Биография Майя Михайловна Плисецкая

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:32, реферат

Краткое описание

Майя Плисецкая – великая балерина XX века, хореограф и постановщик. Легкость, отточеность движений, одухотворенность и безупречная техника – все это сделало Плисецкую безраздельной владычицей сцены. Ее творческая деятельность с 40-х годов XX века охватила практически все основные партии классических постановок. Это роли Одетты-Оделии в «Лебедином озере», Заремы в «Бахчисарайском фонтане», Эгины и Фригии в постановках балета «Спартак».

Файлы: 1 файл

Биография Майи Плисецкой. правильная.docx

— 148.31 Кб (Скачать)

     Откуда  у меня такая страсть к Испании? Всему испанскому – фламенко, корриде, гребням, цветку в волосах, мантильям, монистам? Ничего определенного сказать  не могу. Но какая-то тайная связь между  нами есть.

     Испанцы все доводят до крайности. И каждый момент жизни для истинного испанца  – это восхождение к идеалу. Будь это любовь или свобода.

     С конца 1987 по 1990-й Плисецкая преимущественно  работала в Испании, возглавляя мадридскую балетную труппу Театро лирико насиональ  «Ла сарсуэла». Для этой труппы она, в частности, поставила балет  «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, ввела в ее репертуар «Кармен-сюиту» и сама танцевала в этом балете. По инициативе Монтсеррат Кабалье приняла  участие в постановке ранней оперы-балета Дж. Пуччини «Вилисы», показанного  на фестивале искусств в Переладе. Впервые исполнила «Умирающего  лебедя» под запись человеческого  голоса — аккомпанемент для нее  «напела» М. Кабалье. И выступила  в главной партии балета «Мария Стюарт» (на музыку Э. де Диего), поставленного  специально для нее художественным руководителем труппы фламенко Хосе Гранеро (1988). Впервые ступив на всю  ступню в «Кармен-сюите», Плисецкая  на сей раз танцевала и вовсе  отказавшись от пуантов (ее героиня  была обута в сандалии), и произошло  это именно в Испании.

     С Театро лирико насиональ Плисецкая  объездила всю страну и неоднократно гастролировала за ее пределами. Классический балет не получил в Испании  широкого распространения. Деятельность Плисецкой тем более была на виду, и она заслужила самое доброе расположение королевы Софии.

     Эксперимент, противоположный тому, что проделал Х. Гранеро в «Марии Стюарт», совершил в своем балете «Арена для петушиного боя» аргентинский хореограф Хулио  Лопес (премьера состоялась в 1990 году в  Буэнос-Айресе на сцене театра «Колон»). В балете, проникнутом духом аргентинского  танго (музыку к нему написал А. Пьяццолла), Майе Плисецкой — единственной из всех артисток, занятых в постановке, пришлось танцевать на пальцах.

     В 1990 году, находясь с Щедриным в Чикаго, где состоялась мировая премьера его нового сочинения, Плисецкая  экспромтом исполнила с чикагской балетной труппой балет «By Django» (на музыку певца и гитариста Джанго Рейнхардта, звезды джаза 1930—1950-х годов), поставленный хореографом Гордоном Шмидтом. Ей давно хотелось станцевать что-нибудь на высоких каблуках и на джазовую музыку. Исполнилась и эта мечта.

     4 января 1990 года Майя Плисецкая  танцевала свой последний спектакль  в Большом театре — «Чайку».  Давние разногласия с художественным  руководством балетной труппы  привели к тому, что она ушла  из Большого театра.

     К 1991 году основные творческие и издательские интересы Родиона Щедрина сосредоточились  в Мюнхене, и вскоре они с Майей  Плисецкой обосновались в этом городе.

     В 1992 году Плисецкая выступила инициатором  создания нового балета, идею которого подсказал Пьер Карден. Премьера «Безумной  из Шайо» на музыку Р. Щедрина (в основе либретто – одноименная пьеса  известного французского драматурга Ж. Жироду) в постановке французского хореографа румынского происхождения  Джиджи Качуляну и с участием артистов возглавляемого им Реннского хореографического  центра состоялась на сцене театра «Эспас Пьер Карден» 5 декабря 1992 года. Центральный образ пьесы —  «безумная» Орели, стареющая бывшая актриса — принадлежит к распространенному  в мировой литературе типу одинокого  эксцентричного чудака, мудрого сердцем  и всеми принимаемого за сумасшедшего. (Сама Плисецкая аттестовала пьесу  как одну из вариаций «сказки про  Ивана-дурака, который оказался самым  умным».) Роль, предоставляющая богатейшие возможности для актерской игры, не только ничего не утратила, будучи переведенной на язык балета, но и обрела дополнительную глубину и значительность. Необыкновенно  выразительны были жесты и мимика Плисецкой. Она производила бы сильнейшее впечатление, даже не выходя за пределы  пантомимы. Но она танцевала —  и танцевала на пальцах. В Париже балет прошел 17 раз. В начале 1993 года был показан в Японии. А 1 и 2 апреля 1993 года — на родной сцене партнеров  Плисецкой в этом спектакле, в  Ренне (город в исторической провинции  Франции Бретань). Таким образом, и 50-летие творческой деятельности – случай в балете беспрецедентный  – Плисецкая тоже отметила премьерой. На память о реннских выступлениях мэр города вручил ей медаль, на которой  было выгравировано «Майе Плисецкой».

     Творческая  деятельность преодолела и 50-летний рубеж. В Москве столь знаменательный для  Большого театра юбилей был отмечен  с полугодовым опозданием — 10 октября 1993 года. Репетиции юбилейного вечера пришлись на пик противостояния парламента и президента страны Б.Н. Ельцина. Штурм Останкино и Белого дома Майя Плисецкая наблюдала сидя у экрана телевизора в своей московской квартире.

     А по дороге в Большой театр обозревала баррикады. Юбилейный вечер стал для нее не только собственным  торжеством, но и празд-ником в  честь счастливого исхода этих страшных событий. Словно по ее заказу, в день концерта комендантский час был  сдвинут с 23 часов на полночь. Приглашенные принять участие в гала-концерте солисты «Гранд-опера» в Москву приехать побоялись. Зато приехали испанцы и  труппа Дж. Качуляну. Майя Плисецкая  танцевала «Умирающего лебедя» (на сей раз соло на виолончели исполнял их с Щедриным давний друг Мстислав Ростропович), «Айседору», а в качестве главного сюрприза публика получила московскую премьеру балета «Безумная  из Шайо».

     Чрезвычайно насыщенным был для Плисецкой 1994 год. В 94-м она стала президентом  только что основанной Г.Л. Тарандой труппы «Имперский русский балет». С этим коллективом Плисецкая  повторила гастрольные маршруты, проложенные в молодые годы: объездила  многие города России и ближнего зарубежья, неизменно попадая в центр  внимания властей всех рангов и встречая самый горячий прием у публики. А также принимала участие  в гала-концертах, которые Гедиминас  Таранда организовывал в ее честь  в разных странах мира. Довелось выступить и там, где ранее  еще не приходилось, — в Уругвае, например. (С 1995 года Имперский русский  балет начал свои регулярные выступления  в финском городе Миккели. Плисецкая  была постоянной участницей этих мини-фестивалей, во время которых неоднократно проходили  и ее мастер-классы.)

     В 1994 году московское издательство «Новости»  выпустило в свет книгу «Я, Майя Плисецкая…». Она сразу стала  бестселлером. Выдержала несколько  изданий в России и была переведена на 11 языков: немецкий, французский, японский, чешский, польский, литовский, эстонский, сербский, сербско-хорватский, английский и финский. Во Франции она вышла  в 1995 году в крупнейшем издательстве «Галлимар» (в переводе известного переводчика русской литературы Лили Дени). В США ее издал Йельский университет (в переводе Нины Буи). Презентация  в Нью-Йорке состоялась в знаменитом ресторане «Русский самовар» через  неделю после того, как в результате теракта исчезли с лица земли  небоскребы Всемирного торгового центра. (В день, когда произошел теракт, — 11 сентября 2001 года Плисецкая и  Щедрин как раз отправились в  США. Самолет, на котором они летели, был посажен в Канаде, в Галифаксе, где им пришлось провести несколько  дней.) Книга всюду имела очень  хорошую прессу, но самых больших  похвал удостоилась именно в Соединенных  Штатах. Возникла даже идея сделать  по ней художественный фильм – Плисецкая получила такое предложение от одного из голливудских продюсеров. В скором времени ее книга выйти в Китае.

     В августе 1994 года в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра состоялся I Международный балетный конкурс  «Майя», оргкомитет которого возглавил  мэр города А.А. Собчак. Майя Плисецкая  была председателем жюри и сама формировала  его состав. Желая дать вторую сценическую  жизнь балетам, созданным для  нее Родионом Щедриным, Плисецкая  поставила обязательным условием участия  в конкурсе исполнение номера на музыку из этих балетов. Первый конкурс прошел под знаком «Кармен-сюиты». Второй (декабрь 1996 г.) — под знаком «Анны Карениной». Третий (август 1998 г.) – «Конька-Горбунка». Гала-концерты лауреатов конкурсов  «Майя» проходили на сценах Мариинского  и Большого театров, «Московской  оперетты» и «Эспас Пьер Карден». 18 мая 1997 года, желая привлечь к конкурсу внимание потенциальных спонсоров, его учредитель провел благотворительный  бал в Екатерининском дворце Царского Села, вылившийся в еще одно чествование  Майи Плисецкой. (Впоследствии Плисецкая  принимала участие в работе жюри других конкурсов, в том числе  и в качестве председателя, –  в Гданьске, Хельсинки, Париже и японском городе Нагоя.)

     11 октября 1995 года на сцене парижского  Национального театра Шайо в  рамках гастролей швейцарской  труппы «Бежар балле Лозанн»  состоялась премьера балета «Курозука» (на традиционную японскую музыку  в аранжировке современного композитора  Т. Маюдзуми), поставленного Морисом  Бежаром для Майи Плисецкой  и звезды «Гранд-опера» Патрика  Дюпона. Балет, в основе которого  старинная пьеса театра Но, представляет  собой уже нескончаемую череду  таинственных метаморфоз («курозука»  в переводе на русский язык  означает «оборотни»). Спектакль  был показан пять раз и неизменно  шел при полном зале.

     Балет «Курозука» — подарок Бежара к  ее 70-летию — был также показан  в Москве на юбилейном вечере, состоявшемся в Большом театре 28 ноября 1995 года. В этот вечер Плисецкая танцевала  трижды (кроме «Курозуки» были еще  «Умирающий лебедь» и «Айседора») и выходила на сцену в окружении  прочих участников гала-концерта —  звезд российского и мирового балета. Именно после этого юбилейного вечера приобрело статус концертного  и прославилось ее великолепное черное платье с пышным шлейфом от Пьера  Кардена. Спустя несколько дней юбилейный  вечер был целиком повторен в  Санкт-Петербурге на сцене Мариинского  театра. 

     В 1996 году на гала-концерте в Японии Майя Плисецкая впервые выступила  в балете «Послеполуденный отдых  фавна» К. Дебюсси (хореография В.Ф. Нижинского). Ей было очень любопытно  на исходе ХХ века прикоснуться к тому, с чего начиналась хореография этого  века. Роль Фавна исполнял П. Дюпон. Впоследствии она несколько раз  танцевала этот балет с А.О. Ратманским. 10 февраля 2003 года снова в Токио  она выступила в этом балете с  солистом «Гранд-опера» Ш. Жюдом.

     1 января 1997 года на традиционном  новогоднем концерте в Вене, который  проходил в знаменитом концертном  зале «Мюзик ферейн», Венский  филармонический оркестр под  управлением выдающегося итальянского  дирижера Риккардо Мути, по обыкновению,  играл музыку династии Штраусов. Два вальса транслировались в  замок Хофбург, где артисты  Венской государственной оперы  исполнили небольшой балет (бальный  сюжет из сказки о Золушке), поставленный Майей Плисецкой.  Концерт и бал Золушки, сочиненный  Плисецкой, транслировали 43 телекомпании  разных стран мира.

     7 января 1998 года в Санкт-Петербурге  на сцене Большого концертного  зала «Октябрьский» состоялся  концерт, объединивший выступления  лауреатов двух первых конкурсов  «Майя» и ретроспективный показ  моделей Дома Кардена. Майя  Плисецкая демонстрировала одну  из ранних моделей П. Кардена  и платье, созданное им для  нее специально к этому показу. Оно имело название – «костюм  ХХI века». Сшитый из мерцающей  серебристой ткани, костюм был  украшен настоящими электрическими  огнями. 9 и 10 января такие же  концерты дважды прошли в Москве  на сцене Государственного центрального  концертного зала «Россия».

     Летом 2000 года в Генуе на Международном  фестивале танца Майя Плисецкая  вновь встретилась с Морисом  Бежаром. Он привез туда свою лозаннскую труппу, она была приглашена на премьеру фильма, снятого о ней французами. Подчинившись внезапному порыву вдохновения, повелевшего ему свести в одном  спектакле двух знаменитых танцовщиц  – Майю Плисецкую и итальянскую  балерину Карлу Фраччи, также приехавшую на фестиваль, Бежар решил возобновить  свой давний балет «Соната для  троих» по пьесе Ж.П. Сартра «За запертой дверью» (на музыку Б. Бартока) и сам  выступил в этой постановке.

     31 августа 2000 года на сцене Токио  Кокусай форум состоялась премьера  спектакля «Крылья кимоно», соединившего  театр Но с классическим балетом  (режиссура Хиронори Тересаки, хорео-графия  Но Тагао Ватанабэ, хореография,  основанная на технике классического  балета, Киёко Исии). Музыку написал  современный японский композитор Т.Ивасиро. Плисецкая исполняла роль Небесной феи, и как раз эта роль не имела никакого отношения к классическому балету. То, что Плисецкая замечательно передает пластику традиционного японского театра, обнаружил

     М. Бежар, потому и начал предлагать ей старинные японские сюжеты. (Впрочем, ее тело и руки способны передать любой  «национальный характер».) Но все-таки в его спектаклях эта пластика представала в стилизованном  виде. А в «Крыльях кимоно» Плисецкая  пошла на риск (тем больший, что  японская публика давно успела узнать и полюбить ее совсем в других ролях), решив продемонстрировать японцам  их собственное искусство. Зрители  ответили ей благодарными аплодисментами. Продюсер Т. Фуками, сам выступивший  в спектакле, нисколько и не сомневался в успехе.

     20 ноября 2000 года в Большом театре  отмечался 75-летний юбилей Майи  Плисецкой. На этом юбилейном  вечере состоялась московская  премьера балета «Кармен» в  постановке замечательного шведского  хореографа Матса Эка – танцевали  артисты балетной труппы варшавского  Большого театра. Еще одним гвоздем  программы стала собственная  премьера Плисецкой – она исполнила  номер «Ave Maya» на музыку И.-С.  Баха – Ш. Гуно, специально  к этому вечеру поставленный  для нее М. Бежаром. Снова  японские мотивы, переплетенные  с лебединой темой, — трехминутный  танец, по сути, стал ретроспекцией  всей ее жизни. Этот номер  она исполнила и на открытии  фестиваля, посвященного 

     70-летию  Родиона Щедрина. Концерт прошел  на сцене Большого театра 2 декабря  2002 года.

Информация о работе Биография Майя Михайловна Плисецкая