Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:32, реферат
Майя Плисецкая – великая балерина XX века, хореограф и постановщик. Легкость, отточеность движений, одухотворенность и безупречная техника – все это сделало Плисецкую безраздельной владычицей сцены. Ее творческая деятельность с 40-х годов XX века охватила практически все основные партии классических постановок. Это роли Одетты-Оделии в «Лебедином озере», Заремы в «Бахчисарайском фонтане», Эгины и Фригии в постановках балета «Спартак».
Откуда у меня такая страсть к Испании? Всему испанскому – фламенко, корриде, гребням, цветку в волосах, мантильям, монистам? Ничего определенного сказать не могу. Но какая-то тайная связь между нами есть.
Испанцы все доводят до крайности. И каждый момент жизни для истинного испанца – это восхождение к идеалу. Будь это любовь или свобода.
С
конца 1987 по 1990-й Плисецкая
С Театро лирико насиональ Плисецкая объездила всю страну и неоднократно гастролировала за ее пределами. Классический балет не получил в Испании широкого распространения. Деятельность Плисецкой тем более была на виду, и она заслужила самое доброе расположение королевы Софии.
Эксперимент,
противоположный тому, что проделал
Х. Гранеро в «Марии Стюарт», совершил
в своем балете «Арена для петушиного
боя» аргентинский хореограф Хулио
Лопес (премьера состоялась в 1990 году в
Буэнос-Айресе на сцене театра «Колон»).
В балете, проникнутом духом
В 1990 году, находясь с Щедриным в Чикаго, где состоялась мировая премьера его нового сочинения, Плисецкая экспромтом исполнила с чикагской балетной труппой балет «By Django» (на музыку певца и гитариста Джанго Рейнхардта, звезды джаза 1930—1950-х годов), поставленный хореографом Гордоном Шмидтом. Ей давно хотелось станцевать что-нибудь на высоких каблуках и на джазовую музыку. Исполнилась и эта мечта.
4
января 1990 года Майя Плисецкая
танцевала свой последний
К
1991 году основные творческие и издательские
интересы Родиона Щедрина
В
1992 году Плисецкая выступила
Творческая деятельность преодолела и 50-летний рубеж. В Москве столь знаменательный для Большого театра юбилей был отмечен с полугодовым опозданием — 10 октября 1993 года. Репетиции юбилейного вечера пришлись на пик противостояния парламента и президента страны Б.Н. Ельцина. Штурм Останкино и Белого дома Майя Плисецкая наблюдала сидя у экрана телевизора в своей московской квартире.
А
по дороге в Большой театр обозревала
баррикады. Юбилейный вечер стал
для нее не только собственным
торжеством, но и празд-ником в
честь счастливого исхода этих страшных
событий. Словно по ее заказу, в день
концерта комендантский час был
сдвинут с 23 часов на полночь. Приглашенные
принять участие в гала-
Чрезвычайно
насыщенным был для Плисецкой 1994
год. В 94-м она стала президентом
только что основанной Г.Л. Тарандой
труппы «Имперский русский балет».
С этим коллективом Плисецкая
повторила гастрольные
В 1994 году московское издательство «Новости» выпустило в свет книгу «Я, Майя Плисецкая…». Она сразу стала бестселлером. Выдержала несколько изданий в России и была переведена на 11 языков: немецкий, французский, японский, чешский, польский, литовский, эстонский, сербский, сербско-хорватский, английский и финский. Во Франции она вышла в 1995 году в крупнейшем издательстве «Галлимар» (в переводе известного переводчика русской литературы Лили Дени). В США ее издал Йельский университет (в переводе Нины Буи). Презентация в Нью-Йорке состоялась в знаменитом ресторане «Русский самовар» через неделю после того, как в результате теракта исчезли с лица земли небоскребы Всемирного торгового центра. (В день, когда произошел теракт, — 11 сентября 2001 года Плисецкая и Щедрин как раз отправились в США. Самолет, на котором они летели, был посажен в Канаде, в Галифаксе, где им пришлось провести несколько дней.) Книга всюду имела очень хорошую прессу, но самых больших похвал удостоилась именно в Соединенных Штатах. Возникла даже идея сделать по ней художественный фильм – Плисецкая получила такое предложение от одного из голливудских продюсеров. В скором времени ее книга выйти в Китае.
В августе 1994 года в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра состоялся I Международный балетный конкурс «Майя», оргкомитет которого возглавил мэр города А.А. Собчак. Майя Плисецкая была председателем жюри и сама формировала его состав. Желая дать вторую сценическую жизнь балетам, созданным для нее Родионом Щедриным, Плисецкая поставила обязательным условием участия в конкурсе исполнение номера на музыку из этих балетов. Первый конкурс прошел под знаком «Кармен-сюиты». Второй (декабрь 1996 г.) — под знаком «Анны Карениной». Третий (август 1998 г.) – «Конька-Горбунка». Гала-концерты лауреатов конкурсов «Майя» проходили на сценах Мариинского и Большого театров, «Московской оперетты» и «Эспас Пьер Карден». 18 мая 1997 года, желая привлечь к конкурсу внимание потенциальных спонсоров, его учредитель провел благотворительный бал в Екатерининском дворце Царского Села, вылившийся в еще одно чествование Майи Плисецкой. (Впоследствии Плисецкая принимала участие в работе жюри других конкурсов, в том числе и в качестве председателя, – в Гданьске, Хельсинки, Париже и японском городе Нагоя.)
11
октября 1995 года на сцене парижского
Национального театра Шайо в
рамках гастролей швейцарской
труппы «Бежар балле Лозанн»
состоялась премьера балета «
Балет
«Курозука» — подарок Бежара к
ее 70-летию — был также показан
в Москве на юбилейном вечере, состоявшемся
в Большом театре 28 ноября 1995 года.
В этот вечер Плисецкая танцевала
трижды (кроме «Курозуки» были еще
«Умирающий лебедь» и «Айседора»)
и выходила на сцену в окружении
прочих участников гала-концерта —
звезд российского и мирового
балета. Именно после этого юбилейного
вечера приобрело статус концертного
и прославилось ее великолепное черное
платье с пышным шлейфом от Пьера
Кардена. Спустя несколько дней юбилейный
вечер был целиком повторен в
Санкт-Петербурге на сцене Мариинского
театра.
В 1996 году на гала-концерте в Японии Майя Плисецкая впервые выступила в балете «Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси (хореография В.Ф. Нижинского). Ей было очень любопытно на исходе ХХ века прикоснуться к тому, с чего начиналась хореография этого века. Роль Фавна исполнял П. Дюпон. Впоследствии она несколько раз танцевала этот балет с А.О. Ратманским. 10 февраля 2003 года снова в Токио она выступила в этом балете с солистом «Гранд-опера» Ш. Жюдом.
1
января 1997 года на традиционном
новогоднем концерте в Вене, который
проходил в знаменитом
7
января 1998 года в Санкт-Петербурге
на сцене Большого концертного
зала «Октябрьский» состоялся
концерт, объединивший
Летом 2000 года в Генуе на Международном фестивале танца Майя Плисецкая вновь встретилась с Морисом Бежаром. Он привез туда свою лозаннскую труппу, она была приглашена на премьеру фильма, снятого о ней французами. Подчинившись внезапному порыву вдохновения, повелевшего ему свести в одном спектакле двух знаменитых танцовщиц – Майю Плисецкую и итальянскую балерину Карлу Фраччи, также приехавшую на фестиваль, Бежар решил возобновить свой давний балет «Соната для троих» по пьесе Ж.П. Сартра «За запертой дверью» (на музыку Б. Бартока) и сам выступил в этой постановке.
31
августа 2000 года на сцене Токио
Кокусай форум состоялась
М. Бежар, потому и начал предлагать ей старинные японские сюжеты. (Впрочем, ее тело и руки способны передать любой «национальный характер».) Но все-таки в его спектаклях эта пластика представала в стилизованном виде. А в «Крыльях кимоно» Плисецкая пошла на риск (тем больший, что японская публика давно успела узнать и полюбить ее совсем в других ролях), решив продемонстрировать японцам их собственное искусство. Зрители ответили ей благодарными аплодисментами. Продюсер Т. Фуками, сам выступивший в спектакле, нисколько и не сомневался в успехе.
20
ноября 2000 года в Большом театре
отмечался 75-летний юбилей
70-летию
Родиона Щедрина. Концерт