Профилактика преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Профилактика преступлений зависит от факторов это общесоциальные, специальные (криминологические) меры профилактики.
Так же под профилактикой преступлений надо понимается деятельность, во первых, выявление и устранение причин преступлений, условий, а так же обстоятельств, способствующих их совершению, во вторых , по определению круга лиц, способных совершить преступление (в силу их антиобщественной направленности), и проведение с ними необходимой профилактической работы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………
1. Понятие профилактики преступлений …………………………………………..
1.1. Понятие, цели, задачи и принципы профилактики
преступлений ………………………………………………………………..
1.2. Правовая основа предупреждения преступности ……………..................
2. Классификация мер профилактики и их характеристика ……………………..
3. Правоохранительные органы как субъект профилактики
преступлений ………………………………………………………………………..
3.1. Органы внутренних дел как субъект профилактики
преступлений ………………………………………………………………………..
3.2. Профилактический эффект деятельности прокуратуры ………………….
3.3. Профилактическая деятельность суда ……………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………..
Список литературы ………………………………………………………………… 3
4
4
5
6
11
12
12
14
17
18

Файлы: 1 файл

Криминология.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Итак, профилактическую деятельность осуществляют различные субъекты. Далее будет описана профилактическая деятельность.

 

 

3.1. Органы внутренних  дел как субъект профилактики преступлений.

 

Органы внутренних дел занимают особое место в системе предупреждения преступности. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер. Связано это прежде всего с тем, что первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы милиции, которые выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц. Само структурное построение органов внутренних дел, включающее сеть различных служб, служит, прежде всего, делу предупреждения преступлений. Органы внутренних дел, раскрывая и расследуя преступления, принимая меры по обеспечению сохранности собственности, опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов, коллектива трудящихся и общественность.

Особенно возросла роль органов  внутренних дел в последние годы, когда усилилась социальная напряженность  в обществе, возникли межнациональные конфликты, участились проявления терроризма, экстремизма и массовые беспорядки. В этих условиях работниками милиции приходится принимать на себя главный удар и осуществлять решительные меры по обеспечению правопорядка и пресечению преступлений. Для этого были созданы специальные подразделения, такие, как ОМОН (отряд милиции особого назначения) и подразделения по борьбе с организованной преступностью, призванные действовать в экстремальных условиях.

Особо важное значение в предупредительной  деятельности органов внутренних дел придается их связи с общественностью, опоре на общественные организации по месту жительства и трудовые коллективы.

В профилактической работе органов  внутренних дел можно выделить следующие основные ее виды: 1) разработка и осуществление общих направлений предупреждения преступлений на основе анализа состояния, структуры и динамики преступности; 2) конкретизация общих направлений до уровня решения отдельных задач на более уязвимых в криминальном отношении территориях и объектах народного хозяйства; 3) проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактических учетах либо нарушающих нормы общественной жизни; 4) работа с конкретными лицами, склонными к совершению преступлений и ранее судимыми, с целью недопущения совершения ими преступлений; 5) предотвращение преступлений со стороны лиц, о преступных намерениях которых стало известно органам внутренних дел; 6) пересечение и раскрытие совершенных преступлений.

 

 

3.2. Профилактический  эффект деятельности прокуратуры.

 

Профилактика преступности – задача, подлежащая решению на каждом направлении и деятельности прокуратуры. В процессе реализации каждого из направлений работы прокуратуры предупреждение преступности осуществляется в различных формах и различными методами.

Важное значение для предупреждения преступности (преступлений) имеет осуществляемый прокуратурой надзор. В силу ч.2 ст.1 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», «в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства» прокуратура РФ осуществляет: 1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и не коммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; 3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 4) надзор за исполнением законов судебными приставами; 5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокуратура также осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.19

Надзор может осуществляться, например, путем прокурорских проверок, путем направления поручения в другую прокуратуру о выполнении отдельных проверочных действий и так далее.

Например, в процессе надзора за исполнением законов в сфере  хозяйственной деятельности прокуратура осуществляет раннюю профилактику преступности путем обнаружения и устранения фактов бесхозяйственности, расточительства, финансовых нарушений, ненадлежащей охраны государственной собственности, нарушений, создающих благоприятные условий для совершения преступлений.

К средствам прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона относятся: опротестование незаконного акта или  незаконных действий должностных лиц; внесение представлений об устранении нарушений; вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении.

Профилактические функции выполняются  при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Прокурор выясняет, устанавливались ли в числе обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, причины преступлений и способствующие им условия; проверяет достаточность мер, принятых органами расследования для устранения выявленных причин и условий преступления.

На предупреждение рецидивной преступности направлен надзор за исполнением законов в местах лишения свободы, в других органах, исполняющих наказание и меры, их заменяющие, а также осуществляющих социальную помощь и контроль в отношении лиц, отбывающих и отбывших наказание.

Предупредительная деятельность прокурора  реализуется также в процессе его участия в судебном рассмотрении дел. Прокурор обязан выявить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, выяснить механизм их влияния на поведение подсудимого. Важное предупредительное значение имеет обвинительная речь прокурора, в которой он обращает внимание суда и присутствующих на общественную опасность совершенного преступления, вскрывают его причины и условия.

Прокуратура осуществляет профилактическую деятельность на научной основе. Статистическая отчетность органов прокуратуры включает и данные, связанные с воздействием деятельности прокуратуры на криминогенные факторы. Прокуратура имеет в своей системе Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, который является Всероссийским криминологическим центром. Выделены базовые прокуратуры дел апробации рекомендаций, разрабатываемых этим институтом.

 

 

3.3. Профилактическая  деятельность суда.

 

Среди государственных органов  и организаций важная роль в предупреждении преступлений отводится суду. При этом суды обладают широкими и благоприятными возможностями, так как являются участниками широкого круга правоотношений, возникающих в сфере борьбы с преступностью – почти всеми её видами, формами и разновидностями. Особо следует подчеркнуть роль мировых судей, разбирающих мелкие правонарушения, с которых обычно начинается преступное поведение, осуществляющих тем самым и профилактическую деятельность.

Профилактический эффект деятельности суда связан прежде всего с выполнением им своей основной задачи – осуществления правосудия. Вынося справедливый приговор по уголовным делам, суд обеспечивает общую и специальную превенцию, в том числе вносит свой вклад в предупреждение рецидива. Таким образом, вынося справедливый приговор, то есть избирая вид наказания, суд осуществляет борьбу с преступностью, а следовательно, и предупреждение преступлений.

Наказание есть уголовно-правовой инструмент суда в борьбе с преступностью, а следовательно, и предупреждения преступлений. Более того, инструмент этот по своей карательной направленности наиболее жесткий. В арсенале наказания имеется: смертная казнь (ст.59 УК РФ, которую на законодательном уровне в России еще никто не отнял); пожизненное лишение свободы (ст.57 УК РФ), лишение свободы на определенный срок (более тридцати лет) (ст.56 УК РФ), штрафы (ст.46 УК РФ). Более репрессивного инструмента право как российское, так и других государств не знает. Поэтому уголовное наказание является главнейшим инструментом уголовно-правовой борьбы с преступность. И этот инструмент законодатель вложил исключительно в руки суда.

Обвинительный приговор суда является одной из форм реализации негативной уголовной ответственности, оказывая действенное общее и частное превентивное воздействие. Между тем п.3 ч.5 ст.302 УПК РФ предусматривает возможность вынесения обвинительного приговора и без назначения наказания. Предупредительное воздействие негативной уголовной ответственности без реализации в форме наказания проявляется и в самом факте вынесения обвинительного приговора суда, несмотря на то, что, например, лицо в связи с изменением обстановки освобождается от наказания (ст.80.1 УК РФ), оно и совершенное им деяние подверглись государственному осуждению.

Достаточно часто судами применяется  такая мера специального предупреждения преступлений, как условное осуждение (ст.73 УК РФ), превентивный эффект которого достаточно высок. На это указывает то, что на условно осужденного может быть возложено судом исполнение определенных обязанностей, носящих исключительно профилактический характер: не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании и токсикомании или венерического заболевания и другое (ч.5 ст.73 УК РФ).

Велика роль суда в специальном  предупреждении преступлений путем  реализации норм уголовного законодательства с так называемой двойной превенцией. Так, например, назначением наказания за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст.119 УК РФ) суд, несомненно, способствует предотвращению других, как правило, несравненно более опасных преступлений, которые с высокой долей вероятности могли бы быть совершены в случае реального исполнения запугиваний, обещаний расправиться и тому прочему. К таким нормам также относятся: умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ), побои (ст.116 УК РФ), истязания (ст. 117 УК РФ), хулиганство (ст.213 УК РФ) и другие. Аналогичным образом действует механизм специально-криминологического предупреждения при рассмотрении судом дел частного обвинения (ст.129, 130 УК РФ и другие), а также дел о вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность (ст.150 УК РФ).

Содержание уголовно-правового  предупреждения преступлений определяют также иные средства, предусмотренные уголовным законодательством, а именно: принудительные меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним (ст.90-91 УК РФ); принудительные меры медицинского характера (ст.97-104 УК РФ). Данные средства относятся к специально-предупредительным мерам, которые направлены на устранение причин и условий совершения преступлений. В свою очередь, только суд наделен правом применения к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних (гл.50 УПК РФ) и принудительных мер медицинского характера (гл. 51 УПК РФ).20

Профилактический эффект деятельности суда во многом обеспечивается реализацией принципа гласности в его работе, что предполагает, в частности, своевременное освещение хода и результатов судебных процессов, привлекающих внимание населения, причем центр тяжести информации должен быть не на сенсационных деталях преступления, а на его причинах и условиях, неиспользованных возможностях предупреждения.

Непосредственно профилактическую функцию  выполняют выносимые судами по результатам рассмотрения уголовных, гражданских, трудовых, хозяйственных (арбитражных) дел частные определения (постановления). Они опираются на те же доказательства, что и приговор, решение, фиксируя причины и условия, непосредственно приведшие к данному преступлению или иному правонарушению, связанному с гражданским спором, конфликтом и так далее; направлены на предупреждение совершения аналогичных преступлений (либо иных правонарушений другими лицами, для которых они могут стать «ступенькой» к преступлению). Частные определения (постановления) выносятся в адрес руководителей тех предприятий, организаций, учреждений, отдельных должностных лиц и граждан, которые обязаны и правомочны выполнить требования суда об устранении выявленных им обстоятельств, способствующих совершению преступления. Они также направляются вышестоящим управленческим звеньям, если судом установлено, что лицо уклоняется от исполнения ранее направленных представлений следственных органов об устранении причин и условий совершенного преступления. Оставление должностными лицами без рассмотрения частного определения (постановления) суда либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений закона, а равно несовременный ответ на частное определение влекут ответственность за неуважением к суду.

Однако, в настоящее время вынесение  судами частных определений (постановлений) осуществляется не столь часто. Так как в 2002 году с введением в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 года законодатель освободил суд от обязанности выносить частные определения (постановления) по выявленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам, способствовавшим совершению преступления, а вместо этого предусмотрел право суда на вынесение таких судебных актов (ч.4 ст.29). А это способствует существенному ослаблению деятельности судебных органов по предупреждению преступлений.21 Так, например, мировым судьей судебного участка № 1 г.Серова за 2006 год из 126 находящихся в производстве уголовных дел было рассмотрено 118 дел. И было вынесено 5 частных постановлений по уголовным делам. А сообщения о мерах, принятых по частным постановлениям, поступили лишь по трем. Было также вынесено 1 представление по делам об административных правонарушениях. За 2007 год из 99 находящихся в производстве у мирового судьи уголовных дел было вынесено 4 частных постановления по уголовным делам (см. Приложение – 1, 2).

Информация о работе Профилактика преступлений