Настоящий Федеральный закон
определяет содержание оперативно-розыскной
деятельности, осуществляемой на территории
Российской Федерации, и закрепляет
систему гарантий законности при
проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Глава I. Общие
положения
Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность
Оперативно-розыскная деятельность
-- вид деятельности, осуществляемой
гласно и негласно оперативными подразделениями
государственных органов, уполномоченных
на то настоящим Федеральным законом
(далее -- органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность), в пределах их полномочий
посредством проведения оперативно-розыскных
мероприятий в целях защиты жизни,
здоровья, прав и свобод человека и
гражданина, собственности, обеспечения
безопасности общества и государства
от преступных посягательств.
Статья 2. Задачи оперативно-розыскной
деятельности
Задачами оперативно-розыскной
деятельности являются:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Статья 3. Принципы оперативно-розыскной
деятельности
Оперативно-розыскная деятельность
основывается на конституционных принципах
законности, уважения и соблюдения
прав и свобод человека и гражданина,
а также на принципах конспирации,
сочетания гласных и негласных
методов и средств.
Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной
деятельности
Правовую основу оперативно-розыскной
деятельности составляют Конституция
Российской Федерации, настоящий Федеральный
закон, другие федеральные законы и
принятые в соответствии с ними иные
нормативные правовые акты федеральных
органов государственной власти.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность, издают в пределах своих
полномочий в соответствии с законодательством
Российской Федерации нормативные
акты, регламентирующие организацию
и тактику проведения оперативно-розыскных
мероприятий.
Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека
и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности
Органы (должностные лица),
осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность, при проведении оперативно-розыскных
мероприятий должны обеспечивать соблюдение
прав человека и гражданина на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну,
неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
[Федеральным законом от 5 января
1999 г. N 6-ФЗ статья 5 настоящего Федерального
закона дополнена новой частью первой.
Части первая -- девятая считаются соответственно
частями второй -- десятой.]
Не допускается осуществление
оперативно-розыскной деятельности
для достижения целей и решения
задач, не предусмотренных настоящим
Федеральным законом.
Лицо, полагающее, что действия
органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, привели к нарушению
его прав и свобод, вправе обжаловать
эти действия в вышестоящий орган,
осуществляющий оперативно-розыскную
деятельность, прокурору или в
суд.
Лицо, виновность которого в
совершении преступления не доказана
в установленном законом порядке,
то есть в отношении которого в
возбуждении уголовного дела отказано
либо уголовное дело прекращено в
связи с отсутствием события
преступления или в связи с
отсутствием в деянии состава
преступления, и которое располагает
фактами проведения в отношении
его оперативно-розыскных мероприятий
и полагает, что при этом были
нарушены его права, вправе истребовать
от органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, сведения о полученной
о нем информации в пределах, допускаемых
требованиями конспирации и исключающих
возможность разглашения государственной
тайны. В случае, если будет отказано
в предоставлении запрошенных сведений
или если указанное лицо полагает,
что сведения получены не в полном
объеме, оно вправе обжаловать это
в судебном порядке. В процессе рассмотрения
дела в суде обязанность доказывать
обоснованность отказа в предоставлении
этому лицу сведений, в том числе
в полном объеме, возлагается на
соответствующий орган, осуществляющий
оперативно-розыскную деятельность.
В целях обеспечения полноты
и всесторонности рассмотрения дела
орган, осуществляющий оперативно-розыскную
деятельность, обязан предоставить судье
по его требованию оперативно-служебные
документы, содержащие информацию о
сведениях, в предоставлении которых
было отказано заявителю, за исключением
сведений о лицах, внедренных в организованные
преступные группы, о штатных негласных
сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность,
и о лицах, оказывающих им содействие
на конфиденциальной основе.
В случае признания необоснованным
решения органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность,
об отказе в предоставлении необходимых
сведений заявителю судья может
обязать указанный орган предоставить
заявителю сведения, предусмотренные
частью третьей настоящей статьи.
Полученные в результате
проведения оперативно-розыскных мероприятий
материалы в отношении лиц, виновность
которых в совершении преступления
не доказана в установленном законом
порядке, хранятся один год, а затем
уничтожаются, если служебные интересы
или правосудие не требуют иного.
За три месяца до дня уничтожения
материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных
мероприятий, проведенных на основании
судебного решения, об этом уведомляется
соответствующий судья.
Органам (должностным лицам),
осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, запрещается:
- проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;
- принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
- разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
При нарушении органом (должностным
лицом), осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, прав и законных интересов
физических и юридических лиц
вышестоящий орган, прокурор либо судья
в соответствии с законодательством
Российской Федерации обязаны принять
меры по восстановлению этих прав и
законных интересов, возмещению причиненного
вреда.
Нарушения настоящего Федерального
закона при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности влекут ответственность,
предусмотренную законодательством
Российской Федерации.
Глава II. Проведение
оперативно-розыскных мероприятий
Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
При осуществлении оперативно-розыскной
деятельности проводятся следующие
оперативно-розыскные мероприятия:
[Федеральным законом от 5 января
1999 г. N 6-ФЗ в пункт 1 части первой статьи
6 настоящего Федерального закона внесены
изменения]
- Опрос.
- Наведение справок.
- Сбор образцов для сравнительного исследования.
- Проверочная закупка.
- Исследование предметов и документов.
- Наблюдение.
- Отождествление личности.
- Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
- Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
- Прослушивание телефонных переговоров.
- Снятие информации с технических каналов связи.
- Оперативное внедрение.
- Контролируемая поставка.
- Оперативный эксперимент.
Приведенный перечень оперативно-розыскных
мероприятий может быть изменен
или дополнен только Федеральным
законом.
В ходе проведения оперативно-розыскных
мероприятий используются информационные
системы, видео- и аудиозапись, кино-
и фотосъемка, а также другие технические
и иные средства, не наносящие ущерб
жизни и здоровью людей и не
причиняющие вред окружающей среде.
Оперативно-розыскные мероприятия,
связанные с контролем почтовых
отправлений, телеграфных и иных
сообщений, прослушиванием телефонных
переговоров с подключением к
станционной аппаратуре предприятий,
учреждений и организаций независимо
от форм собственности, физических и
юридических лиц, предоставляющих
услуги и средства связи, со снятием
информации с технических каналов
связи, проводятся с использованием
оперативно-технических сил и
средств органов федеральной
службы безопасности, органов внутренних
дел и, в пределах своих полномочий,
федеральных органов налоговой
полиции в порядке, определяемом
межведомственными нормативными актами
или соглашениями между органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность.
[Федеральным законом от 30 декабря
1999 г. N 225-ФЗ в часть четвертую статьи 6
настоящего Федерального закона внесены
изменения]
[См. Указ Президента РФ от 1 сентября
1995 г. N 891 об упорядочении организации
и проведения оперативно-розыскных мероприятий
с использованием технических средств;
Технические требования к системе технических
средств по обеспечению функций оперативно-розыскных
мероприятий на электронных АТС (СОРМ),
приведенные в письме Минсвязи РФ от 11
ноября 1994 г. N 252-У; О взаимодействии предприятий
связи с органами, осуществляющими ОРД,
см. Федеральный закон от 16 февраля 1995
г. N 15-ФЗ "О связи"; Соглашение между
Минсвязи РФ и ФСБ РФ по вопросу внедрения
технических средств системы оперативно-розыскных
мероприятий на сетях электросвязи России,
утвержденное ФСБ РФ 20 января 1997 г., Минсвязи
РФ 22 января 1997 г.]
Должностные лица органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность,
решают ее задачи посредством личного
участия в организации и проведении
оперативно-розыскных мероприятий,
используя помощь должностных лиц
и специалистов, обладающих научными,
техническими и иными специальными
знаниями, а также отдельных граждан
с их согласия на гласной и негласной
основе.
Запрещается проведение оперативно-розыскных
мероприятий и использование
специальных и иных технических
средств, предназначенных (разработанных,
приспособленных, запрограммированных)
для негласного получения информации,
не уполномоченными на то настоящим
Федеральным законом физическими
и юридическими лицами.
Разработка, производство, реализация,
приобретение в целях продажи, ввоз
в Российскую Федерацию и вывоз
за ее пределы специальных технических
средств, предназначенных для негласного
получения информации, не уполномоченными
на осуществление оперативно-розыскной
деятельности физическими и юридическими
лицами подлежат лицензированию в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской
Федерации.
[О порядке лицензирования указанной
деятельности см. постановление Правительства
РФ от 1 июля 1996 г. N 770]
Перечень видов специальных
технических средств, предназначенных
для негласного получения информации
в процессе осуществления оперативно-розыскной
деятельности устанавливается Правительством
Российской Федерации.
[Указанный перечень утвержден
постановлением Правительства РФ от 1
июля 1996 г. N 770]
Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных
мероприятий
Основаниями для проведения
оперативно-розыскных мероприятий
являются:
- Наличие возбужденного уголовного дела.
- Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
- 1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
- 2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
- 3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
- 4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
- Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
- Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
- Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
- Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.