Биография Майя Михайловна Плисецкая

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:32, реферат

Краткое описание

Майя Плисецкая – великая балерина XX века, хореограф и постановщик. Легкость, отточеность движений, одухотворенность и безупречная техника – все это сделало Плисецкую безраздельной владычицей сцены. Ее творческая деятельность с 40-х годов XX века охватила практически все основные партии классических постановок. Это роли Одетты-Оделии в «Лебедином озере», Заремы в «Бахчисарайском фонтане», Эгины и Фригии в постановках балета «Спартак».

Файлы: 1 файл

Биография Майи Плисецкой. правильная.docx

— 148.31 Кб (Скачать)

     Имя делает Париж. Плисецкую навел на эту расхожую мысль Марк Шагал. К  тому времени она уже познала  свои первые парижские триумфы. (Впоследствии, в 1977 году, тогдашний мэр французской  столицы Жак Ширак наградил ее золотой медалью Парижа.) Впервые  она побывала в Париже в 1961 году –  ее и Н.Б. Фадеечева пригласили в  «Гранд-опера» исполнить главные  партии в «Лебедином озере», незадолго  до того поставленном на этой сцене  известным советским хореографом  В.П. Бурмейстером. По окончании их первого  спектакля занавес поднимался 27 раз… Плисецкая жила в доме Эльзы  Триоле и Луи Арагона, с которыми встречалась еще в Москве у  сестры Триоле Л.Ю. Брик. Познакомилась  со знаменитым танцовщиком и балетмейстером «Гранд-опера» Сержем Лифарем, предрекавшим ей мировую карьеру, если она останется  на Западе, с Ингрид Бергман, специально приехавшей в Париж, чтобы посмотреть ее спектакль (кинозвезда тоже уговаривала  перебраться на Запад), была представлена Коко Шанель, подарившей ей наряд из своей новой коллекции.

     Плисецкая, женщина до мозга костей, всегда уделяла большое внимание своим  туалетам и очень интересовалась модой. А со временем стала воспринимать ее как большое искусство. Олицетворением парижской моды для Майи Плисецкой  стал Пьер Карден.

     В 1971 году ее пригласили выступить на театральном фестивале в Авиньоне. Когда она исполняла «Лебедя» (на открытой сцене), вдруг хлынул дождь. Зрители в единодушном порыве как раскрыли, так и закрыли  свои зонтики, захваченные красотой гармоничного слияния танца и  природной стихии. Одним из этих зрителей был Пьер Карден. По окончании  концерта он был представлен Плисецкой, и с тех пор началась их дружба. Карден делал костюмы для ее балетов  и неоднократно предоставлял сцену  своего театра «Эспас Пьер Карден», расположенного на Елисейских полях, для ее выступлений  и премьер. (Недаром Андрей Вознесенский написал, что она рифмуется с  Елисейскими полями.) На этой сцене  Карден всегда собирал мировых звезд  — здесь выступали М. Казарес, М. Дитрих, Ж. Моро, Р. Тебальди, М.Л. Ростропович, П. Бортолуцци, Ж. Депардье и многие другие выдающиеся артисты и музыканты.

     В 1960-е годы Плисецкая уже вполне официально считалась первой балериной  Большого театра. У нее не было недостатка в спектаклях, и тем не менее  росло чувство творческой неудовлетворенности. Хотелось танцевать не только классику, но и что-то новое, причем поставленное специально для нее. Побывав в  конце 1966 года на спектаклях Национального  балета Кубы, приезжавшего на гастроли в Москву, она загорелась идеей  пригласить на постановку балета «Кармен», о котором давно мечтала, кубинского хореографа Альберто Алонсо. 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была впервые показана «Кармен-сюита». Балет  был поставлен очень быстро, а  транскрипцию оперы Ж. Бизе Щедрин сделал и вовсе в рекордные сроки  — за двадцать дней. Великолепные метафорически-точные декорации к спектаклю, главную  идею которого балетмейстер сформулировал  емкой фразой «Вся жизнь Кармен –  коррида», создал известный театральный  художник, двоюродный брат Плисецкой  Б.А. Мессерер, ныне главный художник МХАТа. В премьерный состав (и долгое время единственный) помимо Майи Плисецкой  входили Н.Б. Фадеечев (Хозе), С.Н. Радченко (Тореро), Н.Д. Касаткина (Рок), А.А. Лавренюк (Коррехидор). Дирижировал Г.Н. Рождественский. Обескураженная новизной балета, публика  отнеслась к премьере прохладно. Одним из немногих зрителей, безоговорочно  принявших новый спектакль, был  Д.Д. Шостакович, о чем он сообщил  в Министерство культуры. Создатели  «Кармен-сюиты», слишком непривычной, эротичной (очевидно, подразумевалось, что и политически не вполне благонадежной), нуждались в поддержке, поскольку  сразу же попали в опалу. «Вы —  предательница классического балета», — в ярости скажет Плисецкой министр  культуры СССР Е.А. Фурцева. «Пояснения»  к этому высказыванию можно найти  в поэме А.А. Вознесенского «Портрет Плисецкой» (сб. «Витражных дел мастер». М., 1976):

     В «Кармен» она впервые ступила на полную ступню. Не на цыпочках пуантов, а сильно, плотски, человечьи.

     Хотя  спектакль и не разрешили показать на «Экспо-67» в Канаде (в культурную программу выставки входили гастроли балетной труппы Большого театра), он все-таки запрещен не был. Раз от разу «Кармен» набирала успех и в конце концов стала выезжать и на гастроли. Самым  дорогим для Плисецкой было признание  испанской публики. «Когда испанцы  мне крикнули “Оле!”, я поняла, что  победила», — говорит она. Балет  был экранизирован в кино (кинофильм  «Балерина», 1969) и на телевидении (1978).

     Плисецкая всегда считала, что литературное произведение поддается переводу на язык хореографии. Великая литература и была источником ее вдохновения, когда она создавала  свой репертуар. В 1971 году, уже будучи автором музыки к кинофильму «Анна  Каренина», в котором Майя Плисецкая  блистательно дебютировала как драматическая  актриса в роли княгини Бетси  Тверской, Родион Щедрин пишет по роману Л.Н. Толстого балет. 10 июня 1972 года на сцене  Большого театра состоялась его премьера. Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые  попробовала себя в качестве хореографа (вместе с ней над постановкой  работали балетмейстеры Н.И. Рыженко  и В.В. Смирнов-Голованов). В роли Вронского выступил М.Э. Лиепа, в  роли Каренина — Н.Б. Фадеечев. Дирижировал  Ю.И. Симонов. Художником-постановщиком  этого спектакля был В.Я. Левенталь, с которым Плисецкая будет  сотрудничать, работая и над своими балетами по произведениям А.П. Чехова. Имя Пьера Кардена, создавшего костюмы  для Анны, в афише указать не разрешили. Да и сам балет, как  и «Кармен», показавшийся чрезмерно  эротичным, едва не был запрещен. После  московской премьеры «Анна Каренина»  Щедрина в хореографии Плисецкой  ставилась в театрах Ташкента, Новосибирска, Вильнюса, Одессы и Свердловска. Плисецкая танцевала «Анну Каренину»  в Литовском театре оперы и  балета и на гастролях Одесского  театра оперы и балета в Испании. В 1976 году этот балет был показан  на гастролях Большого театра в Австралии. В 1988-м она выступила в нем  с артистами Большого театра на фестивале  музыки Щедрина в Бостоне.

     27 мая 1980 года на сцене Большого  театра прошла премьера балета  «Чайка» Р. Щедрина в постановке  Майи Плисецкой (ассистент И.Д.  Якобсон). Дирижировал А.Н. Лазарев.  Плисецкая сыграла Нину Заречную  и создала символический образ  чайки. Чехова на балетной сцене  (восприятие этого явления, естественно,  было неоднозначным) приветствовали  знатоки творчества писателя. Вот  что, в частности, писала после  премьеры Н.А. Крымова: «Роль  Майи Плисецкой в этом спектакле  на удивление разнообразно согласуется  с мыслями пьесы, важными автору. Плисецкая-балетмейстер явно исповедует  треплевское — «новые формы  нужны», ломает традиционные балетные  каноны, заменяет их сложной пластической  пантомимой. Плисецкая-балерина в  роли Нины Заречной выражает  танцем только то, что «свободно  льется из души». К танцу  Плисецкой в «Чайке» можно  с полным правом отнести слова  о «жизни человеческого духа».  «Чайка» с участием Плисецкой  затем была поставлена в театре  «Пергола» во Флоренции (1983) и  в Муниципальном театре в Гетеборге  (1985). С артистами Большого театра  она показала ее на гастролях  в Испании.

     После гетеборгской премьеры «Чайки» один из шведских журналистов, интервьюировавших  Плисецкую и Щедрина, поинтересовался, нет ли у них желания поставить  балет по рассказу Чехова «Дама с  собачкой». В тот момент они не были готовы ответить. Но по возвращении  в Москву Щедрин решил, что «Дама  с собачкой» — прекрасный сюжет  для небольшого балета, и начал  писать музыку. Хореографический текст  Майя Плисецкая сочиняла в содружестве  с Б.И. Мягковым. Премьера в Большом  театре состоялась 20 ноября 1985 года, в  день рождения Майи Плисецкой. Дирижировал  А.Н. Лазарев. Плисецкая танцевала  Анну Сергеевну, роль Гурова исполнил Б.Г. Ефимов. Кажется, еще больше, чем  триумфальному успеху премьеры, Плисецкая  радовалась тому, что отмечает 60-летие  не сидя в директорской ложе и слушая торжественные речи, а танцуя, демонстрируя публике новый спектакль. А в  другом отделении была еще и «Кармен-сюита». «Дама с собачкой», так же как  и «Чайка», была показана на гастролях  в Испании.

     Этот  юбилей Плисецкой захотел отметить и создатель костюмов ее героинь (на сей раз имя Кардена попало в афишу постановки Большого театра). В начале 1986 года «Дама с собачкой»  была четырежды показана на сцене  «Эспас Пьер Карден». Верная себе, Плисецкая  приготовила для парижской публики  еще одну премьеру – во втором отделении  ее вечера шел номер «Королева  преисподней» на музыку Ф. Гласса в  постановке индийского хореографа Астада Дебу, который она репетировала уже  непосредственно в Париже.

     По  словам самой Плисецкой, она никогда  не чувствовала настоящего балетмейстерского  призвания и ставила балеты скорее от безысходности. О том, чтобы пригласить на постановку в Большой театр  интересных для нее хореографов, тем более западных, она не должна была и мечтать. Однако не только мечтала, но и, как могла, находила выход из положения. Осенью 1972 года к Плисецкой, которую держал в Москве текущий  репертуар, приехал Ролан Пети, очень  хотевший поставить балет с ее участием. Разрешение репетировать в  залах Большого театра руководителю первой во Франции общедоступной (ориентированной  на массового зрителя) балетной труппы – тогда только что основанного, а ныне известного на весь мир Марсельского балета — было дано по указанию Л.И. Брежнева, которого попросил об этом личной телеграммой Л. Арагон. Знаменитый дуэт «Больная роза», навеянный стихотворением английского поэта У. Блейка (на музыку «Адажиетто» из 5-й симфонии Г. Малера), Майя Плисецкая и ее партнер Руди Бриан, приехавший в Москву вместе с  Р. Пети, освоили за несколько дней. В январе 1973 года труппа Пети впервые  выступала в Париже. На сцене огромного  Дворца спорта была показана и «Больная роза» с участием Плисецкой, что  подхлестнуло интерес парижской публики к гастролям марсельцев. Балет (оформление и костюмы Ива Сен-Лорана) состоял из трех частей – Плисецкая танцевала в центральной, давшей название всей постановке, и заключительной части, называвшейся «Освобожденная любовь».

     13 июня 1973 года центральный дуэт (русский  вариант названия — «Гибель  розы») был показан на сцене  Большого театра. Плисецкая неоднократно  включала его в гастрольные  программы. После Руди Бриана  этот номер с ней испол-няли  А.Б. Годунов, В.П. Ковтун, Б.Г.  Ефимов, А.В. Бердышев. В 1981 году 

     Р.Пети предложил Майе Плисецкой принять  участие в съемках для французского телевидения его балета «Пруст, или  Перебои сердца» (музыка сборная). Плисецкая (ее танец «сопровождала» запись голоса Сары Бернар) практически сымпровизировала роль герцогини Германтской.

     В 1974 году Майя Плисецкая и солист Большого театра А.Ю. Богатырев снялись  для телевидения в номере «Ноктюрн»  на музыку Ф.Шопена (из балета «В ночи»  выдающегося американского хореографа Джерома Роббинса).

     Балет Мориса Бежара «Болеро» на музыку М. Равеля (1960, одна из первых постановок великого французского хореографа, осуществленных им в Бельгии для его знаменитой, ныне прекратившей существование труппы «Балет ХХ века») Майя Плисецкая числит среди вершинных достижений хореографического  искусства ушедшего столетия. Эротичный, но абсолютно не приземленный танец, исполняемый как некий ритуальный обряд, завладел всеми ее помыслами, едва лишь она его увидела. Плисецкая  написала М. Бежару о своем желании  танцевать этот балет, и уже через  год, в 75-м, ей удалось выступить в  нем: ее пригласили в Брюссель в Театр  де ла Монне участвовать в съемках  «Болеро» для телевидения. Перед  съемками было еще четыре спектакля, и один из них пришелся на 50-летие  балерины.

     Бежар называет Плисецкую «гением метаморфоз»  — они работали вместе неоднократно, и у него была возможность прийти к такому выводу. В 1976 году он поставил для нее на сборную музыку сольный  балет «Айседора» (дети, которые  в нем участвовали, всякий раз  набирались из балетных школ тех городов, куда приезжала на гастроли Плисецкая). Премьера состоялась в Монако, недалеко от Ниццы, где задушенная собственной  шалью, обмотавшейся вокруг колеса автомобиля, в котором она сидела, погибла  героиня этого балета Айседора Дункан. Показ этого балета в Москве тоже был весьма символичным. Здесь жила и много выступала Айседора Дункан, преподавала в своей школе (отсюда детские эпизоды в постановке Бежара), здесь бурно развивался ее роман с Сергеем Есениным  

(в балете  был изящный намек и на эту  историю – Плисецкая читала  со сцены строфу из стихотворения  Есенина). Московская премьера прошла  в 1978 году в рамках гастролей  труппы «Балет ХХ века» на  сцене Большого театра.

     Вскоре  после этих гастролей Майя Плисецкая  отмечала 35-летие своей творческой деятельности. В программу юбилейного вечера, состоявшегося в Большом  театре 23 мая 1978 года, наряду со вторым актом «Лебединого озера» были включены и балеты «Айседора» и «Болеро». Публика буквально брала театр  штурмом. Ажиотаж нагнетался еще  и тем, что разрешения танцевать  «чуждое советской морали» «Болеро» Плисецкой не давали. Она получила его только накануне. В 1976 году на гастролях  в Австралии она уже исполняла  этот балет вместе с танцовщиками Большого театра, выучившими «аккомпанемент»  главной балеринской партии по просьбе  австралийского импресарио, но разрешения у дирекции театра не спрашивала. Два  года спустя ей это припомнили. Чтобы  сломить сопротивление, Плисецкой  пришлось добраться до самой правительственной  верхушки.

     В 1979 году в Париже на сцене Дворца конгрессов состоялась премьера балета «Леда» (на старинную японскую музыку), поставленного М. Бежаром для  Майи Плисецкой и ведущего солиста  его брюссельской труппы, великого танцовщика Хорхе Донна. С этого  балета, в основу которого Бежар  положил, переплетя их друг с другом, две старинные легенды – древнегреческую  о лебеде и Леде и японскую о  любви рыбака к некой вещей  птице, в их совместном творчестве с  Плисецкой и начались настоящие  метаморфозы (персонажи спектакля, демонстрируя изменчивую суть натуры и любви, постоянно перевоплощались  один в другого). Балет был показан  во многих странах. Но станцевать «Леду» на родине Майе Плисецкой так и  не удалось.

     «Не будь “Федры” и других балетов  Лифаря, не было бы ни Бежара, ни Ролана Пети. Впрочем, были бы, конечно, но совсем иные», – утверждает

     М. Плисецкая. В балете «Федра» Ж. Орика, впервые поставленном Сержем Лифарем в 1950 году, Майя Плисецкая танцевала с балетной труппой театра города Нанси (Франция) – в 1984 году в самом Нанси, в 85-м в Париже на сцене театра «Одеон» и в 86-м в Москве на сцене Театра оперетты. В 85-м она выступила в «Федре» с балетной труппой Римской оперы. Античная чистота и экспрессия линий ее танца в сочетании с подлинно трагической наполненностью исполнения заставляли театралов сожалеть о не воплощенных в балете древнегреческих трагедиях, в которых могла бы выступить Майя Плисецкая.

     В 1983 году — неожиданный поворот  судьбы: ей предложили стать художественным руководителем балета Римской оперы. Бывая в Риме наездами, она занимала этот пост в течение полутора лет. За это время осуществила постановку «Раймонды» для открытой сцены в Термах Каракаллы, показала на сцене Римской оперы свою «Айседору», организовала возобновление «Федры» и нескольких других балетов.

Информация о работе Биография Майя Михайловна Плисецкая