Наука и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:20, реферат

Краткое описание

Возникновение и развитие науки происходили и происходят в непримиримой борьбе против идеализма, против религии. Суть заключается в разных взглядах на вопрос «Как человеку познать, Что есть Истина?». Для религии источником истины является «Божественное Откровение» (интуиция, прозрения, просветления). Для науки источником истины являются знания, в основе которых лежат «опыт, эксперимент, наблюдение» и «логические рассуждения, математические вычисления, и всякие-прочие умозаключения».

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………3
Возникновение религии …………………………………………………...5
Борьба религия против науки …………………………………………....12
Борьба науки против религии …………………………………………...15
Заключение …………………………………………………………………...21
Литература …………………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Наука и религия.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

     Эти слова убеждают нас, что Ломоносов  был одним из первых учёных, отвергнувших ложные метафизические воззрения на природу.

     Каждое  мгновение в природе совершаются  различные процессы, изменяющие, преобразующие  её. Всё в мире — неживая природа, животные и растения, жизнь человеческого общества — не стоит на месте, а развивается, видоизменяется. Движение, развитие — это главное и неотъемлемое свойство материи, а наука показывает нам, что весь мир материален, философский материализм Маркса исходит из того, что мир по природе своей материален, что многообразные явления в мире представляют различные виды движущейся материи,... что мир развивается по законам движения материи и не нуждается ни в каком „мировом духе".

     Изменяется  со временем не только наша Земля, но и  небесные тела. В настоящее время  астрономы знают уже много  фактов, свидетельствующих о том, что небесные тела изменяются. Не вечны Солнце, Луна, видимые нами звёзды. Все они имеют свою историю, свою «биографию». Было время, когда, например, нашего Солнца не было совсем.

     Когда-то возникла и наша Земля. Но было это  не семь тысяч, а несколько миллиардов лет назад, и возникла Земля не по воле божества, а как результат естественного развития материи во вселенной, в силу законов самой природы.

     Что же говорит нам о происхождении  Земли наука? Вопрос происхождения Земли — один из наиболее трудных вопросов естествознания. И это понятно. Ведь от той эпохи, когда в мировом пространстве возникла наша Земля, не сохранилось никаких следов, по которым можно было бы узнать, как именно образовался земной шар.

     Однако  история показывает нам, что для  науки нет неразрешимых вопросов, как бы они ни были сложны. Разрешим и тот вопрос, который сейчас нас интересует: как произошла Земля. Он успешно решается теперь советской наукой. Наши достижения в области космогонии — раздела астрономии, который изучает законы развития небесных тел — дают нам уже сейчас возможность сказать, как именно произошла Земля.

     Как уже говорилось выше, первый серьёзный  удар религиозным сказкам о Земле и её происхождении был нанесён Коперником. Его учение о движении нашей планеты вокруг своей оси и вокруг Солнца разбило все старые, «освящённые церковью» взгляды о неподвижности Земли, о том, что между «грешной землёй» и «небом» нет ничего общего. Коперник доказал, что наша Земля — это рядовое небесное тело, подобное другим планетам нашей солнечной системы.

     Однако, «ниспровергнув Землю» с её «центрального» места во вселенной, Коперник не ставил вопроса о том, каким образом произошла Земля и другие планеты солнечной системы, так как в его представлении мир был неизменным.

     Мысль о развитии вселенной, о происхождении небесных тел — Земли и планет, Солнца и звёзд — возникла позднее. Впервые она была разработана в XVII веке в трудах французского учёного Декарта. Этот учёный сделал смелую попытку создать теорию, которая объясняла бы развитее всего мира,— от первичного однородного состояния материи во вселенной до её сложных образований в настоящее время, включая в себя и историю нашей Земли.

     Согласно  учению Декарта небесные тела во вселенной  образуются в результате вихреобразиых  движений частиц вещества. Так возникли Солнце и звёзды, так образовалась наша солнечная система.

     Теория  вихрей Декарта нанесла серьёзный  удар господствовавшему в XVII веке церковному мировоззрению, но она не разрешила вопроса о происхождении солнечной системы. Теория вихрей была плодом отвлечённых рассуждений учёного-философа, в ней не было точных расчётов. Позже она была опровергнута наукой.

     Новые попытки проникнуть в далёкое  прошлое вселенной были сделаны в XVIII веке немецким философом Кантом и французским астрономом Лапласом. Эти учёные пытались объяснить происхождение небесных тел естественными причинами.

     Кант  предположил, что солнечная система  произошла из гигантского облака мелких частиц.

     Немного позднее эта гипотеза была развита  Лапласом. Вот как он рассуждал: когда-то наша система представляла собой газовую туманность, медленно вращающуюся вокруг своей оси. Постепенно туманность охлаждалась и уплотнялась. В результате этого скорость её вращения всё увеличивалась. При этом центробежная сила на экваторе становилась больше силы притяжения и от туманности отрывались отдельные кольца. Из этих колец затем образовались планеты и их спутники.

     Гипотеза  Лапласа долгое время считалась  истинной. Однако новые открытия астрономов изменили дело. Неутешительные выводы принесла этой гипотезе и её математическая проверка, произведённая в XIX веке.

     Новая, наиболее убедительная теория происхождения  Земли дана теперь советской наукой. Это — теория акад. О. Ю. Шмидта. Выдающиеся достижения наших астрономов в изучении небесных тел и многосторонняя математическая проверка всех прежних космогонических гипотез (т. е. гипотез, объясняющих происхождение небесных тел) позволили советским учёным создать материалистическую теорию происхождения Земли и других планет нашей солнечной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В наше время ученые, как правило, воздерживаются от публичного обсуждения старой как  мир проблемы отношения религии  к научному знанию.

     И это понятно. Наука располагает  своими собственными, выработанными  в течение столетий, способами  ведения дискуссий и выработки общих мнений, основанных на данных опыта и рациональных рассуждениях. Поэтому она не может обсуждать утверждения, относительно которых достижение такого консенсуса в принципе невозможно. К их числу относится и гипотеза существования высшей, по отношению к законам природы, силы, которая лежит в основе любой религии. Это ограничение служит важнейшим компонентом методологии науки.

     В то же время среди ученых есть религиозные  люди, причем немало. По данным проведенного в 1997 году опроса, доля верующих среди американских ученых приближается к 40% (во взрослом населении страны в целом она, по разным оценкам, составляет 80-90%). Как правило, они не видят противоречий между своей религией и профессиональной работой. Некоторые из них даже пытаются убедить широкую публику в том, что религия и наука вполне могут не только двигаться на параллельных курсах, но и конструктивно взаимодействовать друг с другом.

     В нашу эпоху наука и религия могут предложить вполне гармонирующие друг с другом перспективы понимания Мира и Человека. Наука, служит единственным надежным средством познания природы, в то время как религия помогает понять духовную сущность и моральные устои человека и осознать смысл существования человечества. 
 
 
 

     Литературы 

  1. Маркс К. Г., Энгельс Ф., Ленин В. И. О религии. М., 1983.
  2. Ракитов А. И., Марксистско-ленинская философия, М., 1988.
  3. Маркс К. Г., Капитал. Том первый., М., 2001.
  4. Газета Революция, Ленин В.И., Социализм и религия, http://www.revolucia.ru/soc_relg.htm.
  5. Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1941.
  6. Митрошенков О. А., Философия: учебник, М., 2003.
  7. Маркс К. Г.,Энгельс Ф. Сочинения., т. 3. Государственное издательство политической литературы, 1954 г.
  8. Франк С. Л., Религия и наука, http://www.vehi.net/frank/religiya.html.

Информация о работе Наука и религия