Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 23:28, контрольная работа
Познание единичных вещей и процессов невозможно без одновременного познания всеобщего, а последнее в свою очередь познается только через первое. Сегодня это должно быть ясно каждому образованному уму.
1.Введение.
2. История развития взглядов на пространство и время в истории науки.
3. Свойства пространства и времени
4. Системный подход при изучении физической картины мира. 5.Заключение. 6. Литература
Итак,
в физике XIX в. появляется новое понятие
— "поля", что, по словам Эйнштейна,
явилось "самым важным достижением
со времени Ньютона".
Открытие существования поля в пространстве
между зарядами и частицами было очень
существенно для описания физических
свойств пространства и времени.
Структура электромагнитного поля описывается
с помощью четырех уравнений
Максвелла, устанавливающих связь величин,
характеризующих электрические и магнитные
поля с распределением в пространстве
зарядов и токов. Как заметил
Эйнштейн, теория относительности возникает
из проблемы поля.
Специального объяснения в рамках существовавшей в конце XIX в. физической картины мира требовал и отрицательный результат по обнаружению мирового эфира, полученный американским физиком А. Майкельсоном. Его опыт доказал независимость скорости света от движения Земли. С точки зрения классической механики, результаты опыта Майкельсона не поддавались объяснению. Некоторые физики пытались истолковать их как указывающие на реальное сокращение размеров всех тел, включая и Землю, в направлении движения под действием возникающих при этом электромагнитных сил.
Создатель электронной теории материи X. Лоренц вывел математические уравнения (преобразования Лоренца) для вычисления реальных сокращений движущихся тел и промежутков времени между событиями, происходящими на них, в зависимости от скорости движения.
Как показал позднее Эйнштейн, в преобразованиях Лоренца отражаются не реальные изменения размеров тел при движении (что можно представить лишь в абсолютном пространстве), а изменения результата измерения в зависимости от движения системы отсчета.
Таким образом, относительными оказывались и "длина", и "промежуток времени" между событиями, и даже "одновременность" событий. Иначе говоря, не только всякое движение, но и пространство, и время.
3.
Свойства пространства и
Какие
же основные свойства пространства и времени
мы можем указать?
Прежде всего пространство и время объективны
и реальны, т. е. существуют независимо
от сознания людей и познания ими этой
объективной реальности.
Человек все более и более углубляет свои
знания о ней. Однако в истории науки и
философии существовал и другой взгляд
на пространство и время — как только
субъективных всеобщих форм нашего созерцания.
Согласно
этой точке зрения, пространство и
время не присущи самим вещам,
а зависят от познающего субъекта.
В данном случае преувеличивается относительность
нашего знания на каждом историческом
этапе его развития.
Эта точка зрения отстаивается сторонниками
философии И. Канта.
Пространство
и время являются также универсальными,
всеобщими формами бытия
Важным свойством пространства является его трехмерность. Положение любого предмета может быть точно определено только с помощью трех независимых величин — координат. В прямоугольной декартовой системе координат это — X, У, Z., называемые длиной, шириной и высотой. В сферической системе координат — радиус-вектор r и углы a и b (3. В цилиндрической системе — высота г, радиус-вектор и угол а.
В науке используется понятие многомерного
пространства (и-мерного).
Это понятие математической абстракции
играет важную роль. К реальному пространству
оно не имеет отношения. Каждая координата,
например, 6-мерного пространства может
указывать на какое-то любое свойство
рассматриваемой физической реальности:
температуру, плотность, скорость, массу
и т. д. В последнее время была выдвинута
гипотеза о реальных 11 измерениях в области
микромира в первые моменты рождения нашей
Вселенной: 10 — пространственных и одно
— временное. Затем из них возникает 4-мерный
континуум (с лат. — непрерывное, сплошное).
Пространство обладает свойством однородности и изотропности, а время — однородности. Однородность пространства заключается в равноправии всех его точек, а изотропность — в равноправии всех направлений. Во времени все точки равноправны, не существует преимущественной точки отсчета, любую можно принимать за начальную.
Указанные
свойства пространства и времени
связаны с главными законами физики
— законами сохранения. Если свойства
системы не меняются от преобразования
переменных, то ей соответствует определенный
закон сохранения. Это — одно из существенных
выражений симметрии в мире.
Симметрии относительно сдвига времени
(однородности времени) соответствует
закон сохранения энергии; симметрии относительно
пространственного сдвига
(однородности пространства) — закон сохранения
импульса; симметрии по отношению поворота
координатных осей (изотропности пространства)
— закон сохранения момента импульса,
или углового момента. Из этих свойств
вытекает и независимость пространственно-временного
интервала, его инвариантность и абсолютность
по отношению ко всем системам отсчета.
В
современной науке используются
также понятия биологического, психологического
и социального пространства и
времени.
Биологическое пространство и время характеризуют
особенности пространственно-временных
параметров органической материи: биологическое
бытие человеческого индивида, смену видов
растительных и животных организмов.
Психологическое
пространство и время характеризуют
основные перцептивные структуры пространства
и времени, связанные с восприятиями.
Перцептивные поля — поля вкусовые, визуальные
и т. д. Выявлены неоднородность перцептивного
пространства, его асимметрия, а также
эффект обратимости времени в бессознательных
и транспсихических процессах.
Существует также синхронизм психических
процессов, состоящий в одновременном
параллельном проявлении идентичных психических
переживаний у двоих или нескольких личностей.
Социальное пространство и время характеризуют особенности протяженности и пространственности социальных объектов. Неоднородность структурных связей в социальных системах определяется распределением социальных групп и величиной их социального потенциала, а также локальными метрическими свойствами объектов. Коммуникативные и интерактивные взаимодействия социальных структур фиксируют особенности параметров времени в ретрансляции социального опыта и одновременность в протекании социальных событий.
4. Системный подход при изучении физической картины мира
В
основе системного подхода к изучению
физической картины мира лежит необходимость
человечества четко структурировать свои
познания об окружающем мире. Человеку
всегда было свойственно задаваться вопросом
об устройстве всего сущего. Наиболее
понятный и четкий в определениях всего
окружающего подход нужен был человечеству.
И оно придумало систематизацию и разбиение
на структуры всего, что его окружало.
Системный подход позволил человечеству
разбить все многообразие явлений на определенные
классы, различные сообщества - на системы.
Он позволил говорить о системе человеческих
взаимоотношений, системе налогообложения,
системе питания в животном мире и т.д.
Причем, говоря о какой-то системе, человек
находил особые законы, которым следует
эта система.
Соединение методов системного анализа
с другими науками, теорией информации
(обмен информацией между системами), векторным
анализом в многомерном пространстве
состояния и синергетикой открывает в
этой области новые возможности. При исследовании
любого объекта или явления необходим
системный подход, что включает следующие
основные этапы работы:
1. Выделение объекта исследования от общей массы явлений. Очертание контур, пределов системы, его основных частей, элементов, связи с окружающей средой. Установление цели исследования: выяснение структуры системы, изменение и преобразование её деятельности или наличие длительного механизма управления и функционирования. Выяснение основных критериев для обеспечения целесообразного или целенаправленного действия системы, а также основные ограничения и условия существования.
3.
Определение альтернативных
4.
Составление модели
5.
Оптимизация режима
6.
Проектирование оптимальных
Определение оптимальной схемы их регулирования или управления.
7.
Контроль за работой системы
в эксплуатации, определение её
надёжности и
5. Заключение.
Наука и будущее человечества. Естествознание как революционизирующая сила цивилизации.
Естествознание
- и продукт цивилизации и
В современном мире наука вызывает у людей не только восхищение и преклонение, но и опасения. Часто можно услышать, что наука приносит человеку не только блага, но и величайшие несчастья. Загрязнения атмосферы, катастрофы на атомных станциях, повышение радиоактивного фона в результате испытаний ядерного оружия, “озонная дыра” над планетой, резкое сокращение видов растений и животных – все эти и другие экологические проблемы люди склонны объяснять самим фактом существования науки. Но дело не в науке, а в том, в чьих руках она находится, какие социальные интересы за ней стоят, какие общественные и государственные структуры направляют ее развитие.
Нарастание
глобальных проблем человечества повышает
ответственность ученых за судьбы человечества.
Вопрос об исторических судьбах и
роли науки в ее отношении к
человеку, перспективам его развития
никогда так остро не обсуждался, как
в настоящее время, в условиях нарастания
глобального кризиса цивилизации. Старая
проблема гуманистического содержания
познавательной деятельности приобрела
новое конкретно-историческое выражение:
может ли человек (и если может, то в какой
степени) рассчитывать на науку в решении
глобальных проблем современности? Способна
ли наука помочь человечеству в избавлении
от того зла, которое несет в себе современная
цивилизация технологизацией образа жизни
людей?
6. Литература
1) Л.В.Тарасов «Физика в природе»
Москва « Просвещение», 1990 г.
2) Д.В. Кресин «Физика сложных систем»
Москва «Просвещение», 1992 г.
3) Д.Джанколи «Физика».
Москва . Издательство «Мир».
Информация о работе Физическая картина мира: история и современное состояние