Следы транспортных средств как объект криминалистического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 01:59, реферат

Краткое описание

Трасология — раздел криминалистики, в котором изучаются теоретические основы следоведения, закономерности возникновения следов, отражающих механизм преступления; разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения следов, их фиксации, изъятия и анализа с целью установления обстоятельств, имеющих существенное значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Каждый преступный акт вызывает изменения в окружающей среде. Отражением преступных действий являются следы. Различают криминалистическое понятие следов в широком и узком значении. В широком — это любые материальные последствия преступления, изменения объекта или вещной обстановки. Это могут быть следы, возникшие от воздействия одного предмета на другой (например, следы взлома); объекты, оставленные (брошенные, утерянные) преступником и т. д.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Следы транспортных средств как объект криминалистического исследования……………………………………………………………………..5
Классификация следов транспортных средств……………………………..10
2.1 Отделившиеся детали и части транспортного средства………………….13
2.2 Следы выступающих частей транспортного средства…………………....15
Задачи, решаемые в ходе экспертного исследования следов транспортных средств…………………………………………………………………………....19
Методы решения экспертных задач…………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………....25
Список использованных источников и литературы…………………………..27

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

По степени видимости  следы транспортных средств подразделяются на видимые, мало видимые и невидимые.

В зависимости от расположения изменений на след воспринимающем объекте, следы могут подразделяться на локальные  и периферические. Локальный след возникает в результате изменений след воспринимающего объекта в пределах его контакта со след образующим объектом.

Покрышка колеса оставляет  след, изменяя грунт в пределах нажима на него, а остальная поверхность  грунта остается в прежнем состоянии. Периферический след образуется при изменениях, которые происходят за пределами соприкосновения колеса и дороги. Так, за пределами соприкосновения может наслаиваться какое-либо вещество или, наоборот, отслаиваться часть вещества.

В зависимости от механизма  следообразования следы можно разделить  на статические и динамические. Статическим следом является след качения, представляющий собой ряд оттисков покрышки колеса, расположенных рядом и образующих в целом один непрерывный оттиск следообразующей поверхности в развернутом виде. Динамический след образуется в результате торможения, заноса, пробуксовке колеса. Следы торможения отличаются от статических следов качения тем, что они растянуты, смазаны элементы рисунка протектора, что вызвано замедлением скорости вращения колеса при торможении. Если колеса совсем перестают вращаться до полной остановки транспортного средства (блокировка колес), то следы торможения превращаются в следы скольжения (юза), то есть сплошные смазанные следы, где отдельные элементы уже неразличимы.

 

2.2 Отделившиеся детали  и части транспортных средств

 

Обнаруженные на месте происшествия отделившиеся детали и части, используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения участка столкновения, наезда.

Остающиеся на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы  следующим образом7:

1) осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей транспортного средства;

2) кусочки (частицы) лакокрасочного покрытия;

3) обломки частей транспортного средства;

4) составные части или крепежные детали отдельных узлов. Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и в зависимости от этого модель автомобиля. Указанные данные в совокупности с другими используют для его розыска. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то проводят экспертизу для установления целого по части.

Частицы лакокрасочного покрытия позволяют  установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения. После обнаружения автомобиля проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы.

В результате трасологическим путем удается установить совпадение кусочков по линиям разделения и определить место, где раньше находилась краска.

При материаловедческих исследованиях  сопоставляют химические и физические свойства лакокрасочного покрытия.

В качестве обломков частей транспортных средств, обнаруживаемых на месте происшествия, чаще всего фигурируют те детали, которые крепятся снаружи автомобиля: боковые (наружное) зеркала заднего вида, антенна, дополнительная боковая фара, дверная ручка (выступающая), клык бампера, бампер и другие детали. В случае их обнаружения по форме, конструкции, целевому назначению детали определяют ее вид и в зависимости от этого модель (марку) автомобиля. После установления транспортного средства проводят его отождествление по отделившейся детали. Для этого составляют (на месте слома) часть, найденную на месте, и часть сохранившуюся на автомобиле.

 

2.2 Следы выступающих  частей транспортного средства

 

Они являются следами контактного  взаимодействия (следами-отображениями). Они образуются при столкновении двух и более автомобилей; при ударе по телу (одежде) пострадавшего (наезд); при переезде через тело человека; при контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки (столбы, деревья, стены, ограждения и т. п.).

Следы контактного взаимодействия изучаются для установления транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, а также для реконструкции события дорожно-транспортного или иного происшествия, т.е. определения, какими частями и в какой последовательности были оставлены эти следы.

Говоря о таких следах, различают следы статические и динамические. Первые образуются, когда сила удара гасится в момент контакта. Объемные статические следы отображают внешнее строение следообразующего объекта (детали, части автомобиля) в трех его измерениях. Возникающие при этом на крыльях, кузове, дверцах вмятины повторяют форму оставивших их деталей: бампера, фар, крюков, ручек и т. п. При очень значительном ударе деталь оставляет пробоину. По ней можно лишь приблизительно судить о величине, контурах оставившей ее детали.

Статические поверхностные следы не связаны с изменением формы и целостности воспринимающей поверхности. Они отображают внешнее строение оставившей их детали в двух измерениях — длина и ширина:

Поверхностные следы  образуются за счет наслоения (грязи, краски, смазочных материалов) или отслоения (перенос, удаление, откопировка частиц с воспринимающей поверхностью).

Динамические следы  возникают в процессе непрекращающегося  движения хотя бы одного из транспортных средств. При этом сила удара направляется под некоторым углом и бывает большей, чем сила трения. Динамические следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений.

Для выявления и анализа следов автомобиль осматривают в определенной последовательности: сначала переднюю поверхность (облицовка радиатора, капот, фары, бампер, ветровое стекло и т. д.), затем — левую боковую (дверцы, кузов, стекла, покрышки), заднюю (кузов, багажник, номерной знак, осветители и т. д.), правую боковую поверхность, после чего — крышу и, наконец, нижнюю часть, обращенную к дорожному покрытию. Особое внимание обращают на те поверхности, которые участвовали в образовании контактных следов; так, при наезде на пешехода это будут чаще всего: облицовка радиатора, крылья, фары; при переезде человека — выступающие части переднего и заднего моста, поддон масляного картера, коробки скоростей, карданный вал и т. п.

При анализе следов столкновения транспортных средств исходят из того, что столкновения могут быть: а) встречные; б) попутные; в) угловые (движение под углом друг к другу)8.

Разновидностью первых двух является скользящее столкновение боковыми сторонами. При этом транспортные средства практически не меняют направления (если разница их масс незначительна). Разновидностью углового является перекрестное столкновение, т. е. под прямым углом (продольные оси столкнувшихся транспортных средств перпендикулярны).

В зависимости от вида столкновения и располагаются следы. Изучая их, в первую очередь дифференцируют следы первичного и последующего контактов — соударение, опрокидывание  и т. п.

Следы первичного контакта возникают от внедрения одного транспортного  средства в другое. Он характеризуется  множеством вмятин, смещением металла  в определенном направлении. Участки  первичного контакта определяют по месту  нахождения наибольшей деформации металла.

Большое значение при  анализе следов столкновения имеет  выделение контрпары следов —  участков, взаимодействовавших друг с другом. Выделение таких пар  производится на основе изучения их формы, размеров и высоты от дорожного покрытия.

Подобный анализ позволяет уже в ходе осмотра на месте происшествия составить представление о том, какие следы на одном транспортном средстве оставлены конкретными частями другого. По форме вмятины определяют, какой деталью (частью) она оставлена и в каком направлении двигался объект, оставивший вмятину. При осмотре царапин обращают внимание на их направленность. В конце царапины наблюдается отслоение грунтовки, имеющее каплеобразную форму, широким концом направленную в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам отслоения грунтовки, направлены в сторону приложения силы. Посторонние включения, внедрившиеся в царапину (резина, стекло, краска и т. п.), помогают в установлении участка (детали), оставившего след.

Царапина, идущая параллельно  оси автомобиля, указывает на боковой (скользящий) удар. Если она направлена вниз, значит, другой автомобиль резко сбавил скорость и просел; если царапина направлена вверх, это указывает на резкое снижение скорости (торможения) автомобиля, на котором осталась царапина.

При изучении разреза  определяют, какой острой частью (деталью) он мог быть оставлен, в каком  направлении двигалась эта деталь (а следовательно, транспортное средство), нет ли на краях разреза краски, грунтовки, иных частиц от детали, сделавшей  разрез.

Следы от выступающих частей транспортного средства подробно фиксируют в протоколе, отмечая их месторасположение, вид, величину, форму, высоту от дорожного покрытия. Фотографируют следы как вместе с объектом, на котором они обнаружены, так и в отдельности (с масштабной линейкой). Возможна схематическая зарисовка формы, локализации, размеров следов.9

Со следов незначительных размеров, которые могут быть использованы для идентификации, получают слепки. Это могут быть следы, оставленные  головкой болта, гранью гайки, краевым участком бампера и т. п.

Слепки получают с  помощью полимерных соединений и  иных пластических масс. Отпечатки  делают с поверхностных следов одежды потерпевшего, отобразившихся на лакокрасочном  покрытии транспортного средства. Для  этих целей используют кусочки липкой пленки (например, дактилоскопической).

 

  1. Задачи, решаемые в ходе экспертного исследования следов транспортных средств

 

На разрешение трасологической  экспертизы могут быть поставлены следующие  вопросы:

- шиной, какой модели  оставлен след;

- тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего  следы на месте происшествия;

- в каком направлении  двигалось транспортное средство, оставившее следы;

- не образован ли  след данной шиной;

- какими колесами (передними,  задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего10.

Если задачей трасологической  экспертизы является отождествление по следам ходовой части конкретного (известного) автомобиля, то основное внимание должно быть обращено на подготовку материалов, необходимых для сравнительного исследования: колесо (шина) или их отпечатки (образцы следов). Наилучшим вариантом является представление колеса в сборе, но это не всегда возможно. Не рекомендуется направлять на исследование транспортное средство своим ходом, поскольку во время пробега частные идентификационные признаки могут быть уничтожены. Поэтому наиболее распространенным вариантом является представление на экспертизу самих пневматических шин или образцов.

К объектам транспортно-трасологической  экспертизы относятся:

- транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и пр.);

- одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на  которой могут быть обнаружены  следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия;

- слепки из гипса  или специальных полимерных масс  объемных следов транспортных  средств; 

- ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотоснимки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (панорамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах;

- протоколы осмотра  места происшествия, осмотра транспортного  средства, его частей, схемы и  планы.

В качестве образцов для  сравнительного исследования представляются:

- колеса, шины или экспериментальные  следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или ткани;

- осколки фарных и  защитных стекол, отделившиеся части  и детали, изъятые при осмотре  проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены  на месте происшествия;

- транспортное средство со сколами лакокрасочного покрытия, если на месте происшествия обнаружены частицы краски11.

В целях предотвращения экспертных ошибок эксперту обязательно  сообщается, не ремонтировался ли автомобиль после происшествия; не производились  ли его окраска или замена деталей (например, колес); не было ли при последующей эксплуатации, хранении, перевозке новых повреждений.

При обнаружении на месте  происшествия следов лакокрасочных  покрытий, горюче-смазочных материалов и иных веществ назначаются комплексная транспортно-трасологическая экспертиза и экспертиза веществ и материалов. Если для установления механизма происшествия необходимо определение технического состояния транспортных средств, скорости их движения, тормозного и остановочного пути и пр., назначается комплексная автотехническая и трасологическая экспертиза.

 

 

  1. Методы решения экспертных задач

 

Методика производства трасологической экспертизы транспортных средств, как и всякой другой криминалистической экспертизы, состоит из следующих  стадий: - предварительное исследование; - детальное исследование; - оценка результатов исследования; - оформление материалов экспертизы;

Информация о работе Следы транспортных средств как объект криминалистического исследования