Буддизм: история возникновения, основные идеи, влияние на культуру

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:50, контрольная работа

Краткое описание

Не прекращающиеся по сих пор споры о сущности буддизма как идеологического явления вплоть до вопроса о правомерности признания его религией имеют своей основой известное своеобразие буддизма в ряду других религий Мы не считаем, однако, пра¬вильной характеристику этой религии как «уникаль¬ной», к которой неприложимы общие понятия и критерии марксистско-ленинского религиоведения.
Ряд признаков, характеризующих своеобразие буд¬дизма как религиозной системы, указывался выше. Отметим здесь еще один, заключающийся в том, что все стороны и все элементы буддизма как религии в нем гипертрофированы и «преувеличены».
В пантеоне буддизма - не просто боги, а беско¬нечное количество богов!" Столь же неисчислимы свя¬тые, воплощены, перевоплощены, кандидат в Буд-ды. Количество священных книг буддизма значитель¬но больше, чем в любой другой, религии. Исключи¬тельно велико число служителей культа - священни¬ков, монахов. Но гипертрофированность в буддизме не только количественная, она относится и к содер¬жанию его верований и представлений. Буддийские чудеса потрясающе чудесны и предельно фантастич¬ны; таковы же и представления о загробной жизни, о рае и аде. До невероятных размеров раздуто и бого¬словие буддизма, тесно связанное с философией. Ве¬лико и многообразие философских школ, связываю¬щих себя с буддизмом, что и дало многим исследо¬вателям повод к тому, чтобы признавать последний не религией, а философией. Но философия остается философией, а религия - религией! То же можно ска¬зать и об этике, которая, опять - таки некоторыми авто¬рами, признается сущностью буддизма, «отменяющей» характеристику последнего как религии. Аналогично другим религиям, буддизм дает этике религиозную санкцию, что вовсе не сводит его к одной лишь этике. Интересно, однако, что обычное во всех религиях противоречие между проповедуемыми нормами морали, с одной стороны, и этической практикой церквей, их деятелей и просто верующих - с другой, доведено в буддизме до предельной остроты и в этом смысле опять - таки гипертрофировано.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 3
1. Буддизм, история возникновения…………………………………. 4
2. Жизнь Гаутамы - Будды……………………………………………. 6
3. Ядро, учения буддизма…………………………………………...... 10
4. Бог и устройство мира в буддизме………………………………… 12
5. Община и начало культа в буддизме……………………………… 15
6. Буддистские книги………………………………………………..... 16
7. Разделение буддизма……………………………………………..... 18
8. Ламаизм……………………………………………………………… 22
9. Буддизм в России………………………………………………........ 25
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………. 27
11. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………..... 29

Файлы: 1 файл

Культурология оригинал.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

5. Община и начало культа в буддизме

   После смерти Будды у него не осталось преемника. По всей Индии и за ее пределами стали возникать общины буддистов - сангхи. Вступление в них не было обставлено в виде особой церемонии или священнодействия. Несколько лет желающий был учеником, после чего собрание общины задавало ему еще ряд вопросов о жизни Будды и о его собственном положении (не болен ли он, не должник ли, не раб ли и т.д.). Получив удовлетворяющие их ответы, члены общины принимали новичка. Из общины можно было легко выйти, и это не влекло за собой никаких неприятных последствий. Хотя эти общины часто именуют в литературе монастырями, называть их так, так же как и их членов (биккху) монахами, не совсем точно.

   Бритоголовые  члены общин одевались в желтые одежды (нижняя и верхняя рясы), каждый из них имел, го примеру Будды, бритву, иглу, чашку для подаяний, ситечко  для питья воды. У монаха были четки - ожерелье из

зерен в количестве, кратном 108. Разные виды четок заключали в себе различную  символику (черные, белые, с кисточкой, наверишем и т.д.). Жили

монахи  не только в монастырях, но и среди  людей, странствуя и собирая подаяние. Просить и брать пищу самостоятельно монах не мог. Существует много преданий о буддийском монахе, который умер от голода рядом с пищей, ожидая, что кто-нибудь положит ее в его чашку. Никакой труд, кроме духовных упражнений, не разрешался монаху. Женщины-монахини существовали, но жили отдельными общинами и обязаны были оказывать большое почтение монахам - мужчинам. 

   16

   Считалось, что каждый подающий пищу монаху мирянин становился его мирским братом. Но миряне в буддизме никакой церковной общины (подобно христианству, исламу или иудаизму) не составляли и не составляют.

   Никаких начал культа и богослужений в  раннем буддизме не было. Исключение составляли собрания монахов, на которых те каялись в совершенных грехах. Многие праздники и памятные даты были взяты из более ранних индийских традиций. Не было поначалу и собственных буддийских святынь, храмов. Со временем святыми местами стали считаться города, где жил и проповедовал Будда, дерево, около которого он вошел в нирвану. Особое значение стало придаваться телесным остаткам Будды (зуб, волос, след, тень, его чашка для милостыни и т.д.), тело которого, как вы уже знаете, было сожжено. Для этих святынь строились часовни - ступы (букв, вершина), обязательно круглые или квадратные. Ступа рассматривается в буддизме как модель Вселенной.

   Поначалу  изображений Будды не было, но со временем появились изображающие его рисунки и скульптуры. Он представлялся сидящим на лотосе со спокойным и сосредоточенным выражением лица. В качестве даров и приношений часто использовались цветы и благовония. Казалось, что

учение  Будды исключает развитый культ и божественное поклонение, но со временем и в буддизме появились эти элементы.

6. Буддистские книги

   Учение  и история Будды и буддизма изложены в огромном количестве древних  книг, рукописей и сказаний. Так как буддизм впоследствии раскололся на два направления, то существует соответственно и две ветви литературы: северная и южная. Южная ветвь - наиболее древняя и ценная для изучающего буддизм. Она написана на языке нали - индийском диалекте, основанном на древнем санскрите.

   Самый большой сборник буддийских текстов, признанных каноническими (правильными, истинными), - Типитака (трипитака - на санскрите), что

   17

означает  три корзины. По легенде, эти записи были сделаны первоначально на пальмовых листьях, которые помещались в трех корзинах. Древний палийский канон включает в себя более 15 тыс. повествований, историй, легенд, проповедей, поучений, афоризмов и комментариев к ним. Около 500 лет все это передавалось изустно. На заучивание такого количества текста даже у выдающихся монахов уходило около 25 лет. Чтобы сохранить точ ность передаваемого, монахи периодически собирались на специальные соборы, где существовала система перепроверки заученного путем перекрестных изложений. В XIX в. канонический текст вырезали на 729 каменных плитах и над каждой плитой возвели пагоду (храм - часовню).

   Типитака  состоит из трех частей. Виная-пнтака (корзина устава) - это книга устава для монахов где перечисляются проступки, наказания за них, описываются церемонии, распорядок дня в общине, обычаи (омовение, одевание, пользование предметами обихода, жизнь во время дождливого сезона и т.д.).

   Вторая  часть - Сутта-питака (корзина поучений) состоит из пяти частей (собраний). Сутта включает в себя проповеди Будды - Гаутамы в изложении его любимого ученика Ананды (поэтому каждая проповедь начинается

словами: «Так, я слышал однажды...»). Интереснейшая часть Супы - Джахммапада, представляющая собой популярное изложение всего буддийского учения. Она должна, как говорят буддисты, постигаться сердцем,  а не разумом. Джахммапада - настольная книга каждого буддиста. Очень увлекательна для чтения еще одна книга из состава Сутты - Джатака. Это сборник легенд и сказок, собранных по всей Азии. В них рассказывается о том, как Будда, еще до своего последнего рождения на земле в лице царевича Гаутамы, 550 раз воплощался в людей, зверей, рыб, птиц, духов и даже в иных Будд. В каждом из обликов Будда был Бодхисаттвой, т.е. существом, стремящимся к пробуждению, «полубуддой». Если он воплощался в животного, то обязательно благородного и готового к самопожертвованию. Слово «джатака» родственно

18

русскому  слову «житие». Чтение этой увлекательной  книги доставляет большое удовольствие (Джатака не раз издавалась на русском  языке).

   Третья  часть Сутты - Абхиддама-иитака (корзина чистого знания) содержит философские трактаты буддизма^ обобщающие и систематизирующие все учение.

  Есть  еще несколько древних сборников, которые излагают историю жизни  и учение Гаутамы - Будды (Ма - хавасту, Лалитавистара). Их использовали многие авторы для последующих литературных версий жизни Будды. В буддизме есть сочинения волшебного и мистического содержания, важнейшее из них - Тантра, послужившая основой для особого направления этой религии, но это уже связано с более поздней северной ветвью буддизма.

7. Разделение буддизма

   После смерти Будды его последователи  собирались на специальные соборы с  целью сохранения и передачи его  учения, на этих соборах складывались догматы (неизменные, важнейшие, не требующие

доказательства  принимаемые на веру положения) буддизма. Первый такой собор, согласно традиционному  рассказу, собрался вскоре после смерти Учителя. Среди 500 монахов были непосредственные ученики Будды, в том числе его любимый ученик Ананда, которого считали повинным в ТОМ; что он не успел спросить у умирающего точного разъяснения главных пунктов учения, и едва не отстранили от собора. Исследователи считают этот первый собор скорее мифом, чем реальностью. Второй собор произошел через 100 лет. На нем возникай острые споры и фактически произошел раскол сангхи (буддийской общины) на два направления. Первое из них - тхеравада (или южный буддизм) стояло на позиции полного и максимального сохранения каждого слова, жеста и эпизода из жизни Будды. Последователи тхеравады - это ортодоксалы (сторонники неуклонного следования учению) буддизма. Для того чтобы сохранить единство, они периодически собираются на так называемые сангити (букв, совместное песнопение), последнее из которых -

19

шестое  произошло в Бирме в 1954—1956 гг., когда (согласно признанной буддистами дате смерти Будды) отмечалось 2500-летие перехода Будды в нирвану. Тхеравада - это самая ранняя буддийская школа. Буддизм толка тхеравады распространился в Шри-Ланке (на Цейлоне), Таиланде, Лаосе, Камбодже1. В самой Индии, Бангладеш, Вьетнаме, Малайзии и в Непале последователи тхеравады в меньшинстве.

   Некоторые исследователи признают второй собор  таким же легендарным, как и первый, но вот третий скорее всего был  реальным историческим событием. Он произошел через 118 лет после второго.

   В это время цари могущественной династии Маурь-ев, происходившей из княжества  Магадха, подчинили большую часть Индии, создав фактически первое в истории общеиндийское государство. Выдающийся правитель этой династии Ашоки (III в. до н.э.) провозгласил буддизм государственной религией и считается для буддистской церкви кем-то вроде Константина Великого для церкви христианской (см. тему VII). Он сделал огромные

пожертвования церкви, чем даже разорил государственную казну, построил множество храмов-ступ, посадил ветвь от священного дерева Будды на Цейлоне, создал могущественные монашеские общины - ордены. На третьем соборе были осуждены, очередные вероотступники из монахов, которых затем даже казнили по приказу Ашоки. Так окончательно сложилась школа южного буддизма, в XIX в. получившая название хинаяна (малый путь, малая колесница) или узкий путь к спасению. Этот термин впоследствии признали оскорбительным, и была достигнута договоренность - не применять его к последователям тхеравады.

   Параллельно шло складывание второго огромного течения в буддизме - так называемого северного буддизма. Оно распространилось в Китае, Японии, Корее, Непале, позднее в виде ламаизма (см. ниже) - в Монголии, Тибете, Бурятии, Калмыкии. По традиции его основателями считаются монахи Нагарджуна и Арьвде-ва (II в. до н.э.). Нагарджуна якобы проник во дворец

   20

демонов и похитил неизвестные записи учения Будды. Ему приписывается  около 200 трудов (хотя большинство исследователей считают Нагарджуну личностью легендарной и собирательной). Северный буддизм называется махаяна (большая колесница, широкий путь к спасению). Последователи махаяны считают себя правильно трактующими вероучение и относятся к «южной школе» (хинаяне) весьма презрительно. Махаянисты довольно далеко ушли от философско-этической системы раннего буддизма, развив и дополнив ее основные догматы и принципы. Махаяна в большей степени религия, чем ранний буддизм, больше похожий на философскую систему. Вот в чем состоят ее основные отличия от хинаяны5:

   1. Будда Гаутама для махиянистов в большей степени бог, чем учитель мудрости. Они создали культ Будды.

   2.  Махаяна учит, что Будда - воплощение сверхчеловеческих сил и их орудие. Но он является одним из множества Будд. Число Будд, бывших и

будущих, бесконечно (поэтому в храмах махаянистов вы сможете увидеть до тысячи статуй Будд). В свой пантеон (собрание богов) последователи махаяны включили богов других стран (в том числе добуддийской и индуистской религии Индии), которых они считают воплощениями Будд.

   3. В махаяне считается, что достичь состояния Будды может каждый челдовек, но помочь ему в этом должны бодхмсаттвы (букв, существа, стремящиеся к просветлению). Это существа (люди), уже достигнувшие совершенства и готовые перейти в нирвану (стать Буддами), но оставшиеся среди людей, чтобы спасать других. Это «полубудды», «потенциальные Будды».

   4. В отличие от последователей хинаяны махаянис-ты считают закон кармы нестоль всемогущим. Человек не может сам своей волей выйти из сансарического круга и изменить свою карму (см. выше), ему должны помочь в этом Бодхисаттвы.

   21

   5. В нирвану, с точки зрения махаянистов, могут войти не только монахи, но и миряне.

   6. В махаяне получает развитие мифология, несколько напоминающая учение о рае и аде, что для раннего буддизма было абсолютно не свойственно. Рай (сукхавати) - счастливая страна с прекрасным климатом, дворцами из серебра, кораллов и драгоценных камней. Там живут одхисаттвы и люди, которым предстоит воплотиться на земле еще только один раз, после чего они достигнут нирваны.

   7. Община нищенствующих монахов (сангха) превратилась в махаяне в настоящую церковную организацию со множеством обрядов, богослужений, могущественным духовенством.

   Итак, в буддизме на рубеже нашей эры  постепенно сложилось два главных  направления: южный буддизм, основанный на школе тхеравады и получивший более позднее название хинаяна (распространившийся главным образом на Цейлоне и в странах Юго-Восточной Азии), и северный буддизм,

именуемый махаяна (распространившийся в странах Азии, находившихся к северо - востоку от Индии).

  В самой Индии - на родине буддизма - в первые века н.э. правили индоскифские цари династии Кушанов (сменившие уже известных вам Маурьев - твердых последователей буддизма). Кушанские цари были завоевателями и стремились найти себе опору в стране среди буддистов. В эту эпоху было построено множество монастырей и храмов, а буддизм проник в Среднюю Азию и Китай. Но уже в IV - V вв. н.э. в самой Индии начинается процесс активного вытеснения буддизма индуизмом. В конечном итоге буддизм, имея первоначально большой успех, не выдержал конкуренции с более древними культами. Большую роль сыграл в этом кастовый строй. Буддизм, как вы знаете, не признавал каст. Затем на Индию обрушились мусульманские завоеватели (VIII в.) и утвердили здесь свою религию. Индуизм сохранился, а вот буддисты, подвергавшиеся преследованиям, вынуждены

Информация о работе Буддизм: история возникновения, основные идеи, влияние на культуру