Маклая АН СССР; 2-е изд., дораб. – М.: Мысль, 1998. 382с.

Кулаков А. Е. Религии мира: Пособие для  учащихся.  – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 352с.

4. Максуд Р. Ислам/Пер. с англ. В. Новикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС,1999. – 304с.

5. Малюга, Ю.Я. Культурология: учебное пособие. – М., 1998.

6. Пархоменко И. Т., Радугин А. А.: Культурология в вопросах и ответах для зачетов и экзаменов. Учебное пособие для высших учебных заведений. -  М.: Центр, 2001 – 336с.

7. Щапов Я. Н., Осипов А. И., Корнеев В. И. и др. под ред. Щапова Я. Н Религии мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1994. – 192с. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Буддизм: история возникновения, основные идеи, влияние на культуру