Предупреждение рецидивной преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 05:29, курсовая работа

Краткое описание

В уголовном праве и криминологии уже более века пристально изучается повторность преступлений. Повторность является более опасной формой преступления, так как виновный совершает новое преступление после того, как он уже предстал перед судом, получил от имени государства отрицательную оценку своему поведению и предупреждение не совершать других преступных деяний, как правило, подвергался исправительно-трудовому воздействию со стороны органов, исполняющих наказание. Совершение нового преступления со стороны лица, подвергавшегося осуждению и имеющего не погашенную либо не снятую судимость, свидетельствует о том, что оно игнорирует предупреждение суда о недопустимости преступного поведения, не поддается исправлению и перевоспитанию. Это обуславливает более острую реакцию со стороны общества и государства на подобного рода повторение преступлений.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 45.68 Кб (Скачать)

Вторая группа - это несвоевременное реагирование на совершенное преступление, медлительность в решении вопросов возбуждения уголовных дел, беспомощность при избрании мер пресечения, нарушения требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств совершенного преступления, низкая раскрываемость преступлений. По выборочным данным, остаток нераскрытых преступлений по сравнению с предыдущими годами постоянно увеличивается. Недостаточна и эффективность наказаний, применяемых к рецидивистам и к первичным преступникам. В прошлые годы как в теории уголовного и исправительно-трудового права, так и в законодательной и судебной практике имела место переоценка значения и роли уголовного наказания в виде лишения свободы. При этом игнорировалось применение иных видов наказаний, не связанных с лишением свободы, к лицам, исправление и перевоспитание которых возможно без изоляции от общества. Между тем широкое применение лишения свободы, как оказалось, не способствовало успешной борьбе c рецидивной преступностью. Исследования показали, что три четверти рецидива падают на лиц, ранее содержавшихся в исправительно-трудовых колониях.

Для третьей группы характерны, прежде всего, негативные последствия изоляции осужденного от общества. К ним относятся:

  1. Выключение осужденного из условий обычной жизни общества.
  2. Ослабление или разрушение социально-полезных связей.
  3. Формирование антисоциальных связей.
  4. Своеобразное привыкание к режиму и обстановке мест лишения свободы, связанные с этим трудности социальной адаптации после лишения свободы, вызванные длительным заключением психические нарушения.
  5. Распространение и навязывание преступниками друг другу обычаев, традиций, бытующих в преступной среде.

Неблагоприятное влияние на осужденных оказывают разнообразные недостатки и просчеты в самом исправительно-трудовом процессе: неполное вовлечение осужденных в общественно-полезный труд, плохая организация их обучения и профессиональной подготовки, неудовлетворительно поставлена воспитательная работа. Нередки факты попустительства нарушителям режима, необоснованного перемещения осужденных из одного подразделения в другое, проникновение в колонии спиртных напитков, наркотиков, денег, изготовление заключенными оружия, а также распространенность токсикомании и т. д.

В целом ряде ИТК, в том числе строгого и особого режима, значительная часть осужденных остается не вовлеченной в трудовую деятельность, не соблюдается требование закона - об использовании опасных рецидивистов, как правило, на тяжелых работах.

Совершению повторных преступлений способствует незавершенность исполнения уголовного наказания вследствие преждевременного условно-досрочного и условного освобождения лиц, фактически не доказавших свое исправление. Особенно это касается лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.

К существенным обстоятельствам, способствующим рецидиву преступлений, относятся недостатки деятельности не только ИТУ, но и других государственных органов по обеспечению трудового и бытого устройства лиц, освобождаемых от наказания. Государственные и общественные органы и организации трудоустройством бывших заключенных практически не занимаются. И если раньше это было одно из самых узких мест в социальной политике, то ныне (в связи с переходом на хозрасчет, самофинансирование и т. п.) трудоустройство освобожденных из мест лишения свободы выросло в огромную проблему. Жестокости рынка здесь особенно заметны.

К обстоятельствам, обусловливающим рецидивную преступность, относятся и недостатки практики административного надзора. При этом органы МВД зачастую не получают поддержки от местных органов власти, падает престиж правоохранительной системы в обществе, не дается отпора попыткам антиобщественных сил препятствовать исполнению органами уголовной юстиции своих функций. Не выполняют работу по профилактике правонарушений и преступлений трудовые коллективы, общественно-политические и самодеятельные организации. Работа эта в стране практически свернута.

 

     3. Предупреждение  рецидивной преступности

Профилактика рецидивных преступлений является частью общих профилактических мероприятий. Но она имеет свои характерные особенности. Предупреждение рецидивной преступности предполагает активное, целенаправленное воздействие на весь комплекс обусловливающих ее причин и условий. Это воздействие осуществляется путем применения различных по своему содержанию мер на общесоциальном, социально-криминологическом и индивидуальном уровнях.

Особенности рецидивной преступности, специфика некоторых обстоятельств, ее обусловливающих, предопределяют необходимость осуществления ряда специальных мер правового, организационного, педагогического и иного характера, направленных на недопущение возврата на преступный путь тех, кто уже подвергался уголовному наказанию, предупреждение и снижение повторных преступлений. Целям предупреждения рецидива преступлений служит также рациональная система назначения и исполнения наказаний. Важную роль в предупреждении рецидива преступлений играет педагогический процесс, организуемый в исправительных учреждениях. Он направлен на искоренение у осужденных антиобщественных взглядов и наклонностей, привитие им уважения к законам, на формирование привычки к труду, чувства долга и ответственности за свое поведение и других положительных качеств. Режим, труд, воспитательная работа, общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных – все это подчинено в конечном итоге задаче возвращения преступника к социально полезной деятельности после отбытия наказания.

Важной составной частью работы по предупреждению рецидива преступлений является подготовка к освобождению лиц, отбывших наказание. В процессе этой работы с ними проводятся беседы, в ходе которых выясняется, где они намерены проживать, работать или учиться после освобождения. Вся подготовительная работа к освобождению проводится на основе глубокого и всестороннего изучения личности осужденного и той микросферы, в которой он будет находиться после освобождения. При этом необходимо дать правильную оценку степени исправления каждого из осужденных, обеспечить строго индивидуальный подход к выбору оптимальных для данного лица путей и средств приобщения к честной трудовой жизни.

Повышенного внимания на подготовительном этапе требуют инвалиды, престарелые, отказывающиеся вернуться к прежнему месту жительства, осужденные, не имевшие до осуждения постоянного места жительства, несовершеннолетние, особо опасные рецидивисты, судимые три и более раза за умышленные преступления, подлежащие к взятию под административный надзор, не встающие на путь исправления либо не отказавшиеся от намерений продолжить преступную деятельность. В отношении перечисленных категорий лиц подготовительная работа по трудовому и бытовому устройству проводится заблаговременно даже в том случае, если они отказываются от помощи в решении этих вопросов.

Для обеспечения успешной социальной адаптации лиц, отбывших наказание, в территориальные органы из исправительных учреждений представляется информация о их личности, индивидуально-психологических особенностях, поведении во время отбывания наказания, степени исправления и другие сведения, необходимые для организации индивидуально-профилактической работы.

По прибытии освобожденных к избранному месту жительства сотрудники полиции проводят с ними беседы, разъясняют порядок прописки, трудоустройства. В случае необходимости им оказывается конкретная помощь в обеспечении работой, жильем, в решении других вопросов жизненного устройства. Организуется целенаправленная воспитательная работа с привлечением представителей общественности трудовых коллективов и по месту жительства. Осуществляя общую профилактику рецидива преступлений, органы внутренних дел проводят комплексные проверки условий жизни, труда, поведения в быту лиц, освобожденных из мест лишения свободы, выявляют и обеспечивают оперативное прикрытие мест концентрации ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни. Обстоятельства, способствующие рецидиву преступлений лиц, склонных к повторному совершению преступлений, выявляются также в ходе комплексных операций. При проведении мероприятий по выявлению и устранению причин и условий рецидивной преступности органы внутренних дел должны поддерживать постоянную связь с различными государственными органами и общественными организациями, советами профилактики правонарушений, администрацией предприятий и т.д.

Есть свои особенности (с учетом задач предупреждения рецидива преступлений) у таких общепрофилактических мероприятий, как выступления сотрудников органов внутренних дел по месту жительства, по радио и телевидению, в печати по вопросам укрепления общественного порядка и борьбы с правонарушениями, в иных формах их участия в правовом воспитании граждан. В частности, определенное сдерживающее значение имеет разъяснение правовых последствий судимости, признания некоторых категорий судимости особо опасным рецидивом, законодательства об административном надзоре за судимыми лицами и других законов, регулирующих правовые вопросы борьбы с рецидивом преступлений.

Одной из важных задач индивидуальной профилактической работы органов внутренних дел является своевременное и полное выявление ранее судимых, которые в силу сложившихся антиобщественных взглядов, привычек, наклонностей могут вновь встать на преступный путь.

Выявление таких лиц осуществляется в ходе повседневной участковых инспекторов полиции, а также других служб, между которыми должно обеспечиваться тесное взаимодействие. Необходимым условием осуществления контроля за поведением ранее судимых и проведения с ними индивидуальной воспитательной работы является глубокое и всестороннее изучение их личности, прошлого, связей, обстановки в семье, жилищно-бытовых условий, материальной обеспеченности, планов на будущее и т.д. Информацию, полученную из бесед с освобожденными, их родственниками и лицами из ближайшего окружения, путем ознакомления с условиями и труда их жизни, а также сведения о личности осужденного, поступившие в полицию из исправительных учреждений, работники полиции внимательно анализируют и используют в профилактической работе.

Наряду с профилактическими мероприятиями, проводимыми по месту работы и жительства, ранее судимых лиц, большое значение имеет устранение условий, способствующих рецидиву преступлений, возникающих в сфере досуга. Необходимо иметь в виду, что связи ранее судимых лиц на основе общих потребностей, интересов, прошлого опыта и поведения осуществляются преимущественно вне досягаемости таких традиционных форм социального контроля, как производственный коллектив, семья, ближайшее бытовое окружение, а именно в сфере досуга, особенно неорганизованного.

Усилия работников полиции направляются, прежде всего, на разобщение группировок ранее судимых, общающихся на антиобщественной основе. При воздействии как на сферу семейно-родственных отношений, так и на ближайшие бытовые отношения ранее судимых, очень важно добиваться локализации конфликтов, примирения враждующих сторон, устранения условий, способствующих разного рода конфликтным ситуациям.

Особое место в предупреждении рецидивной преступности занимает гласный административный надзор полиции за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Являясь мерой принудительно-воспитательного характера, административный надзор подробно регламентируется законом и применяется лишь в отношении тех освобожденных, чье общественное поведение чревато наиболее реальной угрозой рецидива. Основной целью административного надзора является предупреждение повторных преступлений со стороны ранее судимых, формирование у них положительных социальных наклонностей. Установление и осуществление административного надзора не должно нарушать другие права и законные интересы поднадзорного, унижать его человеческое достоинство, компрометировать по месту работы, учебы и жительства.

Административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц:

а) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых за два или более раза за любые умышленные преступления, если их поведение в период отбывания наказания свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления и приобщения к честной трудовой жизни;

б) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два или более раза за умышленные преступления, если после отбывания наказания они систематически нарушают общественный правопорядок и законные интересы граждан, несмотря на предупреждения органов внутренних дел о прекращении антиобщественного образа жизни.

Основанием для установления административного надзора является постановление судьи. Он устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.

Административный надзор прекращается:

а) по истечении срока, на который он был установлен, если не имеется оснований для его продления;

б) досрочно, если будет установлено, что поднадзорный твердо встал на путь исправления, положительно характеризуется на работе, в быту;

в) в случае погашения или снятия судимости с поднадзорного.

Постановление судьи об установлении административного надзора может быть отменено или изменено по протесту прокурора либо вышестоящим судом в случае признания установления надзора необоснованным. Назначение надзорных правил и ограничений состоит в том, чтобы помешать поднадзорному продолжать преступную деятельность и антиобщественный образ жизни, воспрепятствовать установлению им социально-негативных связей, устранить или нейтрализовать отрицательное влияние на него, не дать ему возможности совершать правонарушения в определенное время и в определенных местах, а также в том, чтобы создать необходимые условия для систематического контроля за поведением лица, находящегося под надзором, и проведение с ним воспитательной работы.

Информация о работе Предупреждение рецидивной преступности