Наука Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:02, реферат

Краткое описание

Древний Египет — одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. и просуществовавшее до 30 г. До н. э., когда вошло в состав Римской империи. Относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, рабовладельческим строем и долгим периодом существования.
Название страны - «Египет» - происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах — «дом Ка Птаха», греч. – Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос».

Оглавление

1. Введение 3
2. Древний Египет
2.1. Периодизация Древнего Египта
3. Основные направления в науке 4
3.1. Письменность 7
Математик 9
Геометрия 11
Астрономия 13
3. 4. 1. Календари 16
Медицина 17
Металлургия 19
Другие отрасли 21
4. Заключение 23
5. Список литературы 24
6. Приложения 25

Файлы: 1 файл

Наука Древнего Египта.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

В задачах речь идет о  количестве хлеба и различных сортов пива, о кормлении животных и хранении зерна, и это указывает на практическое происхождение такой запутанной арифметики и примитивной алгебры. В некоторых задачах проявляется теоретический интерес, например в задаче, в которой требуется разделить сто хлебов между пятью людьми так, чтобы их доли составляли арифметическую прогрессию и чтобы одна седьмая суммы трех больших долей была равна сумме двух меньших. Встречается и  геометрическую прогрессию в задаче о семи домах, в каждом из которых есть семь кошек, каждая из которых поедает семь мышей и т. Д., что выявляет знание формулы для суммы членов геометрической прогрессии.

 

 

    1. Геометрия.

Древнейшие из доступных  нам документов (вавилонские таблички, египетские папирусы) позволяют предположить, что существует непосредственная связь между истоками геометрии и требованиями повседневной жизни: изготовление и украшение предметов быта, строительство жилых зданий, амбаров и погребальных памятников, вычисление площадей полей и т. Д. Геродот  возводит истоки египетской геометрии к необходимости  после каждого разлива  Нила  заново справедливо распределять поля между их владельцами, подтверждая тем самым материальность происхождения геометрии. Как и вавилонская, египетская геометрия была  практической. Египтяне правильно вычисляли площади некоторых прямолинейных фигур, таких, как прямоугольник, квадрат, треугольник и трапеция. Погребальная камера отца фараона Рамзеса II (ок. 1300 г. До н. э), оставшаяся неоконченной, дает нам представление о том, как египтяне украшали внутренние стены, и подтверждает то, что им были знакомы элементарные  свойства подобных фигур и зачатки теории пропорций. Кроме того, египетские писцы умели рассчитывать количество материалов, нужное для строительства памятников и пирамид, вместимость амбаров и т. Д.

Египтяне Среднего царства уже  используют число «Пи»= 3,16.  Вместе с тригонометрией объемных тел разрабатывается система правил золотого сечения.

 Золотое сечение – деление отрезка в крайнем и среднем отношении, при котором одна часть во столько же раз больше другой, во столько сама меньше целого. Отрезок AB делится в золотом сечении путём следующих геометрических построений:

AF=FB=BD

AB:AC=AC:CB=1,618

На основе вышеизложенного созданы  пропорции древнеегипетского канона – восемь пропорциональных величин, полученных из геометрических построений после деления сторон исходного квадрата (М) в золотом сечении. Пересечение диагоналей, проведённых в точки деления сторон в золотом сечении, образует два малых квадрата. Отрезки между вершинами и точками пересечения сторон малых квадратов. Отрезки между вершинами и точками пересечения сторон малых квадратов и составляет искомые восемь пропорциональных величин (в порядке возрастания – R,J,E,N,O,S,C,A). Для канонических типов статуй и рельефов максимальный размер фигуры – уровень носа, рта, шеи, плеч, пояса и т.д., определяется восемью последовательно возрастающими величинами, отмеряющими от верхнего предела.

Главным результатом  знаний геометрии являются знаменитые пирамиды Египта.

 

3.4. Астрономия.

Папирус Карлсберг I, в котором встречается приведенное описание звездного неба, включал в себя справочник и сборник комментариев к небесным картам, изображенным на потолках храмов. Этот папирус состоит из 13 разделов, содержащих информацию о пространстве, течении времени, движении солнца и закономерностях Вселенной. В «Книге описания движения звезд» говорилось о том, что место бога Ра на ночном горизонте занимает Осирис-Ях. Среди мириад звезд особое место принадлежало Сириусу, отождествляемому с Богиней Исидой и Богиней Сехмет. Считалось, что Богиня Сехмет, имеющая львиную голову, каждый год возвращалась в Египет после долгого путешествия и наполняла воды Нила. Плодородные земли (Та Кемет) в благодарность за милость богини одаривали египетский народ хорошим урожаем. На потолках погребальных пирамид, возведенных в эпоху V – VI династий, бог Осирис изображается плывущим в ладье. Его лик обращен назад к ладьям Сириуса-Исиды и плывущей за ним звезды Сепед. Звезда Сепед в древнем Египте олицетворяла Хора — Бога с соколиной головой. Египтяне верили в то, что звезды зарождаются в озере и возносятся на небеса.

Уже в эпоху Среднего царства египтяне описали пять планет солнечной системы: Юпитер, Сатурн, Марс, Меркурий и Венеру. Сатурн, называемый «Хор — Бык небес», «Восточная звезда, пересекающая небо» или Себа Иабти Джа Пет, представлялся египтянами, как человек с головой быка. В руке он держал скипетр уас, являвшийся символом верховной власти. Марс — «Плывущий спиной вперед», «Страшный Хор», Хор Джесер выглядел, как сокол с распростертыми крыльями. На змеиной шее Хора Джесета располагалось три змеиных головы. Встречались изображения, где голова сокола была увенчана белой короной Верхнего Египта. Меркурий, именуемый Себег, «Сетх в вечерних сумерках — Бог в утренних сумерках», или Сетос Эм Уха Нечер Эм Уайт представлялся в образе сокола с шеей змеи и головой Бога Сетха. Венера, которую называли «Пересекающая звезда», или Себа Джа изображалась в образе возрождающегося из пепла феникса Бену. Изображения планет встречаются на потолках многих гробниц и заупокойных храмов. Весьма интересные планетарные изображения, сопровождаемые иероглифическими текстами сохранились в птолемеевских храмах Хнума в Эсне, Мина в Коптосе и Хатор в Дендере. Особого внимания заслуживают зодиаки на потолке гробницы Сененмута — египетского вельможи. Это погребальное сооружение было возведено на территории Дайр эль-Бахри в XVI веке до н. э. (период XVIII династии) архитектором царицы Хатшепсут, дочери Тутмоса I. Здесь, так же как и в гробнице фараона Сети I (XIII век до н. э.) на звездной карте показаны северная и южная стороны небосвода, звезды, по которым можно определить ночное время, северные околополюсные созвездия, а также нанесена линия небесного меридиана, проходящая на широте Фив.

На карте небосклона размещались «Звезды Бога Ра», «Божественного льва», крокодила Хетеп Редуи, Бога Себека (владыки вод), Сокола, Столба. Ни одно изображение звездного неба не обходилось без особых небесных божеств, охранявших мир мертвых. Этими духами были сыновья Хора: «Видящий отца своего» Мааэнитеф, «Сотворивший тело свое» Иренджетеф, «Сам создавший имя свое» Ирренефджесев и некоторые другие. Шествие богов возглавляла Исида, замыкал правящий или недавно умерший царь Древнего Египта. В северной части звездной карты  египтяне располагали 12 кругов. Каждый круг, представляющий определенный месяц, был разделен на 24 части, соответствующие суточному течению времени. Предполагается, что использование таких кругов оказало большое значение на развитие астрономии в Древнем Египте. При раскопках гробниц фараонов Рамсесов VI, VII и IX, построенных в период Нового царства, исследователями были обнаружены изображения уникальных «звездных часов», состоящих из полумесячных интервалов. Они имели не 12, как раньше, а 24 деления. Каждое изображение сопровождалось текстом, объясняющим, каким образом можно определять время в темноте ночи. Рисунок представлял собой таблицу из девяти вертикальных и тринадцати горизонтальных линий, которые означали ночные часы. Рядом с таблицей было помещено изображение сидящего жреца. Следуя описанным объяснениям, два жреца в ночные часы садились на вершине храма с севера на юг лицом друг к другу. Один из них смотрел на лицо другого через отверстие в специальном приспособлении и отмечал на карте положение нужной звезды (у левого глаза, у правого глаза, напротив сердца и т. Д.) Таким образом, с помощью таблицы и описания жрецы довольно точно могли определять ночное время.

В период Нового царства  знали уже созвездия Зодиака. Для наблюдений над звездами пользовались отвесом или визировальной дощечкой. Были созданы водяные часы клепсидра*. Дневное время устанавливалось по солнечным часам, гномонам, состоявшим из двух деревянных брусков, соединенных вместе. На одном бруске, располагавшемся на плоскости в направлении с востока на запад, имелись деления; другой был поставлен своей широкой стороной перпендикулярно к первому в направлении с севера на юг. Тень, отбрасываемая вторым бруском, попадала на деления первого и таким образом фиксировала дневное время. Время это, как и ночное, было разделено на 12 частей от восхода до захода солнца.

Также появилось изложение  догадки о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем. Они невидимы днем, так как на небе находится Солнце.

О древнеегипетских астрономах до настоящего времени дошли очень скудные сведения. Египтяне считали, что календарь, ориентированный на звезду Исиды, был изобретен знаменитым мудрецом и создателем пирамид фараона Джесера Имхотепом.

3.4.1. Календари

В более поздний период наряду с астрономией начала развиваться астрология. Древнеегипетские астрологи составили календари благоприятных и неблагоприятных дней. Эти расчеты непосредственно связывались с жизнью богов. Так, первый день месяца Мехир считался счастливым в связи с тем, что в этот день «Ра своими руками поднял небесный свод», а третий и тринадцатый дни того же месяца требовали особой осторожности. В третий день Сетх воспрепятствовал плаванию Шу, а в тринадцатый — глаза Сехмет становились ужасными и насылали на людей болезни. Самым опасным в году считался третий из пяти божественных дней — День рождения Сетха. В этот день воспрещалось веселиться, зажигать свет в жилище и произносить имя Сетха.

Ведя многовековые астрономические  наблюдения, египетские жрецы установили, что три природных явления происходят практически одновременно: летнее солнцестояние, начало разлива Нила и первый утренний восход яркой звезды Сотис (греки именовали звезду Сириус). Приурочив начало года к восходу звезды Сириус и совпадавшему с ним летнему солнцестоянию, можно было определить время наступающего разлива Нила. Это же позволило египетским жрецам рассчитать длину астрономического года, первоначально определив в нем 360 дней. В результате многолетних наблюдений древнеегипетские жрецы-астрономы создали солнечный календарь: год состоял из 365 суток и делился на 3 сезона по 4 месяца в каждом (недостаток: он короче тропического на 0,2422… суток, так что за 1460 лет разница составляла 1 год); каждый месяц состоял из трех 10-дневных недель, последние 5 дней года объявлялись праздничными. Около 238 г. До н.э. в календарь были внесены повышающие его точность поправки. Небо было разделено на 23 созвездия. Созданы звездные таблицы. Для определения времени использовались солнечные (в т.ч. переносные) и водяные часы.

 

3.5. Медицина.

Древние египтяне не считали  магию и медицину чем-то несовместимым, поэтому занятия медициной входили в перечень обязанностей определённой ветви жреческого клана. Все болезни считались нарушением индивидуального равновесия между пациентом и космосом, поэтому лечение проводилось не только на физическом уровне, но и на других. Иногда лечение пациента рассматривалось как битва Гора против Сета (т.е. боя Порядка с Хаосом). К. Жак приводит серию потрясающих свидетельств о технике врачевания, которую использовали древние египтяне. Многие из этих приёмов имели явно шаманский характер и были буквально переполнены магическим подтекстом. Одним из наиболее влиятельных символов, используемых древними египтянами в их искусстве врачевания, магии и защиты, было Око Гора. Его можно было встретить везде: вырезанным на саркофагах, стелах, бортах лодок. Тогда считалось, что Урей, или змея, располагавшаяся на переносице царя в качестве «горящего Ока Ра», способна рассеять всех противников. Но при этом мы знаем, что на стеле Меттерниха изображены два глаза: «правое божественное Око» и «левое божественное Око», каждое из которых несло определённое значение. Так левое (лунное) Око, по сути, являлось Оком Гора, или Оком Исцеления, тогда как правое Око (Урей) было больше связано с магией и защитой.

Главным богом врачевания был Тот, хотя самым главным врачом египтяне считали Имхотепа (египтяне верили, что он это Нефертум, сын Птаха и Сехмет), которого впоследствии также обожествили. Египтяне считали, что Гор приносил исцеление физическому телу; умственное здоровье находилось во владении Баст и кошачьих божеств (хотя К. Жак отмечает, что жрецы львиноголовой богини Сехмет были не только магами, но также специалистами в медицине и хирургии). В Фиванский период приносящим здоровье божеством считался Хонсу.*

Развитию медицинской  науки способствовал обычай мумификации  трупов, во время которого жрецы  и врачи могли изучать анатомию человеческого тела и его внутренние органы. Достижением древнеегипетской медицины можно считать учение о кровообращении и сердце как его главном органе. Египтяне установили связь между повреждениями головного мозга и расстройством функций частей тела, например, нижних конечностей. Уже в древнейший период была развита специализация врачей: так, различались врачи “утробные”, глазные, зубные. Употреблялись такие лекарства, как толченое копыто осла, или “молоко женщины, родившей мальчика”. При осмотре больного считалось обязательным прощупать пульс. Папирус Эберса (издан в 1875) указывает, что врач должен знать “ход сердца”, от которого идут сосуды ко всем членам, что всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног – везде касается сердца, ибо от него направлены сосуды к каждому члену. В Египте применялась хирургия при ранениях, а в некоторых случаях – массаж. В папирусах имеется много рецептов различных лекарств, которые, как и  изготовление благовоний, красок и т. П., а также опыт, полученный при выделке стекла и фаянса, благоприятствовали развитию химии. Так, при желудочных заболеваниях применяли промывание, употребляли рвотное. Египетские жрецы-врачи обучались в специальных школах при храмах, которые были известны в Новом царстве. Подбор учащихся по социальному составу в эти школы был предметом особой заботы касты жрецов.

В эпоху Среднего царства  был создан первый в мире словарь (словник), напоминающий  современную энциклопедию (более 300 названий птиц, растений, животных, обозначений частей тела, наименований городов и крепостей, сортов масла, 20 сокращенных обозначений пород и видов скота и т.д.).  Написан медицинский лечебник женских болезней, а также справочник  ветеринара. В новом царстве появились лечебники с описанием кровообращения, лечения ран, пролома черепа и повреждения внутренних полостей носа.

 

3.6.Металлургия.

Во время Раннего  царства в большом количестве производилась посуда из глины с последующим обжигом. В ходу была также посуда из особого состава – так называемого египетского фаянса. Употреблялась и медная посуда, а также была распространена посуда из  камня, особенно из более мягкого (алебастра), легко поддающегося обработке орудиями из меди.  Уже в те времена умели изготовлять писчий материал -  папирус. Совершенства достигло строительство из кирпича-сырца, кирпичный свод египтяне умели выводить уже при I династии. Наряду с кирпичом широко пользовались деревом.

Информация о работе Наука Древнего Египта