Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:46, реферат
Известно, что еще в древние времена математике придавалось большое значение. Девиз первой академии – платоновской академии – «Не знающие математики сюда не входят» - ярко свидетельствует о том, насколько высоко ценили математику на заре науки, хотя в те времена основным предметом науки была философия.
1.
Известно, что еще в древние времена математике придавалось большое значение. Девиз первой академии – платоновской академии – «Не знающие математики сюда не входят» - ярко свидетельствует о том, насколько высоко ценили математику на заре науки, хотя в те времена основным предметом науки была философия.
    Простейшие 
в современном понимании 
«Тот, кто хочет решить вопросы естественных наук без помощи математики, ставит неразрешимую задачу. Следует измерять то, что измеримо, и делать измеримым то, что таковым не является», - утверждал выдающийся итальянский физик и астроном, один из основоположников естествознания Галилео Галилей (1564-1642).
    Математика 
интенсивно развивалась в античности. 
Поворотным событием для дальнейшего 
развития научного знания стала работа 
Евклида <Начала>, где впервые 
применялись доказательства. Эта 
математическая система была преподнесена 
как идеальная версия того, что 
составляло содержание реального мира. 
Значительно расширили 
    В 
средневековой Европе главенствующую 
роль заняла теологическая ветвь 
науки, а исследование природы любыми 
средствами, в том числе математическими, 
трактовалось как предосудительное 
занятие. Центр научной мысли 
переместился в Индию, а несколько 
позже - в арабские страны. В Индии 
того времени вводятся в широкое 
употребление десятичная позиционная 
система счисления и нуль для 
обозначения отсутствия единиц данного 
разряда, зарождается алгебра. В 
арабской культуре сохранялись математические 
знания древнего мира и Индии. Конец 
Средневековья (XV в.) в арабских странах 
отмечен деятельностью 
    В 
XVII в. начинается новый период во взаимоотношениях 
математики и естествознания. Многие 
отрасли естествознания начинают базироваться 
на применении экспериментально-
Противоположного мнения о роли математики для раскрытия качественных особенностей придерживался великий писатель, мыслитель и естествоиспытатель И.В. Гёте, который воспринимал неживую природу и все живое (включая человека) как единое целое и придавал большое значение интуиции и опыту. Гёте считал, что световые и другие природные явления должны наблюдаться в их естественном виде, так как эксперимент и количественный анализ мало помогают в понимании подлинной их сущности: он полагал, что эта сущность познается только непосредственным опытом и интуицией.
В XIX в. с резкой критикой экспериментального изучения явлений природы выступил А. Шопенгауэр. Он не только поддерживал подход Гёте, но и вообще отрицал какую-либо пользу от применения математического языка к изучению природы. Даже сами математические доказательства Шопенгауэр называл <мышеловки>, считая, что они не дают истинного представления о реальных процессах.
Многие выдающиеся ученые XX в., в особенности физики, говорили о значении математики как важнейшего средства для точного выражения научной мысли. Н. Бор указывал на огромную роль математики в развитии теоретического естествознания и говорил, что математика - это не только наука, но и язык науки. Р. Фейнман отмечал, что математика - это язык плюс мышление, как бы язык и логика вместе. Однако в то же время он считал, что такой науки, как математика, не существует.
    Различные 
варианты тезиса Шопенгауэра о том, 
что математика не способствует, а 
затемняет понимание реальных явлений, 
характерны и для наших дней. Так, 
иногда противопоставляют объяснение 
явлений их пониманию, полагая, что 
количественный язык и методы математики 
в лучшем случае содействуют объяснению 
явлений неорганической природы, но 
не могут дать ничего ценного в 
понимании процессов культурно-
Математика как специфический язык естествознания:
Как бы то ни было, естествознание все шире использует математический аппарат для объяснения природных явлений.Можно выделить несколько направлений математизации естествознания:
О количественный анализ и количественная формулировка качественно установленных фактов, обобщений и законов конкретных наук;
О построение математических моделей (об этом несколько позже) и даже создание таких направлений, как математическая физика, математическая биология и т.д.;
О построение и анализ конкретных научных теорий, в частности их языка.
Рассмотрим математику как специфический язык науки, отличающийся от естественного языка, где, как правило, используют понятия, которые характеризуют определенные качества вещей и явлений (поэтому их часто называют качественными). Именно с этого начинается познание новых предметов и явлений. Следующий шаг в исследовании свойств предметов и явлений - образование сравнительных понятий, когда интенсивность какого-либо свойства отображается с помощью чисел. Наконец, когда интенсивность свойства или величины может быть измерена, т.е. представлена в виде отношения данной величины к однородной величине, взятой в качестве единицы измерения, тогда возникают количественные, или метрические, понятия.
Регресс в научном познании часто связан с введением именно количественных понятий и созданием количественного языка, которые и исторически, и логически возникают на основе языка качественных описаний. Количественный язык выступает как дальнейшее развитие, уточнение и дополнение обычного, естественного языка, опирающегося на качественные понятия. Таким образом, количественные и качественные методы исследования не исключают, а скорее дополняют друг друга. Известно, что количественные понятия и язык использовались задолго до того, как возникло экспериментальное естествознание. Однако только после появления последнего они начинают применяться вполне сознательно и систематически. Язык количественных понятий наряду с экспериментальным методом исследования впервые успешно использовал Г. Галилей.
    Все 
это показывает, что в любом 
процессе научного познания существует 
тесная взаимосвязь между языком 
качественных описаний и количественным 
математическим языком. Эта взаимосвязь 
конкретно проявляется в 
Математика в естествознании:
    - 
играет роль универсального 
    - 
служит источником моделей, 
Поскольку в математических формулах и уравнениях отражены некие общие свойства реального мира, они повторяются в разных его областях. На этом свойстве построен такой своеобразный метод естественно-научного познания, как математическая гипотеза, когда к готовым математическим формам пытаются подобрать конкретное содержание. Для этого в подходящее уравнение из смежных областей науки подставляют величины другой природы, а затем производят проверку на совпадение с характеристиками исследуемого объекта. Эвристические возможности этого метода достаточно велики. Так, с его помощью были описаны основные законы квантовой механики: Э. Шрёдингер, приняв волновую гипотезу движения элементарных частиц, нашел уравнение, которое формально не отличается от уравнения классической физики колебаний нагруженной струны, дал его членам совершенно иную интерпретацию (квантово-механическую). Это позволило Шрёдингеру получить волновой вариант квантовой механики.
Приложение математики к разным отраслям естествознания:
Приложения математики весьма разнообразны. По мнению акад. А.Н. Колмогорова, область применения математического метода принципиально не ограничена. В то же время роль и значение математического метода в различных отраслях естествознания неодинаковы. Дело в том, что математические методы применимы для объектов и явлений, обладающих качественной однородностью и вследствие этого количественно и структурно сравнимых. Именно со сложностью выявления качественной однородности групп объектов и явлений связана трудность получения математических формул и уравнений для объектов естествознания. Чем более сложными и качественно различными являются природные объекты и явления, тем труднее их сравнивать количественно, т.е. тем труднее они поддаются математизации.
    Математический 
метод полностью господствует в 
небесной механике, в частности в 
учении о движении планет. Имеющий 
очень простое математическое выражение 
закон всемирного тяготения почти 
полностью определяет изучаемый 
здесь круг явлений. Каждый результат, 
полученный на основе математического 
метода, с высокой точностью 
    В 
физике тоже велика роль математического 
метода. Почти не существует области 
физики, не требующей употребления 
развитого математического 
    В 
химии для исследования закономерностей 
также широко используются математические 
методы. Это возможно потому, что 
при всем различии свойств химических 
элементов все они обладают и 
общей характеристикой - атомным 
весом. Сравнение элементов по этому 
признаку позволило Д.И. Менделееву 
построить Периодическую 
    В 
биологических науках и науках о 
Земле математические методы часто 
играют подчиненную роль вследствие 
множества специфических 
    Таким 
образом, роль математизации в современном 
естествознании очень велика, и нередко 
новая теоретическая