Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:46, реферат
Известно, что еще в древние времена математике придавалось большое значение. Девиз первой академии – платоновской академии – «Не знающие математики сюда не входят» - ярко свидетельствует о том, насколько высоко ценили математику на заре науки, хотя в те времена основным предметом науки была философия.
1.
Известно, что еще в древние времена математике придавалось большое значение. Девиз первой академии – платоновской академии – «Не знающие математики сюда не входят» - ярко свидетельствует о том, насколько высоко ценили математику на заре науки, хотя в те времена основным предметом науки была философия.
Простейшие
в современном понимании
«Тот, кто хочет решить вопросы естественных наук без помощи математики, ставит неразрешимую задачу. Следует измерять то, что измеримо, и делать измеримым то, что таковым не является», - утверждал выдающийся итальянский физик и астроном, один из основоположников естествознания Галилео Галилей (1564-1642).
Математика
интенсивно развивалась в античности.
Поворотным событием для дальнейшего
развития научного знания стала работа
Евклида <Начала>, где впервые
применялись доказательства. Эта
математическая система была преподнесена
как идеальная версия того, что
составляло содержание реального мира.
Значительно расширили
В
средневековой Европе главенствующую
роль заняла теологическая ветвь
науки, а исследование природы любыми
средствами, в том числе математическими,
трактовалось как предосудительное
занятие. Центр научной мысли
переместился в Индию, а несколько
позже - в арабские страны. В Индии
того времени вводятся в широкое
употребление десятичная позиционная
система счисления и нуль для
обозначения отсутствия единиц данного
разряда, зарождается алгебра. В
арабской культуре сохранялись математические
знания древнего мира и Индии. Конец
Средневековья (XV в.) в арабских странах
отмечен деятельностью
В
XVII в. начинается новый период во взаимоотношениях
математики и естествознания. Многие
отрасли естествознания начинают базироваться
на применении экспериментально-
Противоположного мнения о роли математики для раскрытия качественных особенностей придерживался великий писатель, мыслитель и естествоиспытатель И.В. Гёте, который воспринимал неживую природу и все живое (включая человека) как единое целое и придавал большое значение интуиции и опыту. Гёте считал, что световые и другие природные явления должны наблюдаться в их естественном виде, так как эксперимент и количественный анализ мало помогают в понимании подлинной их сущности: он полагал, что эта сущность познается только непосредственным опытом и интуицией.
В XIX в. с резкой критикой экспериментального изучения явлений природы выступил А. Шопенгауэр. Он не только поддерживал подход Гёте, но и вообще отрицал какую-либо пользу от применения математического языка к изучению природы. Даже сами математические доказательства Шопенгауэр называл <мышеловки>, считая, что они не дают истинного представления о реальных процессах.
Многие выдающиеся ученые XX в., в особенности физики, говорили о значении математики как важнейшего средства для точного выражения научной мысли. Н. Бор указывал на огромную роль математики в развитии теоретического естествознания и говорил, что математика - это не только наука, но и язык науки. Р. Фейнман отмечал, что математика - это язык плюс мышление, как бы язык и логика вместе. Однако в то же время он считал, что такой науки, как математика, не существует.
Различные
варианты тезиса Шопенгауэра о том,
что математика не способствует, а
затемняет понимание реальных явлений,
характерны и для наших дней. Так,
иногда противопоставляют объяснение
явлений их пониманию, полагая, что
количественный язык и методы математики
в лучшем случае содействуют объяснению
явлений неорганической природы, но
не могут дать ничего ценного в
понимании процессов культурно-
Математика как специфический язык естествознания:
Как бы то ни было, естествознание все шире использует математический аппарат для объяснения природных явлений.Можно выделить несколько направлений математизации естествознания:
О количественный анализ и количественная формулировка качественно установленных фактов, обобщений и законов конкретных наук;
О построение математических моделей (об этом несколько позже) и даже создание таких направлений, как математическая физика, математическая биология и т.д.;
О построение и анализ конкретных научных теорий, в частности их языка.
Рассмотрим математику как специфический язык науки, отличающийся от естественного языка, где, как правило, используют понятия, которые характеризуют определенные качества вещей и явлений (поэтому их часто называют качественными). Именно с этого начинается познание новых предметов и явлений. Следующий шаг в исследовании свойств предметов и явлений - образование сравнительных понятий, когда интенсивность какого-либо свойства отображается с помощью чисел. Наконец, когда интенсивность свойства или величины может быть измерена, т.е. представлена в виде отношения данной величины к однородной величине, взятой в качестве единицы измерения, тогда возникают количественные, или метрические, понятия.
Регресс в научном познании часто связан с введением именно количественных понятий и созданием количественного языка, которые и исторически, и логически возникают на основе языка качественных описаний. Количественный язык выступает как дальнейшее развитие, уточнение и дополнение обычного, естественного языка, опирающегося на качественные понятия. Таким образом, количественные и качественные методы исследования не исключают, а скорее дополняют друг друга. Известно, что количественные понятия и язык использовались задолго до того, как возникло экспериментальное естествознание. Однако только после появления последнего они начинают применяться вполне сознательно и систематически. Язык количественных понятий наряду с экспериментальным методом исследования впервые успешно использовал Г. Галилей.
Все
это показывает, что в любом
процессе научного познания существует
тесная взаимосвязь между языком
качественных описаний и количественным
математическим языком. Эта взаимосвязь
конкретно проявляется в
Математика в естествознании:
-
играет роль универсального
-
служит источником моделей,
Поскольку в математических формулах и уравнениях отражены некие общие свойства реального мира, они повторяются в разных его областях. На этом свойстве построен такой своеобразный метод естественно-научного познания, как математическая гипотеза, когда к готовым математическим формам пытаются подобрать конкретное содержание. Для этого в подходящее уравнение из смежных областей науки подставляют величины другой природы, а затем производят проверку на совпадение с характеристиками исследуемого объекта. Эвристические возможности этого метода достаточно велики. Так, с его помощью были описаны основные законы квантовой механики: Э. Шрёдингер, приняв волновую гипотезу движения элементарных частиц, нашел уравнение, которое формально не отличается от уравнения классической физики колебаний нагруженной струны, дал его членам совершенно иную интерпретацию (квантово-механическую). Это позволило Шрёдингеру получить волновой вариант квантовой механики.
Приложение математики к разным отраслям естествознания:
Приложения математики весьма разнообразны. По мнению акад. А.Н. Колмогорова, область применения математического метода принципиально не ограничена. В то же время роль и значение математического метода в различных отраслях естествознания неодинаковы. Дело в том, что математические методы применимы для объектов и явлений, обладающих качественной однородностью и вследствие этого количественно и структурно сравнимых. Именно со сложностью выявления качественной однородности групп объектов и явлений связана трудность получения математических формул и уравнений для объектов естествознания. Чем более сложными и качественно различными являются природные объекты и явления, тем труднее их сравнивать количественно, т.е. тем труднее они поддаются математизации.
Математический
метод полностью господствует в
небесной механике, в частности в
учении о движении планет. Имеющий
очень простое математическое выражение
закон всемирного тяготения почти
полностью определяет изучаемый
здесь круг явлений. Каждый результат,
полученный на основе математического
метода, с высокой точностью
В
физике тоже велика роль математического
метода. Почти не существует области
физики, не требующей употребления
развитого математического
В
химии для исследования закономерностей
также широко используются математические
методы. Это возможно потому, что
при всем различии свойств химических
элементов все они обладают и
общей характеристикой - атомным
весом. Сравнение элементов по этому
признаку позволило Д.И. Менделееву
построить Периодическую
В
биологических науках и науках о
Земле математические методы часто
играют подчиненную роль вследствие
множества специфических
Таким
образом, роль математизации в современном
естествознании очень велика, и нередко
новая теоретическая