Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа
История борьбы с преступностью свидетельствует, что проблема раскрытия совершенных преступлений была и остается одной из самых сложных. Оставаясь нераскрытыми, преступления создают условия для возрастания общественной опасности, т.е. для совершения новых, порой более опасных деяний. Одним из способов предупреждения преступлений является их полное раскрытие. Его предупредительное значение (общая и частная превенция) проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, нераскрытое преступление не позволяет осуществить общеизвестный принцип неотвратимости наказания. В
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие «раскрытия преступлений». Соотношение с категорией «расследование преступлений»…………………………6
Глава 2. Особенности возбуждения уголовного дела, организации и планирования расследования преступлений «по горячим следам»…………………12
Глава 3. Особенности раскрытия преступлений «по горячим следам»……………..21
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………………..31
Заключение.
Анализируя вышеизложенный материал курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Раскрытие преступлений представляет собой определенную систему организационных мероприятий, следственных действий, криминалистических, оперативно-розыскных и иных поисковых мер, обеспечивающих на начальном этапе расследования в установленном законом порядке быстрое и полное выявление, закрепление следов преступления, совершенного в условиях неочевидности, и обнаружение виновного лица.
2. Этап обнаружения преступления характеризуется изучением первичных материалов о преступлении и производством в течение трех дней (а в особо исключительных случаях — в срок не более 10 суток) проверочных действий с целью установления признаков криминального деяния. Проверка выражается в истребовании документов по поводу обстоятельств, изложенных в первичных материалах, в поручении произвести повторную ревизию или инвентаризацию, в получении письменных или устных объяснений от соответствующих лиц, в ознакомлении на месте с обстановкой, состоянием учета и отчетности, системой работы, производственным процессом на данном предприятии. Эти действия не являются следственными и проводятся до возбуждения уголовного дела, однако их содержание, последовательность и порядок осуществления имеют определенные тактические свойства. Здесь должны быть соблюдены следующие правила: а) проверку необходимо производить быстро; б) не следует создавать для преступников возможность использовать проверку для сокрытия или уничтожения следов; в) под видом проверки нельзя проводить фактическое расследование; г) при обнаружении признаков преступления нужно немедленно возбудить уголовное дело.
3.
При расследовании
По данной теме существует множество проблем, которые я постаралась раскрыть в своей работе.
Проблематичными являются вопросы о факторах выбора круга следственных действий в зависимости от следственной ситуации, об определении тактики следственных действий с учетом дефицита времени и планирования при дефиците информации. Планирование характерно для всего процесса расследования. Однако на начальном этапе в силу недостаточности информации о происшествии оно несколько отлично от планирования, которое осуществляется на последующем этапе. В период расследования преступления по горячим следам выдвигаются версии: общие, типичные, а также версии, характерные для конкретного преступления. Составной частью комплексной программы повышения эффективности раскрытия преступления по горячим следам является обеспечение высокой оперативной готовности, которая достигается внедрением в практику методов предварительного, тактического планирования, благодаря чему повышается боеготовность всех подразделений, и особенно дежурных частей милиции.
Для всех следственных ситуаций, требующих применения методики расследования по горячим следам, характерен дефицит времени, как для действий субъектов расследования, так и для лиц, совершивших преступление. Первых это обязывает иметь предельно четкую программу неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, быстро принимать необходимые решения и оперативно их решать при хорошо налаженном взаимодействии следователя и оперативно-розыскных работников. Вторых (преступников) такая ситуация лишает возможности далеко скрыться (спрятаться) и принять эффективные меры, препятствующие их быстрому розыску и задержанию. В результате методика расследования по горячим следам диктует необходимость решения задач раскрытия преступлений и собирания необходимых данных для развертывания процесса расследования в максимально короткие сроки в условиях своеобразного дефицита времени.
Также проблематичным является вопрос об учете раскрытых преступлений. Его целесообразно осуществлять или после привлечения виновного к уголовной ответственности, или по окончании расследования или даже судебного разбирательства дела. Однако вопрос об учете раскрытых преступлений не следует смешивать с содержанием самого понятия раскрытия преступления. Что и допускают сторонники критикуемой точки зрения о равенстве понятий раскрытия и расследования. В связи с этим необходимо понять два разных вопроса: 1) о содержании понятия раскрытия преступления и 2) об учете преступлений как раскрытых.
Следователь и оперативный работник органа дознания решают стоящие перед ними задачи с помощью различных методов и средств: следователь — с помощью следственных действий, оперативный работник — при помощи оперативно-розыскных мероприятий, которые позволяют проникнуть в замыслы преступника, установить существенные обстоятельства по делу. Анализ следственной практики убеждает, что преступления остаются нераскрытыми потому, что в процессе их расследования между следователем и органом дознания не было установлено надлежащего взаимодействия, не в полной мере использовались оперативные возможности органов внутренних дел. Взаимодействие следователей и работников дознания имеет под собой правовую базу, процессуальную основу. Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает три формы взаимодействия следователя и органа дознания при производстве предварительного следствия: а) поручение следователя органам дознания провести оперативно-розыскные действия; б) поручение следователя органам дознания выполнить отдельные следственные действия; в) содействие органов дознания следователю в работе при производстве отдельных следственных действий.
Информационное
обеспечение следователей и оперативно-розыскных
работников в полевых условиях, ведущих
расследование «по горячим следам», еще
не вполне совершенно. Его улучшение во
многом связано с активным внедрением
в следственную и оперативно-розыскную
деятельность автоматизированных информационно-поисковых
систем (АИПС) и формированием банков данных,
представляющих оперативно розыскной
интерес в памяти ЭВМ.
Список
литературы.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ 12 декабря 1993 года.
2. УПК РФ 1 июня 2002 года.
3.
УК РФ 1996 года.
Специальная литература:
Информация о работе Расследование преступлений по горячим следам