Расследование преступлений по горячим следам

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

История борьбы с преступностью свидетельствует, что проблема раскрытия совершенных преступлений была и остается одной из самых сложных. Оставаясь нераскрытыми, преступления создают условия для возрастания общественной опасности, т.е. для совершения новых, порой более опасных деяний. Одним из способов предупреждения преступлений является их полное раскрытие. Его предупредительное значение (общая и частная превенция) проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, нераскрытое преступление не позволяет осуществить общеизвестный принцип неотвратимости наказания. В

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие «раскрытия преступлений». Соотношение с категорией «расследование преступлений»…………………………6
Глава 2. Особенности возбуждения уголовного дела, организации и планирования расследования преступлений «по горячим следам»…………………12
Глава 3. Особенности раскрытия преступлений «по горячим следам»……………..21
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     Последовательность  проведения следственных действий при  расследовании преступлений «по горячим следам», как правило, следующая: осмотр места происшествия; допрос потерпевшего; организация розыска и задержание подозреваемого, его личный обыск; предъявление для опознания; назначение неотложных судебных экспертиз для определения причины смерти, подлинности купюры, относимости предмета к огнестрельному оружию, а изъятого вещества — к наркотическим средствам.

     Раскрытие и расследование преступления «по горячим следам» начинается с выезда на место происшествия следственно-оперативной группы. Слагаемые эффективности ее работы — в незамедлительном выезде на место происшествия, в правильном подборе ее участников и высоком технико-криминалистическом обеспечении. В состав постоянно действующей следственно-оперативной группы входят: следователь на правах руководителя группы; оперативный работник уголовного розыска, специализирующийся на раскрытии данного вида преступлений; специалист-криминалист; кинолог со служебно-розыскной собакой, а также судебный медик в случае обнаружения трупа.

     Широкое применение охранной сигнализации и  немедленный выезд на место происшествия способствуют задержанию уголовных элементов на месте происшествия. Для организации розыска по горячим следам и осуществления оперативно-розыскных мер используются данные осмотра места происшествия, который в силу срочности может быть проведен на первоначальном этапе выборочным методом. Если в ходе осмотра будут обнаружены вещи, которые преступники не смогли унести с собой и спрятать, организуется засада. Осмотр по делам рассматриваемой категории характерен и тем, что в ходе его может проводиться доэкспертное исследование вещественных доказательств экспресс-методами.

     Допрос  потерпевшего при расследовании  дел «по горячим следам» проводится безотлагательно, кратко, в форме опроса. Предмет допроса — существенные факты преступного события и приметы преступников, похищенных вещей. Место допроса зависит от сложившейся следственной ситуации. Допрос подозреваемого также имеет свою специфику, так как лимит времени не позволяет провести глубокое изучение его личности. При ссылке подозреваемого на алиби срочно проверяется его местонахождение в тот отрезок времени, когда было совершено преступление. Следователь обязан принять меры, исключающие побег подозреваемого.

     Обыск по делам этой категории проводится с целью обнаружения преступника, оружия и предметов, с помощью которых совершено злодеяние, предметов и документов, имеющих отношение к уголовно наказуемому деянию, вещей, предметов и ценностей, добытых преступным путем и подлежащих изъятию для возмещения ущерба или обеспечения конфискации имущества. Личный обыск подозреваемого, обыск по месту жительства и работы проводятся сразу же после задержания.

     При расследовании по горячим следам потерпевший может активно участвовать в проведении осмотра, обыска, в задержании преступника. Поэтому предъявление для опознания не имеет смысла проводить, если потерпевший принимал участие в задержании подозреваемого, в обнаружении вещей при обыске.

     Так как уголовно-процессуальный закон  не разрешает проведение экспертиз до возбуждения уголовного дела, специальные познания по делам о преступлениях, раскрываемых «по горячим следам», используются в ходе осмотра места происшествия в форме предварительного исследования участвующим в осмотре специалистом, а после возбуждения уголовного дела — в форме назначения экспертизы. С помощью экспертиз по делам данной категории можно получить информацию о механизме преступления, о причастности к преступному факту определенной категории лиц и конкретного человека, получить сведения для розыска и задержания подозреваемых. В расследовании преступлений по горячим следам велика роль автоматизации экспертных исследований, использования ЭВМ в уголовной регистрации.

     Центральное место в организации раскрытия  и расследования преступлений по горячим следам занимает розыск лица, совершившего преступление и скрывшегося от следствия. Его надо начинать сразу же, как только будут получены сведения о том, что данное лицо скрылось или уклонилось от следствия. Необходимо получить максимум информации о преступнике при производстве первоначальных следственных действий и оперативно- розыскных мероприятий. Эффективность розыска во многом зависит от наличия сведений о личности подозреваемого.9 К таким сведениям относятся: установочные данные о личности скрывшегося (фамилия, имя, отчество, год и место рождения, состав семьи, последнее местожительства, работы, профессии и др.); фотография и приметы преступника; подробное описание его одежды и вешей, в том числе и похищенных; сведения о родственниках, близких связях разыскиваемого, его жены, месте их постоянного проживания, временного нахождения; данные об условиях прошлой жизни и деятельности скрывшегося; о том, в каких местах он жил и работал, был ли судим и где отбывал наказание, с кем из осужденных поддерживал дружественные связи, о местах нахождения соучастников прошлой преступной деятельности.

     Данные  о личности преступника и месте  его пребывания можно получить путем  проведения различных оперативных  мероприятий и следственных действий. Прежде всего такие сведения можно почерпнуть из допроса свидетелей, в том числе родственников, сослуживцев, соседей, а также соучастников разыскиваемого по уголовному делу. Однако эта категория лиц может быть заинтересованной в том, чтобы скрыть от следователя нужную для него информацию. Первичные сведения о разыскиваемом и его возможном местонахождении можно получить в результате выемки его личного дела, документов или учетных карточек по месту работы, в военкомате, паспортном столе или адресном бюро, в учебном заведении, спортивных организациях, райсобесе.

     Скрывшиеся  от следствия и суда нередко переписываются со своими родными и близкими, пытаясь получить от них различную информацию, в том числе и о ходе расследования. В связи с этим эффективной мерой получения сведений о подозреваемом и установления места его пребывания является наложение ареста на входящую и исходящую почтово-телеграфную корреспонденцию.

     Собрав  необходимые данные о скрывшемся, а также доказательства его вины, следователь составляет справку о личности подозреваемого, выносит постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения и объявлении в розыск.

     В некоторых случаях возникает  задача розыска «по горячим следам» похищенного имущества. Его обнаружение зачастую способствует установлению самого преступника, а также выявлению имущества, подлежащего возможной конфискации или предназначенного для возмещения причиненного ущерба. Здесь, как и при розыске преступника, следователь уже с момента осмотра места происшествия должен организовать самое тесное взаимодействие с оперативным составом милиции. В пределах своих функциональных обязанностей они принимают участие в производимом следователем осмотре места происшествия, получают от него поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, связанных с розыском как преступника, так и похищенного имущества.

     Путем допроса потерпевшего и свидетелей следователь устанавливает, какое именно имущество было похищено, собирает предельно полные данные о нем, его индивидуальных признаках. Осуществляя его розыск, следователь должен активно использовать данные картотек похищенных вещей, которые ведутся местными органами внутренних дел. Как показывает практика, нередко преступник сбывает краденое на рынках, в комиссионных магазинах, на железнодорожных вокзалах, в аэропортах, на автостанциях и в других многолюдных местах. В связи с этим очень важно, чтобы работники милиции, которым поручено производство розыска, незамедлительно получили от следователя всю необходимую информацию о похищенном имуществе. В процессе розыска они организуют наблюдение за указанными местами, проводят заградительные и иные оперативно-розыскные мероприятия.

     По  делам о хищениях, совершаемых  должностными лицами путем присвоения и растрат, когда обвиняемые длительное время сбывали похищенное, рекомендуется обращать внимание на поиск денег и различных ценностей. Преступники открывают счета в нескольких сберегательных банках, нередко в различных городах. Причем довольно часто вклады делаются на предъявителя или на имя родственников.

     Объектом  розыска могут быть и свидетели. Их установлением в период осмотра  места происшествия занимается оперативный работник. Кроме свидетелей, осведомленных о сущности события, важно выявить и лиц, которые могут сообщить сведения об обстоятельствах, связанных с преступным событием, о лице, совершившем преступление, его образе жизни, родственных, личных и служебных связях. В этих целях следователь может обратиться за помощью к пенсионерам, руководителям предприятий и организаций.

     Предварительное следствие и оперативно-розыскная работа — две самостоятельные функции в деятельности органов внутренних дел, предусмотренные нормами уголовно-процессуального законодательства. Перед органами предварительного следствия, как и перед органами дознания, стоят единые и общие задачи борьбы с преступностью. Успешное решение их может быть обеспечено только при четко организованном, постоянном, основанном на законе взаимодействии следователей, работников уголовного розыска, БЭП и других служб милиции, полной согласованности в проводимых ими оперативных мероприятиях и следственных действиях, направленных на предупреждение, раскрытие и расследование преступлений.

     Взаимодействие  органов предварительного следствия  и дознания10 — это сотрудничество, основанное на общности цели и выражающееся в такой организации работы, когда действия следователя и работника органа дознания взаимно согласовываются для достижения наиболее эффективного результата в осуществлении задач уголовного судопроизводства. Таким образом, взаимодействие — это, с одной стороны, тесное сотрудничество и согласованность действия следователей и оперативных работников органов МВД при организующей роли следователя, с другой — четкое разграничение функций в соответствии с их процессуальным положением.

     Следователь и оперативный работник органа дознания решают стоящие перед ними задачи с помощью различных методов и средств: следователь — с помощью следственных действий, оперативный работник — при помощи оперативно-розыскных мероприятий, которые позволяют проникнуть в замыслы преступника, установить существенные обстоятельства по делу. Анализ следственной практики убеждает, что преступления остаются нераскрытыми потому, что в процессе их расследования между следователем и органом дознания не было установлено надлежащего взаимодействия, не в полной мере использовались оперативные возможности органов внутренних дел.

     Взаимодействие  следователей и работников дознания имеет под собой правовую базу, процессуальную основу. Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает три формы взаимодействия следователя и органа дознания при производстве предварительного следствия: а) поручение следователя органам дознания провести оперативно-розыскные действия; б) поручение следователя органам дознания выполнить отдельные следственные действия; в) содействие органов дознания следователю в работе при производстве отдельных следственных действий.

     Для взаимодействия следователя и органа дознания необходимы определенные условия: а) строгое соблюдение законности, принципов уголовного судопроизводства, ведомственных нормативных актов; б) соответствие процессуальной форме; в) строгое сочетание и разграничение компетенции следователя и оперативного работника.

     Взаимодействие  следователя с органами дознания при расследовании преступлений по горячим следам предполагает взаимную информацию, совместное изучение материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, совместную разработку планов проведения следственных действий и оперативных мероприятий, их осуществление, выполнение органами дознания поручений следователя, совместную ответственность за раскрытие преступлений и изобличение виновных. 
 
 
 

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Особенности раскрытия  преступлений «по  горячим следам». 

     В практике правоохранительных органов  словосочетание расследование преступления «по горячим следам» употребляется  в переносном смысле. Оно означает раскрытие преступления (т.е. установление лица, его совершившего) в максимально  короткие сроки (3—10 дней) с момента обнаружения признаков преступления или поступления сообщения о нем.

     «По горячим следам», как правило, расследуются убийства, захват заложников, изнасилования, кражи, грабежи, разбойные нападения, хулиганство, угоны транспортных средств, дорожно-транспортные происшествия. Расследование «по горячим следам» составляет содержание первоначального этапа расследования преступления данной категории. Необходимость применения методики расследования «по горячим следам» прежде всего обусловливается первоначальными следственными ситуациями, складывающимися сразу после обнаружения недавно совершенного преступления. Указанная ситуация возникает под влиянием различного рода данных, имеющихся на момент ознакомления с ней субъектов расследования. К числу такого рода данных, формирующих подобные ситуации, можно отнести следующие факторы:

     1. Временные. С момента совершения преступления и до его обнаружения прошло незначительное время. Есть надежда обнаружить свежие следы преступления. Преступник еще практически не мог покинуть регион, в котором совершено преступление (поселок, город, район и др.), и принять меры, затрудняющие расследование. Может быть, даже имеется возможность его преследования.11

Информация о работе Расследование преступлений по горячим следам