Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:39, реферат
В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:
- Краткий очерк развития антропологии, ее современное состояние;
- Основные разделы антропологии;
- Специфика человека как объекта естественнонаучного исследования;
- Общепознавательное и прикладное значение антропологии в системе естественных наук.
Введение…………………………………………………….…………………….3
1. История становления антропологии 4
2. Развитие антропологии в системе естественных наук в России 9
3. Антропология в системе естественнонаучных знаний 11
4. Биологическая антропология 18
5. Социальная антропология 20
6. Отличия антропологии от других естественных наук и ее преимущества 37
Список использованных источников……………...……………………………41
Министерство образования и науки Российской Федерации
Дальневосточный Государственный Технический Университет
(ДВПИ имени Куйбышева)
Кафедра физики
Реферат
Антропология в системе естественнонаучного знания
Выполнила: студентка группы У-2501
Мусалова Д.С.
Проверил: Дымченко Н.П.
Владивосток
2006
1. История становления антропологии 4
2. Развитие антропологии в системе естественных наук в России 9
3. Антропология в системе естественнонаучных знаний
4. Биологическая антропология
5. Социальная антропология
6. Отличия антропологии от других естественных наук и ее преимущества
Список использованных источников……………...……………………………
Антропология - наука о человеке и о людях, об их происхождении и развитии, наследственности и изменчивости структуры и численности человеческих популяций во времени и пространстве.
Антропология сформировалась на стыке естественных и гуманитарных наук, и характеризуется комплексным многоплановым подходом к основным проблемам биологии человека. Как междисциплинарная наука, антропология приобретает все большую популярность в естественнонаучной сфере. Именно поэтому антропология сейчас так актуальна в мире высоких технологий, информационной революции и транснациональных корпораций, и именно этим и объясняется актуальность моего реферата.
В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:
- Краткий очерк развития антропологии, ее современное состояние;
- Основные разделы антропологии;
- Специфика человека как объекта естественнонаучного исследования;
- Общепознавательное и прикладное значение антропологии в системе естественных наук.
Будут проанализированы и использованы работы таких отечественных и зарубежных авторов, как Левин М.Г., Барулин В.С., Леви-Стросс К., Ермолаев Б.В., Левонтин Р., а также материалы сети Internet.
Антропология - наука о человеке и о людях, об их происхождении и развитии, наследственности и изменчивости структуры и численности человеческих популяций во времени и пространстве.
Современная антропология - фундаментальная наука, изучающая человека с позиций диалектического единства его двойственной природы - как представителя биологического вида (живой организм) и как социального существа (субъекта истории).
Термин "антропология" греческого происхождения (anthropos -человек, logos - наука). Впервые он употреблен Аристотелем при изучении духовной жизни человека. Несколько иное значение этому термину придавал Магнус Хундт из Лейпцига. В его книге "Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела", вышедшей в 1501 г., обобщены имевшиеся в тот период анатомические сведения о человеке. В 1533 г. появился труд итальянца Г.Капелла "Антропология, или рассуждение о человеческой природе", содержащий данные об индивидуальной изменчивости морфологических признаков человека. Следующей вехой в истории антропологии является выход в свет в 1594 г. сочинения Касмана, первая часть которого называется "Антропологическая психология, или учение о человеческой душе", вторая - "О строении человеческого тела в методическом описании" и посвящена морфологии человека. Естествоиспытатель XVII в. Й.Риолан свою книгу "Анатомия или антропология" посвятил строению человека. Немецкие философы конца XVIII - начала XIX в. (И.Кант, Г.Гегель и др.) представляли антропологию как науку, изучающую законы развития общества, мировоззрения и бытия. Французские энциклопедисты придавали термину "антропология" очень широкий смысл, понимая под ним всю совокупность знаний о человеке. Разное представление о термине "антропология" вытекает из многогранности человека - особенностей его биологии, психологии и общественно-культурной организации.
С середины XIX в. в рамках нормальной анатомии человека стали обобщаться знания о его морфологической изменчивости в зависимости от расовой принадлежности и климата. Известный французский анатом и основоположник антропологической школы в Париже П.Брока охарактеризовал антропологию как науку, занимающуюся естественной историей человека. Немецкие анатомы-антропологи И.Ф.Блуменбах, И.Ранке, Р.Вирхов придавали большое значение изучению морфологической изменчивости человека.
И до настоящего времени в науке нет единой трактовки термина "антропология". В Англии, США, Латинской Америке, Франции и Бельгии под антропологией понимается ряд наук. Изучением культуры, цивилизации, общественных систем, этнических особенностей занимается культурная антропология. Биологию человека, его изменчивость во времени и пространстве рассматривает физическая антропология.
В Польше, Чехословакии и некоторых других странах антропологическая наука ограничивается изучением биологической изменчивости человека. В польской антропологии выделяют популяционный (расовый), онтогенетический (изучающий индивидуальное развитие) и филогенетический (изучающий эволюцию человека) разделы.
В советской науке было принято разграничивать археологию и этнографию. Археология изучает ископаемые памятники культуры, обобщает сведения о возникновении и становлении производства. Предметом этнографии является культура и быт современных народов, их происхождение, расселение по земному шару и культурно-историческое взаимодействие. Антропология занимает самостоятельное место в системе естественных и общественных наук, а в последние годы ей отводится большая роль в интеграции различных знаний, касающихся человека. И как продолжение комплексных исследований человека на базе антропологии, социальной гигиены, общей и медицинской географии формируется новая отрасль знания - экология человека. Это комплексная, синтетическая наука, изучающая закономерности динамического взаимодействия людей со всеми факторами среды их обитания (физическими, биологическими, социальными), в совокупности воздействующими на организм.
Понятие "экосистема", или среда человека, более широкое, чем у любого другого биологического вида. Оно включает и собственно природные факторы, такие, как солнечный свет, дождь, суточные колебания температуры, воздействие неорганических веществ (кислород, углекислый газ, азотистые соединения и другие элементы, важные для организма человека), и такие биотические факторы, как растительный и животный мир, а также созданную человеком искусственную среду обитания, включающую культуру и социум, т.е. общественные отношения и институты.
Со времени издания в 1989 г. первого в Республике Беларусь учебного пособия по антропологии "Основы современной антропологии" прошло более шести лет. Спрос на эту книгу намного превысил ее тираж. Кроме того, оформилось новое направление - экология человека. В связи с этим возникла необходимость в подготовке учебника с учетом новейших данных по антропологии и включением глав по экологии человека.
До начала XX века антропология была наукой «избранных». Типичным образом антрополога был богатый человек, часто благородного происхождения, который мог себе позволить на собственные средства организовывать экспедиции в экзотические страны, покупать для изучения таблицы с иероглифическими письменами и создавать собственные антропологические коллекции. Поэтому во всем XIX веке едва ли набралась сотня профессиональных антропологов.
Постепенно, вместе с расширением интересов антропологии как науки, сформировался новый тип антрополога – уже более привычный образ гуманитария-интеллектуала. Антропологи первой половины XX века, как правило, были полиглотами, эрудитами и, самое главное, научились зарабатывать деньги, занимаясь своим любимым делом. Поэтому антропологов стало существенно больше. В этот период начинается богатая история преподавания антропологических наук в самых престижных университетах мира.
С пятидесятых годов начинается настоящий антропологический бум. Институты и департаменты открываются в каждом американском штате. Сегодня результатом этого победного шествия антропологии стали сотни английских и американских институтов, музеев, подразделений, департаментов и факультетов антропологии.
География распространения антропологических факультетов далеко вышла за границы англоязычного культурного мира. И хотя более 75 % всех факультетов и департаментов сосредоточены в США, Великобритании, Канаде и Австралии, департаменты и факультеты антропологии рассеяны от Гонконга до Санкт-Петербурга, от Чили до Куала-Лумпур.
Сегодня сфера интересов антрополога огромна. Это видно даже из перечня научных дисциплин, которые объединяет понятие «культурная антропология»: психологическая антропология, политическая антропология, экономическая антропология, прикладная антропология и т.д. Так же называются предметы в учебных планах западных университетов.
Именно поэтому антропология так актуальна в мире высоких технологий, информационной революции и транснациональных корпораций, и именно этим и объясняется актуальность моего реферата.
Создателем первой школы антропологов в России был профессор Московского университета А.П. Богданов (вторая половина Х1Х века), который собственно и предложил наименование этой тогда еще новой науки. Термин «физическая антропология вводится им с четко определенной целью – выделить особую науку о человеке, предметом которой является изучение человеческого организма методами измерения (антропометрия) линейных размеров, массы, окраски покровов и других морфологических признаков, т.е. исследование именно физических параметров. За таким пониманием предмета физической антропологии явно просвечивалось ее содержание как дисциплины естественнонаучного цикла.
Сам А.П. Богданов и его ученики приложили много усилий по исследованию антропологических типов и этногенеза русского народа (славянских), были активными пропагандистами и пионерами преподавания новой науки о человеке в российских университетах. Однако в то же время не только в России, но и в других странах антропологиии не получила еще официального признания и оставалась по большей части вне круга университетских дисциплин.
Постепенно положение исправлялось, и уже начиная с 1920-х годов в нашей стране антропология становится обязательным предметом биологического образования, включается в учебные планы и гуманитарных специальностей, однако на правах преимущественно факультативной дисциплины. Начиная с этого же времени, на свет появляются «антропологии» с новыми названиями: философская антропология, психологическая, культурная и др. Они дополняют пространство социологических учений с биологическим уклоном (социал-дарвинизм, расовая антропология, расовая гигиена и пр.), находя свою «нишу» в более сильном выпячивании интерпретации социального либо биологического начал в человеке.
Диалектическая взаимосвязь сущности и явления многообразно и ярко просвечивается через призму органического сплетения и в то же время относительной самостоятельности социального и биологического в человеке. Объединение этих двух начал и не сводимость их друг к другу определяло, с одной стороны, необходимость интеграции всей научной информации о человеке в общей антропологии, с другой стороны, дифференциацию конкретных знаний по самым разным направлениям человековедения: от систематики и анатомии, исследований структурной организации, законов функционирования и эволюции человеческого вида познания возникновения и развития его в форме общественно-исторической системы. Разноплановый и вместе с тем единый портрет, образно выражаясь, «двуликого Януса» в человеке может быть создан путем синтеза всех знаний в области естественных и гуманитарных наук, в контексте с их социологическими и философскими обобщениями. Такой комплексный подход, а не конгломерат разных «антропологий», позволит в будущем создать фундаментальную науку – общую антропологию, которая объединит информацию человека о самом себе, в том числе и в области физической антропологии.
В антропологии особую важность имеет рассмотрение главных морфологических критериев человека (двуногая локомоция, высокоразвитые кисть и головной мозг), который позволяет выделить семейство гоминид в особый биологический таксон без обязательной ссылки на социальные характеристики, а также привлечения «трудовой» теории для объяснения эволюционного происхождения этого семейства. Долгое время данная теория оставалась почти непререкаемой догмой советской антропологии в понимании движущих сил антропогенеза и утверждения о стагнации эволюционного развития сапиенса после его возникновения как биологического вида. Новые подходы, в частности указание на приобретение объема головного мозга в 900-1200 см3 у питекантропа, превышающего нижнюю границу объема мозга современного человека, в период, когда не обнаруживается заметного прогресса в орудийной деятельности, заставляют более внимательно отнестись к «трудовой» интерпретации движущих сил эволюции человека.
Дальнейшее развитие антропологических исследований связано с более широким использованием данных по генетике индивидуального развития и популяционной генетике, экологии человека, акценты на эволюционный анализ происхождения человека, процессов расообразования, изменения биохимической и физиологической организации, прежде всего иммунитета посредством создания устойчивого полиморфизма
АНТРОПОЛОГИЯ — область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде.
Информация о работе Антропология в системе естественнонаучного знания