Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 00:03, контрольная работа
Выявление логики развития науки означает уяснение закономерности научного прогресса, его движущих сил, причин и исторической обусловленности. Современное видение этой проблемы существенно отличается от того, которое господствовало, пожалуй, до середины нашего столетия. Прежде полагали, что в науке идет непрерывное приращение научного знания, постоянное накопление новых научных открытий и все более точных теорий, создающее в итоге кумулятивный эффект на разных направлениях познания природы. Ныне логика развития науки представляется иной: она развивается не только путем непрерывного накопления новых фактов и идей - шаг за шагом, но и через фундаментальные теоретические сдвиги. В один прекрасный момент они заставляют ученых перекраивать привычную общую картину мира и перестраивать свою деятельность на базе принципиально иных мировоззренческих установок. Логику неспешной эволюции науки (шаг за шагом) сменила логика научных революций и катастрофы. Ввиду новизны и сложности проблемы в методологии науки еще не сложилось общепризнанного подхода логики развития научного знания. Таких моделей множество. Но некоторые все приобрели приоритет.
Введение...................................................................................................................3
1. Процессы дифференциации в развитии науки……………………………….4
2. Процессы интеграции в развитии науки. Взаимосвязь дифференциации и интеграции………………………………………………………………………...7
3. Процессы математизации науки……………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………….....16
Список используемой литературы………………………………………….…..17
Всероссийский
заочный финансово-
Контрольная работа
по «Концепции современного естествознания»
на тему «Дифференциация, интеграция и математизация в развитии науки»
вариант
№ 7
Руководитель:
Исполнитель:
Владимир 2008 г
Содержание
Введение......................
1. Процессы
дифференциации в развитии
2. Процессы
интеграции в развитии науки.
Взаимосвязь дифференциации и интеграции……………………………………………………
3. Процессы
математизации науки……………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………….…..
Введение
Не сомнений в том, что наука развивается, то есть необратимо качественно меняется со временем. Она наращивает свой объем, непрерывно разветвляется, усложняется и тому подобное. Фактическая история науки внешне выглядит достаточно дробно и хаотично. Но наука изменила бы самой себе, если бы в этом хаосе гипотез, открытий, теорий не попыталась бы отыскать некую упорядоченность, закономерный ход становления и смены идей и концепций, то есть обнаружить скрытую логику развития научного знания.
Выявление
логики развития науки означает уяснение
закономерности научного прогресса, его
движущих сил, причин и исторической обусловленности.
Современное видение этой проблемы
существенно отличается от того, которое
господствовало, пожалуй, до середины
нашего столетия. Прежде полагали, что
в науке идет непрерывное приращение научного
знания, постоянное накопление новых научных
открытий и все более точных теорий,
создающее в итоге кумулятивный эффект
на разных направлениях познания природы.
Ныне логика развития науки представляется
иной: она развивается не только путем
непрерывного накопления новых фактов
и идей - шаг за шагом, но и через фундаментальные
теоретические сдвиги. В один прекрасный
момент они заставляют ученых перекраивать
привычную общую картину мира и перестраивать
свою деятельность на базе принципиально
иных мировоззренческих установок. Логику
неспешной эволюции науки (шаг за шагом)
сменила логика научных революций и катастрофы.
Ввиду новизны и сложности проблемы
в методологии науки еще не сложилось
общепризнанного подхода логики развития
научного знания. Таких моделей множество.
Но некоторые все приобрели приоритет.
1. Процессы дифференциации в развитии науки
Дифференциация (франц. differentiation, от лат. differentia — разность, различие), разделение целого на различные части, формы и ступени.
Процесс дифференциации – переход от «единого», общего к расчлененному, «многому». Разделение общего знания на его части, виды или подвиды приводит к появлению новых областей знания, появляются новые объекты и области исследования, целые отрасли научного знания.
Процессы
дифференциации превратили науку в
сложную и разветвленную
В настоящее время насчитывается не менее 15 тыс. различных научных дисциплин. Такое усложнение структуры научного знания имеет несколько причин, во-первых, в основе всей современной науки лежит аналитический подход к действительности, то есть основной прием познания это расчленение изучаемого явления на простейшие составляющие. Этот методологический прием ориентировал исследователей на подробную детализацию изучаемой действительности. Во-вторых, за последние 300 лет резко возросло число объектов доступных для научного изучения, существование универсальных гениев, которые могли охватить все многообразие научного знания стало сейчас физически невозможным, человек способен познать лишь незначительную часть того, что известно человечеству. Процесс формирования отдельных научных дисциплин происходил за счет отграничения предмета каждой из них от предметов других наук. Стержнем того или иного предмета исследования являются объективные законы действительности.
Подобная
специализация полезна и
Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно "потеря связи целого", сужение кругозора - иногда до "профессионального кретинизма"). Касаясь этой стороны проблемы, А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки "деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки...; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника"1
Взаимное
разделение наук, дифференциация изоляционистского
типа, была ведущей тенденцией в
сфере науки вплоть до XIX века, это
привело к тому, что, не смотря на
большие успехи, достигнутые наукой на
пути прогрессирующей специализации,
происходил рост рассогласования научных
дисциплин. Возник кризис единства науки.
Но уже в рамках классического естествознания
постепенно утверждается идея принципиального
единства всех явлений природы, а, следовательно,
и отражающих их научных дисциплин, поэтому
начали возникать смежные научные дисциплины,
например, физическая химия, биохимия.
Границы, проведенные между оформившимися
научными дисциплинами, становятся все
более условными, фундаментальные науки
так глубоко проникли друг в друга, что
возникает проблема формирования единой
науки о природе, то есть интеграции научного
знания.
2. Процессы интеграции в развитии науки. Взаимосвязь дифференциации и интеграции
Термин интеграция (от лат. восстановление, восполнение), как правило используется для обозначения объединения каких - то частей в единое целое, при этом подразумевается так же преодоление дезинтегрирующих факторов ведущих к разобщенности системы, к чрезмерному росту самостоятельности элементов или частей, что должно повысить степень упорядоченности и организованности системы.
Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).
В
основе решения проблемы интеграции
научного знания лежит философский
принцип единства мира. Поскольку мир
един его адекватное отражение должно
представлять единство; системный целостный
характер природы обуславливает целостность
естественнонаучного знания, в природе
нет абсолютных разграничительных линий.
А есть только относительно самостоятельные
формы движения материи, переходящие друг
в друга и составляющие звенья единой
цепи движения и развития, по этому науки,
изучающие их, могут обладать не абсолютной,
а только относительной самостоятельностью
в организации
исследований на стыке наук. Результатом
являются «пограничные» науки, но такая
интеграция возможна только между смежными
дисциплинами
в разработке
междисциплинарных научных
в поиске
объединительных теорий и принципов,
к которым можно было бы свести
бесконечное разнообразие явлений
природы (единая теория поля, глобальный
эволюционный синтез в биологии, физике
химии и т.д.)
разработка
теорий выполняющих
изменении
самого принципа выделения научных
дисциплин. Появился новый тип проблемных
наук, они по большей части становятся
комплексными, привлекающими для
решения одной проблемы сразу
несколько дисциплин (онкология
и пр.).
В настоящее время можно проследить в науке одновременно и процессы дифференциации и процессы интеграции, но последние, судя по всему, пересиливают, интеграция стала ведущей закономерностью развития научного прогресса. К настоящему времени в науке действует множество интегрирующих факторов, которые позволяют утверждать, что она стала целостным системным образованием, в этом отношении наука вышла из кризиса, и проблема состоит теперь в достижении еще большей организованности и упорядоченности. В современных условиях дифференциация наук уже не приводит к дальнейшему разобщению, а, наоборот, к их взаимному цементированию. Однако разобщение еще далеко не преодолено, а на отдельных участках оно даже усиливается. При этом следует учитывать что интеграция и дифференциация не взаимоисключающие, а взаимодополняющие процессы.
Интеграция
– противоположный механизм развития
научного знания, в результате которого
происходит объединение разрозненных
знаний, областей исследования, то есть
происходит переход от «многого»
к «единому». Это одна из важнейших
закономерностей развития научного знания,
становления его целостности. Следует
подчеркнуть, что далеко не всякое междисциплинарное
исследование комплексных проблем является
интегративным взаимодействием наук.
Сущность интеграции – в уплотнении научной
информации, возрастании системности,
комплексности и ёмкости знаний. Проблема
интеграции научного знания – сложное,
многогранное явление, требующее современных
средств ее методологического анализа.
3. Процессы математизации науки
Современный
этап развития науки характеризуется
усилением и углублением
Использование математики в биологических и особенно гуманитарных науках содействовало образованию необычных для классической математики понятий качество, расплывчатое множество, функция принадлежности, отображение, бинарное отношение, алгебраические операции и др. В целом, математизация процесса познания становится определяющим фактором того, что и сама математика подвергается глубоким структурным изменениям. В этом плане развитие математики, образование общенаучных понятий, наметившуюся тенденцию к всестороннему отображению объектов природной и социальной действительности, следует рассматривать в контексте с единым тотальным процессом синтеза научного знания, являющимся отображением единства материального мира.
В процессе математизации естественных, общественных, технических наук и её углубления происходит взаимодействие между методами математики и методами тех отраслей наук, которые подвергаются математизации, усиливается взаимодействие и взаимосвязь между математикой и конкретными науками, формируются новые интегративные направления в науке.
Математика как специфический язык естествознания
Как бы то ни было, естествознание все шире использует математический аппарат для объяснения природных явлений. Можно выделить несколько направлений математизации естествознания:
Рассмотрим математику как специфический язык науки, отличающийся от естественного языка, где, как правило, используют понятия, которые характеризуют определенные качества вещей и явлений (поэтому их часто называют качественными). Именно с этого начинается познание новых предметов и явлений. Следующий шаг в исследовании свойств предметов и явлений - образование сравнительных понятий, когда интенсивность какого-либо свойства отображается с помощью чисел. Наконец, когда интенсивность свойства или величины может быть измерена, т.е. представлена в виде отношения данной величины к однородной величине, взятой в качестве единицы измерения, тогда возникают количественные, или метрические, понятия.
Информация о работе Дифференциация, интеграция и математизация в развитии науки