Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:50, контрольная работа
Не прекращающиеся по сих пор споры о сущности буддизма как идеологического явления вплоть до вопроса о правомерности признания его религией имеют своей основой известное своеобразие буддизма в ряду других религий Мы не считаем, однако, пра¬вильной характеристику этой религии как «уникаль¬ной», к которой неприложимы общие понятия и критерии марксистско-ленинского религиоведения.
Ряд признаков, характеризующих своеобразие буд¬дизма как религиозной системы, указывался выше. Отметим здесь еще один, заключающийся в том, что все стороны и все элементы буддизма как религии в нем гипертрофированы и «преувеличены».
В пантеоне буддизма - не просто боги, а беско¬нечное количество богов!" Столь же неисчислимы свя¬тые, воплощены, перевоплощены, кандидат в Буд-ды. Количество священных книг буддизма значитель¬но больше, чем в любой другой, религии. Исключи¬тельно велико число служителей культа - священни¬ков, монахов. Но гипертрофированность в буддизме не только количественная, она относится и к содер¬жанию его верований и представлений. Буддийские чудеса потрясающе чудесны и предельно фантастич¬ны; таковы же и представления о загробной жизни, о рае и аде. До невероятных размеров раздуто и бого¬словие буддизма, тесно связанное с философией. Ве¬лико и многообразие философских школ, связываю¬щих себя с буддизмом, что и дало многим исследо¬вателям повод к тому, чтобы признавать последний не религией, а философией. Но философия остается философией, а религия - религией! То же можно ска¬зать и об этике, которая, опять - таки некоторыми авто¬рами, признается сущностью буддизма, «отменяющей» характеристику последнего как религии. Аналогично другим религиям, буддизм дает этике религиозную санкцию, что вовсе не сводит его к одной лишь этике. Интересно, однако, что обычное во всех религиях противоречие между проповедуемыми нормами морали, с одной стороны, и этической практикой церквей, их деятелей и просто верующих - с другой, доведено в буддизме до предельной остроты и в этом смысле опять - таки гипертрофировано.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 3
1. Буддизм, история возникновения…………………………………. 4
2. Жизнь Гаутамы - Будды……………………………………………. 6
3. Ядро, учения буддизма…………………………………………...... 10
4. Бог и устройство мира в буддизме………………………………… 12
5. Община и начало культа в буддизме……………………………… 15
6. Буддистские книги………………………………………………..... 16
7. Разделение буддизма……………………………………………..... 18
8. Ламаизм……………………………………………………………… 22
9. Буддизм в России………………………………………………........ 25
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………. 27
11. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………..... 29
Семь недель провел Будда под деревом, затем принял пищу от проезжавших купцов. Они стали первыми, уверовавшими в него. Начался период проповедей Будды, у него появились ученики и последователи. Среди них были и женщины (это очень существенный момент, так как женщины до этого не допускались к религиозной жизни). Будда ходил по стране и проповедовал свое учение 45 лет.
Толпы людей собирались, чтобы послушать необыкновенного проповедника. Сложилась большая община странствующих монахов-буддистов. Члены семьи Будды по-разному относились к его учению: престарелый отец Суддходана так и не понял учения сына, жена Иасадхара не вступила в его общину, так как сам Будда этому воспротивился, а вот сын Рагула стал монахом, последователем отца. Членом общины стал и двоюродный брат Будды-Гаутамы - Девадатта, но он внес раскол в стан буддистов, уведя часть из них с собой (они склонялись к крайнему аскетизму, жили в лесу, одевались в лохмотья и питались кореньями). Несогласный
Девадатта даже попытался сбросить скалу на голову проходившего брата и Учителя, но повредил ему только палец.
У Будды было два любимых ученика - Могаллана и Шарипутта; но первый был убит, а второй умер раньше своего великого Учителя. По буддийским сказаниям, Будда обратил в свою веру разбойников, великана-людоеда и
9
охотника, собиравшегося убить Будду за то, что он освободил из силка попавшую туда дичь. К Будде тянулись люди со всех концов Индии, среди них были бедняки, униженные, люди, пережившие жизненные трагедии. Иногда слушатели уходили от Будды, разочарованные его речами. Однажды, после такого эпизода, он сказал: «Хорошо, что эти гордецы удалились, зерно отделилось от мякины»3.
За три года до смерти Будда пережил разгром царства Шакья и гибель родного города Капилавасту. Невозмутимо и спокойно, с позиции мудреца, смотрел он на жуткую картину разгрома. В 80 - летнем возрасте он умер, отведав недоброкачественной жареной свинины, которую ему предложил кузнец Кунда. Будда знал, что он умрет, но считал свою миссию на земле законченной. Его смерть означала окончательный переход в нирвану. Тело Будды, согласно обычаю буддистов, было сожжено, но останки сохранились в различных местах Индии. Среди этих реликвий выделяется главная - зуб Будды, который хранится в Шри - Ланке в городе Канди. Этот зуб вырвал из погребального костра один из его учеников. В честь зуба Будды ежегодно устраивалось торжественное праздничное шествие. Ларец с зубом везли на богато украшенном слоне. Кроме зуба почитается и след Будды, его Тень (согласно традиции, сохранившаяся навсегда) и другие святыни.
Не совсем ясным остается вопрос о дате жизни Будды. Большинство исследователей считает его реальным лицом, жившим в конце VII - первой половине VI в. до н.э. Реальные сведения о жизни Будды и его учении содержатся в надписи царя Ашоки (III в. до н.э.), который объявил себя
покровителем
буддийского монашества. Сопоставление
многих данных дает возможность датировать
жизнь Будды между 560 и 480 гг. до н.э.1 Официальные
данные, принятые в буддизме в наше время,
существенно отличаются: 623/24 - 543/44 гг. до
н.э. От официально признанной даты смерти
10
Будды
буддисты ведут свое летоисчисление
(это и послужило причиной того,
что буддистский календарь
3. Ядро учения буддизма
Главное открытие, сделанное Буддой, - это знаменитые четыре истины4. Вот они:
1. Жизнь есть страдание (дукха). Рождение есть страдание, старость страдание, болезнь - страдание, соединение с немилым - страдание, разлука с милым - страдание, желание недостижимого - страдание. Согласитесь, что человек может иметь две исходные точки для построения своего отношения к миру: можно признать изначальным для себя наслаждение, радость и удовольствие (люди с такими взглядами называются гедонистами, от гр. наслаждение), а можно исходить из идеи изначального страдания. Будда и его религия идут по второму пути.
2. Существует причина дукхи (страдания). Она состоит в стремлении и жажде к наслаждению, к могуществу, к материальной и плотской жизни. Проще говоря, несчастными делают нас наши желания, ибо, как всем хорошо известно, цепь наших желаний и потребностей не имеет конца. Причиной страдания может быть любая неудовлетворенная жажда самоудовлетворения.
3. Прекращение страданий происходит через полное уничтожение желаний и достижение просветленного состояния. Круговорот грешного бытия тем самым останавливается, и человек может выйти в новое качество, соединиться с вечностью.
4. Для того чтобы прекратить страдание и приблизиться к великой истине, необходимо твердо знать путь, обозначенный 8 условиями:
11
Человек не может достичь совершенства немедленно, но постепенно, идя намеченным путем, он все больше освобождается. В конце этого пути наступает нирвана (см. объяснение выше), т.е. полная свобода и состояние озарения. Наступление нирваны подобно угасанию пламени, когда заканчивается топливо, в качестве которого выступают страсть, ненависть, заблуждение.
Этот путь, указанный Буддой, получил название восьмеричного пути», еще одно его название - «срединный путь» или «благородный путь». Он называется срединным потому, что не призывает к двум крайностям: чувственному сладострастию и непомерному на - лаждению, с одной стороны, и к полному аскетизму и самоистязанию - с другой. В отрицании жесткого аскетизма буддизм разошелся, таким образом, с джайнизмом и некоторыми другими аскетическими учениями древней Индии. Будда еще в первые годы странствий убедился в его неэффективности.
Один из самых характерных символов буддизма - колесо. Это знаменитое колесо жизни (бхавачкара). Оно символизирует вечную круговую цепь перерождений (сансары). Жизнь человека тоже подобна колесу: он рождается
чистым, свободным от страстей и желаний, но по мере взросления начинает стремиться к лучшему, появляется зависть, а отсюда все его беды - болезни,
старение и сама смерть. Задача человека - вырваться из этого «порочного колеса».
Из таких элементов философского учения буддизма складывается его этика (от гр. обычай, характер), т.е. система норм поведения человека. Вообще, как
12
вы видите, учение Будды имеет ярко выраженный этический характер. Но это особая этика! Человек может двигаться или не двигаться, согласно указанному ему направлению, - это его личное дело. Не творя зла, он не стремится к активному противостоянию злу, не вмешивается в жизнь. Например, любовь и милосердие ко всем живым существам предполагает не делать различия между людьми, животными, насекомыми (поэтому буддисты, подобно джайнистам, пьют воду через ситечко). Но доброжелательно следует относиться не только к добрым, но и к злым людям, преступникам, убийцам. В принципе защита других людей от зла и насилия противоречит учению буддизма. Мстить и наказывать за злодеяния и преступления тоже нежелательно, следует терпимо и бесстрастно относиться к злу. Решительно осуждается и привязанность к какому - либо человеку. Этика буддизма, таким образом, - это пассивная этика.
4. Бог и устройство мира в буддизме
Буддистская философия оперирует понятиями чудовищно громадного, беспредельного, бесконечного мира, находящегося в постоянном состоянии возникновения и исчезновения. На этой сцене и разыгрывается драма жизни. Многое в этом учении берет начало от ведическо - брахманистских представлений. Будда как индус впитал в себя всю философскую мудрость предшествующих эпох.
У мира нет ни начала, ни конца, следовательно, нет места богу - творцу и акту творения. О боге в буддизме нет и речи, ему просто нет места в этой системе. Под богом буддисты понимают некий абсолют (от лат. absolutus
безусловный, свободный, независимый, совершенный), универсальное начало, абстракцию, пустоту. При этом небо и земля, по буддизму, населены многочисленными богами из пантеона Вед, брахманизма, индуизма. Будда - не бог. Он лишь совершенный человек, великий гуру, указывающий другим людям путь к совершенству. Он также и не спаситель людей. Поэтому следует четко отличать философию буддизма от философии христианства (см. темы VII—XI). При
13
внешнем сходстве многих элементов эти два мировоззрения направлены абсолютно в противоположные стороны. Многие считают буддизм атеистической религией, для такой точки зрения есть немало оснований. По всем перечисленным признакам нельзя считать буддизм монотеистической религией.
Согласно буддизму, мир не является единым - он состоит из множества самостоятельных миров и пространств, живущих, зарождающихся и умирающих независимо друг от друга. В огромном океане «безначального состояния» периодически возникают импульсы-волны, порождающие физические (материальные) и психические объекты. Как считают некоторые исследователи, боги в буддизме представляют собой не столько мифологические существа, сколько «сгустки», концентрацию психической энергии, возникающую в тех или иных точках пространства.
Земля, по буддизму, - это цилиндрический диск, в центре которого возвышается гора, окруженная морями и концентрическими кругами горных цепей. Извне этих цепей находится море, доступное взорам людей, на нем лежат четыре острова. Индия - треугольный остров. Его серединный пункт - дерево, под которым Будда вошел в состояние нирваны. Земля держится в пустом пространстве. Под землей находятся страшные адские пещеры, в которых мучаются, терзаются, кипятятся и поджариваются их обитатели. Над
землей находится шесть небес, на которых живут боги (Дэвалока). Чем выше, тем меньше в этих небесах материи, духовнее жизнь. Еще выше - 20 небес Брахмы (Брахмалока). Последние четыре из них - то место, где существует
только одна бестелесная и нематериальная нирвана. Все это вместе составляет Вселенную, но таких вселенных, согласно учению буддизма, существует бесконечно много.
Мир представляет собой как бы пирамиду, состоящую из нескольких ступеней. На низшей ступени находятся адские существа. Они постоянно пребывают в состоянии всепоглощающей страсти, их жизнь просто ужасна, так
14
как удовлетворить свои страсти они не могут. Выше живут все те, чей дух управляется инстинктами: это животные, птицы, рыбы, насекомые. Еще выше - духи с огромными животами, но узкими глотками, которые не могут насытиться и напиться. Затем идут демоны-разрушители. На пятом уровне живут люди (как вы видите, в средней части системы). Люди обладают волей и разумом, соединяют в себе духовное божественное начало и адское - плотское, выше людей идут уже только мифические существа и боги. Они тоже разделены на пять или шесть уровней - высших и низших, по мере восхождения на более высокий уровень они становятся все ближе и ближе к высшей стадии - космическому телу Будды. Умирая в одном уровне (состоянии), существо может возродиться как в более высоком, так и в более низком. Это зависит от кармы (букв, деяние, поступок, обязанность, судьба). Любое преднамеренное действие человека создает его карму. Существо, обладающее волей, разумом и понятием о нравственности, может таким образом влиять на свою карму. Цепочка бесконечных перерождений называется сансарой (блуждание, переход, круговорот). Если вы попали в нижний уровень адских существ, то не расстраивайтесь: ваше пребывание здесь не вечно. Чем ниже уровень, тем короче срок пребывания в этом уровне. Зато ваше пребывание в самых высоких уровнях (если ваша карма позволит вам их достичь) будет очень длительным, вплоть до вечного (высшая ступень).
Оттуда к людям приходят Будды, миссия которых - указывать людям путь к вечному блаженству.
Смерть, с точки зрения буддизма (а также и всей ведической философии), - распадение на частицы дхармы1, как материальные, физические, так и психические, которые собираются вновь в новых сочетаниях, образуя новые объекты. Буддизм не делает в этом смысле различия между физическим и психическим началом.
Сансара (или сансарическое бытие) - это вечный круговорот мироздания, бесконечная цепь перерождений. Обычно он представляется в буддийском
15
учении потоком, замутненным страстями, желаниями, злобой. Будда указал путь, следуя которому можно вырваться из круга сансарического бытия и обрести блаженство. Таким образом этическое учение буддизма смыкается с его учением об устройстве и функционировании мироздания.
Информация о работе Буддизм: история возникновения, основные идеи, влияние на культуру