Методология и классификация криминологического прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:14, реферат

Краткое описание

Оперативно-розыскная деятельность -- вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее -- органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 40.89 Кб (Скачать)

Настоящий Федеральный закон  определяет содержание оперативно-розыскной  деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при  проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Глава I. Общие  положения

Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность -- вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями  государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее -- органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных  мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и  гражданина, собственности, обеспечения  безопасности общества и государства  от преступных посягательств.

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачами оперативно-розыскной  деятельности являются:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах  законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных  методов и средств.

Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовую основу оперативно-розыскной  деятельности составляют Конституция  Российской Федерации, настоящий Федеральный  закон, другие федеральные законы и  принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных  органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность, издают в пределах своих  полномочий в соответствии с законодательством  Российской Федерации нормативные  акты, регламентирующие организацию  и тактику проведения оперативно-розыскных  мероприятий.

Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность, при проведении оперативно-розыскных  мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. 
[Федеральным законом от 5 января 1999 г. N 6-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена новой частью первой. Части первая -- девятая считаются соответственно частями второй -- десятой.]

Не допускается осуществление  оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения  задач, не предусмотренных настоящим  Федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, привели к нарушению  его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную  деятельность, прокурору или в  суд.

Лицо, виновность которого в  совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в  возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в  связи с отсутствием события  преступления или в связи с  отсутствием в деянии состава  преступления, и которое располагает  фактами проведения в отношении  его оперативно-розыскных мероприятий  и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать  от органа, осуществляющего оперативно-розыскную  деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых  требованиями конспирации и исключающих  возможность разглашения государственной  тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это  в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе  в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

В целях обеспечения полноты  и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную  деятельность, обязан предоставить судье  по его требованию оперативно-служебные  документы, содержащие информацию о  сведениях, в предоставлении которых  было отказано заявителю, за исключением  сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных  сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего  оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых  сведений заявителю судья может  обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные  частью третьей настоящей статьи.

Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий  материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом  порядке, хранятся один год, а затем  уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. За три месяца до дня уничтожения  материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных  мероприятий, проведенных на основании  судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, запрещается:

  • проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;
  • принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
  • разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При нарушении органом (должностным  лицом), осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, прав и законных интересов  физических и юридических лиц  вышестоящий орган, прокурор либо судья  в соответствии с законодательством  Российской Федерации обязаны принять  меры по восстановлению этих прав и  законных интересов, возмещению причиненного вреда.

Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной  деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством  Российской Федерации.

Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

При осуществлении оперативно-розыскной  деятельности проводятся следующие  оперативно-розыскные мероприятия: 
[Федеральным законом от 5 января 1999 г. N 6-ФЗ в пункт 1 части первой статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения]

  1. Опрос.
  2. Наведение справок.
  3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
  4. Проверочная закупка.
  5. Исследование предметов и документов.
  6. Наблюдение.
  7. Отождествление личности.
  8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
  9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
  10. Прослушивание телефонных переговоров.
  11. Снятие информации с технических каналов связи.
  12. Оперативное внедрение.
  13. Контролируемая поставка.
  14. Оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных  мероприятий может быть изменен  или дополнен только Федеральным  законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных  мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические  и иные средства, не наносящие ущерб  жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к  станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и  юридических лиц, предоставляющих  услуги и средства связи, со снятием  информации с технических каналов  связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и  средств органов федеральной  службы безопасности, органов внутренних дел и, в пределах своих полномочий, федеральных органов налоговой  полиции в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность. 
[Федеральным законом от 30 декабря 1999 г. N 225-ФЗ в часть четвертую статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения] 
[См. Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. N 891 об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств; Технические требования к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на электронных АТС (СОРМ), приведенные в письме Минсвязи РФ от 11 ноября 1994 г. N 252-У; О взаимодействии предприятий связи с органами, осуществляющими ОРД, см. Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи"; Соглашение между Минсвязи РФ и ФСБ РФ по вопросу внедрения технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи России, утвержденное ФСБ РФ 20 января 1997 г., Минсвязи РФ 22 января 1997 г.]

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного  участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц  и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан  с их согласия на гласной и негласной  основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных  мероприятий и использование  специальных и иных технических  средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим  Федеральным законом физическими  и юридическими лицами.

Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз  за ее пределы специальных технических  средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными  на осуществление оперативно-розыскной  деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. 
[О порядке лицензирования указанной деятельности см. постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 770]

Перечень видов специальных  технических средств, предназначенных  для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной  деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации. 
[Указанный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 770]

Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий  являются:

  1. Наличие возбужденного уголовного дела.
  2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
    • 1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
    • 2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
    • 3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
    • 4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
  3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
  4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
  5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Информация о работе Методология и классификация криминологического прогнозирования