Методология и классификация криминологического прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:14, реферат

Краткое описание

Оперативно-розыскная деятельность -- вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее -- органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 40.89 Кб (Скачать)

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных  осуществлять оперативно-розыскную  деятельность, их полномочия, структуру  и организацию работы.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность, решают определенные настоящим  федеральным законом задачи исключительно  в пределах своих полномочий, установленных  соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Оперативные подразделения  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, вправе проводить совместно  с работниками уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации оперативно-розыскные  мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

При решении определенных настоящим Федеральным законом  задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

  1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.
  2. Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству.
  3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.
  4. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь. 
    [О взаимодействии Пограничных войск и органов внутренних дел в оперативно-розыскной деятельности см. Инструкцию, утвержденную приказом ФПС РФ и МВД РФ от 31 января 1995 г. N 57/42]
  5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
  6. Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Статья 15. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

При решении задач оперативно-розыскной  деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

  1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной военной экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
  2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
  3. Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.
  4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
  5. Создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Законные требования должностных  лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность либо воспрепятствование ее законному  осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством  Российской Федерации.

Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 
[О государственной защите должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность см. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ]

На должностных лиц  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников  тех органов, в штаты которых  указанные лица входят.

Никто не вправе вмешиваться  в законные действия должностных  лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, за исключением лиц, прямо  уполномоченных на то федеральным законом.

Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной  деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных  мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому  начальнику. При получении приказа  или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано  руководствоваться законом.

При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и  законных интересов, а также для  обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств  допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам  должностным лицом органа, осуществляющего  оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном  выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга.

Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность специальных заданий  в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников  указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных  лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность.

Глава IV. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность

Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Отдельные лица могут с  их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных  мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в  тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность, могут заключать контракты  с совершеннолетними дееспособными  лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии  и политических убеждений.

Органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту  депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных  представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность находятся под защитой  государства.

Государство гарантирует  лицам, изъявившим согласие содействовать  по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных  контрактом, в том числе гарантирует  правовую защиту, связанную с правомерным  выполнением указанными лицами общественного  долга или возложенных на них  обязанностей.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество  отдельных лиц в связи с  их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких, эти органы обязаны принять необходимые  меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и  привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации.

Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом  загладившее причиненный вред, освобождается  от уголовной ответственности в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступления или  установлении лиц, их совершивших, могут  получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы  вознаграждений и другие выплаты  налогами не облагаются и в декларациях  о доходах не указываются.

Период сотрудничества граждан  по контракту с органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность в качестве основного рода занятий, включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается  проведение специальных мероприятий  по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае гибели лица, сотрудничающего  по контракту с органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в  проведении оперативно-розыскных мероприятий  семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующего бюджета  выплачивается единовременное пособие  в размере десятилетнего денежного  содержания погибшего и в установленном  законом порядке назначается  пенсия по случаю потери кормильца.

При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших  в связи с его участием в  проведении оперативно-розыскных мероприятий  и исключающих для него возможность  дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, указанному лицу из средств  соответствующего бюджета выплачивается  единовременное пособие в размере  пятилетнего денежного содержания и в установленном законом  порядке назначается пенсия по инвалидности.

Глава V. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной  деятельности

Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

Государственным органам, оперативные  подразделения которых уполномочены осуществлять оперативно-розыскную  деятельность, выделяются из федерального бюджета финансовые средства, которые расходуются в порядке, устанавливаемом руководителями этих органов.

Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов  Российской Федерации вправе самостоятельно за счет собственных бюджетов и внебюджетных целевых фондов увеличивать размер средств, выделяемых органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на территории соответствующих субъектов  Российской Федерации.

Контроль за расходованием  финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную  деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность, а также специально уполномоченными на то представителями  Министерства финансов Российской Федерации.

Глава VI. Контроль и надзор за оперативно-розыскной  деятельностью

Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Контроль за оперативно-розыскной  деятельностью осуществляют Президент  Российской Федерации, Федеральное  Собрание Российской Федерации, Правительство  Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Информация о работе Методология и классификация криминологического прогнозирования