Предупреждение рецидивной преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 05:29, курсовая работа

Краткое описание

В уголовном праве и криминологии уже более века пристально изучается повторность преступлений. Повторность является более опасной формой преступления, так как виновный совершает новое преступление после того, как он уже предстал перед судом, получил от имени государства отрицательную оценку своему поведению и предупреждение не совершать других преступных деяний, как правило, подвергался исправительно-трудовому воздействию со стороны органов, исполняющих наказание. Совершение нового преступления со стороны лица, подвергавшегося осуждению и имеющего не погашенную либо не снятую судимость, свидетельствует о том, что оно игнорирует предупреждение суда о недопустимости преступного поведения, не поддается исправлению и перевоспитанию. Это обуславливает более острую реакцию со стороны общества и государства на подобного рода повторение преступлений.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 45.68 Кб (Скачать)

Административный надзор как один из элементов системы профилактических мер предупреждения рецидивной преступности не может исчерпываться установлением определенных правил поведения, ограничений для поднадзорных и контроля за их исполнением. Запреты и предписания, обращенные к поднадзорному, должны сочетаться с воспитательной, разъяснительной работой, а также оказанием ему необходимой помощи.

Предупреждение рецидивной преступности является одним из важнейших направлений сложной, многогранной деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений. Особенности личности рецидивистов, их объективного положения в системе социальных отношений обусловливают необходимость последовательной интенсификации мер борьбы с данной, наиболее опасной формой преступных проявлений и находятся в прямой зависимости от научной обоснованности соответствующих общих и индивидуальных профилактических мер, их целенаправленности, последовательности и взаимной согласованности. Работа по профилактике рецидива преступлений может быть успешной только в том случае, если она базируется на положениях криминологии, педагогики, психологии, достижений других наук.

Однако в большинстве случаев, это не действует и преступник на данные меры ни как не реагирует.

В подтверждение к сказанному можно отнести отчет совещания прокуратуры Амурской области по вопросам противодействия рецидивной и повторной преступности. Участники совещания отметили, что в 2013 г. правоохранительными органами области, а также органами государственной власти и местного самоуправления области в рамках работы по профилактике преступлений принимались определенные меры, направленные на предупреждение повторной и рецидивной преступности.

Несмотря на принимаемые меры, добиться улучшения в указанной сфере не удалось.

Так, увеличилось количество преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления. Их удельный вес в общей структуре преступности возрос, возросла доля преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, в их числе 129 преступлений, совершённых лицами, признанными опасными или особо опасными рецидивистами.

Рост рецидивной преступности зафиксирован на территории 15 муниципальных образований области, из них в каждом втором свыше 50 %.

На 23 % возросло количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, в том числе убийств и покушений на убийство, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований. Отмечен рост количества преступлений против собственности, в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных указанными лицами.

В ходе проверок прокурорами выявлены многочисленные нарушения при осуществлении профилактических мероприятий правоохранительными и контролирующими органами области, органами власти и местного самоуправления. Указанные факты свидетельствуют о неэффективном качестве работы в сфере профилактики повторной и рецидивной преступности.

Вместе с тем, рост рецидивной преступности обусловлен и объективными обстоятельствами, такими, как трудности в социальной адаптации, отсутствие рабочих мест, а также пробелами в законодательстве, которым не урегулирован вопрос квотирования рабочих мест для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

На примере различных стран рассмотрим меры уголовной ответственности, применяемые к рецидивистам.

Психологи отмечают, что стимулирующая сила наказания тем выше, чем большего блага лишается преступник в результате его применения. Значимость угрозы наказания определяется мерой ценности тех благ, которые могут быть утрачены, продолжительностью ограничений в пользовании определенными благами, причем эта значимость может быть различной для лиц, впервые совершивших преступление, и для лиц, которые ранее уже отбывали наказание [2, С. 36–38].

Наиболее суровая практика в отношении увеличения наказания за рецидив сложилась в США. Так, согласно УК штата Миннесота срок тюремного заключения таким преступникам определяется путем умножения максимальной санкции за данное преступление на количество прежних судимостей за фелонию(с англ. felony) — понятие в праве, означающее преступление), но не должен превышать 40 лет. По УК штата Канзас совершение фелонии во второй раз влечет за собой удвоение наказания. Аналогичный подход предусмотрен в УК Франции [6].

Для неисправимых рецидивистов по законодательству отдельных стран предусмотрена изоляция от общества путем назначения им бессрочного (пожизненного) заключения. Например, согласно Федеральному закону США о борьбе с насильственной преступностью «лицо, осужденное федеральным судом за опасную насильственную фелонию, а ранее — судом федеральным или какого-либо штата, по крайней мере, за две насильственные фелонии или одну опасную насильственную фелонию и одно опасное наркопреступление, в обязательном порядке приговаривается к пожизненному тюремному заключению». Это законоположение получило в США название «третье преступление — последнее». [7].

По УК Аргентины в случае многократности рецидива в качестве дополнения к последнему наказанию назначаются каторжные работы на неопределенный срок, если предыдущие наказания были следующими: 1) четырехкратное лишение свободы, одно из которых на срок свыше трех лет; 2) пятикратное лишение свободы на срок менее трех лет [8].

Согласно ст. 402 УПК Ганы суд может вынести неопределенный приговор (на срок не менее 10 лет) в отношении лица, достигшего 20-летнего возраста, совершившего любое преступление, если ранее он был осужден два раза и более за преступления, относящиеся к категории фелонии и мисдиминора и если «по причине преступных привычек и склонностей преступника или из-за его общения с другими лицами дурного поведения в интересах защиты общества его надо содержать в заключении в течение длительного срока».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведя анализ рецидива преступлений в своей курсовой работе, я пришла к выводу, что проблема рецидива преступлений актуальна по сей день.

Под понятием рецидива подразумевается совершение лицом нового, повторного преступления, после осуждения и отбытия наказания. Проблема рецидива требует комплексного исследования - в криминологическом, исправительно-трудовом и уголовно-правовом аспектах. Понятие рецидива - прежде всего уголовно-правовое понятие, так как именно в уголовном законодательстве содержатся нормы регламентирующие ответственность за рецидив преступлений, сформулированы правила назначения наказания при рецидиве и т.п.

Однако, понятие рецидива должно быть единым, независимо от того, в каком аспекте - криминологическом, исправительно-трудовом или уголовно-правовом - исследуются те или иные проблемы рецидива, рецидивной преступности. Решение этого вопроса имеет большое, не только теоретическое, но и практическое значение.

Что касается проблемы рецидива в теоретическом плане, то до настоящего времени единства мнений нет. Разными учеными высказывались различные теории в трактовке рецидива. Каждая теория по-своему актуальна, но недостаточно полна.

Феномен рецидива заключается не только в том, что многие преступники совершают повторные преступления, несмотря на применявшееся к ним наказание, но и в том, что ею уровень в структуре всей преступности остается относительно стабильным.

Высокий уровень рецидива свидетельствует о том, что применяемое к осужденным уголовное наказание не всегда оказывает на них должное исправительное воздействие. Неэффективность наказания отражает несовершенство примененной законодательной нормы, ошибки в избрании судом вида и срока наказания.

Рецидивисты - наиболее постоянная часть тюремного населения, с прерванными социально-полезными связями, разрушенными семьями. В условиях свободы им намного сложнее приспособиться к труду. Между тем без социальной реабилитации общество никогда не добьется успехов в борьбе с рецидивной преступностью. В то же время становление рецидивистов на преступный путь зависит и от них самих.

Основное направление профилактики рецидивной преступности заключается в создании условий, облегчающих адаптацию освобожденных после отбытия наказания к условиям свободной жизни, нейтрализация негативных последствий лишения свободы. По новому уголовно-исправительному кодексу осужденным, перед окончанием срока наказания предоставляется возможность проживания и работы вне колонии, без охраны, но под надзором. Государственные органы и общественные организации должны оказывать помощь в трудовом и бытовом устройстве лиц, отбывших наказание, так как это способствует более быстрой и качественной социальной адаптации этих лиц, что в сою очередь приводит к снижению вероятности рецидива.

Другим направлением профилактики рецидива является социальный контроль за отбывшими наказание. Мерами такого контроля является помещение лиц, больных алкогольной, наркотической или иной зависимостью (например, необходимость постоянной игры в азартные игры, являющейся психологической проблемой и подлежащей лечению) в специальные лечебные учреждения; помещение лиц без определенного места жительства в воспитательно-трудовые профилактории, а также установление административного надзора органов внутренних дел. Административный надзор заключается в гласном контроле за поведением поднадзорного и соблюдением им установленных правоограничений, например запрещение в определенное время уходить из дома, запрещение находиться в определенных местах и т.д.

Самым сложным является специальный рецидив. Для его профилактики используются меры уголовного наказания, такие как запрет занимать определенные должности в течение определенного времени или заниматься определенным родом деятельности. Если же специальный рецидив повторяется неоднократно, приходиться признавать, что произошел переход к криминальному профессионализму.

Проблемы понятия рецидива преступлений и наказания рецидивистов принадлежат к числу чрезвычайно сложных, и поэтому будут постоянно требовать новых все более глубоких научно-практических изысканий.

Из сказанного и проанализированного я могу сказать только одно, что больше всего я склоняюсь, если бы наше законодательство предусмотрела меру наказание за рецидив, пожизненный срок с каторжными работами либо смертную казнь. Я считаю, что было бы гуманным в отдельных случаях (в зависимости от жестокости совершения преступления и их последствия) применять п. н ст. 44 УК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Уголовный кодек: офиц. Текст. – М.: ООО Рид Групп, 2014. – 223 с.
  2. Уголовно процессуальный кодекс [Электронный ресурс] : в редакции от 22.10.2014 // СПС Консультант.
  3. Комментарий к уголовному кодексу/ В.М. Лебедева – М.: Норма, 2004. – 896 с.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 марта 2003г. //Собрание законодательства РФ. 2003. № 5. Ст. 1132.
  5. Ратинов А. Р., Ефремова Г. Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988.
  6. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англия, США, Франция, Германия, Япония). М.,2005.
  7. Уголовное законодательство зарубежных стран/под ред. И. Д. Козочкина. М., 2003.
  8. УК Франции, УК Аргентины, //constitutions.ru .
  9. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.
  10. http://books.google.ru/books?id=RsDDSN5V0EsC&pg=PA275&lpg=PA275&dq=Карпец+И.И.+Преступность:+иллюзии+и+реальность.+М.,+1992.
  11. Мещеряков В.С. Возродится ли контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы //Актуальные проблемы права и науки России на современном этапе: сб. научных статей преподавателей, аспирантов, студентов юридического факультета /под ред. канд. юрид. наук, проф. В.Н.Ширяева, канд. юрид. наук, доцента Ю.Н.Лебедевой. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011. С. 159 – 163.
  12. Тепляшин П.В. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы //Законность. №10. С. 16-19.
  13. Тепляшин П.В. Кризис «идеала реабилитации» и возрастание роли концепции «контроля»: влияние европейской пенологической политики на отечественное законодательство и практику его исполнения //Криминологический журнал БГУЭП. 2011. №4. С. 63-69.
  14. Томский В.В. и др. Предупреждение рецидива преступлений. Томск, 1990.
  15. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федер. закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ //СЗ РФ. 2011.- №15, ст. 2037
  16. Доклад прокуратуры Амурской области http://blagoveshchensk.me/

 

 


Информация о работе Предупреждение рецидивной преступности