Следы транспортных средств как объект криминалистического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 01:59, реферат

Краткое описание

Трасология — раздел криминалистики, в котором изучаются теоретические основы следоведения, закономерности возникновения следов, отражающих механизм преступления; разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения следов, их фиксации, изъятия и анализа с целью установления обстоятельств, имеющих существенное значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Каждый преступный акт вызывает изменения в окружающей среде. Отражением преступных действий являются следы. Различают криминалистическое понятие следов в широком и узком значении. В широком — это любые материальные последствия преступления, изменения объекта или вещной обстановки. Это могут быть следы, возникшие от воздействия одного предмета на другой (например, следы взлома); объекты, оставленные (брошенные, утерянные) преступником и т. д.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Следы транспортных средств как объект криминалистического исследования……………………………………………………………………..5
Классификация следов транспортных средств……………………………..10
2.1 Отделившиеся детали и части транспортного средства………………….13
2.2 Следы выступающих частей транспортного средства…………………....15
Задачи, решаемые в ходе экспертного исследования следов транспортных средств…………………………………………………………………………....19
Методы решения экспертных задач…………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………....25
Список использованных источников и литературы…………………………..27

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Следы транспортных средств как объект криминалистического исследования……………………………………………………………………..5
  2. Классификация следов транспортных средств……………………………..10

2.1 Отделившиеся детали и части транспортного средства………………….13

2.2 Следы выступающих частей транспортного средства…………………....15

  1. Задачи, решаемые в ходе экспертного исследования следов транспортных средств…………………………………………………………………………....19
  2. Методы решения экспертных задач…………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………....25

Список использованных источников и литературы…………………………..27

 

Введение

 

Трасология — раздел криминалистики, в котором изучаются теоретические основы следоведения, закономерности возникновения следов, отражающих механизм преступления; разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения следов, их фиксации, изъятия и анализа с целью установления обстоятельств, имеющих существенное значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Каждый преступный акт вызывает изменения в окружающей среде. Отражением преступных действий являются следы. Различают криминалистическое понятие следов в широком и узком значении. В широком — это любые материальные последствия преступления, изменения объекта или вещной обстановки. Это могут быть следы, возникшие от воздействия одного предмета на другой (например, следы взлома); объекты, оставленные (брошенные, утерянные) преступником и т. д.

Следы преступления в  узком смысле могут быть классифицированы в пределах трех больших групп: а) следы-отображения; б) следы-предметы; в) следы-вещества (см. приложение 1).

В зависимости от объектов, оставляющих следы-отображения, различают: а) следы человека (раздел науки о  них — антропоскопия); б) следы  орудий, инструментов, производственных механизмов (раздел науки — механоскопия); в) следы транспортных средств (транспортная трасология).

Основными принципами, положенными  в основу криминалистического учения о следах, являются следующие:

а) Индивидуальность объектов материального мира. Внешнее строение однородных объектов может совпадать по общим признакам (форма, размер и т. д.), но неизбежно будет различаться по частным. К частным признакам в трасологии относятся детали (особенности) рельефа поверхности или узора («рисунка») следа. В следе протектора колеса автомашины — частные признаки дефекта (выкрошенность резины, трещины);

б) Внешнее строение объекта, в том числе его частные  признаки (детали), способно при определенных условиях достаточно точно отображаться на других объектах. Их полнота и точность зависят от условий следообразования, главными из которых являются физические свойства материала объекта — следообразующего и воспринимающего, а также механизм взаимодействия объектов. Чем пластичнее следовоспринимающий объект и мельче его структурное строение, тем более четким и выразительным в передаче деталей получается след;

в) Отображение в следе  внешнего объекта всегда является обратным (негативным), зеркальным.

Таким образом, следы, представляющие собой основной объект трасологии, возникают при контакте двух объектов. Объект, на котором остался след, называют следовоспринимающим, а объект, который оставил след, — следообразующим. Участки поверхности, которыми они соприкасались при следообразовании, называют контактными. В курсовой работе я хочу рассмотреть криминологические исследования следов автотранспортных средств.

следов транспортных криминалистического исследования

 

  1. Следы транспортных средств как объект криминалистического исследования

 

Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией:

а) следы ходовой части;

б) следы выступающих частей транспортного  средства;

в) отделившиеся от транспортного  средства части и детали (следы-предметы).

Исследование вышеуказанных групп  следов позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи транспортной трасологии. Так, по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям и частям может быть идентифицировано транспортное средство (или установлена его групповая принадлежность). Вместе с тем их изучение позволяет решать задачи, связанные с механизмом происшедшего события: определять направление и режим движения; место столкновения (наезда); угол и линию столкновения и др1.

Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части решают и задачи диагностические: определение направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.). Для этого можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах:

а) рисунок протектора, имеющий  элементы типа «елочка», должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

б) при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движения;

в) на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли), сходящей на нет;

г) капли жидкости (масло, тормозная  жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения;

д) при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы последних  обращены в сторону движения;

е) при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону  движения (при отсутствии буксировки);

ж) камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения;

з) на участке поворота увеличивается  угол расхождения колес;

и) ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения.

О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения  рисунка протектора, по изменению  рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы «юза» (скольжения), то их используют, для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля.

Все указанные выше признаки следов ходовой части отражают в  протоколе осмотра.

Если на месте происшествия обнаружены следы транспортного средства на гусеничном ходу, то замеряют и фиксируют ширину колеи (расстояние между серединами следов гусениц), ширину следов гусениц (траков); конфигурацию и размеры следов звеньев (траков, башмаков); количество, форму и размеры следов грунтозацепа звена (трака).2

Если следы оставлены колесами гужевого транспорта (повозки, телеги, арбы), то замеры проводят те же, что  и для следов автомобиля. Однако при оценке полученных результатов  учитывают, что измеренная ширина колеи может быть несколько больше истинной за счет перемещения колеса на оси.

Наряду с этим фиксируют  и следы копыт (подков, лап) животных, используемых для передвижения. Отображение  копыт (подков, лап) позволяет судить о виде животного (лошадь, вол, верблюд), признаках походки (дорожка следов), о направленности и виде движения (шаг, рысь, галоп), общих и частных признаках копыт или подков. По этим признакам при благоприятных обстоятельствах осуществляется идентификация животного3.

Следы ходовой части  транспортного средства фиксируют так же, как следы ног человека. Значительный по протяженности след фотографируют методом линейной панорамы. Отдельно снимают участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки делают с применением масштабной линейки. С наиболее четкого участка протектора, где отобразились индивидуализирующие признаки, изготавливают гипсовый слепок. Величина слепка не должна превышать 40х40 см, иначе он может сломаться. Поэтому участок следа огораживают.

Если следы ходовой  части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасположение следов. Затем — сам след, предварительно расправив одежду от складок и поместив рядом масштабную линейку.

Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.

На разрешение трасологической  экспертизы могут быть поставлены следующие  вопросы: шиной какой модели оставлен след; тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия; в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы; не образован ли след данной шиной; какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего.

Если задачей трасологической  экспертизы является отождествление по следам ходовой части конкретного (известного) автомобиля, то основное внимание должно быть обращено на подготовку материалов, необходимых для сравнительного исследования: колесо (шина) или их отпечатки (образцы следов). Наилучшим вариантом является представление колеса в сборе, но это не всегда возможно. Не рекомендуется направлять на исследование транспортное средство своим ходом, поскольку во время пробега частные идентификационные признаки могут быть уничтожены. Поэтому наиболее распространенным вариантом является представление на экспертизу самих пневматических шин или образцов4.

Образцы получают с учетом характера следов, подлежащих исследованию: объемные или поверхностные. Для получения объемных следов автомобиль на малой скорости прокатывают по грунту, способному отобразить общие и частные признаки шины (например, влажный песок). При этом получают след длиной в 2—3 оборота колеса. Полученные следы внимательно осматривают и выбирают два участка, содержащих отображение признаков, аналогичных тем, которые наблюдаются в слепках, изъятых с места происшествия. С этих участков изготавливают гипсовые слепки.

Если следы поверхностные, то и экспериментальные образцы  получаются поверхностными. Для этого на участок шины с признаками, аналогичными тем, которые были зафиксированы на месте происшествия, наносят красящее вещество (типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на участок шины) и откопировывают данный участок.

Если в ходе осмотра  совпадающий участок не удалось  установить, то получают отпечатки (следы) всего колеса. Для этого кистью или пульверизатором наносят  слой краски на лист фанеры или на гладкий  сухой асфальт. Автомобиль медленно проезжает по окрашенной поверхности, а затем по длинным полосам плотной бумаги (например, оборотная сторона обоев). И в этом случае желательно получить отпечатки двух-трех оборотов колеса.

 

 

  1. Классификация следов транспортных средств

 

Под следами транспортных средств подразумеваются следы контактного воздействия ходовых и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также различные материально-фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.

Следы-отображения образуются в виде следов качения или скольжения колес, возникающих в заторможенном состоянии (юзом), отпечатков (объемных и поверхностных) рисунка протектора, траков гусеницы на покрытии дороги, на одежде и теле потерпевшего, а также в виде вмятин, сколов, царапин, выбоин на преградах (деревьях, зданиях и т.п.), остающихся на покрытии дороги от деталей кузова, ходовой части или трансмиссии автомобиля, разрушившегося вследствие удара при происшествии.5

Следы-предметы остаются на месте дорожно-транспортного происшествия в виде деталей автомобиля — колес, ободков фар, осколков лобового стекла и стекол фар, щепок от кузова, элементов одежды потерпевшего, части груза, перевозимого в кузове транспорта.

Следы-вещества на месте дорожно-транспортного происшествия представляют собой лужицы и брызги горюче-смазочных материалов, охлаждающей и тормозной жидкости, а также объекты биологического происхождения (кровь, волосы, мозговое вещество).

К следам-веществам относятся  и частицы лакокрасочного покрытия, которые взаимно переносятся с одного транспортного средства на другое при их взаимодействии в процессе столкновения. К следам-веществам относят, кроме того, скопления частиц грязи, пыли, земли, осыпавшихся с нижних частей автомобиля при столкновении с преградой.

В зависимости от характера  дорожного покрытия следы транспортных средств делятся на объемные и  поверхностные. Объемные следы представляют собой углубления, которые транспорт оставляет при движении по дороге с мягким покрытием — земля, глина, снег, песок. Поверхностные следы образуются на дорогах с твердым покрытием (бетон, асфальт), на плоских предметах, лежавших на дороге, на одежде потерпевшего.

Поверхностные следы  в свою очередь подразделяются на следы наслоения и следы отслоения. Следы-наслоения образуются, когда след образующее вещество переносится с колеса на дорогу. Такие следы образуются при выезде транспортного средства с обочин, проселочных дорог на дорогу с твердым покрытием. Следы-отслоения образуются при переносе след образующего вещества с поверхности дороги на колесо. Подобные следы остаются после соприкосновения шины колеса с разлитым красящим веществом на дороге. позитивные и негативные. В позитивных следах отображаются только выступающие части рисунка протектора. Эти следы образуются на твердом покрытии дороги после того, как колеса проехали участок дороги, покрытый пылью, грязью, водой и т.п. В негативных следах отображаются углубленные места протектора шины, а рельефные части образуют пробелы. Обычно это явление можно наблюдать в следах шин с мелким рисунком протектора, когда след образующее вещество, выпадая из углубленных участков протектора, отображающих строение.6

Информация о работе Следы транспортных средств как объект криминалистического исследования