Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:32, реферат
Майя Плисецкая – великая балерина XX века, хореограф и постановщик. Легкость, отточеность движений, одухотворенность и безупречная техника – все это сделало Плисецкую безраздельной владычицей сцены. Ее творческая деятельность с 40-х годов XX века охватила практически все основные партии классических постановок. Это роли Одетты-Оделии в «Лебедином озере», Заремы в «Бахчисарайском фонтане», Эгины и Фригии в постановках балета «Спартак».
Откуда у меня такая страсть к Испании? Всему испанскому – фламенко, корриде, гребням, цветку в волосах, мантильям, монистам? Ничего определенного сказать не могу. Но какая-то тайная связь между нами есть.
Испанцы все доводят до крайности. И каждый момент жизни для истинного испанца – это восхождение к идеалу. Будь это любовь или свобода.
     С 
конца 1987 по 1990-й Плисецкая 
С Театро лирико насиональ Плисецкая объездила всю страну и неоднократно гастролировала за ее пределами. Классический балет не получил в Испании широкого распространения. Деятельность Плисецкой тем более была на виду, и она заслужила самое доброе расположение королевы Софии.
     Эксперимент, 
противоположный тому, что проделал 
Х. Гранеро в «Марии Стюарт», совершил 
в своем балете «Арена для петушиного 
боя» аргентинский хореограф Хулио 
Лопес (премьера состоялась в 1990 году в 
Буэнос-Айресе на сцене театра «Колон»). 
В балете, проникнутом духом 
В 1990 году, находясь с Щедриным в Чикаго, где состоялась мировая премьера его нового сочинения, Плисецкая экспромтом исполнила с чикагской балетной труппой балет «By Django» (на музыку певца и гитариста Джанго Рейнхардта, звезды джаза 1930—1950-х годов), поставленный хореографом Гордоном Шмидтом. Ей давно хотелось станцевать что-нибудь на высоких каблуках и на джазовую музыку. Исполнилась и эта мечта.
     4 
января 1990 года Майя Плисецкая 
танцевала свой последний 
     К 
1991 году основные творческие и издательские 
интересы Родиона Щедрина 
     В 
1992 году Плисецкая выступила 
Творческая деятельность преодолела и 50-летний рубеж. В Москве столь знаменательный для Большого театра юбилей был отмечен с полугодовым опозданием — 10 октября 1993 года. Репетиции юбилейного вечера пришлись на пик противостояния парламента и президента страны Б.Н. Ельцина. Штурм Останкино и Белого дома Майя Плисецкая наблюдала сидя у экрана телевизора в своей московской квартире.
     А 
по дороге в Большой театр обозревала 
баррикады. Юбилейный вечер стал 
для нее не только собственным 
торжеством, но и празд-ником в 
честь счастливого исхода этих страшных 
событий. Словно по ее заказу, в день 
концерта комендантский час был 
сдвинут с 23 часов на полночь. Приглашенные 
принять участие в гала-
     Чрезвычайно 
насыщенным был для Плисецкой 1994 
год. В 94-м она стала президентом 
только что основанной Г.Л. Тарандой 
труппы «Имперский русский балет». 
С этим коллективом Плисецкая 
повторила гастрольные 
В 1994 году московское издательство «Новости» выпустило в свет книгу «Я, Майя Плисецкая…». Она сразу стала бестселлером. Выдержала несколько изданий в России и была переведена на 11 языков: немецкий, французский, японский, чешский, польский, литовский, эстонский, сербский, сербско-хорватский, английский и финский. Во Франции она вышла в 1995 году в крупнейшем издательстве «Галлимар» (в переводе известного переводчика русской литературы Лили Дени). В США ее издал Йельский университет (в переводе Нины Буи). Презентация в Нью-Йорке состоялась в знаменитом ресторане «Русский самовар» через неделю после того, как в результате теракта исчезли с лица земли небоскребы Всемирного торгового центра. (В день, когда произошел теракт, — 11 сентября 2001 года Плисецкая и Щедрин как раз отправились в США. Самолет, на котором они летели, был посажен в Канаде, в Галифаксе, где им пришлось провести несколько дней.) Книга всюду имела очень хорошую прессу, но самых больших похвал удостоилась именно в Соединенных Штатах. Возникла даже идея сделать по ней художественный фильм – Плисецкая получила такое предложение от одного из голливудских продюсеров. В скором времени ее книга выйти в Китае.
В августе 1994 года в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра состоялся I Международный балетный конкурс «Майя», оргкомитет которого возглавил мэр города А.А. Собчак. Майя Плисецкая была председателем жюри и сама формировала его состав. Желая дать вторую сценическую жизнь балетам, созданным для нее Родионом Щедриным, Плисецкая поставила обязательным условием участия в конкурсе исполнение номера на музыку из этих балетов. Первый конкурс прошел под знаком «Кармен-сюиты». Второй (декабрь 1996 г.) — под знаком «Анны Карениной». Третий (август 1998 г.) – «Конька-Горбунка». Гала-концерты лауреатов конкурсов «Майя» проходили на сценах Мариинского и Большого театров, «Московской оперетты» и «Эспас Пьер Карден». 18 мая 1997 года, желая привлечь к конкурсу внимание потенциальных спонсоров, его учредитель провел благотворительный бал в Екатерининском дворце Царского Села, вылившийся в еще одно чествование Майи Плисецкой. (Впоследствии Плисецкая принимала участие в работе жюри других конкурсов, в том числе и в качестве председателя, – в Гданьске, Хельсинки, Париже и японском городе Нагоя.)
     11 
октября 1995 года на сцене парижского 
Национального театра Шайо в 
рамках гастролей швейцарской 
труппы «Бежар балле Лозанн» 
состоялась премьера балета «
     Балет 
«Курозука» — подарок Бежара к 
ее 70-летию — был также показан 
в Москве на юбилейном вечере, состоявшемся 
в Большом театре 28 ноября 1995 года. 
В этот вечер Плисецкая танцевала 
трижды (кроме «Курозуки» были еще 
«Умирающий лебедь» и «Айседора») 
и выходила на сцену в окружении 
прочих участников гала-концерта — 
звезд российского и мирового 
балета. Именно после этого юбилейного 
вечера приобрело статус концертного 
и прославилось ее великолепное черное 
платье с пышным шлейфом от Пьера 
Кардена. Спустя несколько дней юбилейный 
вечер был целиком повторен в 
Санкт-Петербурге на сцене Мариинского 
театра. 
В 1996 году на гала-концерте в Японии Майя Плисецкая впервые выступила в балете «Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси (хореография В.Ф. Нижинского). Ей было очень любопытно на исходе ХХ века прикоснуться к тому, с чего начиналась хореография этого века. Роль Фавна исполнял П. Дюпон. Впоследствии она несколько раз танцевала этот балет с А.О. Ратманским. 10 февраля 2003 года снова в Токио она выступила в этом балете с солистом «Гранд-опера» Ш. Жюдом.
     1 
января 1997 года на традиционном 
новогоднем концерте в Вене, который 
проходил в знаменитом 
     7 
января 1998 года в Санкт-Петербурге 
на сцене Большого концертного 
зала «Октябрьский» состоялся 
концерт, объединивший 
Летом 2000 года в Генуе на Международном фестивале танца Майя Плисецкая вновь встретилась с Морисом Бежаром. Он привез туда свою лозаннскую труппу, она была приглашена на премьеру фильма, снятого о ней французами. Подчинившись внезапному порыву вдохновения, повелевшего ему свести в одном спектакле двух знаменитых танцовщиц – Майю Плисецкую и итальянскую балерину Карлу Фраччи, также приехавшую на фестиваль, Бежар решил возобновить свой давний балет «Соната для троих» по пьесе Ж.П. Сартра «За запертой дверью» (на музыку Б. Бартока) и сам выступил в этой постановке.
     31 
августа 2000 года на сцене Токио 
Кокусай форум состоялась 
М. Бежар, потому и начал предлагать ей старинные японские сюжеты. (Впрочем, ее тело и руки способны передать любой «национальный характер».) Но все-таки в его спектаклях эта пластика представала в стилизованном виде. А в «Крыльях кимоно» Плисецкая пошла на риск (тем больший, что японская публика давно успела узнать и полюбить ее совсем в других ролях), решив продемонстрировать японцам их собственное искусство. Зрители ответили ей благодарными аплодисментами. Продюсер Т. Фуками, сам выступивший в спектакле, нисколько и не сомневался в успехе.
     20 
ноября 2000 года в Большом театре 
отмечался 75-летний юбилей 
     70-летию 
Родиона Щедрина. Концерт