Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:11, реферат
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс.
Введение 3
Основная часть 4
Понятие стресса 4
Виды стресса 6
Особенности стресса 8
Значение стресса для организма человека 13
Заключение 15
Список литературы 16
минобрнауки россии
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Реферат
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Современные концепции естествознания
ТЕМА: Стресс, его особенности и значение для организма человека
ЧЕРЕПОВЕЦ
2011- 2012 уч. год
Введение 3
Основная часть 4
Понятие стресса 4
Виды стресса 6
Особенности стресса 8
Значение стресса для организма человека 13
Заключение 15
Список литературы 16
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно
снижение работоспособности
и эффективности
отношениям и др.
Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный cтресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является
стресс. Стресс - комплексный процесс, он включает в себя непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизирует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее: "Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое". Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно.
Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать
стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые
эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.
Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от
объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого
человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем,
что от него требуется, и т.д.
Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения
управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.
В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс
– горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.
Мы все привыкли воспринимать стресс, как некий одинаковый в своих проявлениях вредный фактор, но на самом деле стрессы могут быть различны и соответственно подход к ним должен быть разный. Рассмотрим условное деление стресса на различные виды.
Эмоциональный стресс. Этот вид стресса, так или иначе, связан с нашими эмоциями, эмоциональными реакциями. Более подробно об этом виде стресса читайте в нашей соответствующей статье.
Внутриличностный стресс. Находиться в мире с самим собой! Как это важно и как часто мы не можем этого достичь. Наши внутренние переживания, недовольства, смятения начинают проявляться раздражительностью, неудовлетворённостью и как следствие развивается стресс. К внутриличностному стрессу обычно приводят наши нереализованные потребности, несбывшиеся мечты, желания, надежды и др.
Рабочий стресс. Стремление сделать карьеру и при этом длительное отсутствие результата или просто высокая рабочая нагрузка и не важно, каким трудом Вы занимаетесь, физическим или умственным, но если работа вызывает хроническую усталость и частные отрицательные эмоции, это может перейти в рабочий стресс. Часто его связывают с несправедливой оценкой труда, ролевой неопределённость и даже с плохим обеспечением безопасности на работе.
Финансовый стресс. Мы живём в
том мире, где деньги играют в жизни человека
большое значение. Мы приобретаем продукты
питания, необходимые предметы в быту,
оплачиваем развлечения и счёта за квартиру
и многое другое. Ситуации, когда наши
расходы значительно больше доходов способны
привести к такому виду стресса, как финансовый
стресс. К стрессу могут привести неожиданные
траты и незапланированные расходы, невозможность
взять кредит для необходимой покупки,
заниженная оплата труда и т. д.
Общественный стресс. Мы находимся в обществе и редко можем избежать тех, проблем, которые в нём возникают. Общественный стресс развивается у какой-то группы людей. Причиной общественного стресса могут быть экономические, политические проблемы и др.
Экологический
стресс. Неблагоприятные экологические факторы
напрямую влияют на наше здоровье. Самые
разные факторы, в том числе воздействие
химии, шума, загрязнённой воды и т. д. отрицательно
влияют на организм в целом. Как эти причины,
так и ожидание неблагоприятного воздействия
плохой экологической обстановки приводит
к экологическому стрессу.
Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления, которых субъект боится. В отличие от животных, человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порою вызывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обуславливает специфику человеческого психоэмоционального стресса, к которому не всегда применимы закономерности его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных.
Другая
особенность
Основные отличия между биологическим и психологическим стрессом отражены в Табл.1. Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разновидности стресса, звучит так: «Наносит ли стрессор явное повреждение организму?». Если ответ «Да» - это биологический стресс, если «Нет» - психологический.
Таблица 1
Отличия между
биологическим и
Параметр |
Биологический стресс |
Психологический стресс |
Причина стресса |
Физическое, химическое или биологическое воздействие на организм |
Социальное воздействие или |
Характер опасности |
Всегда реальный |
Реальный или виртуальный |
На что направлено действие стрессора |
На жизнь, здоровье, физическое благополучие |
На социальный статус, чувство самоуважения и т. д. |
Наличие реальной угрозы жизни или здоровью |
Есть |
Отсутствует |
Характер эмоциональных |
«Первичные» биологические эмоции - страх, боль, испуг, гнев. |
«Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с когнитивным компонентом - беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть, раздражительность и т. д. |
Временные границы предмета стресса |
Конкретные, ограничены настоящим или ближайшим будущим |
Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время). |
Влияние личностных качеств |
Незначительное |
Очень значительное |
Примеры |
· Переохлаждение, вызванное долгим купанием. · Ожог горячим паром. · Интоксикация, вызванная приемом алкоголя. · Вирусная инфекция · Обострение гастрита после приема острой пищи. |
· Выговор, полученный от начальника. · Страх полетов на самолетах. · Семейный конфликт. · Беспокойство за здоровье близких родственников. · Несчастная любовь. · Беспокойство по поводу будущего. |
Информация о работе Стресс, его особенности и значение для организма человека