Следы транспортных средств как объект криминалистического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 01:59, реферат

Краткое описание

Трасология — раздел криминалистики, в котором изучаются теоретические основы следоведения, закономерности возникновения следов, отражающих механизм преступления; разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения следов, их фиксации, изъятия и анализа с целью установления обстоятельств, имеющих существенное значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Каждый преступный акт вызывает изменения в окружающей среде. Отражением преступных действий являются следы. Различают криминалистическое понятие следов в широком и узком значении. В широком — это любые материальные последствия преступления, изменения объекта или вещной обстановки. Это могут быть следы, возникшие от воздействия одного предмета на другой (например, следы взлома); объекты, оставленные (брошенные, утерянные) преступником и т. д.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Следы транспортных средств как объект криминалистического исследования……………………………………………………………………..5
Классификация следов транспортных средств……………………………..10
2.1 Отделившиеся детали и части транспортного средства………………….13
2.2 Следы выступающих частей транспортного средства…………………....15
Задачи, решаемые в ходе экспертного исследования следов транспортных средств…………………………………………………………………………....19
Методы решения экспертных задач…………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………....25
Список использованных источников и литературы…………………………..27

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

На стадии предварительного исследования эксперт знакомится с  поступившими материалами, изучает  состояние объектов, соответствие объектов указанных в постановлении о назначении экспертизы, при необходимости фотографирует, знакомится с материалами дела, запрашивает дополнительные материалы.

Детальное исследование - это стадия более глубокого изучения объектов экспертизы. Исследование вещественных доказательств, как правило, начинаются с осмотра и изучения следов или гипсовых слепков, изъятых с места происшествия. При осмотре объектов экспертизы нужно придавать значение характеру следов, принимать во внимание, каким веществом образованы следы наслоения и на каком материале. Во время осмотра следов выясняется, позитивные они или негативные, какая часть протектора, в каком объеме и с какой степенью четкости в них отражена, достаточно ли имеющегося отражения, чтобы решить поставленный вопрос. Если исследуемый слепок с объемного следа, важно выяснить, на каком материале образован след, состояние материала, глубину следа, когда и каким способом изготовлен исследуемый слепок. Когда след поступил на исследование вместе с объектом, на котором он находится, необходимо определить, где и в каком положении данный объект был на месте происшествия. В результате эксперту удается более объективно представить себе условия, в которых образовался след шины и факторы, которые могли вызвать деформацию в отражении протектора.

Возможность определения  модели шины по ее следу обуславливается  тем, что каждой модели свойственны  свои специфические признаки, которые  отражаются в следах, поддаются фиксации и изучению. Это, прежде всего размеры  шины в целом, ширина беговой дорожки, рисунок протектора и размер отдельных его элементов. В следе, исследуемом в натуре и по фотоснимку, в первую очередь предстоит выявить конструктивные признаки образовавшей его модели шины для последующего их сравнения со специальными справочными материалами. Самой благоприятной ситуацией является, когда в следе достаточно четко отражена полная по ширине часть беговой дорожки. В этом случае исследование сводится к измерению ширины отражения беговой дорожки и анализу рисунка протектора, конфигурации его элементов. При этом необходимо учитывать, что ширина беговой дорожки, измеренная по следу, может быть несколько меньше фактической, в случае неполного или нечеткого отражения ее краев в поверхностном следе. Названных двух параметров - ширины беговой дорожки и рисунка протектора - чаще всего уже достаточно для того, чтобы определить модель шины, выделить ее из числа всех других, особенно когда рисунок своеобразен и не копирует другие хотя бы некоторыми своими элементами. При неполном отражении в ширины беговой дорожки, но отчетливом различении части рисунка протектора модель шины устанавливается по рисунку и размерам отдельных его элементов. Сначала сравнивается со справочными материалами та часть рисунка протектора, которая отражена в следе12.

Если рисунок оригинален и совпадает только с одной моделью шины, этого достаточно для вывода о модели. Если же отраженный в следе фрагмент рисунка встречается у шин нескольких моделей, для окончательного вывода необходимо сравнивать размеры тех элементов рисунка, которые отражены в следе. Подлежащие измерению параметры выбираются с учетом характера фигур, составляющих исследуемый рисунок. Ромбовидные выступы, например, измеряются по их продольным и поперечным диагоналям, зигзагообразные по их ширине и расстоянию между вершинами смежных углов. В фигурах, имеющих четко выраженные углы, нужно измерить их угловые величины. Те же измерения делаются и на масштабных изображениях, приведенных в справочных материалах. В процессе сравнения и при оценке результатов необходимо учитывать, что отдельные размеры могут не совпадать.

Это объясняется: - нечеткостью  отражения протектора в следе  и неизбежными при этом ошибками измерений; - деформацией протектора, его выступающий частей под действием  нагрузки на шину; - износом протектора. Выступы на беговой дорожке имеют в сечении форму трапеции, с меньшим основанием вверху, поэтому по мере износа протектора площадь выступов, соприкасающаяся с, дорогой постепенно увеличивается, в зависимости от степени износа разница в длине и ширине может достигать 2-3 мм. При значительном износе протектора наиболее ценную информацию будут нести угловые величины фигур.

Общий вывод по результатам  исследования может быть либо определенным, когда установлена одна конкретная модель шины, либо альтернативным с  указанием двух или более равновероятных моделей и объяснением причин этого.

 

Заключение

 

Следы контакта транспортных средств являются важным источником информации об обстоятельствах происшествия, по которым можно восстановить не только процесс непосредственного взаимодействия автомобиля с другим транспортным средством либо иным препятствием, но и механизм происшествия в целом.

Криминалистическое значение следов транспортных средств состоит  в возможности установления важных обстоятельств дорожно-транспортного  преступления, преступления против личности, против чужой собственности в  случаях, когда используется транспорт.

Изучение следов транспортных средств позволяет:

- выяснить механизм дорожно-транспортного происшествия как в целом, так и отдельные его элементы;

- определить скорость движения автомобиля перед началом торможения, его тормозной и полный остановочный путь;

- установить модель шины автомобиля по следу, оставленном на дорожном покрытии;

- идентифицировать транспортное  средство по его следам;

- определить техническое состояние некоторых агрегатов транспортного средства;

- определить вид и марку автомобиля по ширине колеи и размерам базы;

- установить направление движения транспорта;

- установить наличие в кузове автомобиля груза и его характер.

Для решения указанных  вопросов эксперту предоставляются  сами следообразующие объекты или  экспериментальные слепки этих объектов (экспериментальные отпечатки); предметы, на которых остались следы указанных объектов, или слепки (масштабные фотоснимки) этих следов, а также протоколы осмотра места происшествия со всеми приложениями.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Аверьянова Т. В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г. Криминалистика. Учебник для вузов - 3 изд. Норма, 2007. – 944 с.

  1. Криминалистика. Ищенко Е.П., Топорков А.А. 2-е изд., испр., доп. и перераб. - М.: Контракт, ИНФРА-М, 2010. - 784 с.
  2. Майлис Н.П. Концептуальные и методологические основы судебной трасологии. Московский университет. - М.:Московский университет МВД России,2005. -209 с.
  3. Россинская Е.Р. Теория судебной экспертизы: учебник (ГРИФ). Издательство: Норма, 2009. – 384 с.
  4. Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов. Под ред. Т.В. Аверьяновой и др. Издательство: Юрайт, 2011. – 720 с.
  5. Россинский Б.В., Кузякин Ю.П. Судебные экспертизы по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - № 11.
  6. Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А.Теория судебной экспертизы. Издательство: Феникс, 2009. - 440 с.
  7. Справочник криминалиста-трасолога /Авт.-сост. Ю.П. Фролов, Г.Н. Степанов. Волгоградская академия. -Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2007. - 216 с.
  8. Шурухнов Н.Г. Криминалистика. Учебник. - 2 изд. Издательство: ЭКСМО Год издания: 2008. – 720 с.
  9. Яблоков Н.П. Криминалистика. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009. - 399 с.

11. Крылов И.Ф. Криминологическое учение о следах. - М. 2010. – 234 с.

Размещено на Allbest.ru

 

1 Справочник криминалиста-трасолога /Авт.-сост. Ю.П. Фролов, Г.Н. Степанов.  Юридическая академия. – Москва Юридическая академия  МВД России, 2009. - 216 с.

2 Яблоков Н.П. Криминалистика. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009. – С. 352.

3 Крылов И.Ф. Криминологическое учение о следах.  М. 2010. С. 315.

4 Шевченко Б.И. Теоретические основы трасологической идетификации. М., 2009. С. 358.

5 Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов. Под ред. Т.В. Аверьяновой и др. Издательство: Юрайт, 2011. – С. 455

6 Россинский Б.В., Кузякин Ю.П. Судебные экспертизы по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - № 11.

7 Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2003. С. 294.

8 Крылов И.Ф. Криминологическое учение о следах. М. 2010. С. 324.

9 Крылов И.Ф. Криминологическое учение о следах. - М. 2010. – 234 с.

10Шурухнов Н.Г. Криминалистика. Учебник. - 2 изд. Издательство: ЭКСМО  Год издания: 2008. – 720 с.

11 Россинский Б.В., Кузякин Ю.П. Судебные экспертизы по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - № 11.

12Майлис Н.П. Концептуальные и методологические основы судебной трасологии.  Московский университет. - М.: Московский университет МВД России, 2005. - 209 с.




Информация о работе Следы транспортных средств как объект криминалистического исследования