Труды И.М. Сеченова

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, контрольная работа

Краткое описание

Движение - естественная потребность организма человека. Избыток или недостаток движения - причина многих заболеваний. Оно формирует структуру и функции человеческого организма. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом - обязательное условие здорового образа жизни.
Рациональное питание следует рассматривать как одну из главных составных частей здорового образа жизни, как один из факторов продления активного периода жизнедеятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Основные критерии физического здоровья (двигательный активность, сбалансированное и рациональное питание, психическая саморегуляция)......4
Психика – функция головного мозга человека. Труды И.М. Сеченова……...12
Законы 26, 56……………………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

     Современные достижения науки свидетельствуют  о том, что путем изменения характера и режима питания можно положительно влиять на обмен веществ, приспособительные возможности организма и, следовательно, оказать благоприятное воздействие на темп и направленность процессов старения. Нерациональное питание и нарушения его режима — важные источники различных заболеваний.

     Психическая саморегуляция.

     Усталость, стрессы, связанные с проблемами в семье и на работе, в личной жизни, отрицательно влияют на самочувствие, на настроение и на работоспособность человека. Для того, чтобы избавиться от негативных последствий переутомления и нервно-эмоционального перенапряжения и привести в норму свое психическое и физическое состояние, в повседневной жизни чаще всего используются:

     1. Сон. Часто сон помогает не только снять усталость, отдохнуть, но также и как бы «заспать» те или иные переживания. Повышенная сонливость некоторых людей в те жизненные периоды, которые сопряжены со стрессами и высокой эмоциональной нагрузкой, – явление весьма распространенное.

     2. Водные процедуры. Горячий душ успокаивает, помогает расслабиться. Холодный или контрастный душ, помогают взбодриться, преодолеть вялость и чувство усталости.

     3. Хобби. Для многих людей занятие любимым делом в свободное от работы время будь то марки, вязание, футбол или музыка – является лучшим способом снять напряжение и восстановить силы.

     4. Физические упражнения и спорт. Активный отдых и занятия спортом это довольно распространенный способ борьбы со стрессами и с той усталостью, которая накапливается после рабочей недели.

     5. Смена обстановки. Для многих людей, смена обстановки, которая происходит во время отпуска, когда они уезжают отдыхать, на дачу, на курорт, едут в туристическую поездку, является наилучшим способом восстановить необходимый запас физических и душевных сил.

     Хотя  перечисленные выше методы психической  саморегуляции достаточно легки и общедоступны, однако у них есть один недостаток, требуется довольно много времени для того, чтобы добиться требуемого результата. Не для всех ситуаций эти методы одинаково эффективны. Например, горячий или холодный душ не избавит человека от переживаний, связанных с неприятностями на работе или в личной жизни.

     Аутогенная  тренировка позволяет быстро, без  посторонней помощи за 5–10 минут добиться необходимого результата восстановления работоспособности, улучшения настроения, повышения концентрации внимания и др., не ожидая, пока усталость, тревога или какое-либо иное неблагоприятное душевное или физическое состояние само собой пройдет.

     Аутогенная  тренировка — (от др.- греч. αὐτός — «сам», γένος — «происхождение») — психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенного в результате дистресса.

     Методика  аутогенной тренировки (аутотренинга, АТ) основана на применении мышечной релаксации, самовнушении и аутодидактике (самовоспитании). Являясь «родственницей» гипнотерапии, АТ выгодно отличается от последней тем, что пациент активно вовлекается в процесс терапии, в отличие от пассивной роли пациента в лечении гипнозом. В качестве лечебного метода, АТ была предложена немецким врачом Шульцем (Schultz, J. H.) в 1932 году. В России она начала применяться в конце 50-х годов XX века.

     Лечебный  эффект АТ обусловлен возникающей в  результате релаксации трофотропной реакции, сопровождающейся повышением тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что в свою очередь способствует нейтрализации негативной стрессовой реакции организма. Некоторые исследователи (напр. Лобзин В. С., 1974), связывают действие АТ с ослаблением активности лимбической и гипоталамической областей головного мозга.

     Согласно  классификации доктора Шульца, используемой и в настоящее время, АТ разделяется на «низшую» ступень, включающую упражнения на релаксацию и самовнушение, и «высшую», направленную на введение пациента в трансовые состояния разной глубины и интенсивности.

     Методы  аутогенной тренировки универсальны, они позволяют человеку индивидуально подобрать адекватную реакцию для воздействия на свой организм, когда необходимо устранить возникающие проблемы, связанные с тем или иным неблагоприятным физическим или психологическим состоянием.

     Психика – функция головного  мозга. Труды И.М. Сеченова.

     Психика - функция головного мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности. Благодаря психике у человека формируются наиболее адекватные представления о реальности, в т. ч. о себе самом, как путем непосредственных контактов с объектами окружающей действительности, так и опосредованно, путем умозаключений, суждений.

     Головной  мозг осуществляет свою отражательную  функцию через посредство органов чувств. Поставляемую ими информацию этот высший орган психической деятельности сличает, комбинирует, сопоставляет с прежним опытом, проверяет практикой, накапливает, закрепляет в памяти, она служит основой для сознательных действий человека, ответных по отношению к окружающей среде.

       Психика формируется с первых дней рождения человека преимущественно под влиянием окружающей среды. Основы психики, формируются не только под влиянием средовых (внешних), но в первую очередь врожденных и генетических (внутренних) факторов.

     В процессе роста человека наблюдается  постепенный переход в развитии его психики — от образного познания, свойственного детскому возрасту, к познанию более высокого уровня, включающему построение обобщений, свойственному более зрелому возрасту.

     При этом не следует забывать, что переход на этап обобщений не снимает образного, чувственного восприятия. Наоборот, чувственное восприятие служит основой для построения обобщений, мыслей, идей, которые наиболее характерны для зрелой психики.

     Формированию  психики у человека, позволившей ему стать властелином природы, предшествовал длительный эволюционный период. При этом определяющим фактором в формировании психики на протяжении   миллионов   лет   явился  труд.

     Элементы  психики есть, конечно, и у животных. Но человек обладает психикой, позволяющей ему не только познавать, но и преобразовывать мир.

     Головной мозг — это орган психической деятельности, поэтому       различные повреждения и болезни мозга могут приводить к нарушениям психики к развитию психических болезней. Если эти повреждения и болезни возникают внутриутробно или в раннем возрасте, наблюдаются многообразные формы отклонений в развитии психики.

     Труды И.М. Сеченова.

     Иван  Михайлович Сеченов родился 13 августа 1829 года в селе Теплый Стан Курмышского уезда Симбирской губернии. Его отец, Михаил Алексеевич, в молодости был военным, служил в Преображенском гвардейском полку. После смерти отца материальное положение семьи ухудшилось, и мальчику пришлось азы науки познавать дома.

     В 1843 году Иван отправился в Петербург, где он сдал вступительные экзамены в Главное инженерное училище.

     В чине прапорщика он был выпущен и  направлен в обычный саперный батальон. Через два года Сеченов подал в отставку, ушел с военной службы и поступил на медицинский факультет Московского университета.

     На  старших курсах после знакомства с главными медицинскими предметами Сеченов разочаровался в медицине того времени.

     Он  стал мечтать о физиологии. Окончив  курс обучения, Сеченов сдавал не обычные  лекарские, а докторские экзамены. После  успешной защиты диссертации Сеченов отправился за границу "с твердым намерением заниматься физиологией". Начиная с 1856 года, он несколько лет проводит за границей. Там же он пишет докторскую диссертацию "Материалы к физиологии алкогольного опьянения", опыты для которой ставит на себе.

     Возвратившись в Россию после защиты диссертации 8 марта 1860 года, он становится профессором  Петербургской медицинской академии.

     Сеченов открыл так называемое центральное торможение - особые механизмы в головном мозге лягушки, подавляющие или угнетающие рефлексы. Это было совершенно новое явление, которое получило название "сеченовского торможения".

     Об  этом Сеченов сообщил в работе, опубликованной в 1863 году сначала на французском, а затем на немецком и русском языках.

     В том же году российский журнал "Медицинский вестник" опубликовал статью Сеченова "Рефлексы головного мозга". Ученый впервые показал, что вся сложная психическая жизнь человека, его поведение зависят от внешних раздражителей. Всякое раздражение вызывает тот или иной ответ нервной системы - рефлекс.

     Открытое  Сеченовым явление торможения позволило  установить, что вся нервная деятельность складывается из взаимодействия двух процессов - возбуждения и торможения.

     В 1866 году выходит из печати классический труд Сеченова "Физиология нервной системы". Особую важность в этой книге имеет высказанная здесь идея о саморегуляции и обратных связях, одна из генеральных сеченовских идей, развитая в дальнейшем кибернетикой. Эта идея привела Сеченова к понятию о сигнале и об уровне организации сигналов как регуляторов поведения.

     Нервную систему изучал Сеченов и во время  годичного отпуска в 1867 году; большую  часть этого отпуска он провел в Граце, в лаборатории своего друга профессора Роллета. После  десяти лет труда он ушел из Академии, и некоторое время работал в лаборатории, которой руководил Д.И. Менделеев. Затем в течение ряда лет был профессором Новороссийского университета.

     Стремясь  раскрыть секреты важнейшего физиологического процесса поглощения кровью из тканей и отдачи углекислоты, Сеченов глубоко изучал его физико-химическую сущность, а затем, расширив рамки исследования, делает в дальнейшем крупные открытия в области теории       растворов.

     В сентябре 1869 года он стал членом-корреспондентом                 Императорской Санкт-Петербургской академии наук.

     Весной 1876 года Сеченов вновь приехал  в город на Неве и вступил в  должность профессора кафедры физиология физико-математического факультета Петербургского университета. В 1889 году ему удалось сформулировать "уравнение Сеченова" - эмпирическую формулу, которая связывает растворимость газа в растворе электролита с его концентрацией.

     В 1891 году Сеченов стал профессором  кафедры физиологии Московского университета.

     Сеченов начинает исследования по газообмену, конструируя ряд оригинальных приборов и разрабатывая собственные методы изучения обмена газов между кровью и тканями и между организмом и внешней средой. По-прежнему большое внимание уделяет он нервно-мышечной физиологии. Выходит из печати его обобщающий капитальный труд "Физиология нервных центров".

     В декабре 1901 года Сеченов оставил  преподавание на кафедре физиологии Московского университета и ушел в так называемую чистую отставку, то есть отказался читать даже частные курсы.

     15 ноября 1905 года Иван Михайлович  умер.

     Законы.

     Закон избыточности системных элементов при минимуме числа вариантов организации.

     Закон избыточности частей системы предусматривает, что приблизительно 20% функций, элементов  и связей системы выполняют около 80% работы. При создании работоспособной  системы нужно учитывать, что для выполнения какой-либо работы, кроме основных элементов и связей (выполняющих главную функцию), необходимо еще приблизительно 80% вспомогательных, причем они, как правило, выполняют только 20% основной работы. Учитывая это, следует предусмотреть "лишний" расход вещества, энергии и информации (приблизительно 20% на обеспечение главной функции и 80% основных и вспомогательных).

     Избыточность  может быть функциональная и структурная.

     Функциональная  избыточность определяется тем, что для обеспечения работоспособности системы, помимо главной функции, необходимо выполнять еще основные и вспомогательные функции.

Информация о работе Труды И.М. Сеченова