Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 10:05, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы исследования. Взяточничество в нашей стране в последнее время достигло угрожающих размеров, проникнув во все сферы человеческой жизни. Борьба с взяточничеством должна стать одной из прерогатив государства, провозгласившего справедливость и равенство своих граждан. Взяточничество является особенно опасным должностным преступлением.
Оглавление
Введение 3 1. Криминалистическая характеристика взяточничества. 6 2. Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства подлежащие установлению. 17 3. Типичные ситуации первоначального этапа расследования и первоначальные действия следователя. 23 4. Особенности производства последующих следственных действий. 34 Заключение 39 Список использованной литературы 41
Наибольшие шансы на успех имеют
дела, возбужденные по заявлениям граждан
о требовании взятки со стороны должностных
лиц. Они сообщают подробные сведения
о том, где и когда намечается передача
взятки должностному лицу. Следователь
в тесном контакте с органом дознания,
либо последний самостоятельно в этих
случаях организует операцию по захвату
взяткополучателя с поличным. Организация
этих действий зависит от времени и места,
где намечается встреча и передача взятки.
Правовыми основаниями для
проведения операции по захвату взяткополучателя
с поличным служат ст.ст. 144, 145, 146, 223 УПК
РФ.
В соответствии с требованиями
ст. 144 УПК РФ, прокурор, следователь дознаватель
и орган дознания обязаны принимать и
рассматривать заявления о любом, не только
совершенном, но и готовящемся преступлении.
Статьи 146 и 223 УПК обязывают
принимать все меры к предотвращению или
пресечению преступления, а равно к закреплению
следов преступления. Очевидно, что прокурор,
следователь и орган дознания могут пресечь
преступление как на стадии приготовления,
так и на стадии исполнения.13
Значительно реже в качестве
поводов к возбуждению уголовных дел о
взяточничестве выступают сообщения предприятий,
учреждений, организаций и должностных
лиц; статьи, заметки и письма, опубликованные
в печати; явки с повинной взяткополучателей;
непосредственное обнаружение органом
дознания, следователем, прокурором.
Несмотря на ограниченность
исходной информации в поступивших заявлениях
и сообщениях, для принятия решения по
существу они должны обладать определенной
полнотой сведений в отношении признаков
преступления, которая позволила бы сделать
вывод о наличии либо отсутствии состава
взяточничества. Иначе возбуждение дела
будет необоснованным. В случае отказа
в возбуждении дела обстоятельства должны
быть установлены также достоверно.14
Другим критерием оценки информации
является степень ее надежности. С этой
позиции поступающие заявления и сообщения
о взяточничестве рассматриваются с учетом
возможности ложного доноса или оговора,
ошибочного понимания воспринятого, неправильной
оценки тех или иных данных.
С учетом полноты и надежности
первичную информацию о взяточничестве
можно разделить на две группы: а) информация,
не нуждающаяся в дополнительной проверке
и б) информация, требующая производство
таковой.
Информация первой группы содержит
сведения, прямо указывающие на взяточничество.
При этом отсутствуют обстоятельства,
исключающие производство по делу. В таких
случаях нет необходимости восполнять
имеющийся материал.
Информация второй группы косвенно
свидетельствует о возможной взятке, но
не содержит необходимых данных, достаточных
для возбуждения уголовного дела. В отличие
от сообщений о других преступлениях,
сигналы о взяточничестве почти всегда
требуют тщательного анализа и оценки.
Неочевидность признаков преступления,
существенная неполнота информации, возникновение
сомнений в ее достоверности служат основанием
для проведения предварительной проверки
в порядке ст. 144 УПК РФ.
Сбор дополнительных данных
в ходе предварительной проверки производится
в объеме, необходимом для принятия решения
о возбуждении уголовного дела. Иначе
проверка превратится в суррогат предварительного
следствия15
Быстрота проверки имеет большое
значение, так как взяточничество - такое
преступление, раскрытие которого не терпит
отлагательств из-за опасности невосполнимой
утраты доказательств. Статьей 144 УПК РФ
установлен трехдневный (в исключительных
случаях - десятидневный) срок, в течении
которого по поступившему сообщению должно
быть принято решение о возбуждении либо
отказе в возбуждении уголовного дела.
Этой же нормой разрешается при проверке
сообщения о преступлении органу дознания,
дознавателю, следователю и прокурору
требовать производства документальных
проверок, ревизий и привлекать к их участию
специалистов, получить объяснения для
восполнения недостающих в заявлении
или сообщении данных, на основании которых
решается вопрос о возбуждении уголовного
дела.16
Закон обязывает прокурора,
следователя и орган дознания возбуждать
уголовное дело в каждом случае обнаружения
признаков преступления. Промедление
с возбуждением уголовного дела чревато
отрицательными последствиями: ростом
вреда интересам граждан, общества и государства,
угрозой утраты документов и других доказательств,
а в отдельных случаях и возможностью
для виновных скрыться от органов следствия
и суда. Да и кажущаяся, на первый взгляд,
простота предварительной проверки часто
оказывается обманчивой.
Проблема ее проведения заметно
обострилась и осложнилась в рыночных
условиях, во время бурного роста домов-крепостей,
непреодолимых заборов, стальных дверей
и самочинства. Как отмечает заслуженный
юрист Ю.Савватеев, на подтверждение сигналов
о преступлениях сейчас идут только законопослушные
граждане. Другие игнорируют. Особенно
трудно работать с бывшими работниками
правоохранительных органов, ушедшими
в бизнес, которые препятствуют проведению
ревизий, проверок, не дают объяснений
и т.п., так как знают, что в соответствии
с законом никакой ответственности за
такой саботаж они не несут.17
О фактах взяточничества иногда
сообщается в средствах массовой информации
по результатам каких-либо ведомственных,
ревизорских и иных проверок. Поскольку
данные факты обнародованы, участники
взяточничества указаны, нет необходимости
откладывать вопрос о возбуждении уголовного
дела и проводить проверочные действия.
Также не следует медлить с
возбуждением уголовного дела по сообщениям,
в которых хоть и не хватает каких-либо
данных, но они легко восполнимы следственным
путем, и поэтому не требуется предварительной
проверки.
Порой, проверка оказывается
нецелесообразной по тем соображениям,
что ее проведение может только помешать
успеху расследования, насторожить взяткополучателя
и в результате приведет к уничтожению
следов преступления, сокрытию уличающих
обстоятельств, воздействию на важных
свидетелей и принятию других мер безопасности
со стороны взяточников.
Таким образом, можно сделать
вывод, что возбуждению уголовного дела
почти всегда предшествует предварительная
проверка и если в результате проверки,
проведенной гласно, или конспиративно,
будут собранны достаточные данные, указывающие
на наличие в действиях проверяемых лиц,
признаков преступления, то по данным
материалам возбуждается уголовное дело.
3 ТИПИЧНЫЕ СИТУАЦИИ
ПЕРВРНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ
И ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
На первоначальном этапе расследования
обычно возникают три типичные ситуации:
1. Имеется заявление взяткодателя,
и он готов содействовать в
изобличении взяткополучателя, которому
об этом неизвестно.
При явке с повинной взяткодателя
проведение предварительной проверки
обычно не вызывается необходимостью.
Как правило, в указанной ситуации сразу
возбуждают уголовное дело. Круг и последовательность
следственных действий, проводимых на
первоначальном этапе расследования,
выглядят примерно так: допрос взяткодателя;
задержание взяткополучателя с поличным
(перед этим, если есть такая возможность,
проводят осмотр предполагаемого предмета
взятки, а после задержания- личный обыск
взяткополучателя, иногда-- его освидетельствование);
допрос взяткополучателя; обыски по местам
жительства и работы взяткополучателя,
наложение ареста на его имущество; выемка
и осмотр документов; допросы свидетелей;
проведение очных ставок. Кроме того, следователь
дает отдельные поручения органам дознания
о проведении необходимых оперативно-розыскных
мероприятий.18
2. Взяткодатель и взяткополучатель
действуют в сговоре; информация
о преступлении поступила из
оперативных источников; взяточникам
об этом неизвестно.
В том случае, когда необходимо
изобличить одновременно и взяткополучателя,
и взяткодателя, на первоначальном этапе
обычно осуществляют задержание обоих
взяточников с поличным в момент дачи-получения
взятки, их личные обыски; обыски по местам
их жительства и работы, наложение ареста
на их имущество; допросы подозреваемых;
выемку и осмотр служебных документов;
допросы свидетелей. Все эти следственные
действия следователь проводит в тесном
взаимодействии с аппаратами Дознания,
которым он дает отдельные поручения.
3. Информация о фактах
взяточничества поступила из
официальных источников. Взяточникам
известно, что их действиями интересуются
правоохранительные органы.
Эта ситуация является наиболее
сложной для расследования. В таких случаях
обычно проводят: допросы свидетелей;
выемку и осмотр документов; допросы подозреваемых;
при наличии достаточных оснований - обыски
у подозреваемых. Одновременно активно
осуществляется комплекс оперативно-розыскных
мероприятий.19
Во всех трех ситуациях
по согласованию со следователем
одновременно со следственными
действиями проводятся оперативно
– розыскные мероприятия, направленные
на решение задач первоначального
этапа расследования.20
Особенности тактики
первоначальных следственных действий.
Для первоначального этапа
расследования взяточничества типичными
следственными действиями являются допросы
лиц, знавших о факте взяточничества, вымогательстве
взятки или предстоящей ее передаче; задержание
преступников с поличным; обыски – личный,
по местам работы и жительства соучастников;
следственный осмотр предметов взятки,
документов; осмотр места происшествия;
допрос подозреваемого. Очередность проведения
определяется следователем в зависимости
от складывающейся ситуации.21
Одним из типичных следственных
действий на первоначальном этапе расследования
является допрос заявителя.
Тактика допроса заявителя должна определяться
той ролью, которую он играет в совершенном
или готовящемся преступлении. По делам
о взяточничестве заявителями являются
взяткодатели, раскаявшиеся в содеянном;
лицо у которого взятка вымогается или
которому предлагается, а так же другие
непричастные к преступлению лица, которые
располагают сведениями о получении или
передаче взятки или посредничестве
в этом.
Допрос заявителя о взяточничестве
осуществляется после возбуждения уголовного
дела, причем в большинстве случаев является
неотложным следственным действием, поскольку
при отсутствии иной информации о преступлении
от сведений , сообщенных заявителем, зависит
организация всех последующих мероприятий.22
Решению задачи способствует
правильно выбранная тактика допроса.
В отличие от процессуальных правил, применение
тактических приемов зависит от усмотрения
следователя, определяется предметом
допроса, процессуальным положением заявителя,
его психическим и морально-волевым обликом
и рядом других обстоятельств, специфических
для каждого допроса. Тактика допроса
связана с оценкой полученных показаний,
с проверкой их достоверности и полноты.
В начале допроса следователю необходимо
установить психологический контакт с
заявителем, убедить его в правильности
сделанного шага, укрепить в нем веру в
необходимость борьбы с таким злом, каким
является взяточничество. При допросе
нередко воспроизводится далеко не вся
информация, которой владеет заявитель.
Помочь вспомнить забытое - вот задача,
которую нередко предстоит решить следователю
в ходе допроса добросовестных лиц.23
Допрос всегда связан с оказанием
психологического воздействия на допрашиваемого
со стороны следователя. Вопрос лишь о
допустимости форм такого воздействия.
Исходя из анализа действующего уголовно-процессуального
закона, можно констатировать, что единственным
допустимым методом психологического
воздействия при получении показаний
является убеждение, которое предоставляет
допрашиваемому свободу выбора своего
дальнейшего поведения.
Антиподом убеждения является
внушение, которое ведет к психологическому
насилию над личностью допрашиваемого24 А это с точки зрения закона
является недопустимой мерой. Вопросы
следователя не должны носить наводящий
характер.
Другой распространенной причиной
ошибок может явиться неправильное понимание
следователем сообщенной допрашиваемым
информации. Причины такого явления разнообразны,
но и в первом и во втором случае установлению
истины, уяснению смысла показаний может
препятствовать тенденциозность, увлечение
одной версией, приводящие к тому, что
следователь, по образному выражению,
"нередко слышит не то, что действительно
сказано, а то, что ему хотелось, или то,
что он ожидал услышать"25
Задержание участников
взяточничества с поличным проводится в случаях, когда
имеются достоверные сведения о месте
передачи взятки.
Задержание с поличным - это
тактическая операция, состоящая из процессуальных
и оперативных действий и мероприятий,
при проведении, которой используется
фактор внезапности. Основной эффект,
который стремятся получить в результате
названной тактической операции - это
эффект растерянности, не готовности к
защитным действиям лица, подозреваемого
в даче или получении взятки. Этот эффект
достигается в результате правильного
планирования оперативных и следственных
действий, составляющих тактическую операцию.
Задержание взяточников с поличным
является одним из самых действенных средств
их изобличения.
Кроме задержания взяточников
в момент передачи - получения взятки,
задержание с поличным также может иметь
место в тех случаях, когда должностное
лицо не выполнило действие, за которое
была дана взятка, и возвращает предмет
взятки взяткодателю; для разоблачения
взяткодателя и при вручении ему обусловленных
взяткой документов26
Как показывает практика борьбы
со взяточничеством, тактически правильно
осуществлять задержание непосредственно
после передачи -получения, однако чтобы
получатель взятки не смог возвратить
предмет взятки лицу, давшему ее.
Если заявление о предстоящей
взятке поступило от лица, которое должно
передать взятку, целесообразно договориться
с ним о подаче условного сигнала, что
передача состоялась. 27
Вместе с тем, следует подчеркнуть,
что к решению вопроса о наблюдении за
взяточниками и задержании их с поличным
следует подходить осторожно, чтобы необоснованно
не дискредитировать должностных лиц.
Недопустимо даже под благовидным предлогом
изобличения взяточников давать малейший
повод к провокации взяточничества. Плохо
спланированное и неудачно осуществленное
мероприятие по задержанию взяткополучателя
с поличным зачастую дает повод для обвинения
правоохранительных органов в провокации
взятки.28