Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:17, шпаргалка
1.Проблема двух культур:
2. Определение понятия науки.
3.Соотношение науки и религии. науки и искусства:
4. Особенности социального института науки:
5. Функции науки
6. Проблема классификации наук.
7. Структура современного естествознания
8. Критерии научного знания
9. Структура научного познания.
10. Эмпирические методы научного познания
7. Структура современного естествознания
Аспекты Е. носят строго объективный характер, определяемый либо самим предметом познания, либо методом его познания, который по своему содержанию адекватен предмету. Отсюда - два главных аспекта Е.: 1) предметный, соответств. последовательной связи объектов природы, например их развитию и переходам одних в другие; 2)методологический, соответствующий последовательным ступеням, которые проходит познание при изучении данного предмета - от его явлений к его сущности, от внешней стороны к внутренней. Соответственно всё Е. может быть разделено, согласно первому аспекту, на неорганическое и органическое, т. к. вся природа делится на неживую и живую. Структура Е. определяется аспектами Е.. Взаимная связь отраслей Е. Отражает общий ход развития всей природы от более простых, низших ступеней и форм до наивысших и сложнейших. Раздвоение природы на неживую и живую, которое зарождается в пределах химии (поскольку химические соединения дифференцируются на неорганические и органические) можно представить так: физика, химия/неорганическая (путь к неживой природе) \органическая (путь к живой природе) Такое раздвоение подготовляется на атомном уровне структурной организации материи; далее из молекул образ. агрегаты (газообразные, капельножидкие, твёрдые - аморфные и кристаллические), составляющие основу различных сфер Земли. С др. стороны, постепенное усложнение молекул углеродистых соединений приводит к образ. биополимеров (белков, нуклеиновых кислот), которые составляют основу живой природы.
Физика, химия, геология и биология относятся к числу фундаментальных отраслей современного Е. и образуют стержень классификации наук.
В основу приведённого (раздвоенного) ряда наук положен принцип развития предмета (природы). Но тот же принцип можно применить к различн. по масштабу объектам природы - от космических систем (астрономия) до отдельных планет (геология, включая вообще учение об отдельных планетах и спутниках) и до отдельных сторон (география) и компонентов (биология) данной планеты. Тогда составится другой ряд наук: астрономия - геология - география - биология. В Е. существует также множество переходных, промежуточных или междисциплинарн. отраслей, что свидетельствует об отсутствии резких границ между науками, об их взаимопроникновен. В современных условиях тенденция к дифференциации наук дополняется тенденцией к их интеграции: вновь возникающие науки ведут не к дальнейшему разобщению наук между собой, а к тому, что прежние резкие разрывы между науками (например, физикой и химией) заполняются за счёт появления новых наук, носящих промежуточный характер (физическая химия, химическая физика). В структуре Е. оба аспекта Е. - предметный и методологический - переплетаются внутри каждой отрасли Е.; в самом начале общего ряда наук (перед физикой). Дальнейш. абстрагирован. не только от вещественного, физического содержания процессов природы, но и от фактора времени приводит от механики к математике. От математики (через математич. логику) в ходе дальнейшего абстрагирования осуществляется переход к логике. Если теперь продолжить ряд наук влево от физики, то здесь образуется участок, который характеризует движение мышления от конкретного (физика) к всё более абстрактному, кончая логикой: логика - математика - физика (включая механику) и т. д. Этот ряд составится вместе с тем и по предметному принципу, т. к. науки сопоставляются здесь в той последовательности, в какой располагаются их предметы.
Информация о работе Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"