Буддизм: история возникновения, основные идеи, влияние на культуру

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:50, контрольная работа

Краткое описание

Не прекращающиеся по сих пор споры о сущности буддизма как идеологического явления вплоть до вопроса о правомерности признания его религией имеют своей основой известное своеобразие буддизма в ряду других религий Мы не считаем, однако, пра¬вильной характеристику этой религии как «уникаль¬ной», к которой неприложимы общие понятия и критерии марксистско-ленинского религиоведения.
Ряд признаков, характеризующих своеобразие буд¬дизма как религиозной системы, указывался выше. Отметим здесь еще один, заключающийся в том, что все стороны и все элементы буддизма как религии в нем гипертрофированы и «преувеличены».
В пантеоне буддизма - не просто боги, а беско¬нечное количество богов!" Столь же неисчислимы свя¬тые, воплощены, перевоплощены, кандидат в Буд-ды. Количество священных книг буддизма значитель¬но больше, чем в любой другой, религии. Исключи¬тельно велико число служителей культа - священни¬ков, монахов. Но гипертрофированность в буддизме не только количественная, она относится и к содер¬жанию его верований и представлений. Буддийские чудеса потрясающе чудесны и предельно фантастич¬ны; таковы же и представления о загробной жизни, о рае и аде. До невероятных размеров раздуто и бого¬словие буддизма, тесно связанное с философией. Ве¬лико и многообразие философских школ, связываю¬щих себя с буддизмом, что и дало многим исследо¬вателям повод к тому, чтобы признавать последний не религией, а философией. Но философия остается философией, а религия - религией! То же можно ска¬зать и об этике, которая, опять - таки некоторыми авто¬рами, признается сущностью буддизма, «отменяющей» характеристику последнего как религии. Аналогично другим религиям, буддизм дает этике религиозную санкцию, что вовсе не сводит его к одной лишь этике. Интересно, однако, что обычное во всех религиях противоречие между проповедуемыми нормами морали, с одной стороны, и этической практикой церквей, их деятелей и просто верующих - с другой, доведено в буддизме до предельной остроты и в этом смысле опять - таки гипертрофировано.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 3
1. Буддизм, история возникновения…………………………………. 4
2. Жизнь Гаутамы - Будды……………………………………………. 6
3. Ядро, учения буддизма…………………………………………...... 10
4. Бог и устройство мира в буддизме………………………………… 12
5. Община и начало культа в буддизме……………………………… 15
6. Буддистские книги………………………………………………..... 16
7. Разделение буддизма……………………………………………..... 18
8. Ламаизм……………………………………………………………… 22
9. Буддизм в России………………………………………………........ 25
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………. 27
11. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………..... 29

Файлы: 1 файл

Культурология оригинал.doc

— 159.00 Кб (Скачать)
 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

МУРМАНСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

 

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

Заочная форма обучения

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Менеджмент организации»

                                          КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине  «Культурология»

        на тему «Буддизм: история возникновения, основные идеи, влияние на культуру». 

ВЫПОЛНИЛ 

Студент                                                                                   Джаленова Л.И.   

                                                                                                 Группа 9-2531/1-1

                                                                (М1-10) 

                                                                                                 Курс 1

                                                                                                 Контактный телефон

                                                                                                                                                              

 

ПРОВЕРИЛ

Преподаватель                                                                        Захаров М. Л. 
 

Мурманск

2011 

                                                 ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….                   3

1. Буддизм, история возникновения………………………………….                   4

2. Жизнь Гаутамы - Будды…………………………………………….                  6

3. Ядро, учения буддизма…………………………………………......                 10

4. Бог и устройство мира в буддизме…………………………………                12

5. Община и начало культа в буддизме………………………………               15

6. Буддистские книги……………………………………………….....                 16

7. Разделение буддизма…………………………………………….....                 18

8. Ламаизм………………………………………………………………               22

9. Буддизм в России………………………………………………........                25

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….                27

11. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………….....               29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3

ВВЕДЕНИЕ

   Буддизм - самая древняя мировая религия. Он возник в VI в. до н. э. в Индии. Пережив в этой стране эпоху формирования и расцвета, буддизм превратился в мировую религию благодаря распространению в страны Южной. Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. Основателей буддизма была, реальная историческая личность - Сиддхаота Гаутама (из рода Гаутама), принадлежавший к царствующему дому небольшого княжества Шакья, расположенного на севере Индии. Отец Сиддхарты, Мудсхадана, был раджей этого полунезависимого княжества. Мать, Майя, умерла через несколько дней после его рождения. Буддийское предание гласит, что отец Сиддхарты безумно любил свою жену и после смерти перенес свою любовь на сына. Он окружил его заботой и вниманием, не жалел средств для развлечения ребенка и юноши. Однажды царевич, гуляя со своим возницей Чангой, неожиданно увидел дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясен, когда узнал, что это общий удел всех людей. Перед ним со всей остротой встали смысл - жизненные вопросы.

   Индийская культура того времени уже выработала определенные формы ответа на эти вопросы. Существовали различные философские системы, развивалась практическая йога. И Сиддхарта обратился к изучению философского наследия ведизма и брахманизма. Многое из этого наследия было усвоено им, творчески переработано и затем вошло в новое учение. Но это случилось не сразу. Философские системы того времени учили, что покой можно обрести, только ведя аскетический образ жизни, занимаясь самоумершвлением своей плоти. И Сиддхарта стал отшельником - йогом. Шесть долгих лет он бродил в чаще, почти ничего не ел, лицо его стало страшным. Оно почернело и невероятно исхудало, кожа сморщилась, волосы выпали, он стал похож на живой скелет. И вот однажды в полуобморочном состоянии он уснул под деревом, и во время этого сна ему открылись великие истины, он

   4

стал  просветленным — Буддой (слово  Будда буквально и означает «просветленный»), С тех пор он стал сам просвещать людей, проповедовать свое учение1.

Буддизм

   В VI в. до н.э. в брахманистской Индии  появились странные люди. Следуя учению своей религии, они ходили без одежды и поэтому назывались дигамбары (одетые воздухом). Другая часть последователей этого течения -светамбары (одетые в светлое) надевали на себя простейшую белую одежду2. Образ жизни этих людей был тоже весьма странен: идя по земле, они внимательно смотрели под ноги, чтобы не нанести увечье (не дай Бог, раздавить!) какой - либо букашке, а воду пили через специальное ситечко, чтобы ни одно самое мелкое живое существо не оказалось нечаянно проглоченным. Заниматься земледелием эти люди, естественно, не могли: это занятие нарушало права живых существ, живущих на земле и под землей. Питались они исключительно растительной пищей, добытой у дикой природы. Старики, когда чувствовали приближение смерти, сбрасывали с себя одежду и переставали есть. Добровольная голодная смерть была очень похвальным деянием. Эти люди соблюдали пять «святых обетов» - не обижать, не говорить неправды, ничего не брать чужого без позволения, сохранять целомудрие и супружескую верность, упражняться в отречении от всего мирского. Одним словом, они были крайними аскетами.

   Эти люди были названы джайнистами - по имени пророка Джайна (Джинна) (победитель). Собственно говоря, это было не имя, а прозвище, данное реальному историческому лицу Вардаману Махавире, жившему около 600 г. до н.э. Вардаман был сыном мелкого князька в стране Магада и принадлежал, таким образом, к варне кшатриев. Он жил обычной светской 

5

жизнью, но после смерти родителей оставил  дом, жену и стал странствовать, ведя жизнь аскета. Около 30 лет он учил, проповедовал в окрестных странах, приобрел множество последователей, был признан святым и умер в 72 года от роду, уморив себя голодом. Впоследствии джайнисты стали считать, что Махавира был лишь последним из числа многих (24) джиннов, живших со времен глубокой древности.

   Джайнисты основали свою церковную организацию, они стали строить храмы, создавать  монастыри, где жизнь текла по самым крайним законам аскетизма. Они разработали свой культ с  праздниками, торжественными процессиями, приношениями цветов и курением фимиама. Говорят, что приверженцы этой секты есть и сейчас, хотя от многих крайностей своей веры они отказались.

   Так что же это за явление - джайнизм? Почему он возник? Несомненно, для такого учения в Индии была теоретическая база. Это в первую очередь течения санкхья и йога в брахманистской философии упанишад. Эти учения (особенно санкхья) весьма реалистически смотрели на мир, и их можно считать даже в какой-то мере атеистическими. Санкхья и йога призывали людей к самосовершенствованию, к выходу из порочного круга страстей и желаний, к растворению человека в природе. Но в системе брахманизма было одно слабое место, которое могло не нравиться многим, - кастовая система. Многие могли быть ею недовольны, но больше всего она, очевидно, не нравилась кшатриям - князьям, правителям, воинам. Путь к спасению (существовавший только для брахманов) в этой жизни был для них закрыт. Поэтому именно в среде кшатриев стали появляться пророки, подобные Джайне. Они пытались создать новую религию, которая сделала бы людей равными на пути к высшим степеням духовности, к спасению, к богам.

   Джайнизм  не стал такой религией: видимо, этому  помешал ее крайне аскетический характер, но поиск продолжался, и в том  же VI в. до н.э. родилась новая религия  - буддизм, ставшая самой ранней по времени

6

появления мировой религией, имеющей ныне около 700 млн. последователей.

  VI в. до н.э. был веком возникновения  сразу нескольких религиозно-философских систем (джайнизм, зороастризм, конфуцианство, даосизм). Это, очевидно, не случайно. В истории человечества есть отчетливые рубежи, связанные с глобальной ломкой человеческого сознания. Один из таких рубежей - начало новой эры — эры христианства, а еще более ранний рубеж - середина I тыс. до н.э., когда люди начали уходить от мифологического сознания, свойственного полупервобытному состоянию, «детству человечества». Собственно только тогда и появились религии в полном смысле этого слова. Они стали включать в себя определенные догматы (неизменные вечные истины, принимаемые на веру), философию, важнейшей частью которой было нравственное учение. Человек сделал очередной шаг в осознании себя, окружающего мира, соотнес себя с вечностью, выдвинул свои идеалы и нравственные ориентиры.

  2. Жизнь Гаутамы - Будды

   Будущий Будда был, очевидно, реальным историческим лицом. В буддийской литературе подробно описано, как боги решили, что новому пророку и божеству необходимо явиться на землю. Будда избрал себе время появления, часть света - Индию, а также конкретную страну - маленькое княжество с главным городом Ка - пилавасту (находящееся у подножия Гималаев на границе современных Индии и Непала). Будда избрал себе для появления на свет касту кшатриев, мать - добродетельную Майю, которой накануне рождения сына приснился вещий сон, будто в ее правый бок вошел

белый слон (альбинос!). Среди Гималайских  гор, куда Майю принесли небесные властители, в золотом гроте, украшенная цветами  и красивыми одеждами, она приняла Будду в свою утробу. Будда родился в роще под деревом у селения Лумбини, невдалеке от столицы княжества. Ему было дано имя Сидцхартха (букв, тот, чья личная цель достигнута). Полное имя будущего  

7

Будды - Сиддхартха Гаутама (фамильное имя) Шакьямуни (букв, мудрец из рода Шакья, т.е. рода, управлявшего княжеством).

   Сидцхартха  Гаутама приводил учителей в изумление  своими способностями. Многие чудеса и  знамения совершались в его присутствии, однажды, например, все изображения богов в храме склонились перед мальчиком. Отец его - Суддходана сделал все, чтобы окружить сына красотой, роскошью и великолепием. Гаутама жил в трех прекрасных дворцах (в каждом из них он проводил одно из трех времен года), окруженный слугами, прекрасными девушками. По тогдашнему обычаю он участвовал в рыцарских турнирах, из которых всегда выходил победителем. После одного такого турнира ему досталась прекрасная жена - Иасадхара, родившая сына Рагулу. Жизнь Гаутамы была устроена таким образом, что он никогда не видел ничего плохого - ни болезней, ни старости, ни смерти. Жизнь сулила ему одни лишь радости и наслаждения. Переворот в сознании Гаутамы наступил, когда ему исполнилось 29 лет. Боги устроили так, что во время увеселительных прогулок произошли четыре встречи: со стариком, согбенным под тяжестью лет, с больным страшной болезнью - проказой, с мертвецом и с монахом - отшельником. Гаутама глубоко задумался о причинах зла и страдания.

   Однажды, после того как роскошные танцовщицы исполнили на празднике свой танец, Гаутама увидел их спящими: былая  прелесть исчезла, их вид стал безобразен. Гаутама решается бежать из дворца. Бросив пос ледний взгляд на жену и сына, он на своем любимом коне в сопровождении единственного слуги отправляется в странствие. Ангел вручил ему восемь вещей: три одежды (верхняя, нижняя и ряса желтого цвета), чашу (для того, чтобы люди клали в нее подаяние, но обязательно добровольно!), нож, иглу, пояс и сито (чтобы не проглотить с водой какое-либо насекомое).

   Гаутама придался самому суровому аскетизму, пытаясь следовать знаменитым гуру (духовным учителям) того времени. Но облегчения душе не происходило. Теперь он был уже один - слугу и коня он отпустил. Скитаясь по

   8

земле, Гаутама попал в лес и сел  под деревом, где впал в глубокую медитацию, оставшись без еды и питья. Бесчисленные полчища злых духов пытались уничтожить Гаутаму, но он остался непобедим. Злой гений - Мара уговаривал его, познав истину, сразу перейти в мир иной и не распространять свое учение среди людей, но Гаутама отверг это предложение. В одну из ночей на царевича снизошло озарение: все стало ему ясно, причины зла наконец обнаружились. Состояние, в которое впал Гаутама, было названо нирваной (букв, свобода от паутины желаний или угасание). С этого момента он стал Буддой (букв, пробужденным, пробудившимся к новой жизни, к истине); имя, Будда родственно русскому глаголу будить).

Информация о работе Буддизм: история возникновения, основные идеи, влияние на культуру