Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 23:28, контрольная работа
Познание единичных вещей и процессов невозможно без одновременного познания всеобщего, а последнее в свою очередь познается только через первое. Сегодня это должно быть ясно каждому образованному уму.
1.Введение.
2. История развития взглядов на пространство и время в истории науки.
3. Свойства пространства и времени
4. Системный подход при изучении физической картины мира. 5.Заключение. 6. Литература
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
По предмету:
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Выполнил:
Студент __2__ курса
4
семестр
2011
План
1.Введение.
2. История
развития взглядов на
3. Свойства пространства и времени
4. Системный
подход при изучении физической картины
мира.
1.Введение.
Познание единичных вещей и процессов невозможно без одновременного познания всеобщего, а последнее в свою очередь познается только через первое. Сегодня это должно быть ясно каждому образованному уму. Точно также и целое постижимо лишь в органическом единстве с его частями, а часть может быть понята лишь в рамках целого. И любой открытый нами "частный" закон - если он действительно закон, а не эмпирическое правило - есть конкретное проявление всеобщности. Нет такой науки, предметом которой было бы исключительно всеобщее без познания единичного, как невозможна и наука, ограничивающая себя лишь познанием особенного.
Понятие
"картина мира" является одним
из фундаментальных понятий
В основе построения научной картины мира лежит принцип единства природы и принцип единства знания. Общий смысл последнего заключается в том, что знание не только бесконечно многообразно, но оно вместе с тем обладает чертами общности и целостности. Если принцип единства природы выступает в качестве общей философской основы построения картины мира, то принцип единства знаний, реализованный в системности представлений о мире, является методологическим инструментом, способом выражения целостности природы.
В классической научной картине мира такой ведущей дисциплиной являлась физика с ее совершенным теоретическим аппаратом, математической насыщенностью, четкостью принципов и научной строгостью представлений. Эти обстоятельства сделали ее лидером классического естествознания, а методология сведения придала всей научной картине мира явственную физическую окраску.
2.
История развития взглядов на
пространство и время в
Даже в античном мире мыслители задумывались над природой и сущностью пространства и времени. Так, одни из философов отрицали возможность существования пустого пространства или, по их выражению, небытия. Это были представители элейской школы в Древней Греции. А знаменитый врач и философ из г. Акраганта, Эмпедокл, хотя и поддерживал учение о невозможности пустоты, в отличие от элеатов утверждал реальность изменения и движения. Он говорил, что рыба, например, передвигается в воде, а пустого пространства не существует.
Некоторые философы, в том числе Демокрит, утверждали, что пустота существует, как материи и атомы, и необходима для их перемещений и соединений.
В доньютоновский период развитие представлений о пространстве и времени носило преимущественно стихийный и противоречивый характер. И только в "Началах" древнегреческого математика Евклида пространственные характеристики объектов впервые обрели строгую математическую форму. В это время зарождаются геометрические представления об однородном и бесконечном пространстве.
Коренное
изменение пространственной и всей
физической картины произошло в
гелиоцентрической системе мира, развитой
Н. Коперником в
работе
"Об обращениях небесных сфер". Принципиальное
отличие этой системы мира от прежних
теорий состояло в том, что в ней концепция
единого однородного пространства и равномерности
течения времени обрела реальный эмпирический
базис.
Признав подвижность Земли, Коперник в своей теории отверг все ранее существовавшие представления о ее уникальности, "единственности" центра вращения во Вселенной. Тем самым теория Коперника не только изменила существовавшую модель Вселенной, но и направила движение естественнонаучной мысли к признанию безграничности и бесконечности пространства.
Космологическая
теория Д. Бруно связала воедино
бесконечность
Вселенной и пространства. В своем произведении
"О бесконечности, Вселенной и мирах"
Бруно писал: "Вселенная должна быть
бесконечной благодаря способности и
расположению бесконечного пространства
и благодаря возможности и сообразности
бытия бесчисленных миров, подобных этому...".
Представляя Вселенную как "целое бесконечное",
как "единое, безмерное пространство",
Бруно делает вывод и о безграничности
пространства, ибо оно
"не имеет края, предела и поверхности".
Подлинная
революция в механике связана
с именем Г. Галилея. Он ввел в механику
точный количественный эксперимент
и математическое описание явлений.
Первостепенную роль в развитии представлений
о пространстве сыграл открытый им общий
принцип классической механики — принцип
относительности
Галилея. Согласно этому принципу все
физические (механические) явления происходят
одинаково во всех системах, покоящихся
или движущихся равномерно и прямолинейно
с постоянной по величине и направлению
скоростью. Такие системы называются инерциальными.
Математические преобразования Галилея
отражают движение в двух инерциальных
системах, движущихся с относительно малой
скоростью (меньшей, чем скорость света
в вакууме). Они устанавливают инвариантность
(неизменность) в системах длины, времени
и ускорения.
Дальнейшее
развитие представлений о пространстве
и времени связано с
Декарт обосновывал единство физики и геометрии. Он ввел координатную систему (названную впоследствии его именем), в которой время представлялось как одна из пространственных осей. Тезис о единстве физики и геометрии привел его к отождествлению материальности и протяженности. Исходя из этого тезиса он отрицал пустое пространство и отождествил пространство с протяженностью.
Декарт
развил также представление о
соотношении длительности и времени.
Длительность, по его мнению, "соприсуща
материальному миру. Время же —
соприсуще человеку и потому является
модулем мышления". "... Время, которое
мы отличаем от длительности, — пишет
Декарт в "Началах философии",
— есть лишь известный способ, каким мы
эту длительность мыслим... ".
Новая
физическая гравитационная картина
мира, опирающаяся на строгие математические
обоснования, представлена в классической
механике И.
Ньютона. Ее вершиной стала теория тяготения,
провозгласившая универсальный закон
природы — закон всемирного тяготения.
Согласно этому закону сила тяготения
универсальна и проявляется между любыми
материальными телами независимо от их
конкретных свойств. Она всегда пропорциональна
произведению масс тел и обратно пропорциональна
квадрату расстояния между ними.
Распространив на всю Вселенную закон тяготения, Ньютон рассмотрел и возможную ее структуру. Он пришел к выводу, что Вселенная является не конечной, а бесконечной. Лишь в этом случае в ней может существовать множество космических объектов — центров гравитации. Так, в рамках ньютоновской гравитационной модели Вселенной утверждается представление о бесконечном пространстве, в котором находятся космические объекты, связанные между собой силой тяготения.
В
1687 г. вышел основополагающий труд Ньютона
"Математические начала натуральной
философии". Этот труд более чем
на два столетия определил развитие
всей естественнонаучной картины мира.
В нем были сформулированы основные законы
движения и дано определение понятий пространства,
времени, места и движения.
Он
предлагает различать два типа понятий
пространства и времени: абсолютные
(истинные, математические) и относительные
(кажущиеся, обыденные) и дает им следующую
типологическую характеристику:
- Абсолютное, истинное, математическое
время само по себе и по своей сущности,
без всякого отношения к чему-либо внешнему,
протекает равномерно и иначе называется
длительностью.
- Относительное, кажущееся, или обыденное,
время есть или точная, или изменчивая,
постигаемая чувствами, внешняя мера продолжительности,
употребляемая в обыденной жизни вместо
истинного математического времени, как-то:
час, день, месяц, год.
- Абсолютное пространство по своей сущности,
безотносительно к чему бы то ни было внешнему,
остается всегда одинаковым и неподвижным.
Относительное пространство есть мера
или какая-либо ограниченная подвижная
часть, которая определяется нашими чувствами
по положению его относительно некоторых
тел и которое в обыденной жизни принимается
за пространство неподвижное.
Ньютоновское понимание пространства и времени вызвало неоднозначную реакцию со стороны его современников — естествоиспытателей и философов. С критикой ньютоновских представлений о пространстве и времени выступил немецкий ученый Г.В. Лейбниц. Он развивал реляционную концепцию пространства и времени, отрицающую существование пространства и времени как абсолютных сущностей.
Успехи
ньютоновской системы (поразительная
точность и кажущаяся ясность) привели
к тому, что многие критические
соображения в ее адрес обходились
молчанием. А ньютоновская концепция
пространства и времени, на основе которой
строилась физическая картина мира,
оказалась господствующей вплоть до конца
XIX в.
Основные положения этой картины мира, связанные с пространством и временем, заключаются в следующем.
-
Пространство считалось
- Время понималось абсолютным, однородным,
равномерно текущим. Оно идет сразу и везде
во всей Вселенной "единообразно и синхронно"
и выступает как независимых материальных
объектов процесс длительности, Фактически
классическая механика сводила время
к длительности, фиксируя определяющее
свойство времени "показывать последовательность
события”. Значение указаний времени
в классической механике считалось абсолютным,
не зависящим от состояния движения тела
отсчета.
До XIX в. физика была в основном физикой вещества, т. е. она рассматривала поведение материальных объектов с конечным числом степеней свободы и обладающих конечной массой покоя. Изучение электромагнитных явлений в XIX в. выявило ряд существенных отличий их свойств по сравнению с механическими свойствами тел.
Если
в механике Ньютона силы зависят от
расстояний между телами и направлены
по прямым, то в электродинамике (теории
электромагнитных процессов), созданной
в XIX в. английскими физиками М. Фарадеем
и Дж. К.
Максвеллом, силы зависят от расстояний
и скоростей и не направлены по прямым,
соединяющим тела. А распространение сил
происходит не мгновенно, а с конечной
скоростью. Как отмечал Эйнштейн, с развитием
электродинамики и оптики становилось
все очевиднее, что "недостаточно одной
классической механики для полного описания
явлений природы". Из теории Максвелла
вытекал вывод о конечной скорости распространения
электромагнитных взаимодействий и существовании
электромагнитных волн. Свет, магнетизм,
электричество стали рассматриваться
как проявление единого электромагнитного
поля. Таким образом, Максвеллу удалось
подтвердить действие законов сохранения
и принципа близкодействия благодаря
введению понятия электромагнитного поля.
Информация о работе Физическая картина мира: история и современное состояние